Проповедь на IV Воскресенье после Пасхи (Cantate) |
Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. Сие заповедаю вам, да любите друг друга (Ин. 15:10-17).
Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа!
Четвертое воскресенье после Святой Пасхи в западной церковной традиции именуется Cantate — по первому слову латинского текста псалма, читавшегося в этот день на литургии:
Воспойте Господу новую песнь, ибо Он сотворил чудеса. Его десница и святая мышца Его доставили Ему победу. Явил Господь спасение Свое, открыл пред очами народов правду Свою. Вспомнил Он милость Свою и верность Свою к дому Израилеву. Все концы земли увидели спасение Бога нашего. Восклицайте Господу, вся земля; торжествуйте, веселитесь и пойте; пойте Господу с гуслями, с гуслями и с гласом псалмопения (Пс. 97:1-4)
Казалось бы, в этот день уместнее всего размышлять о чуде Искупления, раз и навсегда совершенного Господом на Голгофском кресте. Однако тексты Евангелия и Апостола, которые предписывает нам сегодня 3-й круг чтений, настойчиво предлагают нам обратить внимание внутрь самих себя — речь в них идет о радости, утешении и любви друг к другу.
I. РАДОСТЬ
Соблюдение заповедей и радость в человеческом уме плохо сочетаются друг с другом. И на то есть две причины. Во-первых, это наше плотские, греховные страсти, желания и привычки, которые идут вразрез с волей Божьей. Это порождает в нас чудовищный конфликт между «внутренним человеком», новым творением во Христе, и «внешним человеком», плотским и развращенным, о котором св. Павел пишет: «По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:22-24).
Во-вторых, это осознание того, что, даже одержав победу над «внешним человеком», мы все равно останемся слабыми и немощными людьми, неспособными исполнить волю Божью совершенным образом.
Каким же образом нам увязать радость с этой непосильной ношей Закона? Ответ кроется в том, что христиане — уже не рабы, слепо и против воли выполняющие повеления господина. Такая жизнь не только не радует, она убивает. К сожалению, огромное множество людей, именующих себя христианами, путают эту религию мертвых дел, рабство Закона, с евангельским христианством.
Подлинное же учение Христа говорит нам о том, что мы больше не рабы, но дети Божии, друзья Христу и братья друг другу. Это не значит, что мы теперь можем отбросить Божью волю и жить, как нам нравится. Напротив, это значит, что теперь, как послушные дети, мы от всего сердца хотим следовать Его воле, хотим бороться с искушениями плоти, мира и сатаны — но делаем это не рабски, из страха смерти и наказания (ведь во Христе Иисусе мы уже обрели свободу и спасения), но как свободные люди, по любви, из искреннего желания быть угодными Богу. Именно эта деятельная любовь к Богу и ближнему, именно это желание праведности и есть вернейшее свидетельство того, что мы дети Божьи, поскольку без благодатного действия Святого Духа обрести это невозможно.
Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12:1-2).
II. УТЕШЕНИЕ
Сознание того, что Господь уже искупил наши грехи и даровал нам спасение и вечную жизнь, — это невероятное утешение на земном пути, полном искушений и преткновений. Честно посмотрев на свою жизнь, на свои добрые дела, которыми мы подчас так гордимся, любой христианин вынужден будет признать печальную истину: если бы наше спасение зависело от нас, от нашего совершенства, если бы Господь хотя бы на минуту предоставил нас самим себе, мы в тот же миг отпали бы от благодати, были бы увлечены миром и погибли бы в пучине греха (2 Кор. 3:4-6). Отсюда и грозное предостережение св. Павла: «Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор. 10:12).
От мучений и сомнений нас спасают слова Господа: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал». Когда мы понимаем, что наше спасение с самого начала не зависело от наших сил и способностей, что мы всегда могли (и всегда будем) полагаться только на милость Божью, что мы никогда не станем настолько совершенными, чтобы не зависеть от Него, наша эгоцентризм, источник всех проблем и мучений, уходит и уступает место смирению, которое и производит в нашей душе мир и радость.
Могут ли христиане быть уверены в своем спасении? Могут и должны. Только важно понимать и никогда не забывать, что уверенность в спасении — это не уверенность в нашем собственном достоинстве или совершенстве, а уверенность в Том, Кто Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, уверенность в неизменной милости и любви Бога к нам, призванным по изволению Его любви.
Люди ведь обычно клянутся тем, кто выше их, и клятвой подтверждается конец любого среди них раздора. Вот почему Бог скрепил Свое обещание клятвой, пожелав еще яснее показать тем, кто получит обещанное, что воля Его неизменна. И эти две неизменные вещи, в которых Бог не может солгать, служат для нас, бежавших под Его покров, источником великой бодрости и побуждают крепко держаться той надежды, что у нас перед глазами. Надежда эта — словно якорь для души, крепкий и надежный, который входит внутрь святилища, за завесу, куда Иисус, Предтеча наш, вошел ради нас, став, подобно Мельхиседеку, Первосвященником навеки (Евр. 6:16-20, перевод В. Н. Кузнецовой).
III. ЛЮБОВЬ
Тема любви в сегодняшнем тексте Евангелия перекликается с предысторией к евангельскому тексту на воскресенье Jubilate, о котором мы с вами размышляли на прошлой неделе. Тогда, во время Тайной Вечери, посреди смятения, вызванного в душах учеников вестью о том, что Учитель скоро их покинет, и они не смогут последовать за Ним, Господь Иисус Христос сказал:
Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13:34).
Снова и снова Господь повторяет эту простую фразу — как бы специально для того, чтобы она навеки врезалась в память учеников, которые в тот момент были озабочены совсем другими мыслями. Любить Бога значит соблюдать Его заповеди, а заповедь Его — чтобы мы любили друг друга.
В своем 1-м Соборном послании св. Иоанн Богослов так истолковывает эти слова Господа:
Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза (1 Ин. 2:9-11).
Ему вторит св. Петр в своем 2-м Соборном послании:
Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия… то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих (2 Пет. 1:3-9).
Обратите внимание на то, что и св. Иоанн, и св. Петр связывают отсутствие любви между верующими со слепотой — причем не с врожденной слепотой грешника, а с приобретенной слепотой верующего человека, который поддался на искушение и сделал сознательный выбор, закрыв глаза и позволив тьме ослепить ему глаза.
Но что в данном случае имеется в виду под «слепотой»? Св. Петр поясняет это словами: «…забыл об очищении прежних грехов своих». Верующий, в котором нет любви к ближнему, — это, прежде всего, человек, находящийся в обольщении. Это человек, который больше не видит Бога, не слышит Его голос в Писании, «почитает себя достигшим» (Фил. 3:13) и «почитает себя чем-то, будучи ничто» (Гал. 6:3). Он больше не терзается осознанием своих грехов, а потому (как ему кажется) не нуждается в Божьей милости.
Но какая связь между осознанием своей греховности и любовью к ближнему? Писание говорит, что прямая. В известной истории о женщине-грешнице, омывавшей ноги Христа своими слезами и отиравшей их своими волосами, Лука приводит такие слова Спасителя:
…кому мало прощается, тот мало любит (Лк. 7:47).
Только из искреннего покаяния, только из ясного осознания своего недостоинства и величия жертвы Христа рождается та христианская любовь, которая есть исполнение Закона, и по которой люди безошибочно могут узнать настоящих христиан.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня, по милости Божьей, те из нас, кто был крещен во имя Отца, Сына и Святого Духа, кто искренне верует, что Господь Иисус Христос умер за них и воскрес ради их оправдания, кто от всего сердца раскаивается в своих грехах перед лицом Божьим, приступят к Таинству Святого Причастия. Именно это Таинство является средоточием, квинтэссенцией всего, о чем мы размышляли сегодня.
Именно здесь мы обретаем радость в воспоминании о том, что наши грехи уже были раз и навсегда искуплены жертвой Иисуса Христа. Именно здесь мы еще раз сознаем, насколько мы недостойны той благодати, которую Бог ежедневно и ежечасно посылает нас. Именно здесь, исполняя Его повеление по вере, мы учимся слушаться Его воли не слепо, не рабски, а из любви и сыновнего послушания. И именно здесь, осознавая тяжесть своих грехов и величие Божьего прощения, мы обретаем любовь к ближнему.
Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба (1 Кор. 10:16-17).
Рубрики: | Проповеди |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |