Вчера меня сводили на "Меланхолию" Ларса фон Триера (заметила, что все обязательно приписывают к названию имя автора, будто оно как-то украшает или еще чего О.о), но, знай я подробности этого фильма, я бы, вероятно, уперлась руками, ногами и прочими конечностями и никакая сила не затащила бы меня в зал. Даже если бы кто-то сказал, что там на заднем плане мелькнет Марик, Сиенна или Хиддлс. Шутка.
Могу твердо заявить, что, если "Древо жизни" и ставят в пару с "Меланхолией", то, как удачно высказался мой спутник "первое кино снял оптимист, а второе - пессимист". Ок, вы можете мне сказать, что я недопоняла картину, что я еще что-то не понимаю в силу возраста или узкого кругозора, но я абсолютно уверена, что это кино не для меня.
Одна сестра, Жюстина, выходит замуж, несмотря на то, что находится в глубокой депрессии. Вторая сестра, Клэр, счастлива в браке, у нее маленький сын, все чудесно, разве что болеющая сестра срывает собственную свадьбу безобразным поведением, а потом скатывается в беспросветную депрессию, из которой не выбраться. Тем временем к Земле летит синяя планета под названием Меланхолия. По мере приближения угрозы Жюстина начнет "оживать", а Клэр - впадать в звериную панику.
Начнем с того, что мне физически тяжело смотреть на персонажей, погрязших в психических недугах. Будь то одержимость, шизофрения как у героев "Острова проклятых", "Черного лебедя" или "Игр разума", или депрессия. Героиня Кирстен Данст, по уши погрязшая в последнем недуге, лично для меня невыносима. Но это, конечно, личные впечатления. О них я и поговорю.
Фон Триер создает картину, в которой нет ни одного приятного персонажа. Есть те, кто омерзительны, а есть те, кто правы (к слову, менее мерзкими они не становятся). В первой части (кино разделено на две главы), таким правым персонажем является противная мамаша сестер, которая выгоняет из своей комнаты больную дочь со словами "всем страшно, наплюй на это", да и вовсе относится к жизни людей и ее традициям как к "гребанному дерьму".
Во второй части таким персонажем станет сама Жюстина. Она будет груба, резка, жестока, но зато (а видимо у Триера это именно "зато!"), она одна будет осознавать неотвратимость надвигающейся катастрофы. Остальные люди у Триера ведут себя как люди. Они предают, мечатся, говорят глупости, ведут себя как свиньи.
Весь фильм, рассказанный, однако, безупречно, оказывается этаким перевертышем: конец света - это смерть для тех, кто жил; жизнь для тех, кто пребывал в темноте, не чувствовал вкуса пищи и не ощущал себя живым; ну и еще один шаг на пути для тех, кто еще не успел пожить.
Многие критики писали о красоте картины, тогда как снял ее режиссер, некогда основавший "Догму" - направление в кинематографе, врагом которых являлась как раз кинематографическая красота (они отказались от искусственного света, монтажа, нормальных камер, профессиональных актеров - словом, играли исключительно в своей песочнице). Что ж, я без преувеличения могу назвать красивым пятиминутный клип в самом начале фильма, этакая кинематографическая живопись - аллегоричные образы, маштабы космоса, музыка Вагнера, апокалипсис в художественном смысле.
Нигде более я не видела красоты. Не красивой красоты, не уродливой красоты. Скорее всего это просто не мое кино. Меня не вдохновляет подобное виденье истории, героев, фильма в целом - это давящее чувство депрессии героини, это давящее чувство приближающейся катастрофы, это давящее чувство мерзости, которая как бы выдавливается из планеты, на которую мчится Меланхолия.
Считайте меня консерватором, но я горячий противник фильмов, которые должны вызывать в наших душах отвращение к чему-либо, страх, разочарование и прочие эмоции, которых у нормальных людей итак - выше крыши. Пышные истории упадничества, - на мой взгляд, не то, на что стоит тратить время и силы. Однако многие рады таким картинам, псевдоразоблачающим подлость, зло и недостатки. С жиру бесятся )