Лютер о разводе и повторном браке... |
Но ты спросишь: "В таком случае нет ни одной законной причины для развода и повторного вступления в брак человека и его жены?" Ответ: как здесь, так и в Матфея 19:9 Христос устанавливает только одну причину, которая именуется прелюбодеянием; и называет Он ее на основании Закона Моисеева, который наказывает прелюбодеяние смертью (Лев. 20:10). Поскольку только смерть может разорвать узы супружества и освободить тебя, прелюбодейца уже разведен не человеком, а Самим Богом и отделен не только от жены своей, но и от самой этой жизни. Своим прелюбодеянием он развел себя с женой и расторг узы своего супружества. У него не было права делать ни то, ни другое, и потому он сам навлек на себя смерть в том смысле, что пред Богом он уже мертв, даже если судья и не приговорил его к казни. Поскольку в этом случае развод совершает Бог, другой супруг совершенно свободен и не обязан, если только он сам не захочет, сохранять отношения с супругом, нарушившим супружеский обет.
Мы не поощряем такие разводы и не запрещаем их, но оставляем их на усмотрение правительства; и мы подчиняемся всему, что предписывает на сей счет светский закон. Тем же, кто действительно хочет поступить по-христиански, мы даем такой совет. Обоих супругов следует увещевать и убеждать остаться вместе. Если виновный смирится и изменится, невиновная сторона должна позволить, чтобы ее примирили с ним, и простить его в христианской любви. Иногда надежды на улучшение нет, или примирение с виновным и его милосердное восстановление приводят лишь к тому, что он злоупотребляет этой добротой. Он упорствует в своем вопиюще распутном поведении и принимает за должное, что его должны помиловать и простить. Я бы не посоветовал и не предложил проявлять милость к такому человеку; скорее, я бы поспособствовал тому, чтобы его высекли или поместили в тюрьму. Ибо одна оплошность еще простительна, но грех, который воспринимает милость и прощение как должное, нестерпим. Так или иначе, как мы уже сказали, никто не должен считать себя обязанным принять обратно известную проститутку или прелюбодейцу, если не хочет или не может в силу отвращения сделать этого. Мы читаем (Мф. 1:19), что, хотя Иосиф был богобоязненным человеком, он не захотел принять Марию, обрученную ему жену, когда увидел, что она беременна; и Писание восхваляет его за то, что он "хотел тайно отпустить ее" вместо того, чтобы пожаловаться на нее и потребовать наказания, на что имел все права.
Еще один повод для развода заключается в следующем: когда один супруг оставляет другого, т. е. убегает от него по причине простой раздражительности. Например, если женщина-язычница имеет мужа-христианина, или, как это иногда происходит сегодня, один супруг является евангелическим христианином, а другой нет, возможен ли развод в таком случае? Павел рассматривает этот вопрос в 1 Коринфянам 7:13-15 и приходит к следующему выводу: если один супруг согласен сохранить брак, другой должен остаться с ним; даже если они не единодушны в вопросах вероисповедания, вера не должна расторгнуть узы супружества. Если же случаться так, что другой супруг просто откажется оставаться в браке, отпусти его; у тебя нет ни долга, ни обязанности оставаться с ним. Однако в наши дни иногда случается так, что какой-нибудь бездельник оставляет жену без ее ведома и согласия, бросив свой дом и семью, жену и детей и уйдя на два или три года или настолько, насколько ему заблагорассудится. После того, как он посеял свое дикое семя и растратил свое имущество, он решает вернуться домой и жить как раньше. И что же, другой супруг должен его ждать столько, сколько тому заблагорассудится отсутствовать, а потом вновь принять его в дом? Такого бездельника следует выгнать не только из дома и семьи, но и из страны. Если он отказывается вернуться в семью после уговоров и по прошествии достаточного времени, другой супруг должен считаться полностью свободным. Подобные бездельники гораздо хуже язычников и неверующих (1 Тим. 5:8); он еще хуже мерзкого прелюбодейцы, который однажды споткнулся, но может исправиться и быть столь же верным своей жене, как и прежде. Этот же человек поступает со своим супружеством, как ему захочется. Он не видит в жене и детях своих обязанностей по отношению к семье, но считает само собой разумеющимся, что его примут, если ему заблагорассудится вернуться.
Вот, как это должно быть: всякий, кто хочет иметь жену и детей, должен оставаться с ними; он должен вместе с ними переносит радости и тяготы до конца жизни своей. Если он отказывается это делать, ему следует сказать, что он должен это делать; в противном случае он будет навсегда лишен жены, семьи и дома. Там, где эти поводы отсутствуют, прочие оплошности и недостатки не должны быть ни препятствием к сохранению брака, ни причиной для развода - такие вещи, как ссоры и прочее. Но если развод случился, говорит св. Павел, оба супруга должны остаться безбрачными.
- Мартин Лютер. Толкование на V главу Евангелия от Матфея
Рубрики: | Цитаты |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |