
Заслуга Леонида Гайдая перед Родиной не только в том, что он снял несколько комедий, над которыми ее сыны и дочери до сих пор смеются, но и в возвращении матери-Родине блудного сына — очкарика!
Она его, очкарика, ох как не любила, считала уже вовсе и не своим, а из «жидов и скубентов», то есть под забором во грехе от жида же и скубента зачатым, а вот те на — сын все ж таки, хоть и приблудный, а чем-то и других не хуже.
Это я, вы поняли, об очкастом хиляке Шурике, который благодаря Гайдаю вдруг приглянулся братьям его и сестрам, законным детям Родины. Вдруг выяснилось в результате проведенных Гайдаем и его съемочной группой захвата операций «Ы» и «Кавказская пленница», что этот доселе подозревавшийся в злокозненности и вредительстве против советского народа «интеллигент» вовсе даже и не враг, а социально близкий — например, может, как мы, надраться до возможного разрушения древнего храма (это выявила «Кавказская пленница»), а может и экспроприировать экспроприатора, но сам потом на одном кефире при этом сидеть, как мы же и сидели («Операция «Ы»).
В общем, в соответствии с духом оттепельных 60-х Гайдай многих реабилитировал. И даже не каких-то отдельных настрадавшихся личностей, а целое сословие. После его «Кавказской пленницы» я уже не слышал упреков в том, что ношу очки. А до этого слышал. Хорошо (в отличие от видеть) слышал! Шурик вдруг стал народу Родины социально близким, несмотря на очки, и на нас, других очкариков, это распространилось. Замечу, несмотря на (какой неслучайный оборот!) то, что человек, носящий очки, объективно неприятен окружающим.
Тому доказательство: мой друг, известный журналист, несколько лет назад ходил в таинственную лабораторию, где уже тогда фиксировали все биопольные излучения человека, так вот (!), выяснилось, что очки часть этих излучений экранируют. И можно ли после этого сомневаться в общенародной правоте: «ну смотрим мы ему в глаза, смотрим: шпион не шпион, — а он чего-то искреннего, нашего, не излучает…».
Гайдай с помощью киноэкрана снял экран с очков! Минус (какой бы ни был!) на минус дает плюс, кажется, это помнят не одни очкарики.
Но Гайдай сделал больше. Он первым в СССР показал зарождение в недрах в целом здорового общества небольшой, но вредной для этого общества оргпреступности. Трус, Балбес и Бывалый — вот прообраз ОПГ, терзавших нашу страну в лихие 90-е и дотерзывающих кое-где у нас порой ее до сего дня. Понятно, что потом, после фильмов Гайдая, судьба их, первых трусливо-балбесных ОПГ, была печальна. Куда им до солнцевских или подольских!..
А, кстати, какова судьба других персонажей великого комедиографа?
Понятно, что герой Миронова из «Бриллиантовой руки» стал пресс-секретарем человека с перстнем и лотерейным билетом (оттуда же), а герой Папанова из все той же «Бриллиантовой руки» стал его, который с перстнем, охранником. Ну а сам он (с перстнем, не свойственным истинно советскому человеку), наименее внятный из всех персонажей Гайдая, сделался, понятное дело, олигархом. Может, уже и какой английский футбольный клуб прикупил.
Нина выиграла один из первых в СССР конкурсов красоты — не дай бог, кто-то плеснул ей кислотой в лицо… Нет! Недавно где-то видел Наталью Варлей — с ней вроде бы все в порядке.
А с героиней Мордюковой из той же «… руки» точно все ОК! Работает в системе ЖСК — не бедствует, о моральном облике подведомственных жильцов больше не беспокоится — только о материальном.
Шурик? Ну — мы это уже знаем по более позднему гайдаевскому эпосу «Иван Васильевич меняет профессию» — стал большим ученым. Сейчас в Штатах, в Кремниевой долине. Говорят, машина времени почти готова. Нобелевский комитет думает, можно ли его изобретение сопоставить по масштабу с расшифровкой генома человека. Но Шурик и без Нобелевки в порядке.
Как и господин Шпак (из «Василича») — открыл частную зубоврачебную клинику.
Отдельно о судьбе лиц кавказской национальности из «Кавказской (же. — О.Х.) пленницы». Их судьба неизвестна. Ошибка режиссера Гайдая заключается в том, что он не указал (видать, по в целом несвойственной ему халатности), в какой именно из кавказских республик происходили заснятые им события. Поэтому мы не можем с точностью проследить дальнейшие судьбы героев Мкртчяна и Этуша.
Знаем только, что Фрунзика уже нет в живых, а господин Этуш, слава Аллаху, здравствует и живет в Москве, в своей, по-видимому, все еще обширной диаспоре.
Да, что касается героя Юрия Никулина из «Бриллиантовой руки». Ну что тут можно сказать?.. Главное — по-прежнему иногда напевает в палатках возле метро свою песенку про зайцев (из динамиков). И еще — давно не удивляется стоящим на панели девушкам, хотя по-прежнему их пугливо обходит. Кстати, дело тут не в деньгах — пусть их у него и нет. Дело в «облико морале»! Он не потерял этот "облико", хоть и помыкался в 90-х. Даже сигареты у того же метро пытался продавать, но все себе в убыток — стреляли у него сигареты, а он давал. Конечно, бесплатно… Сейчас сторожит какой-то офис — и доволен, все же прибавка к пенсии. Недавно подошел к нему человек, похожий на Миронова, — спрашивал про охрану офиса, надежна ли, и звал с собой на рыбалку. Наверное, поедет…
Вот примерно такова судьба людей, которым путевку в жизнь дал режиссер Леонид Гайдай. А самого его с нами уже, к сожалению, нет. Подумать, всего-то 85 было бы. Для такого жизнелюбца — не возраст. Жалко! После него (ушел в 1993-м) у нас почему-то нет "самых лучших фильмов" - комедий. Есть только юмор, который ниже плинтуса, хотя и спонсирован телеканалами и радиостанциями.
©