
В пятницу, в предпоследний день кинофестиваля «Сталкер», я посмотрел в залах Дома Кино четыре фильма: «Нулевой километр», «Милосердный», «Жестокость» и «Кремень».
Все эти фильмы заслуживают зрительского интереса, просмотра и рецензий.
Но сейчас мне хочется написать о фильме режиссера Марины Любаковой «Жестокость».
Фильм «Жестокость», на мой взгляд, можно рассматривать как попытку осмысления проблемы, нашедшей отражение в голливудских фильмах «Тельма и Луиза» и «Монстр», но в родных интерьерах, с национальными особенностями. Правда, если быть подозрительным, то его можно расценить и как попытку использовать сюжет, давший в том же Голливуде хорошую «кассу» с многочисленными призами.
Краткое содержание действительно можно изложить кратко: Трудный подросток Вика (Бегунова) и начальница юридического отдела Зоя Андреевна (Литвинова) затевают непродуманную, сочиняемую на бегу криминальную операцию, чтобы отомстить бывшему любовнику Зои и мужикам вообще.
Из-за чего заварилась вообще эта горячая кашка? Девочку Вику бросил мальчик, у которого оказалась другая девочка, которую он предпочел при сравнении. Девочка Вика не возвращает своему бывшему мальчику фотоаппарат “Nicon” и наблюдает с чердака через его объектив за жизнью людей в доме напротив. Увидев в одном из окон мужчину, элегантно лавирующего между женой и любовницей, живущими в соседних подъездах, она решает навести справедливость, как ее понимает, хотя бы чужой личной жизни, раз своя не сложилась.
Кстати, фирма “Nicon” в неоплатном долгу за рекламу своего детища. Если оптические возможности фотоаппарата таковы, как они изображены в киноленте, то я поменяю свой верный “Canon” на их продукцию, а режиссер Любакова должна будет получить свои комиссионные.
У подростков, тем более из неблагополучных семей, энергии хоть отбавляй. Вот девочка Вика и сбивает с панталыку взрослую женщину, лишая ее иллюзии счастливой личной жизни. А человека, выбитого из седла размеренного привычного существования, очень несложно заставить поступать так, как он в обычной жизни никогда бы не поступил. Дальше начинается бег с препятствиями по сильно пересеченной местности, сопровождающийся правонарушениями. Финал прост, как медная монета: незадачливая юристка, решившая поменять образ жизни, месит кирзачами грязь на зоне, а счастливая авантюристка живет в свое удовольствие.
И это логично, поскольку с самого начала ею двигал не альтруизм, а желание отомстить кому-то за свои «нескладушки» в жизни и получить много-много денег для этой самой жизни в свое удовольствие.
Девочка Вика отнюдь не жестока. Дети просто не знают, что такое боль. Поэтому, легко и не задумываясь, поступают так, как человек, ощутивший хотя бы в первом приближении последствия таких действий, уже, как правило, не поступает. Вика знала, чего хотела. Примерно знала, как этого добиться. Вот и добилась. Отсюда и радостная улыбка в финале. В семнадцатилетнем возрасте и вы бы так улыбались, добившись своего.
Фильм наводит на печальные размышления по ряду причин. Во-первых, посмотрев этот фильм, определенный слой подростков получит невербальный сигнал: «так можно, потому что получается». У них не получится, но сводки происшествий они пополнят.
Во-вторых, меня огорчает одобрительный гул в зале после реплики Литвиновой: «Жить с мужчиной – это тяжелая работа». А с женщиной? А вообще кому-то жить легко? (Тем более в России)
К чему разжигание этого межполового антагонизма? Кому эта реплика улучшит личную или семейную жизнь? Женщинам? Вряд ли. Мужчинам? Уж тем более нет. А одобрительный гул в зале есть.
И, в-третьих, радостно улюлюкающий зал в момент падения белой иномарки с обрыва, куда ее сбрасывают героини фильма, наводит на печальные размышления о массовой задержке в развитии значительной доли аудитории, поскольку радость от разрушения получают в норме лишь дети, познающие таким образом мир.
Несчастные люди. Несчастный подросток Вика, у которой когда-нибудь кончатся деньги, а следующая авантюра может уже не сложиться, или напарник ее саму «напарит», будучи опытнее и циничнее. Несчастная Зоя Андреевна, которая мотает долгий срок и никогда уже не станет опять не только начальником юридического отдела, но и просто юристом, а значит и того уровня жизни, который имела, уже не достигнет. Несчастный безымянный муж и любовник, потерявший и работу, и машину, и загородный дом из-за краха личной жизни подростка и отсутствия привычки любовницы зашторивать окна. Несчастные зрители, которые некритично воспримут этот фильм.
Но фильм, тем не менее, хороший и нужный, если его правильно понять. Зашторивайте окна, господа…
торрио