https://zen.yandex.ru/media/id/5bb462a435327000aed...o-oni-5d99d7805eb26800ad095c88
"интересно вспомнить теорию Марии Гимбутас, чья «курганная гипотеза» происхождения индоевропейцев является наиболее авторитетной по сей день, не говоря о ее исследованиях балтов. Так как в доиндоевропейских поселениях неолита и энеолита (с 6500-5500 годов до н.э. до 4500-4300 годов до н.э.) отсутствовали находки боевого оружия, крупных конфликтов, значительных укреплений, больших захоронений вождей, она сделала вывод о том, что эти общества были мирными земледельческими общинами, в которых женщины имели равные с мужчинами права.
Фатьяновская культура входит в круг культур шнуровой керамики, носителей которых соотносят с лесными индоевропейцами – предками германцев, славян, балтов и пр. Южнее локализуются родственные им племена степных ираноязычных индоевропейцев, которых соотносят с ямной культурой.
Фатьяновская культура входит в круг культур шнуровой керамики, носителей которых соотносят с лесными индоевропейцами – предками германцев, славян, балтов и пр. Южнее локализуются родственные им племена степных ираноязычных индоевропейцев, которых соотносят с ямной культурой.
Однако все изменилось с приходом индоевропейцев – вооруженных кинжалами, копьями, луками и стрелами скотоводов с патриархальным укладом и жесткой иерархией общества. Эти теории Мария Гимбутас развивала в своих работах «Богини и боги Старой Европы» (1974) и «Язык Богини» (1989), «Цивилизация Великой Богини» (1991). Если ее предположения были верны, хотя их нередко осуждают как чисто феминистские суждения, не исключено, что у фатьяновцев также встречались подобные пережитки если не матриархального, то эгалитарного общества.
План раскопок поселения Царицыно-1 (Церера). (Автор – Н.А. Кренке).
План раскопок поселения Царицыно-1 (Церера). (Автор – Н.А. Кренке).
В этом свете поселение Царицыно-1 представляет собой классическое городище, расположенное в труднодоступном месте и, более того, укрепленное рвом не позднее конца I тыс. до н.э. На холме над долиной реки Язвенки обнаружены чисто мужские предметы - так называемые перфораторы, скол с лезвия полированного топора и половинка двушипной стрелы.
Современный вид холма, где находилось поселение Царицыно-1 (Церера). (Фото автора).
Современный вид холма, где находилось поселение Царицыно-1 (Церера). (Фото автора).
Современный в
Современный вид с холма, где находилось поселение Царицыно-1 (Церера), на долину реки Язвенки. Слева виден древний валун, предположительно объект поклонения у фатьяновцев, дьяковцев и вятичей. (Фото автора).
С другой стороны, его расположение в глубине лесной зоны, а не у лугов по берегам крупной реки, говорит о том, что его жители активно занимались не столько скотоводством, сколько подсечно-огневым земледелием, причем как фатьяновцы, так и сменившие их дьяковцы. И именно в этих местах затем было найдено множество поселений вятичей, в хозяйстве которых преобладало земледелие. В любом случае, ученым предстоит еще немало открытий о жизни первых «европейцев» на территории современной Центральной России.
Фото холма, где находилось городище, и находки фатьяновской культуры с поселения Царицыно-1 (Церера). (Автор – Н.А. Кренке).
Фото холма, где находилось городище, и находки фатьяновской культуры с поселения Царицыно-1 (Церера). (Автор – Н.А. Кренке).
О Дьяковом городище в московском парке Коломенское читайте здесь.
О курганах вятичей в московском парке Царицыно читайте здесь.
О первых известных жителях малых городов России читайте здесь.
Об истории балтов читайте здесь.
О языческом капище балтов Чертово городище недалеко от Оптиной пустыни читайте здесь.
О культе священных Синих камней у финно-угров и восточных славян читайте здесь.