-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в SPACELilium

 -Интересы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.07.2011
Записей: 24270
Комментариев: 7106
Написано: 44434


Из истории экспонатов Эрмитажа: тайны, были и небылицы...

Четверг, 25 Февраля 2021 г. 23:08 + в цитатник
Цитата сообщения К-Валентина Из истории экспонатов Эрмитажа: тайны, были и небылицы.

 

5685413_59d8eb984d7d778ed0adef787bd2ee07 (700x466, 58Kb)
Эрмитаж возник как частное собрание императрицы Екатерины II, но со временем, когда количество шедевров приумножилось, он становился музеем высокого класса. Сегодня посмотреть на его богатую коллекцию съезжаются тысячи туристов со всего мира. В музее такого уровня и с такой историей есть свои легенды и загадочные экспонаты. Некоторые из них…
Часы "Павлин" -  визитная карточка Эрмитажа. 
5685413_800pxPeacock_Clock (692x700, 168Kb)
"Павлин" не просто часы - это маленький "кусочек" волшебного сада, где все элементы выполнены из позолоченного металла и серебра, украшены кусочками хрусталя и приводятся в движение специальными механизмами. Все фигурки животных и насекомых, листья и цветы выполнены настолько искусно и реалистично, что кажутся живыми.
 История возникновения  "Павлина" такова…
  • В 1777 году часы купил князь Григорий Потёмкин, чтобы сделать подарок для Екатерины Второй. Но сюрприз не удался: при перевозке часы пострадали и были уже не в рабочем состоянии. Потемкин поручил "оживить птичку" Ивану Кулибину. В  то время мастер высочайшего класса сделал невозможное: затейливый механизм часов, выполненный английским механиком Джеймсом Кокса, пришел в движение. Оживающий "Павлин" произвёл фурор при дворе. Когда часы заводили, птица распускала хвост и поворачивалась спиной к публике, как говорится , задом, ненадолго замирала и возвращалась в исходное положение. 
Узнать об истинной причине такого нелицеприятного поведения павлина сегодня невозможно.
  • По одной из версий: Кулибину не удалось добиться того, чтобы птица делала полный оборот.
  • Другая легенда утверждает, что мастер намеренно заставил птицу совершать подобное "фуэте", демонстрируя свое отношение к правящему двору.
 
***
Тайна кровавой Богини Сехмет  - гневная владычица пустыни и в то же время - дарующая жизнь Богиня Мут-Сохмет -  один из древнейших египетских памятников на территории России.
5685413_statuya_bogini_mutsohmet_0_0 (381x700, 193Kb)
Находится эта  статуя в египетском зале.  Двухметровая монументальная фигура восседает на троне, гордо выпрямив спину и сложив на коленях руки.
  • Согласно мифу, кровожадная Богиня решила уничтожить род человеческий. Боги решили спасти людей: они разлили перед Богиней подкрашенное в красный цвет пиво, которое Мут-Сохмет приняла за человеческую кровь, выпила - и успокоилась. 
  • Но, как это часто бывает в древних верованиях, Богиня имеет и светлую сторону. Её считали дарительницей жизни, она покровительствовала врачевателям, к ней обращались женщины, которые хотели, но не могли родить ребенка. О светлой стороне Богини свидетельствует зажатый в руке Сехмет анкх - египетский крест, символ жизни. У этой статуи он стилизован и напоминает завязанный бант.
  • Мут-Сехмет особо почиталась в Мемфисе, где она входила в священную триаду Богов вместе со своим мужем - Богом-творцом Птахом и сыном Нефертумом - Богом растительности и исцеления.
Есть две легенды, связанные с Мут-Сохмет…
  • Первая - якобы, ежегодно в полнолуние на коленях Богини появляется красноватая лужица. Замечает её только охрана - жидкость успевает высыхать.
  • Вторая -  ноги Богини покрываются странным красноватым влажным налетом накануне каких-то больших бед, неприятностей,  потрясений, катастроф. Последний раз налет, якобы, был обнаружен в 1991 году. 
Есть ли в легендах доля истины? И как можно объяснить странный "кровавый" налет? На эти вопросы ответы пока не найдены.
***
В собраниях Эрмитажа хранятся всего три посмертные античные маски из золота. Одна из них – маска из гробницы Рескупорида. 
Тайна происхождения экспоната золотой маски.
5685413_0039063Zolotaya_maska_iz_pogrebeniya_Reskyporida (416x600, 78Kb)
Из истории…
  • В 1837 году археологи обнаружили в окрестностях Керчи курган, внутри нашли каменный саркофаг с женским скелетом, который предположительно принадлежал не иначе как царице: все тело усыпано бляшками из золота, на голове - золотой венок, лицо скрыто золотой маской, как на снимке. Вокруг саркофага было найдено большое количество ценных вещей, в том числе серебряное блюдо с выбитым именем царя Рескупорида, правителя Боспорского царства. 
  • Ученые предположили, что в саркофаге была погребена его жена, но позже засомневались. 
  • До сих пор гипотеза о том, что золотая маска скрывала лицо боспорской царицы, не подтверждена и не опровергнута.

***

Петербуржцы  иногда  рассказывают о призраках Эрмитажа. Здесь можно "встретить" членов царской фамилии, чаще - императора Николая Первого, фигура, как в тумане, показывается по ночам. 

А вот Ореолом настоящей таинственности окружена восковая  фигура Петра, над которой потрудились отечественные и европейские мастера после кончины императора… 
Кланяющийся Пётр.
5685413_135486652001 (455x700, 224Kb)
Многие посетители утверждали, что собственными глазами видели, как восковой Петр вставал, кланялся, а затем указывал на дверь, видимо, намекая на то, что гостям "пора и честь знать".
  • В XX столетии в ходе реставрации внутри фигуры были обнаружены шарниры, которые позволяли сажать в кресло и ставить фигуру Петра. Однако, никакого механизма, который бы позволял статуе-царю самостоятельно двигаться, обнаружено не было. 
  • Но легенда продолжает жить - сегодня находится немало тех, кто утверждает: некоторые их знакомые видели тот момент, когда фигура "оживала".
***
Неповторимые феодосийские серьги.
5685413_feodosiiskiesergiartefaktsozdannyiponeizvestnoitehnolo (518x700, 292Kb)
В сибирской коллекции Петра I можно найти феодосийские серьги, выполненные в древнегреческой технике зерни. Мельчайшую зернистость, которой усыпана одна из частей украшения, можно разглядеть разве что с помощью лупы. При сильном увеличении обнаруживаются крошечные зерна, которые соединены по четыре и выстроены в ряды - именно эта отделка и подарила феодосийским серьгам всемирную славу. 
Так в чем же загадка экспоната…
  • Лучшие мировые ювелиры пытались создать копии феодосийских украшений, но задача оказалась невыполнимой. Ни способ пайки, ни состав припоя, которым пользовались мастера древности, выяснить не удалось.
***
"Ники смотрит на гусар" - надпись на стекле в Эрмитаже  - одна из реальных историй, и очень удивительная. 
5685413_Bez_imeni1 (404x449, 62Kb)
Находится  она в музыкальной гостиной.
Из истории…
  • 7 марта 1902 года, стоя у одного из окон дворца, императрица»,  Александра Фёдоровна, подразумевая императора Николая Второго,  вырезала на стекле бриллиантовым кольцом слова: "Nicky 1902 looking at the hussars. 7 March" (Ники смотрит на гусар). 

Несмотря на революцию 1917 года, пожар Гражданской войны, ремонты дворца и страшную блокаду, в нём уцелело несколько окон с дореволюционными стёклами. 

На этом стекле рассмотреть надпись вряд ли получится -  она находится довольно высоко и надпись скрыта занавеской.

5685413_Bez_imeni2 (700x394, 109Kb)
У этого окна снимал Л.Г Парфенов - советский и российский журналист, писатель, телеведущий, общественный деятель последнюю часть Российской империи.
***
Тайны прекрасной камеи.
5685413_kachestvo_luchshe (473x600, 75Kb)
Коллекция камей Эрмитажа, которая начала собирать еще Екатерина II, считается одной из лучших в мире. Появившиеся в эпоху Античности, они в течение многих веков ценились как изысканные украшения. Камея Гонзага является одной из самых прекрасных и необычных гемм в коллекции. В этих удивительных резных камнях соединились утонченная красота природного камня, талант художника и мастерство резчика. Эта камея не только считается одной из самых крупных, ее отличает непревзойденное мастерство резчика. 
  • Расцвет искусства глиптики характерен для Древней Греции IV-III веков до нашей эры и эллинистического Египта эпохи Птолемеев. Как считают специалисты, камея Гонзага была создана неизвестным мастером в Александрии в III веке до нашей эры. А в Европе она появилась совершенно внезапно в XVI столетии и сразу стала знаменитой. 
  • Где камея находилась до этого, в сундуках каких антикваров была спрятана до тех пор, пока не попала в Мантую к супруге маркграфа Франческо II Гонзаго маркизе Изабелле, остается тайной.
  • Не менее интригующая загадка связана с личностями, изображенными на камее. То, что это портреты царственных особ, не вызывает сомнений.
  • Но кто они?

За 400 лет появлялось немало версий по этому поводу. Назывались имена Октавиана Августа и его жены Ливии, Александра Македонского и его матери Олимпиады, Германика и Агриппины Старшей.

  • В настоящее время большинство искусствоведов считают, что на гемме изображена пара египетских фараонов времен Эллады - Птолемей II и Арсиноя II. Они являлись не только супругами, но и братом и сестрой, что было обычным для Древнего Египта. Этим и объясняется явное сходство мужчины и женщины на гемме.
***
Исполняющие желания атланты.
5685413_4980957_large (700x380, 89Kb)
  • Десять фигур атлантов поддерживают портик Нового Эрмитажа со стороны Миллионной улицы. Есть поверье, что исполины охраняют город и его жителей, а также исполняют сокровенные желания. Оно не возникло на пустом месте – история его  идет ещё со времён блокады Ленинграда, когда снаряд угодил прямо в портик. Атланты сильно пострадали, но выстояли. 
  • Теперь к несгибаемым колоссам приходят люди со своими чаяниями. Чтобы заручиться поддержкой гиганта, надо дотянуться  до большого пальца правой ноги и загадать желание. 
Быль о ленинградском "д’Артаньяне".)))
5685413_1186747 (700x466, 304Kb)
Рыцарский зал Эрмитажа.
Об одном интересном случае в Эрмитаже написал Михаил Веллер в "Легендах Невского проспекта". Суть такова….
Секретарь обкома выдавал замуж дочь и решил украсить свадебный стол царским золотым сервизом из запасников. О его якобы узнал хранитель Рыцарского зала Леонид Тарасюк.
Когда группа товарищей из Смольного приехала в Эрмитаж, их встретил рыцарь в гремящих латах и с мечом.
Но в те времена залы музея охраняли овчарки, которые накинулись на воителя.))) У конника было только одно незащищённое латами место, куда и вцепились собаки. "Призрак" взвыл вполне человеческим голосом, и операция по спасению сервиза оказалась провалена.)))
***
Икона русского авангарда "Черный квадрат", или  "Черный супрематический квадрат".
5685413_kazimir_malevich_1915_black_suprematic_square_oil_on_linen_canvas_79_5_x_79_5_cm_tretyakov_gallery_moscow_1 (697x700, 274Kb)
  • "Черный квадрат" был нарисован к выставке футуристического искусства, судя по всему, случайно, по наитию. По одной из версий, Казимир Северинович Малевич просто в раздражении замазал неудавшуюся картину и только потом осознал, что создал нечто необычное.
  • Идея черного квадрата в живописи не нова, и Малевич не был первооткрывателем.
  • В 1617 году английский мистик Роберт Фаладд изобразил подобную геометрическую фигуру, назвав картину "Великая тьма". В 1882 году Пол Билхор создал шедевр с названием "Ночная драка негров в подвале", а Альфонс Алле, закрасив холст черной краской, с истинно французским остроумием назвал его "Философы ловят черную кошку в темной комнате".
  • Поклонники искусства Малевича много говорят, что в 1915 году на выставке "0,10" "Черный квадрат" произвел фурор. Причем отмечают то, что он был повешен в "красном" углу, и это символизировало протест против основ православия. И именно тогда картину Малевича стали называть иконой русского авангарда.
  • Но, на самом деле, известной "Черный квадрат" и ее автор появились значительно позже - уже при советской власти. 
  • Казимир Северинович утверждал, что открыл четвертое измерение, совершенно новую реальность, которую назвал "супрематизм" (supremus по-латыни "высший"). Постичь эту реальность можно только через супрематистское искусство, а "Черный квадрат" - это своеобразный портал в запредельный, высший мир. Тогда и появилось полное название картины -"Черный супрематический квадрат".
  • Именно эти рассуждения привлекли внимание к "Черному квадрату", особенно после его участия в выставках в Западной Европе.

Источник.

 

Рубрики:  Декоративно-прикладное искусство
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку