Я набрел (спасибо моему ПЧ и собеседнику
Violent_Vertigo) на архиинтересное интервью ученого, занимающегося антропологией. Как минимум, оно может служить "Информацией к размышлению".
***
— Борис Андреевич, с чего начались ваши исследования?
— Как ни странно, с шуточного спора. В компании коллег обсуждались теории Лесгафта о различиях между людьми. В то время я писал сатирический роман «Царь-Город» — своеобразное продолжение щедринской «Истории одного города», только о советском времени. И возникла мысль сочинить памфлет на человечество, погрязшее в насилии
и наживе; доказать, шутки ради, что кроме людей, есть также и скрывающиеся среди нас нелюди. Все коллеги соглашались, что среди нас есть выродки и мерзавцы, но в чем причина, никто не понимал. Однако я стал находить совершенно реальные обоснования своим постулатам. В моей шутке, как и во всякой другой, оказалась лишь доля шутки...
Люди — единственный биологический вид, внутри которого систематически практикуется крупномасштабное, рационально не объяснимое, взаимное умерщвление. Люди также — единственный вид, способный творить абсурд; организм же остальных животных либо ведет себя в любой, даже активно созданной ситуации адекватно, либо дает нервный срыв.
Как выяснилось, эти особенности людей не только взаимосвязаны, но и полностью взаимообусловлены, ибо произрастают из одного и того же страшного феномена. Это — адельфофагия, или поедание собратьев.
Материалы об ископаемых гоминидах подтверждают, что между ископаемыми высшими обезьянами и человеком современного типа расположена группа особых прямоходящих приматов. От плиоцена до голоцена (от миллиона лет до нашей эры до современности) они давали боковые ветви и быстро эволюционировали. Их высшая форма — палеоантропы — в высшей степени похожа на человека. Они прямоходящие, двуногие, двурукие. Животные, но не обезьяны. И вместе с тем — абсолютно не люди.
— Как происходило развитие людей из этих существ?
— Научной несообразностью является взгляд, будто все особи предкового вида превратились в людей. Упорно замалчивается тема о реальных взаимоотношениях разновидностей наших предков, ставших сперва подвидами, а затем — и разными видами, продолжая, впрочем, находиться в биологических отношениях друг с другом. В том числе
таких неприятных, как, например, каннибализм. Результаты были сверхнеожиданными...
Людоеды привнесли в мир гоминид страх перед ближним своим. Этот страх сохранился и поныне: 5—7-месячный ребенок уже может отличать своих от чужих и боится незнакомца, хотя и не имеет отрицательного опыта общения с ним. «Реакция боязни посторонних» наблюдается у всех народов мира.
Это — отголосок древнего пра-ужаса, самого страшного открытия человечества: «Я могу быть убит таким же существом, как и я!» Это было озарением! Из него появилось и самосознание, овладение собой, как предметом, и умение прогнозировать события — вся база человеческого рассудка. Одновременно со страхом пришло понимание естественности хищного поведения: «Человек человеку волк» — это всерьез и надолго.
Человек, Homo sapiens, есть существо не разумное, а лишь рассудочное, потенциально способное быть разумным. Вторая сигнальная система — не разум, а только рассудок, умение выбирать оптимальные варианты и цели поведения. Разум— третья сигнальная система, способность действовать из этических соображений, тут появляется совесть. Сейчас разработана батарея тестов на наличие совести у человека, от 0 до 10 баллов, она безупречно работает.
Становление рассудка у человека до-разумного происходило невероятно быстро в условиях «игры на выбывание»: не справлявшиеся с агрессивным воздействием хищных нелюдей, неспособные себя защитить становились жертвами. Людям постоянно требовались все новые ухищрения для выработки защитных мер.
Одной из таких мер было возникновение укрепленных стойбищ и поселений — прагородов, другой — эмиграция подальше от людоедов. Первобытное человечество, гонимое ужасом перед нелюдями, начало разбегаться, разные группы пытались «жить своим домом» — так возникали расы и народы.
Поверхность Земли покрылась антропосферой — системой замкнутых этносов, взаимообособленных человеческих сообществ, со своими языками, как средство самозащиты от «чужих». Отголоски этих древних методов защиты прослеживаются в современных жаргонах (молодежных, уголовных), а также в конспиративных методах общения тайных эзотерических обществ.
— А как продолжали жить человекообразные нелюди?
— Их агрессия переместилась на соседние этносы — так начались захватнические войны. Сила и жестокость, «воля к власти», коварство и хитрость сделали сверхзверей властной прослойкой общества: вождями, царями, ханами и проч.
Разумеется, не всем сверхзверям хватило места у власти, часть их стала антиобщественными элементами: мятежниками, главарями бандитских шаек и мафии.
Возникло ритуальное оформление агрессивных войн и тиранической власти. Некоторые африканские вожди вставали с трона лишь одним способом — опираясь на ножи, всаживаемые в спины двух подданных, лежащих у трона. Каждый раз и каждый день. Вы назовете этих вождей людьми?
Зверства в концлагерях и армейская дедовщина — звенья одной цепи. Красивый тезис «Все люди — братья» требует серьезнейшего пересмотра. Картина истории человечества написана братоубийственной кровью и не просохла до сих пор.
Переломный момент в истории наступил почти одновременно, в течение немногих столетий (осевое время, по Ясперсу — от 800 до 200 гг. до н.э.) в Индии, Иране, Китае и на Ближнем Востоке, когда появились древнейшие Священные Писания — Веды, Зенд-Авеста, учения Лао-Цзы и Конфуция, Ветхий Завет. Заповеди Заратустры, Будды, Моисея стали в прямом смысле спасительным шансом для нехищных людей.
Создатели заповедей и их последователи, чье сознание контактирует с творящей Вселенной, — это неоантропы, или настоящие люди, какими они должны быть. Для неоантропов познание Мира и бескорыстное служение людям — смысл жизни.
Но хищные гоминиды затесались и в самые духовные области человеческой деятельности. Именно от них — религиозная нетерпимость, вражда вер и конфессий, инквизиция, религиозные войны. Они — творцы изуверского сектантства с «зияющей вершиной» — сатанизмом.
— Значит, человечество делится на людей и сверхзверей?
— Это было бы упрощением. Человечество действительно не единый вид, а семейство из четырех видов, два из которых необходимо признать хищными, причем с предельной агрессивностью ориентированными на людей, а также — противоестественно — и на представителей своего же хищного вида.
Первый хищный вид — суперанималы, или сверхживотные, предельно близкие к своему древнему типу, подавлявшему с помощью внушения (суггестии) волю сородичей и убивавшему их. Это — злобные и мрачные, нередко чрезвычайно сильные психически существа, нелюди, противопоставляющие себя людям («Мы — пастухи, все остальные —
стадо, которое нужно стричь»). В политике они — вожди, фюреры, тираны. На войне — полководцы, добивающиеся победы, не считая своих жертв. В бизнесе — безжалостные рвачи, топчущие всех вокруг. В блатном мире — воры в законе, авторитеты, либо наемные убийцы и боевики. Все творцы тоталитарных учений. Все сексуальные извращенцы и патологические садисты.
Второй хищный вид — суггесторы, или псевдолюди, успешно имитирующие действия сверхзверей и, так же, как и они, владеющие суггестией, но психически намного уступающие им. Способны как на нелюдскую жестокость, так и на имитацию человеческих чувств (женщины-псевдолюди, как правило, более жестоки, чем мужчины). В политике и бизнесе — дворня, «жадною толпой стоящие у трона», авантюристы, могущие при случае подсидеть сильного. В блатном мире — полуцветы, шестерки, воры на доверие. Особенно много суггесторов в артистической среде, где необходима гибкость психики и талант
перевоплощения, а также среди шпионов и провокаторов секретных служб, среди шарлатанов и мошенников, наживающихся на бедах наивных, внушаемых людей. Встречаются среди них и талантливые ученые, вставшие на преступный путь. Яркий литературный пример — инженер Гарин Алексея Толстого. Их кредо: «Я понял, что я — урод, и это мне очень понравилось!»
Третий, нехищный вид — диффузники. Люди разумные, но не имеющие средств психологической защиты от воздействия жутких для них, парализующих волю к сопротивлению импульсов внушения сверхзверей. Рабочие, крестьяне, интеллигенция, искренние верующие традиционных религий. Люди, доверяющие другим, не рвущиеся к власти и богатству, незлобивые и прямодушные. Им свойственны совесть и сострадание:
сверхзвери этих качеств лишены, а псевдолюди их имитируют для достижения эгоистических целей. Диффузники могут быть охищнены, но способны на самоисцеление: раскаявшиеся разбойники из крестьян или казаков, замолившие грехи.
Четвертый, тоже нехищный вид — неоантропы. Они непосредственно смыкаются с диффузниками, но гораздо сильнее их психически, пассионарные, они — «добро с кулаками», не поддающееся темным, хищным воздействиям. Это все светлые Учителя человечества. Все заступники слабых и обиженных, способные на схватку со злодеями, но
предпочитающие ненасилие.
Из-за давнего биологического смешения людей и нелюдей встречаются и смешанные типы, гибриды — люди неординарные, способные как на добро, так и на зло, и из-за этого психически ущербные, среди которых много маньяков и сумасшедших. Мою теорию я осмеливаюсь считать видизмом, видовой типологией людей.
— Есть ли конкретные доказательства правильности этой теории?
— Есть, и неопровержимые. Вспомните, к примеру, наводнение в США, в Новом Орлеане. «Самый свободный в мире американский народ» превратился в беснующиеся шайки и их жертв — одни грабили и насиловали, другие терпели.
При понижении уровня социальной эффективности государства в отношении своих граждан люди чрезвычайно легко возвращаются к асоциальным моделям, так похожим на каменный век: «братва», молодежные группировки. Строятся они традиционно: главарь, свита приближенных, шестерки и стукачи, более-менее послушное стадо, презираемые изгои. И в школьном классе такое можно встретить, и даже в детском саду.
— Значит, человеческое общество ущербно?
— Самое, пожалуй, интересное в наблюдениях на эту тему — то, что практически во всем человечестве гнездится патология! Можете смеяться, но медики доказали: прямохождение абсолютно противоестественно для позвоночных животных. Самые жизненно важные части тела — шея, живот, половые органы — никак не защищены, выставлены наружу! В руках находится 16, а в ногах 22 капиллярных клапанов-насосов для подачи крови вверх. Больше их нигде в туловище человека нет: природа рассчитывала на «самотек», то есть на четвереньки! Все болезни позвоночника, большая часть женских недугов — от прямохождения.
— Что вы думаете о будущем рода человеческого?
— Именно видовая неоднородность делает жизнь человечества столь нестабильной и чреватой самыми ужасными последствиями. Хищные гоминиды — это сильные мира сего, и их неразумное владычество привело сегодня людей на край гибели.
Ученые напрасно ищут промежуточное звено между зверем и человеком в горизонтах и пластах раскопок — этим переходным звеном является само человечество, состоящее из людей, нелюдей и псевдолюдей. Осознание этого равносильно снятию шор с глаз человечества. Но картина, которую люди видят при этом, настолько страшна, что напоминает приход в себя смертельно больного и осознание всей жути случившегося
с ним.
Человечество парадоксально движется по двум несовместимым маршрутам: насилия и ненасилия, злобности и доброты. Все зависит от внутреннего выбора человека. Некоторый нравственный прогресс существует лишь благодаря тому, что диффузники и неоантропы «берут массой».
Нравственность человечества утверждается пока только через жертвенность. Погибая миллионами, нехищные люди все же одолевают хищных. Кренясь с борта на борт, рыская по курсу, народный корабль, ведомый безумным пиратским экипажем, тем не менее не теряет остойчивость и не тонет... Почти все политические лозунги сейчас декларируют гуманность. Апологетика завоевательных войн невозможна. А все антинародные планы политики тщательно прячут под маской политкорректности или борьбы за демократию.
Мы знаем: надежда умирает последней. Быть может, более правильное и объективное рассмотрение человеческих проблем, учитывая видовые различия людей, укажет нам путь к спасению...
* * *
Более подробно данная теория изложена в книге Б.А.Диденко «Этическая
антропология (видизм)». М.: ООО «ФЭРИ-В». 2003.