-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Alyonkin

 -Подписка по e-mail

 


Зевс–повелитель Олимпа

Суббота, 25 Июня 2011 г. 21:16 + в цитатник
Зевс (360x450, 95Kb)
Верховный бог Греции Зевс- прежде всего повелитель молний и грома. Он изменчив, как небо, которым правит, каждую минуту он появляется в новом обличии. В ясном греческом небе, в эфирной утренней прозрачности чувствуется ласковый взгляд отца света. Он посылает дождь и снег. Гром и буря являются проявлением могущества властелина, который сооружает черные клубы туч, ураганом вздымает свинцовые морские волны, разметает песчаные заносы и зажигает на вершинах гор игристые огни. День и ночь на дне действующих вулканов, циклопы куют громы для Зевса.
Это по-настоящему могущественный бог. Если к вершине неба прикрутить канат из золота и при этом все божества потянули бы за него, у них не было бы ни единого шанса сбросить Зевса с Олимпа. Но кабы Зевс потом сам дернул за канат, то море, землю и всех богов поднял бы вверх и привязал к Олимпийской горе. Так, по крайней мере, он хвалился. Арес, который мало в чем так хорошо разбирался, как в том, что касается физической силы, очень возмущался: «Я не возражаю, что Зевс намного могущественнее и сильнее каждого из нас по отдельности, но чтобы мы все вместе в сравнении с ним так мало весили, это не укладывается в моей голове». И он вспомнил один случай, когда очень давно Посейдон, Гера и Афина вместе напали на Зевса и связали его так, что он мог пошевелить ни одним мускулом. И никто не знает, как бы все завершилось, если бы не богиня моря Фетида (в будущем мать Ахиллеса). Она что есть мочи побежала в Тартар и притащила сторукого великана Бриарея, который и освободил хозяина небес. Да, действительно, это все хорошо помнили. Но Ареса в тот день сторонились. Умный Гермес подошел незаметно к богу войны и прошептал на ухо: «Прекрати. Нам опасно слушать твои слова, а тебе говорить их». Он не ошибался. Зевс был горяч и легко вспыхивал, а когда гневался, то немилосердно расталкивал богов по залам своего палаца, да так, что трещали его золотые стены.
Представления греков о Зевсе менялись с развитием цивилизации греков. Когда они еще были полуварварами, то ценили в нем прежде всего его могущество и непредсказуемую разрушительную силу. Со временем его украшали все более идеальными достоинствами разума и сердца, до тех пор пока не возник идеальный образ высшего божества, мудрой власти которого подчиняются все сферы жизни. Под именем Горкий, Зевс выступает как покровитель законов с высоты своего трона, на ступенях которого сидит богиня Правосудия, оберегает святость клятвы, которую дают люди, возводя руки и глаза к небесам и называя его имя.


https003.radikal.rui2021004c5e9ef3d19fca2 (257x324, 23Kb)

Как Ксений он охраняет непреложный закон гостеприимства, заботится о пришельцах, которые просят о помощи и приюте, под его покровительством находятся послы и гонцы, его имя защищает от презрения даже самого несчастного нищего: достаточно ему лишь прикоснуться к краю домашнего очага- и с этого момента с его головы не упадет ни единого волоса. Зевс придает человеку чувства добра, уважения, и милосердия. Он следит за тем, чтобы люди были благодетельны и добры друг к другу. Зевс стоял на страже единого общества и требовал при этом от богов и людей придерживаться законов морали. Добрый и ласковый, Зевс окружает заботой всякий человеческий труд. На золотых весах он кладет судьбы смертных и, в соответствии с тем, что показывают эти весы, посылает счастье или несчастье, добро или зло. Каждое поселение имеет своего Зевса по прозвищу Геркей (защитник ограды), который оберегает закон собственности и безопасность рода или общины. И наконец, Зевс как Геллений представлял собой национальное божество, целью которого было объединять разрозненные греческие племена в единое целое и не давать им утонуть в море соседних варварских племен.
Однажды, переодевшись человеком, Зевс пошел вместе с Гермесом на землю, чтобы увидеть, придерживаются ли люди его священных законов. После захода солнца они прибыли в какой-то город и стучались в каждый дом, выпрашивая ночлег. Но перед двумя путешественниками закрывались все двери. Уже была ночь, когда они постучали в маленькую хижину на холме за городом. Там жила старенькая пара- Филемон и Бавкида.
Добрые люди подали незнакомцам табуреты и разожгли веселый огонь, подбросив в него сухие листья и кору. С огорода Филемон насобирал немножко овощей, Бавкида приготовила их в глиняной посудине. После накрыли на стол и приготовили для гостей ложе, постелив им удобнее. Но, увидев, что количество еды и питья не становится меньше, а все прибывает и то, что их скромные чашки и тарелки превращаются в чистое золото, они признали в путешественниках богов и упали на колени перед величественными гостями. Филемон хотел принести богам жертву, зарезав единственного гуся, которого они держали, но Зевс сдержал его. Все четверо взошли на вершину холма, в свете утра старики увидели на месте своей халупы прекрасный храм, который отражался в водах большого озера. Боги утопили негостеприимный город, а его жителей превратили в жаб. Филемон и Бавкила жили еще много лет, став жрецами в новом храме, до тех пор пока однажды не превратились в два дерева, сросшихся стволами. Так осуществилось их последнее желание: умереть вместе и не видеть смерти друг друга. На деревьях птицы свивали себе гнезда, а путешественники отдыхали там, в тени, рассказывали историю про недостойных жителей города и благочестивых стариков.
На всем греческом мире Зевсу отдавали наибольшее почтение. Во всех больших городах стояли его храмы. На Ликеене в Аркадии происходили таинственные обряды в его честь, во время которых не обходилось без человеческой крови. Но самым святыми местами были Додона и Олимпия.
Возле подножия эпирского Тинара, в плодородной и влажной долине, которую овевали холодные ветра, стоял стародавний додонский храм. Сюда, из далекого Египта, из священных Фив, прилетела голубка и, сев на дубе, заговорила человеческим голосом. По этому божественному знамению был построен храм, в котором правили службу особые жрецы, которых звали селами. Они вели строгую жизнь, спали на сырой земле и никогда не мылись, как со временем делали аскеты. Их задачей было растолковывать волю бога по шелесту листьев на дубе. Говорили, что в стволе того дерева находится божество. На его верхушке гнездились священные голуби, а из под корней вытекал священный источник. Там еще стояла бронзовая миска, в ее стенки ударялся подвешенный шар, и по тому звону тоже пытались предвещать будущее. Пророчество объявляли жрецы, отвечая на вопросы, заранее выбитые на свинцовых табличках. В современной Додоне найдено множество таких табличек, и с них можно узнать, каким важными вопросами беспокоили бога. На одной из найденных табличек было написано: «Агис спрашивает: одеяла и подушки потеряны или украдены?». Отвечая, жрецы говорили стихами, которые всегда начинали словами: «Зевс жил, Зевс жив, Зевс будет жить!».



226455315 (238x400, 16Kb)

В стране Элиде, на Пелопоннесе, была расположена Олимпия, самое известное место культа Зевса в стародавнем мире. Там, где встречаются две речки, Алфея и Кладея, между холмами, покрытыми лесом, среди зеленых лугов, в том священном месте стояло множество храмов и строений, где жили жрецы, тренировались спортсмены, а также находились склады драгоценных подарков. Каждые четыре года здесь происходили игры, которые проводились с 776 года до нашей эры, аж до 393 года нашей эры, когда их запретил император Феодосий; через тридцать лет его наследник приказал сжечь храм Зевса. Олимпия превратилась в руины, которые остались до наших дней; разбитые колонны и разбросанные камни зарастают травой и ромашками.
Олимпия была не городом, а вроде прибежищем храмов, в которых жрецы выполняли надлежащие обряды. Становилась по настоящему оживленным городом она только раз в четыре года всего на несколько дней, которые припадали на второе или третье полнолуние после солнцестояния, то есть в середине сентября или же августа. На это время во всей Греции прекращались междоусобицы и войны: объявлялся «мир божий», чтобы звон оружия не затенял всеобщей радости. В долине Алфеи торговцы ставили палатки, делали лотки и навесные сооружения. Аркадские и Мессенийские пастухи приганяли стада коров, отары коз и овец, которых охотно покупали для жертвоприношений. Шли огромные толпы пилигримов, пели божественные или веселые песни. Со всего мира собирались спортсмены, естественно, со своими учителями гимнастики. На возах ехали вельможи, лошади которых брали участия в скачках. Из греческих городов торжественно везли богатые дары для храма Зевса.
Игры продолжались несколько дней и включали все виды соревнований, где показывали ловкость и силу. Наградой был маслиновый венок, символический подарок, бесценный в глазах тысяч юношей, которые с самых отдаленных мест греческого мира прибывали в Олимпию, надеясь на победу. Спортсмен, украшенный этой священной веткой, возвращался в родной город как победитель. В его честь ставили памятники и слагали гимны. Он сидел на первых местах на публичных торжествах и был на содержании государства. Греция, поделенная на племена, города и маленькие государства, объединялись под доброжелательным взглядом Зевса. В Олимпии объявляли важные распоряжения и договоры, историки и поэты читали свои произведения, ораторы и философы выступали со своими речами, зная, что их слушает вся Эллада.
Храм в Олимпии хранил одно бесценное сокровище—там стояла статуя Зевса работы великого афинского скульптора Фидия—одно из семи чудес света. На золотом троне сидел огромный бог, в восемь раз больше человека. Головой он достигал потолка, плечи были на всю ширину нефа. Говорили, что если бы он вдруг встал, то развалилось бы все строение. В вытянутой руке левой руке он держал богиню Победы, а правой опирался на жезл, на котором сидел золотой орел с распростертыми крыльями. Перекинутый через левое плечо широкий золотой плащ, обшитый изображениями животных и цветов, прикрывал ему ноги до ступней, открывая грудь из слоновой кости. Ноги в золотых сандалиях опирались на подножье, которое поддерживали львы. Буйные кучери из под золотисто-маслиновой ветви спускались по обе стороны лица, наполненного величия, ласки и покоя.
Эту статую по приказу одного из римских императоров перевезли в Константинополь, и она сгорела там во время пожара. Но произведение Фидия было для всего стародавнего мира таким священным образцом, что тысячи статуй Зевса в наших музеях дают возможность догадываться, какой он выглядел.

http://mithology.ru

Серия сообщений "МИФОЛОГИЯ":
Часть 1 - Греческая мифология (Мифология Древней Греции)
Часть 2 - История Древнегреческой Мифологии
Часть 3 - генеалогическое дерево древнегреческих богов
Часть 4 - Списки богов, мифологических существ и героев
Часть 5 - Зевс–повелитель Олимпа
Часть 6 - Гера

Серия сообщений "древнегреческая мифология":
Часть 1 - Греческая мифология (Мифология Древней Греции)
Часть 2 - История Древнегреческой Мифологии
Часть 3 - генеалогическое дерево древнегреческих богов
Часть 4 - Списки богов, мифологических существ и героев
Часть 5 - Зевс–повелитель Олимпа
Часть 6 - Гера

Метки:  

Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку