-Метки

fun genus kenoticum genus majestaticum imago dei sola scriptura августин адиафора антиномизм антропология апологетика библия благовестие богословие богословие креста большой катехизис вальтер вера видео власть меча вознесение вторая заповедь герхард грех добрые дела душа евангелие единство церкви епископ закон и евангелие зассе исповедь история лютеранства катехизис койнония конфессиональное лютеранство краут крест крещение ленски либерализм литургия любовь лютер лютеранство молитва мормоны небеса обожение общение с богом оправдание ординация женщин освящение пипер пипкорн писание питерс плоть поклонение предопределение пресвитер призвание причастие причастники божеского естества пройз проповедь противление власти псалмы возмездия псалтирь разум реальное присутствие салеска светская власть свобода священство всех верующих слово и таинства служение таинства теозис толкование библии хемниц христианская жизнь церковная дисциплина церковное пение церковный год церковь честертон энтузиасты

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Мартын_Лютый

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.05.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 3764


Проповедь на IV Воскресенье после Пасхи (Cantate)

Четверг, 29 Апреля 2010 г. 23:52 + в цитатник

Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. Сие заповедаю вам, да любите друг друга (Ин. 15:10-17).

 

Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа!

Четвертое воскресенье после Святой Пасхи в западной церковной традиции именуется Cantate — по первому слову латинского текста псалма, читавшегося в этот день на литургии:

Воспойте Господу новую песнь, ибо Он сотворил чудеса. Его десница и святая мышца Его доставили Ему победу. Явил Господь спасение Свое, открыл пред очами народов правду Свою. Вспомнил Он милость Свою и верность Свою к дому Израилеву. Все концы земли увидели спасение Бога нашего. Восклицайте Господу, вся земля; торжествуйте, веселитесь и пойте; пойте Господу с гуслями, с гуслями и с гласом псалмопения (Пс. 97:1-4)

Казалось бы, в этот день уместнее всего размышлять о чуде Искупления, раз и навсегда совершенного Господом на Голгофском кресте. Однако тексты Евангелия и Апостола, которые предписывает нам сегодня 3-й круг чтений, настойчиво предлагают нам обратить внимание внутрь самих себя — речь в них идет о радости, утешении и любви друг к другу.

I. РАДОСТЬ

Соблюдение заповедей и радость в человеческом уме плохо сочетаются друг с другом. И на то есть две причины. Во-первых, это наше плотские, греховные страсти, желания и привычки, которые идут вразрез с волей Божьей. Это порождает в нас чудовищный конфликт между «внутренним человеком», новым творением во Христе, и «внешним человеком», плотским и развращенным, о котором св. Павел пишет: «По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:22-24).

Во-вторых, это осознание того, что, даже одержав победу над «внешним человеком», мы все равно останемся слабыми и немощными людьми, неспособными исполнить волю Божью совершенным образом.

Каким же образом нам увязать радость с этой непосильной ношей Закона? Ответ кроется в том, что христиане — уже не рабы, слепо и против воли выполняющие повеления господина. Такая жизнь не только не радует, она убивает. К сожалению, огромное множество людей, именующих себя христианами, путают эту религию мертвых дел, рабство Закона, с евангельским христианством.

Подлинное же учение Христа говорит нам о том, что мы больше не рабы, но дети Божии, друзья Христу и братья друг другу. Это не значит, что мы теперь можем отбросить Божью волю и жить, как нам нравится. Напротив, это значит, что теперь, как послушные дети, мы от всего сердца хотим следовать Его воле, хотим бороться с искушениями плоти, мира и сатаны — но делаем это не рабски, из страха смерти и наказания (ведь во Христе Иисусе мы уже обрели свободу и спасения), но как свободные люди, по любви, из искреннего желания быть угодными Богу. Именно эта деятельная любовь к Богу и ближнему, именно это желание праведности и есть вернейшее свидетельство того, что мы дети Божьи, поскольку без благодатного действия Святого Духа обрести это невозможно.

Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12:1-2).

II. УТЕШЕНИЕ

Сознание того, что Господь уже искупил наши грехи и даровал нам спасение и вечную жизнь, — это невероятное утешение на земном пути, полном искушений и преткновений. Честно посмотрев на свою жизнь, на свои добрые дела, которыми мы подчас так гордимся, любой христианин вынужден будет признать печальную истину: если бы наше спасение зависело от нас, от нашего совершенства, если бы Господь хотя бы на минуту предоставил нас самим себе, мы в тот же миг отпали бы от благодати, были бы увлечены миром и погибли бы в пучине греха (2 Кор. 3:4-6). Отсюда и грозное предостережение св. Павла: «Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор. 10:12).

От мучений и сомнений нас спасают слова Господа: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал». Когда мы понимаем, что наше спасение с самого начала не зависело от наших сил и способностей, что мы всегда могли (и всегда будем) полагаться только на милость Божью, что мы никогда не станем настолько совершенными, чтобы не зависеть от Него, наша эгоцентризм, источник всех проблем и мучений, уходит и уступает место смирению, которое и производит в нашей душе мир и радость.

Могут ли христиане быть уверены в своем спасении? Могут и должны. Только важно понимать и никогда не забывать, что уверенность в спасении — это не уверенность в нашем собственном достоинстве или совершенстве, а уверенность в Том, Кто Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, уверенность в неизменной милости и любви Бога к нам, призванным по изволению Его любви.

Люди ведь обычно клянутся тем, кто выше их, и клятвой подтверждается конец любого среди них раздора. Вот почему Бог скрепил Свое обещание клятвой, пожелав еще яснее показать тем, кто получит обещанное, что воля Его неизменна. И эти две неизменные вещи, в которых Бог не может солгать, служат для нас, бежавших под Его покров, источником великой бодрости и побуждают крепко держаться той надежды, что у нас перед глазами. Надежда эта — словно якорь для души, крепкий и надежный, который входит внутрь святилища, за завесу, куда Иисус, Предтеча наш, вошел ради нас, став, подобно Мельхиседеку, Первосвященником навеки (Евр. 6:16-20, перевод В. Н. Кузнецовой).

III. ЛЮБОВЬ

Тема любви в сегодняшнем тексте Евангелия перекликается с предысторией к евангельскому тексту на воскресенье Jubilate, о котором мы с вами размышляли на прошлой неделе. Тогда, во время Тайной Вечери, посреди смятения, вызванного в душах учеников вестью о том, что Учитель скоро их покинет, и они не смогут последовать за Ним, Господь Иисус Христос сказал:

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13:34).

Снова и снова Господь повторяет эту простую фразу — как бы специально для того, чтобы она навеки врезалась в память учеников, которые в тот момент были озабочены совсем другими мыслями. Любить Бога значит соблюдать Его заповеди, а заповедь Его — чтобы мы любили друг друга.

В своем 1-м Соборном послании св. Иоанн Богослов так истолковывает эти слова Господа:

Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза (1 Ин. 2:9-11).

Ему вторит св. Петр в своем 2-м Соборном послании:

Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия… то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих (2 Пет. 1:3-9).

Обратите внимание на то, что и св. Иоанн, и св. Петр связывают отсутствие любви между верующими со слепотой — причем не с врожденной слепотой грешника, а с приобретенной слепотой верующего человека, который поддался на искушение и сделал сознательный выбор, закрыв глаза и позволив тьме ослепить ему глаза.

Но что в данном случае имеется в виду под «слепотой»? Св. Петр поясняет это словами: «…забыл об очищении прежних грехов своих». Верующий, в котором нет любви к ближнему, — это, прежде всего, человек, находящийся в обольщении. Это человек, который больше не видит Бога, не слышит Его голос в Писании, «почитает себя достигшим» (Фил. 3:13) и «почитает себя чем-то, будучи ничто» (Гал. 6:3). Он больше не терзается осознанием своих грехов, а потому (как ему кажется) не нуждается в Божьей милости.

Но какая связь между осознанием своей греховности и любовью к ближнему? Писание говорит, что прямая. В известной истории о женщине-грешнице, омывавшей ноги Христа своими слезами и отиравшей их своими волосами, Лука приводит такие слова Спасителя:

…кому мало прощается, тот мало любит (Лк. 7:47).

Только из искреннего покаяния, только из ясного осознания своего недостоинства и величия жертвы Христа рождается та христианская любовь, которая есть исполнение Закона, и по которой люди безошибочно могут узнать настоящих христиан.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня, по милости Божьей, те из нас, кто был крещен во имя Отца, Сына и Святого Духа, кто искренне верует, что Господь Иисус Христос умер за них и воскрес ради их оправдания, кто от всего сердца раскаивается в своих грехах перед лицом Божьим, приступят к Таинству Святого Причастия. Именно это Таинство является средоточием, квинтэссенцией всего, о чем мы размышляли сегодня.

Именно здесь мы обретаем радость в воспоминании о том, что наши грехи уже были раз и навсегда искуплены жертвой Иисуса Христа. Именно здесь мы еще раз сознаем, насколько мы недостойны той благодати, которую Бог ежедневно и ежечасно посылает нас. Именно здесь, исполняя Его повеление по вере, мы учимся слушаться Его воли не слепо, не рабски, а из любви и сыновнего послушания. И именно здесь, осознавая тяжесть своих грехов и величие Божьего прощения, мы обретаем любовь к ближнему.

Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба (1 Кор. 10:16-17).

















Рубрики:  Проповеди


Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку