-Рубрики

 -Метки

yiruma альбом ангелы аудиокниги библия бумага вера видео вышивка вышивка крестом вязание вязание крючком вязание спицами вязанные игрушки герои книг грелка грелка-на-чайник декор декор дома декор кухни дети детское для детей женский образ женщина живопись животные журналы зверушки игрушка игрушки идея иисус христос иллюстрации иллюстрации книг инструментал интересное картины картонаж клипарт книги книги для детей комодик корзинка коробочки коробочки для подарков коты кофе кофейные игрушки кошки кукла из ткани кукла_мечты куклы лепка лоскутное шитье любовь мастер-класс мода мои плэйкасты музыка мультфильмы мысли мягкие игрушки народный костюм новый год одежда орнамент открытки плетение плетение из газет плэйкасты поделки прихватки проповеди рисунки рукоделие русская народная одежда саундтрек своими руками сделай сам сказки скрап-набор скрапбукинг соленое тесто сон сумки тапочки тряпиенсы украшения фоны фотошоп христианские книги христианское художник художники цветы цитаты чайник шитье эльфы

 -Цитатник

Андрианов Константин Александрович. Палех. Новогоднее. - (0)

Андрианов Константин Александрович. Палех. Новогоднее. Андрианов Константин Александрович ...

Кто эти таинственные бегинки - (0)

Кто эти таинственные бегинки ...

Лепка. Идеи для творчества - (0)

Лепка. Идеи для творчества Лепка. Идеи можно использовать и в работе с соленым тестом. Желаю в...

Андрианов Константин Александрович. Палех. Новогоднее. - (0)

Андрианов Константин Александрович. Палех. Новогоднее.   Андрианов Константин...

Скрап-набор Moment to Treasure - (0)

Скрап-набор Moment to Treasure Скачать одним файлом Внимание!!! Альбом запаролен Пароль ...

 -Видео

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в МИВа

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) solnechnolunnaya Мир_клипарта

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.10.2011
Записей: 390
Комментариев: 17
Написано: 511


Кто эти таинственные бегинки

Понедельник, 23 Декабря 2019 г. 02:20 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Кто эти таинственные бегинки

Орден бегинок: женщины, которая маскировались под монахинь, чтобы жить свободной жизнью. Фотограф Эдуар Буба.

Бегинки – члены женских полумонашеских общин, которые не относились ни к одному из религиозных орденов и объединялись в целях ведения благочестивой совместной жизни.

Бегинаж в Диксмёйде

Первая община такого рода была основана в конце 12 века в Брабанте (территория, примерно соответствующая нынешним Нидерландам, Бельгии и Люксембургу). К середине 13 века движение получило распространение во Франции, Германии, верхней Италии и Швейцарии.

Происхождение термина «бегинки» до сих пор неясно. По одной из версий, оно связано с именем Ламберта де Бегга — католического пресвитера из города Люттиха (современный Льеж, Бельгия), который считается основателем первой бегинской общины. В свою очередь, А. Менс полагал, что бегинки могли называться так из-за одежды, которая была сшита из грубой шерстяной ткани серо-коричневого цвета (отсюда франц. beige – беж).

Макет бегинажа в Дисте

Бегинки объединялись в общины, чаще всего состоящие из 50-60 человек, но иногда доходившие численностью и до 2 тысяч. Они организовывали свои отдельно огороженные поселения сначала за пределами городских стен, а затем и внутри городов. На территории такого поселения («бегинажа») обычно находились церковь или молельный дом, жилые дома по принципу общежитий и кельи, школа, больница, приют, странноприимный дом.

Бегинаж в Брюгге

«Эти женщины занимались благотворительностью, помогая больным, старикам, детям-сиротам. Они не давали никаких обетов, не подчинялись орденским уставам. Имели возможность в любое время выйти замуж, покинув общину. То есть, у них была достаточно необычная в то время свобода. По своей философии эти женщины отрицали церковную и светскую власть над собой и следовали via media, то есть срединному пути: стремились жить по заветам Иисуса, однако не уединяясь от мирян, а оказывая им посильную помощь. Кстати говоря, корни подобного срединного пути берут своё начало в раннехристианской практике…».

А. Новых «Сэнсэй-IV»


Бегинаж святого Алексиса , расположенный в бельгийском городе Дендермонде.

Женское движение под названием «бегинки» занимало особенное место в жизни Европы. Хотя бегинок нередко убивали, а их общины подвергались гонениям там и тут, многие девушки и женщины покидали дом (порой даже просто убегая), чтобы присоединиться к бегинкам. Бегинки давали обеты целомудрия, не будучи монашками, открывали бизнес, не входя ни в один из цехов, бродили по дорогам, хотя не были пилигримками. А ещё бегинки — кумиры современных феминисток и столетней давности суфражисток, хотя и слов таких, как «права женщин», не знали.

Бегинаж в Дисте— район в Старом городе Диста, где жили бегинки. 

Община бегинок во многом копировала женские монастыри: бегинки ходили в единой форме, напоминавшей монашеские одежды, каждый день вместе молились, всеми деньгами и прочим имуществом владели совместно, подчинялись настоятельнице, ухаживали бесплатно за больными горожанами и путниками, просили подаяние и, главное, давали обет целомудрия. Тем не менее, все они были мирянками. Зачем же так усложнять себе жизнь?

Памятник бегинке в Амстердаме. Источник: https://platpaul.livejournal.com

Памятник бегинке в Амстердаме

Традиционно ответ ищут во вступительном «взносе», который требовали монастыри: он был якобы для всех высокий. Однако это объяснение не объясняет ничего. Если бы в монастыри можно было попасть только за большие деньги (или нечто, что их стоит), никто никогда не слышал бы о крестьянках, принявших монашеский постриг — а они существовали. Если бы в бегинки шли только от бедности, там нельзя было бы обнаружить дочерей знатных богатых семейств — а их там хватало. Но самое удивительное — почему женщины продолжали вступать в бегинки даже в годы гонений, зная об опасности нападений вплоть до убийств?

В Генте

Надо понимать, для чего европейские женщины вообще уходили в монахини, помимо, конечно, горячей веры и не менее горячего отвращения ко греху (особенно похоти). Во-первых, это была одна из немногих возможностей сделать карьеру (кроме монастыря, ещё существовала придворная служба фрейлиной, но для очень узкого круга дам). Да, некоторым женщинам прошлого тоже хотелось увидеть в жизни нечто большее, чем тяжёлый ежедневный труд по дому, возня с детьми и поход на рынок. В монастырях учили читать, писать, петь, порой — вышивке или живописи; каждая монашка могла дорасти до настоятельницы или заняться необычным для мирской женщины интересным делом.

Репетирующие монахини на картине Жеана Жоржа Вибера.

Репетирующие монахини на картине Жеана Жоржа Вибера.

Во-вторых, это был одобренный обществом способ вывести себя из участия в процессе продолжения рода. Хотя на самом деле женщины умирали в Средние Века и эпоху Возрождения не так часто, как принято представлять (ведь каждая проходила суровый естественный отбор ещё девочкой и до детородного возраста доживали, в основном, самые крепкие), всё же среди девушек встречался страх перед смертью в родах. В-третьих, для женщин с физическими проблемами монастырь был шансом уйти от насмешек из-за «уродства» и невозможности найти себе мужа. Наконец, в-четвёртых и не в-последних, монастырь был шансом для женщины уйти из-под власти родственников, с которыми она была в конфликте, или из ситуации, грозящей убийством (не обязательно из-за политики — иногда просто из-за имущественных споров). В-пятых, наконец, монастырь давал гарантированные кров и еду.

Бегинаж в Хогстратене — бегинаж из 36 домов, расположенный в бельгийском городе Хогстратен.

А теперь представьте, что всё это можно было получить в некоторых местах Европы, не сжигая за собой все мосты. Ведь из бегинок можно было спокойно уйти, выйти замуж — ведь обет целомудрия давался только на время жизни в общине. Монашек занимали трудом и молитвами весь день — у бегинок общая молитва и бытовой труд (выполняемый по очереди «дежурными» по несколько женщин одновременно) занимали только часть дня, и в том, как заполнить остальное время, бегинка была полностью свободна.

Скульптурная композиция, изображающая бегинок, в городе Бреда. Источник: starpi.livejournal.com

Скульптурная композиция, изображающая бегинок, в городе Бреда


Настоятельницу выбирали сообща, так что попасть случайно под власть особы редкой злобы было практически невозможно. Притом освоить всё то, чему учат в монастыре, можно было и здесь: более образованные сёстры учили менее образованных, но любознательных. И это было, опять же, делом исключительно желания и учительницы, и ученицы.

Кортрейк/Куртрей, бегинаж Св. Елизаветы и соборный костёл Пресвятой Богородицы.

О том, как появились бегинки, есть две теории. Одна говорит, что орден основал из сочувствия к женщинам, которых не берут в монастырь, священник Ламберт ле Бег. Другая — что с созданием общины справились самостоятельно жёны рыцарей, погибших в Крестовых походах, не желающие создавать новые семьи, и они же ввели практику приглашения общего духовника для общины.

Памятник бегинке в Кортрийке. Источник: talusha1.narod.ru

Памятник бегинке в Кортрийке. 


Обычно под общину бегинок выкупалось несколько домов, стоящих рядом на улице, желательно — недалеко от церкви. Зачастую эти дома ради безопасности обносили единой высокой стеной. Иногда строилось единое здание, вроде общежития — бегинаж; его дверь отмечалась белым крестом. Каждая вступившая в общину делала вклад на своё усмотрение; ожидалось, что взнос богатых сестёр будет больше. Внутри коммуны у бегинок имущества и того, что можно было носить с собой (гребней, молитвенников и так далее) было общим. Самые большие бегинажи (понятное дело, не из одного здания) насчитывали две тысячи женщин!

Дворик бегинажа в Бреде.  Источник: starpi.livejournal.com

Дворик бегинажа в Бред

Чтобы вписаться в общество, получить определённый статус, а также из личных убеждений, бегинки активно занимались благотворительностью: ухаживали за больными и пожилыми людьми, давали кров путникам и приют — покинутым жёнам, выращивали и обучали сирот. Чтобы добыть на постройку странноприимных домов, школ и часовен внутри бегинажа деньги, бегинки ходили по дорогам, выпрашивая подаяние, просили помощи у богатых горожан или вели какой-нибудь простой бизнес.

Большой бегинаж— бегинаж в бельгийском городе Лёвен. Крупнейший из всех бегинажей по площади и образцовый по сохранности. В 1998 году включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Бегинки помогали больным, странствующим и всем нуждающимся. В созданных при общинах больницах и странноприимных домах бедные и больные часто содержались на деньги, которые были собраны в складчину. Женщины также посещали дома, ухаживали за тяжелобольными, омывали тела умерших, воспитывали детей-сирот, преподавали в созданных ими же школах, ведя свою деятельность даже во время чумы.

Бегинаж в Лире

Благотворительная деятельность осуществлялись бегинками на средства с доходов от собственного имущества или общинного труда (бегинки занимались в том числе рукоделием), а также за счет пожертвований.

 бегинаж, расположенный в бельгийском городе Мехелен.
Первые две сотни лет существования бегинки жили спокойно, но постепенно они начали подвергаться тут и там гонениям и нападениям, как церкви, так и мирян. Тому было множество причин, и самые простые были у церкви. Во-первых, бегинки, не спрашивая, давали кров и пищу бегущим от суда сектантам. Во-вторых, у них выработалась своя философия, которая для церкви выглядела ересью: якобы приблизиться к Богу можно одним только праведным образом жизни и молитвами. Это вроде как делало церковь и священство ненужными: такое простить было невозможно.

В рядах бегинок скрывалась известная мошенница эпохи Возрождения Анна Ломинит. Портрет руки Ганса Гольейна.

В рядах бегинок скрывалась известная мошенница эпохи Возрождения Анна Ломинит. Портрет руки Ганса Гольейна.

Из-за распространения среди них тезиса о возможности единения души с Богом благодаря особой аскетической практике, фактически исключавшего посредничество церкви в деле спасения души, деятельность бегинок подвергалась осуждению со стороны Римско-католической церкви. На Вьенском соборе наряду с другими мистическими направлениями бегинки были обвинены в распространении еретических учений, что привело к гонениям на них инквизиции и к серьёзным ограничениям их деятельности со стороны гражданских властей.

Sint-Amandstraat


Ярость же рядовых мирян и светских властей была куда объяснимей. Хотя вслух нападающие на бегинок повторяли вслед за церковью об их еретичестве либо обвиняли их в тайном и массовом лесбийском разврате, дело было совсем в других вещах. Самостоятельная, хорошо организованная женская община со своей внутренней инфраструктурой была подозрительна властям и раздражала обывателей. Кроме того, среди бегинок скрывались непокорные дочери, а многие из покинутых жён, искавшие крова и еды, на самом деле сами покинули мужей, не вынеся побоев и издевательств (и не имея любовника, с которым можно было бы, на крайний случай, убежать).


Begijnhofkerk met bleekweide, Sint-Truiden

Высокая организация общин позволяла вести бегинкам бизнес особенно эффективно и в некоторых областях составлятт конкуренцию не таким организованным изнутри цехам — тут ещё надо вспомнить, что в позднем Средневековье и в эпоху Возрождения цеха, в которые допускались только мужчины, активно «отжимали» себе ради расширения клиентуры и прибыли такие до того женские занятия, как пошив одежды или изготовление пива. В общем, бегинки не находили понимания на всех уровнях общества, насколько бы ни были добры их дела. Их общины изгоняли, а убить бегинку иным казалось добрым делом.

Tongeren

К 18 веку сообществ бегинок практически не осталось. В настоящее время в Бельгии и Нидерландах сохранились отдельные общины в виде монастырей или благотворительных организаций. 

Turnhout

Путешественники, побывавшие в бегинажах, отмечают не только внешнее великолепие и красоту архитектурных ансамблей, но и необычайные тишину, спокойствие и умиротворение, ощущающиеся в этих местах

Бегинаж в Амстердаме — один из старейших закрытых дворов Амстердама. В настоящее время здесь также находится англиканская церковь

Как можно видеть — это был не религиозный орден, а скорее коммуна, которая давала возможность жить, работать, зарабатывать, иметь собственность и выбирать свой собственный путь женщинам, входившим в нее. Что, разумеется, шло вразрез с базовой патриархальной концепцией, в которой женщина — существо слабое физически, интеллектуально и нравственно, поэтому не должна ничего решать, ничем владеть, включая саму себя, а распоряжаться ею должен мужчина, способный к этому просто по признаку пола.

Тем не менее, несмотря на вынужденные скитания по Европе в поисках спокойного угла, вечное недовольство власть имущих, скверные слухи, общины бегинок просуществовали долго — слишком много оставалось женщин, готовых жить в постоянной готовности переезжать, но только не возвращаться домой, к тиранам-отцам или родственникам, готовым убить за небогатое наследство.

Марселла Паттин-последняя бегинка

Последняя бегинка умерла в 2013 году, а в Европе до сих пор тут и там можно увидеть здания бывших бегинажей.

Брюгге

Bad Urach, Beginenhaus

Stuttgart, Bad Cannstatt, Klösterle

Beguinage, Buchen (Odenwald), Germany

На сегодняшний день бегинок практически не осталось, поэтому сейчас в бегинажах живут в основном престарелые люди, студенты и художники. Некоторые бегинажи сохранили свою монастырскую функцию, другие были переделаны в музейные комплексы. Из 80 ранее существовавших бегинажей сохранились лишь около 30, большинство из них в Бельгии. В 1998 году фламандские бегинажи были занесены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Любек

Общины бегинок являются прекрасным примером объединения людей на основе духовно-нравственных ценностей, творящих добрые дела в любви и взаимопомощи друг к другу. История этих женщин вдохновляет меня, ведь если каждый из нас будет проявлять любовь и заботу к ближним, то все наше общество будет счастливым.

http://religiocivilis.ru/hristianstvo/christ-b/2711-beginki-.html
http://www.pravenc.ru/text/77762.html
http://enc-dic.com/brokgause/Beginki-30788.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/217014

 https://kulturologia.ru/blogs/051018/40761/

Серия сообщений "Ордена-рыцарские и духовные":
Часть 1 - Замки Франции:Тампль(Tour du Temple)
Часть 2 - Замки Франции:Жизор(Château de Gisors)
...
Часть 18 - Интересные теории о самых загадочных рыцарях-тамплиерах
Часть 19 - Орден Розенкрейцеров (Орден розы и креста)
Часть 20 - Кто эти таинственные бегинки

Серия сообщений "РАЗНОЕ (интересное)":
Часть 1 - РубикКубизм Пита Фекто
Часть 2 - Ожившая картина Ван Гога "Звездная ночь"
...
Часть 7 - Голубь мира
Часть 8 - Сова-всему голова
Часть 9 - Кто эти таинственные бегинки

Серия сообщений "ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ":
Часть 1 - Yiruma - Kiss the Rain
Часть 2 - Несение Креста (картина Андрея Выстропова)
...
Часть 12 - Мемориальный памятник «Детским жертвам войны в Лидице»
Часть 13 - Москва,которой нет
Часть 14 - Кто эти таинственные бегинки

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку