Приехала японская делегация на российский часовой завод.
Японцы смотрели, вежливо улыбались, качали головами.
Директор часового завода спросил: «Мы сильно от вас отстали?»
Японцы вежливо ответили: «Навсегда».
(анекдот)
На первый взгляд на российском телевидении царят законы рынка — качество продукта отражается в рейтинге, а рейтинг монетизируется в рекламных расценках. Все, вроде бы просто — делай рейтинговый продукт и получай заказы от федеральных каналов. Которые спят и видят, как этот самый рейтинговый продукт купить. Теоретически. На практике же происходит следующее — когда конкретный производитель контента пытается продать конкретный проект конкретному менеджеру на канале, он довольно быстро приходит к пониманию, что без отката он ровно ни черта не продаст. Причем процент отката, как говорят злые языки, варьируется в солидном диапазоне от тридцати до шестидесяти, что для довольно сдержанного бюджета среднего сериала — огромное бремя. То есть человек, задача которого пропускать на канал качественную продукцию, выстраивает втайне от руководства (или нет?) дополнительную дверцу, за открытие которой берет нехилую сумму. Вроде бы пустяк, но последствия катастрофические. Этот частный, казалось бы, случай встречи производителя и канализационного менеджера имеет, во-первых, системную регулярность и, что страшнее, системные же последствия.
Для производителя происходит решительная смена приоритетов — качество окончательно перестает быть для него важным - продукт фактически уже принят каналом - откат зафиксировал сделку. Понятно, что производитель не ангел и из остатков бюджета еще намерен выкроить себе чего-нибудь на воротник. Глядя вверх и среднее звено администрации тащит на производстве так, что шуба заворачивается. В этих условиях для производителя главное не обеспечить качество результата, а, в принципе, обеспечить какой бы то ни было результат при тех студенческих бюджетах, которые остаются на производство непосредственно. Таким образом, чтобы продукт хоть как-то состоялся, сериал приходится снимать в собственной квартире со своей домработницей в главной роли, по сценарию, написанному женой, которая, по счастью, некогда закончила училище культуры в городе Воронеже. Конечно, когда подобный результат приносят менеджеру, сыто переваривающему свои, скажем, пятьдесят (!) процентов бюджета, он кривится и говорит — чего-то не очень. Хотелось бы получше. Как-то не очень качественно вы сняли. Возможно, будет низкий рейтинг у продукта. Что мы не очень любим. Производитель для вида пугается и горячо доказывает обратное — мол рейтинг будет ого-го! И все все понимают — продукт на канал конечно пройдет и будет следующий, потому что главный результат этого процесса — не рейтинг, а откат в кармане у менеджера. Но самое смешное, что и рейтинг у этого произведения будет! Почему? Да потому что процент отката на всех каналах примерно одинаков и качество, соответственно, везде одинаковое — ниже плинтуса. Бедняге зрителю выбирать особо не из чего. К счастью для нашего менеджера к западным героям наш телезритель эмпатию пока испытывать не научился — рейтинги западных сериалов конкуренции нашим не составляют.
Ну, и ладно, скажете вы, а в чем ужас ситуации? Результат же всех устраивает — и продюсера, и менеджера, и зрителя, и канал! В этом блестяще отлаженном производственном механизме, кажется, нет пострадавших? Есть! Страдает огромное профессиональное сообщество кинематографистов, куда входят постановщики всех мастей, композиторы, сценаристы, актеры и множество производственных цехов, в которых трудятся уникальные (буквально) профессионалы. В этом сообществе не первый десяток лет идет отрицательный отбор. Люди отбираются не по принципу качества работы, а по принципу цены-качества. Причем цена настолько лидирует в приоритетах, что для целого слоя кинематографических специалистов путь на производство (телевизионное) сегодня закрыт. Сценариста могут лично попросить вычеркнуть из очередной серии сценария эпизодическую героиню только за то, что актриса, исполняющая ее роль (неплохая) стоит чуть дороже планки (низкой). Понятно, что следующим из сметы вычеркнут его, по той же причине. Подобный отбор гонит на съемочную площадку одаренных новичков, которые готовы работать по таджикскому прейскуранту. Что, с одной стороны, не так уж плохо. У молодых ребят будет возможность подучиться непосредственно на производстве — такая возможность для начинающего кинематографиста дорогого стоит. Но! У кого они будут учиться?! Все учителя пьют горькую по домам в ожидании честного менеджера на канале. Продюсеры профессионалов не могут себе позволить в силу высокой цены. Учиться новобранцы будут у таких же мастеров, как они сами, обученных исключительно скорострельности. Плохое от хорошего эти ребята отличить могут едва.
И вот это самый неприятный результат канализационного отката. Мельчает профессиональная среда. Общий уровень кинематографических возможностей страны падает. Чем это нам грозит в долгосрочной перспективе? Тут все от зрителя зависит. Предположим страшное - сегодняшний зритель федеральных каналов скончался — он уже пожилой и законам природы это предположение не противоречит. На его место приходит другой зритель — тот, который сейчас смотрит «Лост», «Теорию большого взрыва» и другие западные сериалы, т.е. уже готовый испытывать эмпатию к западному герою. Это будет значить, что рейтинги западных сериалов на телевизоре решительно вырастут и российским сериалам придется с ними конкурировать. Смогут ли они это сделать через пятнадцать лет? Ответ очевиден. Производство сериалов ждет судьба АвтоВАЗа. Только без государственной поддержки. Хорошо это или нет, не знаю, но только это еще один шаг в сторону страны-потребителя, а не производителя. И его в России делают сейчас.
(c)