-Всегда под рукой


ПСИХОЛОГИЯ: МУЖЧИНЫ - Джеймс Холлис - Под тенью Сатурна - мужские психические травмы и их исцеление*. 2 часть

Пятница, 13 Мая 2011 г. 12:09 + в цитатник
p1 (526x216, 45Kb)
Что исцеляет и кто целитель?

Прежде чем мы перейдем к сущности вопроса о мужском исцелении, следует выяснить, что означает такого рода исцеление и где сегодня можно найти тех, кто помажет исцелиться.

В начале XXвека Франц Кафка написал пророческий рассказ "Сельский доктор". Провинциальный врач, который отправился на вызов к пациенту в отдаленную деревню, оказался в самом центре снежной бури. Когда он наконец прибыл наместо, то увидел, что все население деревни собралось вокруг молодого человекаи просит врача его спасти. Врач осматривает больного и не может найти никакойболезни. Юноша умоляет врача его спасти. В это время врач видит у него направом боку, в области бедра, открытую рану и ладонь величиной. "Отливаявсеми оттенками розового, темнея в глубине и постепенно светлея к краям, смелко-пупырчатой тканью и неравномерными сгустками крови, она зияет, какрудничный карьер. Но это лишь на расстоянии. Вблизи я вижу, что у больного осложнение... Черви толщиной в мизинец, да еще вымазанные в крови, копошатся вглубине раны, извиваясь на своих многочисленных ножках и поднимая к свету белыеголовки". Когда врач заявляет, что не может спасти раненого, сельчане набрасываются на него, срывают с него одежду, тем самым ритуальнолишая его целебной силы, и выгоняют его из деревни, так что тому приходитсясамому искать дорогу домой.

Все время доктор размышляет так: "Таковы люди в наших краях. Они требуют от врачаневозможного. Старую веру они утратили, священник заперся у себя в четырехстенах и рвет в клочья церковные облачения; нынче ждут чудес от врача, отслабых рук хирурга. Что ж, как вам угодно, сам я в святые не напрашивался; хотите при нести меня в жертву своей вере - я и на это готов; да и на что ямогу надеяться, я, старый сельский врач, лишившийся своей служанки?"
Кафка Ф. Избр. соч. В 2 т. Т. 2. М.: Политиздат, 1991. С. 368.

Рассказ Кафки несет в себе пророческий и метафорическийсмысл. Церковь утратила свою власть, и ей на смену пришел новый предрассудок и новый священник - в белом халате вместо черной сутаны. Однако новая религия - научная медицина - тоже не приносит спасения.

Красно-розовая рана становится видимойтолько в результате тщательного осмотра. Наука, при всей ее поразительной силе,бессильна излечить такую рану. Так врач становится еще одним низвергнутымслужителем дискредитированного божества. Кафка предупреждает, чтобы мы неустремляли свою веру туда, где нашел ей место XXвек,- во внешний материальный мир. Наши раны - это душевные травмы, и их можно исцелить, только если дойти до души.

Врач - служитель Физиса (Природы). Врач не исцеляет, исцеляет сама природа (в переводе с латинского medicus- это "целитель", mederi- "исцелять", a docere- "вести".) Когда у нас болит тело, врач может создать условия, способствующие исцелению, но он все жене лечит душевные травмы.

Наше общество долго считало мужчин "машинами", "винтиками", необходимыми для получения прибыли и осуществления прогресса. Мужчины превозмогали свою боль, не имея представления о наслаждениях души, научившисьдумать о себе как о "механизме". Такое самоотчуждение наносит оченьглубокую рану; оно продолжалось так долго и считается столь обычным, что исцеление отдельных мужчин, не говоря уже о мужчинах в целом,- дело весьма сомнительное. Но избиение продолжается, сатурнианская тень жива, мужчины играют в ту же единственную игру, стыдя тех, у кого видят недостатки. Уязвленность принимает институциональные формы и получает общественное одобрение, поэтому мужчины невольно соглашаются на собственное распятие и принимают в нем участие.

Все мужчины страдают неврозом. Само это слово предполагает наличие какого-то "механического" изъяна, но, по существу, невроз появился в результате стремления создать модель космоса и человека в эпоху Просвещения.

Фактически невроз означает глубокое расщепление междучеловеческой душой и социализацией, между культурой общества и индивидуальнойпсихикой. Если социальные роли не соответствуют особенностям человеческой души,человек развивается однобоко. Именно страдания, вызванные этим дисбалансом, побуждают мужчину враждовать с самим собой и с другими мужчинами.

Роль терапевта заключается в том, чтобы выявить это расщепление и наблюдать характерные для него образы. Такие образы являются симптомами. Немецкое слово Zustandsbild(симптом) означает "картина состояния", апо своему смыслу связано со стремлением психики к самоисцелению за счет установления символических связей.

Симптомы проявляются и в глубинах бессознательного, и в области сознания. Они действуют как метафорические связи. Слово "метафора" образовано путем соединения греческих слов meta ("через") и рherein ("нести"). Слово "психотерапия"близко по смыслу к следующим выражениям: "обязательное проявление души"или "обращать внимание на проявления души".

Исцеление души - процесс, который по своей сути малоотличается от творчества; поэтому он лучше всего соотносится с деятельностьюхудожника. Художник работает с образами, которые как бы плывут прямо в егосознание. Многие художники вспоминали, что начинали с разработки одной идеи, азатем их внимание могло привлечь что-то совсем иное. По их мнению, свои лучшие работы они создают в тех случаях, когда им удается подчинить свое Эго и свойталант настолько, что они в состоянии выразить свои образы в красках, словах и звуках.

Глубинная психотерапия активизирует рождающиеся в психике образы, а затем поддерживает между ними диалог. Юнг называл этот процесс трансцендентной функцией, посредством которой самость стремится преодолеть барьер между сознанием и бессознательным. Иными словами, психика стремится излечить себя сама. Такой подход к исцелению ближе к гомеопатическому, чем каллопатическому лечению: подобное лечит подобное. Исцеление приходит вследствие резонанса, со-звучияи со-знания подобных друг другу сущностей. У мужчин наступает исцеление. Индивидуальное исцеление, исцеление души происходит через воскрешение в памятисимволических образов или действий, которые резонируют с расщеплением души илиявляются его выражением.

6 шагов к исцелению

В этом последнем разделе я приведу семь ключевых положений, утверждающих возможность исцеления. Ни одно из них не оригинально, но все они вместе могутспособствовать движению в правильном направлении и отдельных мужчин, и мужского сообщества в целом.

Хочу повторить, Я уверен, что коллективные изменения начнутсялишь после того, как изменится достаточно большое число конкретных мужчин. Изменение фокуса нашей культуры будет зависеть от того, на какой уровень мы можем вывести процесс самоисцеления.

Я полагаю, мужчины будут по-прежнему ощущать гнет традиционных предписаний Сатурна. Их по-прежнемубудут призывать пожертвовать своей душой и телом ради материальных благ. От них по-прежнему будут ждать молчаливого согласия на поддержку и укрепление патриархальных ценностей, а значит, отчуждения от себя. И они по-прежнему будут нести внутри ярость и скорбь вплоть до своей ранней смерти.

Но я, по крайней мере, надеюсь на то, что отдельные мужчины постепенно будут приходить к осознанию происходящего, спасая себя и помогая спастись другим. Может быть, некоторые из них даже станут мудрыми старейшинами, которые так нужны всем нам.

Ниже перечислены 6 шагов к самоисцелению, а далее мыболее подробно обсудим каждый из них.

- Восстановите в памяти потерю отца.

- Рассказывайте тайны.

- Ищите наставников и учите других.

- Исцелитесь сами.

- Вернитесь из своего душевного странствия.

- Участвуйте в "революции"- процессе радикальных изменений.

1. Восстановите в памяти потерю отца

Если мы станем изучать свою сущность с точки зрения пола, наше отношение и к родному отцу, и к племенным старейшинам станет болеекритичным. Но еще со времен индустриальной революции и миграции значительнойчасти населения в города, то есть более двухсот лет тому назад, большинству мужчин пришлось оторваться от своих корней: от своего дома, от своего дела и отсобственной души. Повышение уровня экономической свободы потребовало от них адаптировать свою энергию к социальным ролям, позволяющим получать прибыль, но в то же времяи наносящим душевные травмы.

Такие травмы вызывали у мужчин печаль и причиняли им мучительные страдания, и они, сами того не осознавая, наносили травмы своим сыновьям. Подобно трагическому заклятию в греческой драме, травмы переходили изпоколения в поколение. Только мужчины, сумевшие осознать такие исторические травмы, увидеть их в своей родословной и восстановитъсебя, то есть исцелить внутреннее расщепление, могут преодолеть историческое бремя Сатурна.

Сыновья часто видят, как их отцы страдают под бременем Сатурна; видел и я, как мой отец, отработав неделю на конвейере, брал в выходные лопату и разгружал машины с углем, заполняя им бункеры соседей. Многое мы тогда принимали как должное: еду на столе, арендную плату, новые ботинки.

Такими были наши отцы; они были травмированы больше, чем мыможем себе представить. У них не было альтернативы и внутреннего эмоционального позволения быть самими собой; несомненно, они были одиноки. Нам не нужно стыдиться своей печали, вызванной их нелегкой долей.

Печаль по своей сути честна. Она ценит то, что было утрачено навсегда или чего уже никогда не будет. Во всяком случае, мужчины несут свое бремя чаще всего как депрессию, которую они могут даже неосознавать. Депрессия - тупик для жизненной силы; как бы глубоко мы ни подавляли переживания, вызванные потерей отца, психика об этом знает изаставляет нас нести в себе это обременяющее нас чувство. Печаль - открытое воспоминание, и хотя она в данный момент не вызывает хороших ощущений, благодаря искренности переживаний она очищает и исцеляет. Депрессия можетнасильно погрузить нас в глубину мрака, независимо от степени нашей активностиво внешнем мире. Под ее тяжестью могут поблекнуть даже самые радостные моменты в жизни.

Подавленная печаль вызывает депрессию; тем же эффектом обладает не находящий выхода гнев. Гнев - естественная рефлекторная реакция организма на травму.
Они явно не могут изменить прошлое, а часто не могут изменить даже внешние отношения между отцом и сыном. Тем не менее то, что им неизвестно, скрыто действует у них внутри. Приняв во внимание тонкое замечание Юнга о том,что непрожитая жизнь родителя должна стать величайшей обузой для ребенка, каждый сын, без всяких осуждающих мотивов, должен вспомнить, как на его личности отразились травмы его отца. Иначе он увидит, что живет, повторяя отцовские поступки либо реагируя на них,- в каждом случае он оказывается пленником Сатурна.

Каждый сын должен спросить себя: "Какие травмы были умоего отца? Чем он пожертвовал (если эта жертва имела место) ради меня идругих? На что он надеялся и о чем мечтал? Воплотил ли он в жизнь свои мечты? Был ли он эмоционально свободен, чтобы жить такой жизнью? Жил ли он своей жизнью или по заповедям Сатурна? Как его отец и его культура мешали его странствию? Что мне хотелось бы узнать от него о его жизни и его истории? Что мне бы хотелось узнать от него о том, что значит быть мужчиной? Пробовал ли отец отвечать на такие вопросы, но внутри себя, не для посторонних? Приходилось ли ему вообще когда-либо их задавать? В чем заключается непрожитая жизнь моегоотца, и, может быть, я в той или иной мере проживаю ее за него?"

Таковы в основном вопросы одного поколения к другому, которые вслух не проговариваются. Если их сознательно не задают вслух, значит,ответы на них были бессознательно прожиты внутри, зачастую вызывая травму. Когда мы задаем такие вопросы, даже если отец умер, у нас больше шансов избежать его идеализации или обесценивания. Он превращается в мужчину, большепохожего на нас самих, на брата, который прошел через такие же испытания. Тогда даже в случае серьезной травмы мы, скорее всего, будем относиться к нему с сочувствием. Если нами овладеет ненависть, мы сохраним связь с источником нашей травмы. Если мы лучше поймем своих отцов с точки зрения взрослого человека, мыскорее сможем стать отцами для самих себя.

2. Рассказывайте тайны

Те, кто профессионально занимается исцелением людей, знают: где существует отрицание, там гноится рана.
Так как психика "знает" больше, чем сознание, эта деформация души остается и проявляется в совокупности реакций. Самая заметная реакция - оттенок грусти, преследующий мужчин всю жизнь, даже если они могут хорошо его скрывать.

Другой типичной реакцией мужчин, ставшей притчей во языцех, является их ярость: точно не определенная и неизвестно куда направленная, обращенная на себя и на других. А за всем этим "бешенством и кошмаром внаших жилах" стоит ужасный страх. Ни один мужчина нечувствует себя настоящим мужчиной. Его поведение в стиле мужчины-мачо маскируетего ужас.

В. X. Оден также раскрывает истину:

Патриоты? Маленькие мальчики,
Одержимые Огромностью:
Огромным пенисом,
Огромными деньгами,
Огромным шумом.

Когда мужчины чувствуют, что их обманули, то есть что они угодили в ловушку, оказавшись между стремлениями своей души и социальными требованиями, им приходится притворяться, чтобы "сохранить лицо". Постепенно отчуждаясь от своей внутренней жизни, от анимы, они ожидают, что весь груз эмоций примут на себя женщины. Секс начинает играть особенно важную роль, ибо именно через секс мужчины стараются преодолеть отчуждение от своих чувств и своего тела. Они просят Другую до наступления рассвета восстановить их силы и придать им уверенности в себе, и тогда они встанут и снова отправятся наборьбу. Это делает их не менее ранимыми и зависимыми, чем раньше. Из-за того, что люди должны ненавидеть тех, от кого они зависят, возрастают напряжение и враждебность, а эрос заменяется тенью власти.

Таковы основные тайны мужчин: они чувствуют свою мужскую неполноценность, то есть неполноценность личности, которая оказалась мужчиной. Они ощущают, что разрываются между страхом и яростью, находятся в эмоциональной зависимости и при этом отвергают объект, от которого зависят.

Повторяю: единственный выход из этого состояния заключается в том, чтобы осознать и признать существование этой нестерпимой истины. Можно начать с самого себя, а затем поделиться этой правдой с другими

В мифологии описывается много героических приключений: покоряются горные вершины, побеждаются великаны, поражаются драконы; но от мужчины требуется гораздо больше мужества, чтобы высказать эмоциональную истину. Современное странствие героя происходит не в реальном мире, а вдушевной пустыне. Злодей может воплотиться не в образе варвара, стоящего настраже у входа, а оказаться внутренним мраком, страхом, от которого можетизбавить только отвага.

Юнг так описывал эту задачу, стоящую перед героем: Дух зла - это страх и запретное желание; это враг, противостоящий жизни в ее борьбе за вечность и препятствующий всем великим деяниям. Этот враг внедряет в наше тело яд слабости и старения посредством вероломного укуса змеи. Это дух регрессии, угрожающий нам материнским заточением и полным растворением и исчезновением в бессознательном. Для героя страх - это вызов и испытание, ибо избавление от страха может принести толькоотвага. И если не пойти на риск, то над смыслом жизни человека каким-то образом совершится насилие.

Наш страх - это испытание; потерпев неудачу, мы скатываемся к хвастливой компенсации мачо или постыдному соучастию. Открыть истину своей души - первая задача. Жить в соответствии с этой истиной - задача вторая. А передавать ее другим - третья. Такая передача истины от одного человека к другому - высшее испытание в нашей жизни. Возможно, когда-нибудь потом мы перестанем "болеть от того, что являемся мужчинами".

3. Ищите учителей и учите других

Я уже упоминал о том, что в начале моей терапевтической практики (а это было лет 30 назад) отношение числа женщин, обращавшихся к терапевту, к числу мужчин, прибегавших к его помощи, составляло 9:1. Внастоящее время это отношение составило 6:4 с преобладанием мужчин. Такой резкий сдвиг обусловлен несколькими факторами: 1) у мужчин в целом существуют серьезные проблемы; 2) многие об этом знают; 3) психологическая атмосфера в обществе претерпела такие изменения, что посещение терапевта (которое многими мужчинами расценивается как проявление слабости) стало для них гораздо менее рискованным.

Действительно, к терапевту приходят именно те мужчины,которые обладают более сильным эмоциональным потенциалом и более честны ссобой. Остальным слишком страшно. У некоторых из них существуют серьезные проблемы, например, у того мужчины, которого притащила к терапевту жена икоторый напряг весь свой интеллект, чтобы установить назначение лежащей у меняна столе пачки салфеток, презрительно отзываясь о слезах, которые на них попадают. Такие мужчины воюют и с близкими им женщинами, и сами с собой.

Терапия дает мужчинам уникальную возможность рассказать другому человеку о своей жизни, быть эмоционально честным и знать, что в последствии им не станет из-за этого стыдно, поделиться с ним тайной, что значит быть мужчиной. На какое-то время мужчина становится совершенно изолированнымот окружающих. Для многих мужчин терапия становится переходным ритуалом,отделением от матери и вступлением в мир мужчин. Приходя на терапию, мужчины, как это часто бывает, считают, что проблемы существуют где-то "вовне"и что если они смогут "их понять", то жизнь снова пойдет как помаслу. Наступает время, и они осознают, что до сих пор жили неправильно и чтосовершенный ими бессознательный выбор завел их в лабиринт, блуждание покоторому привело их к еще большему отчуждению от себя. Они могут осознать, что у них нарушена связь с феминностью, но крайне редко предполагают, что Он анаходится у них внутри. Они испытывают сильную тоску по отцу, хотя это переживание по своей сути является бессознательным. И в конце концов они очень часто признают, что потеряли своих богов, свою связь с природой и с собственным телом.

Часто из-за всей той боли, от которой они страдают, таких мужчин одолевает удивительная немота. И по мере осознания причины этой боли она только усиливается. Они осознают, что им необходимо учиться у мудрых старейшин,и стремятся как можно лучше понять смысл своей жизни. Кроме того, они понимают,что должны исцелять себя сами; их жены и подруги не могут это сделать. Затемони плачут, испытывают гнев и ярость, допускают у себя возможности страха. Когда все это происходит, начинается исцеление.
Разумеется, большинство мужчин не приходят кпсихотерапевту. Либо у них нет средств или возможностей, либо они слишком боятся той страшной опустошенности, которую могут ощутить у себя внутри. При этом они могут обратиться к другим мужчинам и передать им то, чему научилисьили учатся у других. Учитель - это человек, который видит обратную сторону происходящего и может нам рассказать, что она собой представляет. Когда мужчинысобираются вместе, они могут многое рассказать друг другу. Но по отдельности они испуганно отстраняются от других. Мужские группы, существующие в Америке сплошь и рядом, дают реальную возможность мужчинам поделиться друг с другом своей жизнью и чему-то друг у друга поучиться, но большинство мужчин к таким группам не подойдут на пушечный выстрел и предпочтут страдать в одиночестве.

К сожалению, настоящих учителей можно найти крайне редко.Сколько мужчин прошли инициацию и интегрировали это переживание в свое актуальноеWeltanschauung (мировоззрение (нем.))? Мальчики по-прежнему испытывают потребность в том, чтобы зрелый, мудрый человек показал им способ познания окружающего мира. Повторяю: истина заключается в том, что в наше время нет коллективных ритуалов перехода, нет основанного на мифах опыта, который помогбы мужчинам совершать их странствие. Поэтому они должны совершать его индивидуально. И такие личности, как Бодхисаттва в буддизме, могут оглянуться ипросто из сочувствия открыть им путь вперед.

5. Исцелитесь сами

Здесь мы постоянно будем возвращаться к тому, что в нашей жизни и деятельности отсутствуют старейшины племени. И мы знаем, что исцелениепроисходит от подобного к подобному, то есть возникают со-звучие, переосмыслениеи восстановлениев памяти. Так, уязвленные мужчинытравмируют своих сыновей и других мужчин. Ряд сатурнианских жертв пополняетсяновыми юношами, оказавшимися между теми же жерновами. Если в этой книге и есть какое-то поучение или что-то полезное для читателя, оно состоит в том, что исцеление может и должно произойти.

Мы не можем изменить нашу культуру и ее влияние на нас. И, уж конечно, мы не можем изменить свою индивидуальную историю с огромнымвлиянием на нее родителей, живых или мертвых, а также способ, которым мыинтериоризируем свою историю и свой культурный контекст, адаптируя себя ксоциально-культурным нормам, чтобы выжить. Почти все из нас сбились с пути. Мы шли, обуреваемые жаждой обрести учителя, причем один слепой вел другого.

Всем мужчинам на любой стадии жизни необходим опреодолеть этот кризис, перейти через этот перевал и спасти свою жизнь. Разумеется, первый переход заключается в том, чтобы покинуть дом физически, не осознавая того, в какой степени взятый оттуда внутренний багаж, который приходится везде нести с собой, повлияет на будущий ложный выбор. Последний переход связан со старением и встречей со смертью.

Главное для мужчины в период кризиса среднего возраста, независимо от его возраста и социального положения, - извлечь максимум пользы благодаря рефлексивному поведению и рефлексивным установкам, радикально перестроить свою жизнь ирискнуть пережить вселяющие ужас требования своей души.
Определив роль матери (а значит, и материнского комплексавместе с его архетипическими обертонами) в нашем развитии и установив, к чемуприводит отсутствие отца и племенных старейшин, мы узнаем в самих себе то, в чем мы обязательно должны разобраться самостоятельно.

У каждого мужчины есть своя психологическая история, в основе которой лежит детское стремление получать заботу и защиту. Этот внутренний ребенок постепенно начинает выглядывать во внешний мир, чтобы тамбороться и в конце концов умереть. Но так как огромная потребность в "тихой гавани" не исчезает, а постоянно возрастает, мужчины обычно взваливают это бремя на женщину. Однако большинство женщин совершенно справедливо сопротивляются исполнять для мужчин роль матери, и мужчине приходится становиться "тихой гаванью" для самого себя.

Вполне понятно, что мужчины боятся быть зависимыми, но и мне следует бояться своей потребности в заботе и внимании. Все люди хотят, чтобыо них заботились. Мужчины должны принять свою потребность в заботе и внимании.

Им следует признать, что прежде всего они сами отвечают за то,чтобы себя прокормить и о себе позаботиться. Тогда у них появится соответствующее отношение и к страху перед другими людьми, и к потребности в них.
Если потребность в заботе является архетипической, скрытой за отношением мальчика к матери, то мы можем сказать, что его становление как мужчины тоже является его архетипической потребностью, удовлетворение которой должно прийти из мира отца.

Сыну нужно видеть, как у отца развивается отношениесо своей внутренней истиной, как он справляется со стыдом и страхом, как он уверенно и достойно сохраняет равновесие со своей внутренней феминностью и как он организует окружающий его внешний мир.

Уверенность в себе не следуетсмешивать с комплексом стремления к власти. Игра во власть кастрирует всехмужчин. Смысл уверенности в себе состоит в том, что человек чувствует в себе позитивную энергию, необходимую для решения задач, которые ставит перед ним жизнь. Человек может позволить себе окунуться в эту жизнь и бороться заобретение ее глубинного смысла. Он чувствует в себе возможность вынырнуть изнее, когда к нему вплотную подступают силы тьмы.

Повторяю: было бы полезновидеть пример родного отца, чтобы развить такую уверенность в себе, нобольшинство мужчин создают ее каждый на свой лад.
Фактически отцовский и материнский комплексы представляютсобой заряженные кластеры энергии, живущие своей жизнью, неподконтрольнойсознанию. Каждый мужчина должен знать все свои интериоризированные образы и уметь различать, какое их послание свидетельствует о проблеме выживания и самосохранения, а какое - о наличии энергии, необходимой для борьбы за лучшую жизнь. Как заряжены эти кластеры? Какие внутренние и внешние послания они несут? Что происходит, если человек делает ложный выбор?

Такие же вопросы, которые он раньше задавал своему отцу, чтобы понять его и испытать его печаль, каждый мужчина должен задать и себе. Каковы его индивидуальные травмы, его устремления, какова его непрожитая жизнь? Каждый мужчина должен снова и снова задавать себе вопросы, ответы на которые онхотел бы услышать от отца. Если раньше он хотел узнать от отца, как стать мужчиной, как справиться со страхом, как обрести мужество, как сделать выбор, который не одобряют окружающие, как уравновесить мужскую и женскую энергию, куда поместить гироскоп души и как в соответствии с ним идти по жизни, тотеперь он должен рискнуть задать эти вопросы себе. И даже если он не знает ответа, по крайней мере он задает правильные вопросы.

Так, например, мужчина должен задать себе вопрос: чегои менно я боюсь и почему не двигаюсь вперед? Какие самые сокровенные задачи яточно должен решить? Каково мое призвание в жизни? В какой мере я могусовместить работу с потребностями своей души? Как я могу строить отношения сдругими и при этом развиваться индивидуально? Какую область непрожитой жизниотца я должен прожить и "застолбить"? Затем наступает решающий моментв жизни человека: он идет на риск, проявляет отвагу, чтобы прожить эти вопросы вэкзистенциальном мире.

Быть мужчиной - значит знать, чего ты хочешь, а затем мобилизовать свои внутренние ресурсы, чтобы достичь желаемого. Такой взгляд может показаться слишком упрощенным, но это не так. Ибо в самом начале человекукрайне трудно понять, чего он хочет. Как ему отделить внутреннюю истину от какофонии личных комплексов и предписаний культуры? И где человеку взять мужество, чтобы жить в реальном мире, после того как он обретет свою внутреннюю истину?

Именно постановка перед собой таких вопросов, а такжепроявление отваги в процессе странствия во внешнем и внутреннем мире превращаютмальчика в мужчину. Наше прошлое, отягощенное тенью Сатурна, которая заложена внашей культуре, играет очень важную роль, но человеческая психика обладает большими ресурсами, и ее взбунтовавшаяся энергия будет вытеснять прошлое, чтобы создать иное будущее.

Юнг однажды заметил, что мы не решаем свои проблемы, аперерастаем их. Именно эта способность психики к росту осознанияоткрывает возможность исцеления. Каждому из нас по-прежнему хотелось бы почувствовать материнское тепло и заботу и оказаться за сильной спиной отца, который бы прокладывал нам путь. Но это невозможно. Чтобы удовлетворить свои потребности, каждый мужчина должен избавиться от директив своих родительских комплексов и принимать собственные решения. То, что не смогли активизировать родители или что было активизировано лишь частично, теперь должномо билизоваться самостоятельно.


На кровных родителях лежит большая ответственность, связанная с активизацией в их ребенке жизненной силы, существенно превосходящейих умеренную жизнеспособность, которую они передачи бы ему вместе с собственной травмой. Но, обладая мужеством и совершая глубокую внутреннюю работу, сын может обойти ограничения, налагаемые родительскими травмами. Эту работу он делает нетолько для себя, но и для мира, в котором живет.

6. Совершите душевное странствие

Благодаря мужеству женщин, выражавших протест в отношении традиционных ролей и социальных институтов, отрицающих равенство и уникальность, сегодня мужчины могут свободно раскрыть свою первую тайну: их жизнь тоже ограничена определенными социальными ролями.

Женщины первыми всталина путь, ведущий к освобождению. Вполне объяснимо, что многие мужчины сопротивлялись освобождению женщин: они не только чувствовали, как что-то уходит от них, но и думали, что их вполне устраивает исполнение строго определенного набора социально-половых ролей.

То, что их роли содержали в себе элементпритеснения, большинство мужчин просто не осознавали, пока женщины не заставилиих внимательнее на себя посмотреть.

Среднестатистический мужчина по-прежнему с отвращением относится к осознанию своей жизни, пока жизнь не заставляет его измениться, а изменениевсегда вызывает тревогу. Но когда он осознает, что изменения, сопровождающиеся тревогой, предпочтительнее депрессии и ярости, вызванных ограничениями, тоизменения кажутся ему более привлекательными.

Совершив внутреннюю работу, мужчины смогут внимательно посмотреть на окружающий их мир. Большинство мужчин ищут самоутверждение вовнешней деятельности, но они все равно не ощущают своей значимости, даже еслидостигают успеха. Эта деятельность нужна им для утверждения своей идентичности,если не проделано достаточно внутренней работы в процессе индивидуации. Как заметил Альбер Камю, "без работы жизнь загнивает. Но когда в работе нет души, жизнь задыхается и умирает".

Даже если у нас нетвозможности пренебрегать материальной стороной жизни, мы все равно должны быть уверены в том, что наша работа придает смысл нашей жизни. А значит, мужчинамприходится решать заново, кто они и на что им тратить свою драгоценную энергию.

Ни один мужчина не может покинуть дом или оказаться в чужом для него мире, не испытывая глубоких душевных и телесных страданий. Но он должен научиться сказать самому себе: "Я не должен отождествлять себя ни смоей травмой, ни с моей защитой от этой травмы. Я совершаю свое странствие". Полученные травмы могут погубить душу, а могут развить работу сознания. Но лишьвозрастающее сознание может каким-то образом озарить странствие.

Чтобы мужчина мог спасти себя сам, ему нужно возобновить душевное странствие. Он должен снова обрести способность увидеть себя вбезграничном и вечном мире, который гораздо шире окружающей егодействительности.

Юнг задается вопросом о человеке, и этот вопрос каждый из нас должен адресовать себе: Связан он с чем-то бесконечным или нет? Это насущный вопрос его жизни... Если мы понимаем и чувствуем, что здесь, в этой жизни, у нас естьсвязь с бесконечным, наши желания и установки изменяются. В конечном счете мычего-то стоим, если только что-то собой представляем, а если нет, значит, нашажизнь была потрачена впустую.

Дело не в том, что именно мужчина чувствует и какой оттенок принимают эти чувства: религиозный, политический или семейный.

Он сам представляетсобой свое странствие, и это обстоятельство имеет решающее значение. Вполнепонятен ужас, который он может испытывать, находясь в бурных водах жизни, но, отказываясь от необходимости плыть под парусами, ухватившись за любую идеологиюили зависимость от кого-то, он теряет свою маскулинность!

[b][/color="9900FF"]Пришло время быть честными перед собой, признать страх, но - продолжать странствие.

Требование совершать странствие - это не оправдание нарциссизма.

Мужчина по-прежнему должен выполнять взятые на себя обязательствапо отношению к другим, чтобы нести свою ответственность.

Вместе с тем он слышиту себя внутри неумолимый зов индивидуации. Если же, забыв об этом зове, онстанет разбрасываться в течение всего короткого пребывания на Земле, то станет проблемой для окружающих.

Совершать странствие в мире души - значит, помогать природе, жить ради людей и таинства, которое превращает нашу жизнь в потрясающий эксперимент.

Тогда мы будем служить воплощением незримого, освещая этот короткий период времени между двумя великими таинствами.[/color][b]

Как сказал Юнг: "Жизнь... - это короткий промежуток времени между двумя великими таинствами, которые суть одно".
Рубрики:  Биология, Антропология и Медицина
МУДРЫЕ МЫСЛИ_ПСИХОЛОГИЯ
ПРАКТИКИ
Метки:  

Процитировано 6 раз
Понравилось: 1 пользователю

Лунная_Еленка   обратиться по имени Пятница, 13 Мая 2011 г. 21:49 (ссылка)
Спасибо за такую интересную вещь!!! Но если я правильно поняла-это только отрывок???
Ответить С цитатой В цитатник
AmYulija555   обратиться по имени Суббота, 14 Мая 2011 г. 07:47 (ссылка)
Лунная_Еленка, тема обозначена.
Вторая часть полностью, до конца - основное.
Ответить С цитатой В цитатник
Миловзора   обратиться по имени Суббота, 14 Мая 2011 г. 23:28 (ссылка)
а про женщин есть такое?
Ответить С цитатой В цитатник
AmYulija555   обратиться по имени Понедельник, 16 Мая 2011 г. 08:15 (ссылка)
Миловзора, в таком обобщенном виде мне не встречалось.

Добавляются: менструация, необходимость быстрого поиска нужного партнера для семьи, нелюбовь матери, отсутствие отца, подчиненное положение женщины в современном Обществе, насилие без любви, вынужденная неестественность в семье и обществе, интерес к тебе со стороны мужчин лишь как к секс объекту или дешевой рабочей силе, быстрое старение, ненужность в обществе, неуважение твоих интересов, вынужденность наработки чисто "мужских качеств", вынужденность вступать в конкурентную борьбу, невостребованность, много чего еще!!!

Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку