-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Виктор_Подлубный

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.02.2015
Записей: 730
Комментариев: 187
Написано: 1008


Contrenu, или "Танго соловья"

Среда, 22 Марта 2017 г. 06:52 + в цитатник

Как-то раз на портале gazeta.lv появилась весьма интересная публикация Георгия Тегидзе «Paris. Exposition Universelle. 1900», которую сопровождали разнообразные музыкальные фрагменты. 
Один из них под названием «Танго соловья» был очень хорош, я потом не один раз и подолгу вслушивался в эту музыку, пытаясь вспомнить, где и когда слышал её впервые? Я хорошо помнил, что она меня тогда сильно впечатлила... 

Таки вспомнил, где! 

https://www.youtube.com/watch?v=YiJaRENH_Pg

Вспомнив, решил узнать и рассказать историю этого прелестного танго, а также найти имя его автора и имя того, кто исполнил в граммофонной записи «партию соловья», поскольку музыка сопровождается давно забытым исполнительским жанром художественного свиста.

Начнём с имени композитора, потому что здесь начинается первая интрига. 
Вот фото пластинки: 


пласт


Обратите внимание на букву «Н» в имени композитора Богословского. Это неверная буква! 
Ошибка произошла в 1964 году, тогда впервые была сделана эта опечатка, которая впоследствии переходила из одного источника в другой. И заметили эту оплошность не так давно. 

Итак, «Танго соловья» написано не известным советским композитором Никитой Богословским, а малоизвестным, почти забытым композитором 30-х годов Юрием Богословским. 
Более того, музыка им только записана, а сама мелодия принадлежит его другу, но не композитору, а поэту!


i_046 Виктор Боков

Вот что об этом вспоминает тот самый поэт и автор музыки танго – Виктор Боков:

«Самые-самые первые свои песни я пробовал сочинять, когда учился в Литературном институте. Я тогда работал с композитором Юрием Богословским (не с Никитой, а с Юрием Богословским). Я писал стихи, а он писал музыку. Но когда я влюблялся в какую-нибудь девчонку, то сочинял только мелодии, а не стихи. Никаких стихов у меня в это время не возникало, а возникала только музыка! И вот один раз идем мы с Юрием по Москве. И я запел одну свою мелодию. Он схватил меня за руку: «Какая прелесть эта мелодия! Кто это? Кто ее написал? Григ?» Я говорю: «Нет, это я!» 


***
Вторая интрига и загадка «Танго соловья» – таинственный исполнитель художественного свиста, обозначенный на пластинке как Таиса Савва. 
Я всегда думал, что художественно свистят лишь мужчины... Ан нет! 
На самом деле, как показали «раскопки» в интернете, свистит на нашей пластинке не он, а она – Таисия Савва, солистка Ленинградского и Московского мюзик-холлов. И «Танго соловья» – наиболее известное произведение в ее исполнении. 

Увы, другие фонограммы Таисии Саввы известности не получили. А вот самое первое упоминание о ней относится к 20-м годам прошлого века. В рассказе о кинотеатре «Пикадилли» написано:

«Пикадилли» (нынче «Аврора») был первым в России синематеатром на 800 мест (для сравнения, появившийся годом раньше в Париже огромный и шикарный кинотеатр компании «Гомон» вмещал только 380 зрителей). «Пикадилли» поражал воображение не только своей величиной, но и роскошью и невиданными удобствами… Кинокартины, как правило, сопровождали таперы-пианисты. Некоторое время, вплоть до марта 1926 года, в кинотеатре тапером работал молодой Дмитрий Шостакович. А также перед сеансами обязательно организовывался дивертисмент: здесь выступали и джазовые ансамбли, и фокусники, и танцоры, и мастер художественного свиста Таисия Савва». 


аврора


Ещё одно упоминание о Таисии Савва переносит нас в 1932 год, в украинский город Николаев, в место, казалось бы, далекое от искусства, — в Николаевский яхт-клуб. Местная газета писала:

«В яхт-клубе построили эстраду. Первое выступление на ней единогласно отдано нашей городской актрисе, мастеру художественного свиста Таисии Михайловне Савва-Савенко. Для большего эффекта ее выносили на сцену в золоченой клетке молодые загорелые яхтсмены».


***
Таким образом, Таисия Савва была, возможно, уроженкой города Николаева, и её настоящая фамилия – Савенко. Осталось решить простую задачу: пользуясь поисковиками найти по этим данным портрет Таисии. 
Задача оказалась непростой.
Зато поиски в Интернете выявили, что отчество на сайте Николаевского яхт-клуба указано не верно, и зовут нашу героиню на самом деле Таисия Александровна. В Библиотеке исторической информации означено: Савенко Таисия Александровна (1907 – 1973). Да и в Российском Государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) хранится письмо от 25 августа 1948, адресованное Лиле Брик Таисией Александровной Саввой. С припиской «Г.Д. Мдивани». 

Итак, героиню нашего рассказа звали Таисия Александровна Савенко. 
А известный кинодраматург, автор сценариев к 33-м фильмам и пьесам Георгий Мдивани был её мужем. 


mdivany Георгий Мдивани


Интересны о них воспоминания драматурга Самуила Алешина:

«…Примечательной особенностью кинодраматурга Мдивани была его жена — Таисия Савва, известная актриса весьма редкого жанра: мастер художественного свиста. Она действительно виртуозно свистела и пользовалась заслуженной популярностью. В ее репертуаре были и классика, и расхожие мелодии. Причем последние в ее исполнении даже облагораживались. Стройная, красивая, высокая и моложавая, она явно, как говорят киношники, «не монтировалась» с Мдивани — он был сравнительно небольшого роста, с лохматой шевелюрой и неказистой внешностью. И неумеренно кипучий… Но ни на ее выступлениях, ни вообще рядом с женой его никогда видеть не приходилось…»


***
«Гугл» говорит: «Георгий Давидович Мдивани — грузинский советский драматург, киносценарист, заслуженный деятель искусств Грузинской ССР. В 1955 году написал сценарий фильма «Солдат Иван Бровкин», а позже – сценарий к фильму «Подсолнухи» режиссера Витторио Де Сика». (Вообще-то сценарий «Подсолнухов» писали ещё двое: Тонино Гуэрра и Чезаре Дзаваттини). 

Ищем дальше и по дороге обнаруживаем, что в одних воспоминаниях Мдивани предстает типичным советским деятелем искусств, борцом с «космополитизмом». А в воспоминаниях писателя Ивана Стаднюка показан чуть ли не воришкой, укравшим у него сюжет киносценария.


49612072 Иван Стаднюк


Стаднюк пишет:

«В 1955 году в советском кино одновременно родились два фильма-близнеца: черно-белый «Максим Перепелица» и цветной «Иван Бровкин». Почти с одним и тем же сюжетом, одинаковыми коллизиями, расстановкой героев. При этом всем было известно, что «Максим» поставлен по моей одноименной книге, вышедшей в свет четыре года назад… Но он добился, чтобы его фильм «Солдат Иван Бровкин» был выпущен на экран раньше «Максима Перепелицы»… Через какое-то время он сам позвонил мне домой и попросил прощения, но делал в нашем телефонном разговоре акцент на то, что, мол, есть бродячие сюжеты и запретов на них нет...» 


бров



пер


А вот работа Мдивани в фильме «Подсолнухи» и вовсе сделала его "очернителем советской действительности" и сопровождалась скандалом уже на международном уровне. В журнале «Коммерсант-Власть» была опубликована статья, посвящённая непростой судьбе фильма:

«13 марта 1970 года в Риме состоялась скандальная премьера советско-итальянского фильма «Подсолнухи» с Софи Лорен и Марчелло Мастроянни в главных ролях. Представители СССР на нее демонстративно не явились, а авторами фильма занялся КГБ. При этом успех фильму в Италии был гарантирован: тема пропавших на Восточном фронте солдат достаточно болезненна там и сейчас, а в конце 60-х просто кровоточила. Правда заключалась в том, что огромное количество — примерно три четверти — итальянских солдат и офицеров умерло после войны -- в советском плену, от голода и болезней. Признаться в этом руководители самого гуманного в мире строя не могли, и на все запросы из Италии отвечали, что данными о не возвратившихся из плена солдатах не располагают. Чтобы замести следы, были уничтожены и все кладбища итальянских военнопленных… Это привело к тому, что в Италии продолжали верить, что пленные остаются в сибирских лагерях, а часть итальянцев женились на русских женщинах, живут в СССР, но им запрещают сообщать о себе на родину».


подс

2подс

4

В результате и Мдивани "попал под раздачу" и его, «пособника Запада», стали трепать в партийной печати. Газета «Правда» обрушилась на него статьей, преисполненной недоброго сарказма… 

Я бы про это так долго не писал, если бы дальше не произошло то, что выходит за рамки общечеловеческих нравственных ценностей. В те минуты, когда жена опального киносценариста Таисия Александровна боролась в больнице с очередным приступом тяжелейшей астмы, чья-то подлая рука положила на её тумбочку аккуратно вырезанную статью из «Правды» про «пособника» Мдивани. Прочитав ее, Таисия Александровна потеряла сознание, и уже навсегда. Умерла, не перенеся человеческой подлости.

Её супруг на похоронах стоял у гроба, словно окаменевший. Друзья всерьез волновались за него, еще и еще раз подходили к застывшему, утратившему все реакции на происходящее драматургу. Но их усилия были тщетны… Мдивани не смог пережить уход жены, в чём винил и себя самого... Сразу после похорон он навсегда уехал в Грузию, унеся в сердце неизбывную боль.


***
Увы, несмотря на тщательные поиски, ни одной фотографии Таисии Савенко мне найти так и не удалось. А так хотелось! 
Поисковики лишь пачками выдавали фото Эдички Лимонова (тоже Савенко)... 
Я верил драматургу Алёшину, что это непременно должен быть портрет «стройной, красивой, высокой и моложавой» женщины. И обязательно в широкополой шляпе, хотя шляпу я, признаться, домыслил сам…  


сол


После публикации в gazeta.lv этого рассказа на него откликнулся и сопроводил своим комментарием москвич Иван Золотухин, большое спасибо ему за неравнодушие и отклик. 
Иван нашёл-таки и прислал небольшую фотографию свистящей Таисии Савва-Савенко.


таис



***
Прошло несколько лет, и интернет существенно пополнился фотографиями, среди них и снимками Таисии Александровны Савенко. 
Средь которых сыскалась и вот эта, после чего я вздохнул с облегчением: ну так это же совсем другое дело! 
Только вот шляпки не хватает... :)


299101


Да, разные находки и малые открытия можно сделать в Сети... 
Как же интересно они порой связывают разные имена, судьбы, а заодно и живущих нынче людей.


***
И в заключение о том, когда же и где я впервые услыхал мелодию «Танго соловья».
Это было в 1976 году, в кинотеатре "Октобрис", где я смотрел честный и суровый фильм Николая Губенко «Подранки».
Фильм и танго Богословского надолго запали в душу. 
А также музыка Вивальди и Марчелло. 
А так же загорающая на крыше веранды, обнаженная по пояс и тем восхитительная Жанна Болотова... 
А также полные горьких прощальных слёз глаза детдомовца Вальки, у которого в руках рассыпались подожжённые им тротиловые шашки, предназначенные пленным гадам-фашистам... 


Валька


Роль детдомовца Вальки, кстати, великолепно сыграла девочка, Зоя Евсеева. 
И это небольшое «открытие» тоже сделано благодаря всесильному Интернету.

Фильм заканчивается чтением за кадром потрясающего стихотворения Геннадия Шпаликова, которое, помнится, так вдавило меня в фанерное сидение "Октобриса", что долго встать не мог, хотя в зале уже и свет зажгли...

https://www.youtube.com/watch?v=2pwBfpJhTw8


Аноним   обратиться по имени Отлично Среда, 22 Марта 2017 г. 09:34 (ссылка)
Очень интересно!
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку