-Цитатник

Борщ с точки зрения разных направлений искусства - (0)

Борщ с точки зрения разных направлений искусства Источник http://chemistry-chemists.com/N4_2016/C...

ЖАРА. ЧТО ПИТЬ? ЧТО ЕСТЬ? КАК ЖИТЬ В ТРОПИКАХ? И КАК ГОТОВИТЬ РЫБУ - (4)

Кончается  лето, но   жара не уходит. И в палящем кишиневском августе  &...

Борис Чичибабин. Киев .. - (2)

Борис Чичибабин. Киев ...   Фотограф: flyua_kiev. Закат над Киево-Печерской...

Интернетсайт "ОПАСНАЯ МЕДИЦИНА" - (0)

Интернетсайт "ОПАСНАЯ МЕДИЦИНА" http://badbed.ru/ Из главной страницы этого сайта: "ЗАЩИТИМ...

Елисеевский магазин: история и интересные фотографии - (0)

Елисеевский магазин: история и интересные фотографии В этот магазин до сих пор водят...

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Татьяна_Бойко-Назарова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.04.2013
Записей: 2110
Комментариев: 1927
Написано: 6484


Врубель

Понедельник, 04 Сентября 2017 г. 08:43 + в цитатник
Цитата сообщения Lusjen_Gordellini Гений, безумец, провидец, слепец...




Сейчас я в Абрамцеве и опять меня обдает; нет не обдает, а слышится мне та интимная национальная нотка, которую мне так хочется поймать... Эта музыка цельного человека, не расчлененного отвлечениями упорядоченного дифференцированного и бледного Запада...


.............................................................................


М.Врубель и Н.Забела-Врубель


Врубель отличался редкой многогранностью дарования. Он известен как мастер монументальных росписей, станковых картин, театральных декораций, как график, скульптор и даже архитектор. В какой бы области ни работал , он создавал первоклассные произведения. "Врубель, - пишет Головин, - идеально выражал свою мысль. Есть какая-то безошибочность во всем, что он сделал".





Полет Фауста и Мефистофеля. 1896    



Даже среди блестящих ов конца XIX - начала XX века Врубель выделяется самобытностью, неповторимостью своего искусства.





Павлин. Начало 1900-х



Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. На поверхности этот индивидуальный стиль легко узнаваем: это манера трактовать видимые формы в виде мозаики мазков, кубизированная орнаментация объемной формы. Выявление структуры предмета становится для а прежде всего способом заострения его музыкально-ритмических свойств, скрытой в нем орнаментики, обладающей энергией магнетического воздействия на зрителя. Впоследствии, уже после смерти Врубеля, русские критики любили говорить о том, что именно Врубель был провозвестником кубизма...





Художник Михаил Врубель в кабинете



Оригинальность мысли, новизна формы часто мешали пониманию творчества Врубеля современниками, и жестокая несправедливость критики больно ранила чуткого художника. "Что за бедствие вся жизнь этого многострадальца, - вспоминает Илья Репин, - и какие есть перлы его гениального таланта".





Итальянский рыбак



Родился Михаил Александрович Врубель 5 марта 1856 года (старый стиль) в Омске в семье военного юриста. Михаил был любимцем всей семьи, милым и тихим мальчиком. Даже в младенчестве он отличался от других детей тем. что практически не просыпался ночью: мать даже тревожилась за его здоровье, но доктора уверили ее. что с ребенком все в порядке. «Миша спит всю ночь преспокойно». – писала Анна Григорьевна своей сестре в Астрахань. Сестра художника. Анна Александровна, в своих мемуарах приводила цитату из письма матери и комментировала: «Слова эти подчеркивают основную черту брата в раннем детстве – удивительное спокойствие, кротость».





Портрет М.В.Якунчиковой. 1886-1889



Мать Врубеля умерла от туберкулеза, когда Михаилу было всего три года.Он даже не помнил ее лица.А ее портреты рисовал по фотографии. Спустя четыре года отец Михаила женился на Елизавете Вессель, талантливой пианистке. Именно благодаря ей Михаил Врубель открыл для себя музыку.Его живопись впоследствии всегда будет пронизана музыкальными мотивами.






А.Г. Врубель мать художника


Отец бережно относился к увлечению мальчика живописью. Во время недолгого пребывания в Петербурге Врубель занимается в Рисовальной школе, часто бывает в Эрмитаже. Окончив одесскую гимназию, где он серьезно изучает литературу, историю, немецкий, французский, латинский языки, Врубель сдает экзамены в Петербургский университет на юридический факультет и заканчивает его в 1879 году.





Деталь китайской парчи, 1886



К этому времени будущий художник уже твердо решил посвятить себя искусству и в 1880 году поступает в Академию художеств В Академии Врубель работает много и серьезно. "Ты представить себе не можешь, - пишет он сестре, - до чего я погружен всем своим существом в искусство: просто никакая посторонняя искусству мысль или желание не укладываются, не прививаются".





Мамыров, 1900. Эскиз костюма к опере П.И.Чайковского Чародейка



Становление эстетических взглядов Врубеля определяется тем идейным кризисом, который переживало поколение художников, выступивших в середине 1880-х годов. К этому поколению принадлежали Исаак Левитан, Константин Коровин, Валентин Серов, Михаил Нестеров. Разочарование в народничестве, позитивизме, материализме вело к усложнению представлений о задачах искусства.





В.А. Серов, М.А. Врубель, В.Д. Дервиз.



После длительного периода аскетического самоотречения передвижников во имя служения народу художники вновь испытывают восторг перед красотой мира, удивление перед неисчерпаемостью его тайн.





Волхова, 1899 - начало 1900-х



Перелом в эстетических взглядах Врубеля находит наглядное выражение в "измене" Илье Репину, одному из самых прежде любимых учителей, мощному и яркому выразителю идей передвижничества, и предпочтении ему скромного академического преподавателя Павла Чистякова. Именно он, по выражению Врубеля, умеет приобщить "к тайнам искусства самодовлеющего, искусства избранных". Заурядный художник, Чистяков был несравненным учителем, в совершенстве владеющим секретами ремесла, законами передачи объема и пространства из плоскости. Академические годы — это преимущественно аналитический период творчества Врубеля, время углубленного, беззаветного, фанатического исследования натуры как формы. Молодой художник, по его словам, всей душой предан объединяющему чистяковцев "культу глубокой натуры".





Обручение Марии с Иосифом



Среди академических рисунков Врубеля выделяется акварель "Обручение Марии с Иосифом" (1881). Композиция напоминает картину Рафаэля на ту же тему, вместе с тем в рисунке чувствуется влияние библейских эскизов А. А. Иванова, но композиционный строй, движение фигур более динамичны.





Осенью 1883 года Врубель снимает мастерскую для самостоятельной работы с натуры. Здесь он пишет акварель "Натурщица в обстановке Ренессанса" (Гос. музей русского искусства, Киев), которая свидетельствует об умении художника передать разнообразие материальных форм, богатство оттенков цвета.


Уже в Академии художеств Врубеля начинают интересовать темы общечеловеческие, философские, его влекут личности сильные, мятежные, часто - трагические. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это "Гамлет и Офелия" (1884).





Гамлет и Офелия. 1884 г.


Призма — в орнаментистике и архитектуре — это музыка наша.


В апреле 1884 года Врубель оставляет Академию и по предложению известного искусствоведа А. Прахова уезжает в Киев для участия в реставрации древних росписей Кирилловской церкви. Художником выполнены работы по обновлению ста пятидесяти фрагментов древних фресок и созданы четыре новые композиции на месте утраченных. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. Лучшее из этих произведений - икона "Богоматерь" (1885, Гос. музей русского искусства, Киев) - женственно-нежный и вместе с тем печальный образ матери, предчувствующей трагическую участь сына.





Надгробный плач. Эскиз росписи для Владимирского собора. 1887 г.



Однако самым замечательным творением Врубеля в Киевский период явились акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887, Гос. музей русского искусства, Киев). Работая в Кирилловской церкви, изучая фрески Софийского собора, художник осознает сущность высокого искусства монументальной живописи древней Руси. Во владимирских эскизах особенно ярко проявилась связь творчества Врубеля с наследием древности, созвучным и дарованию, и душевному складу художника.


Благородный образ "Воскресения", лучезарный, словно окруженный бездонной синевой неба "Ангел с кадилом и свечой", и, наконец, "Надгробный плач", потрясающий силой трагического чувства. Богоматерь с широко открытыми глазами, полными слез, словно окаменела в страдании над гробом сына. Торжественный ритм складок одежды, строгие линии, монохромная простота цветовых соотношений, предельный лаконизм композиции помогают выразить глубину и величие скорби. В "Надгробном плаче", который можно отнести к уникальным произведениям мирового искусства, Врубель органически соединил гармонию и монументальность древнего искусства с экспрессией чувств человека двадцатого столетия.





Воскресение. 1887


Эскизы Врубеля к росписям для Владимирского собора не были приняты жюри. Причиной была не только неканоничность живописно-пластического решения, отличная от господствующего в соборе неорусского стиля, но и неканоничность мировоззрения. Это были первые опыты врубелевского символизма - попытка проникновения в тайну смерти и вечной жизни вне глубокой религиозной веры, попытка, полная безверия и отчаяния.





Гамлет и Офелия. 1888 г.



Художнику не удалось осуществить свои замыслы в стенных росписях - его участие в убранстве собора ограничилось созданием причудливых орнаментов, но и этой работе Врубель отдается с увлечением, проявляя неистощимое богатство фантазии. По высказыванию Нестерова, Врубель, "совершенно бескорыстный, невинный, отсутствующий с нашей планеты, витал в своих видениях-грезах, а эти грезы, посещая его, не оставались его гостями долго, уступая место новым мечтам, новым образам, еще невиданным, негаданным, прекрасным видениям жизни и фантазии чудесного художника "нездешных стран".





Девочка на фоне персидского ковра. 1886 г.



В 1889 году Врубель уезжает в Москву, начинается новый и самый плодотворный период его творчества. Художник получает ряд заказов на декоративные панно. Одно из них - "Венеция" (1893) - создано по впечатлениям от поездки в Италию (1891-1892). Перед зрителем возникает город эпохи Возрождения во всем праздничном великолепии пышного карнавального шествия.





Венеция



Содержание картины "Испания" (1894), возможно, навеяно оперой "Кармен", которую Врубель очень любил и считал "эпохой в музыке". Взволнованность персонажей, напряженность цвета, поток лучей знойного солнца вызывают ощущение конфликта, драмы. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь, и ненависть.





Испания. 1894



В некоторой близости к этой картине - "Гадалка" (1895), произведение глубоко психологическое. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Властно влечет пристальный взгляд горящих глаз, словно перед женщиной раскрылась страшная тайна будущего.





Гадалка. 1895    



В эту пору Врубель много работает над портретами и для каждого находит особые живописные приемы. В портрете К. Д. Арцыбушева (1897) ощущается спокойная уравновешенность; портрет Саввы Мамонтова (1897) строится на контрастах композиционных ритмов, деталей, цвета, что вызывает остроту образа, в котором титанизм граничит с беспомощностью.





Портрет С.И.Мамонтова. 1897


Давняя любовь к музыке приводит Врубеля в частную оперу Мамонтова, где он сближается с Римским-Корсаковым и принимает участие в оформлении опер "Царская невеста" и "Сказка о царе Салтане". Затем он занят архитектурными проектами, из которых был осуществлен лишь один - пристройка к дому Мамонтова в Москве.





Рыцарь, 1896. Витраж, исполненный для дома Л.Н.Перцова в Москве



В Абрамцеве Врубель возглавляет керамическую мастерскую, создает серию своеобразных скульптур-майолик на сказочные темы: "Лель", "Волхова", "Купава".





Лель. 1899-1900 г.


С Абрамцевым связаны многие творческие искания Врубеля. Здесь пробудился его интерес к народному творчеству, национальным традициям. В одном из писем к сестре художник сообщает: "Сейчас я в Абрамцеве и опять меня обдает; нет не обдает, а слышится мне та интимная национальная нотка, которую мне так хочется поймать на холсте и в орнаменте. Эта музыка цельного человека, не расчлененного отвлечениями упорядоченного дифференцированного и бледного Запада".





Портрет артистки Н.И.Забелы-Врубель, жены художника, в летнем туалете



"Музыку цельного человека" художник находит в русском фольклоре, к образам которого постоянно обращается в 90-е годы. Врубеля не привлекают иллюстрации к каким-либо определенным былинам или сказкам, он стремится проникнуть в представления наших предков о человеке и природе, взглянуть на мир их глазами.





Богатырь


Таков врубелевский "Богатырь" (1898) - порождение окружающей природы, которая дает этому гиганту величие и мощь.





Пан. 1899    


В картине "Пан" (1899) греческий бог превращается в русского лешего. Старый, морщинистый, с бездонными голубыми глазами, узловатыми, словно сучья, пальцами, он как будто возникает из замшелого пня. Фантастическую колдовскую окраску приобретает характерный русский пейзаж - безбрежные влажные луга, извилистая речушка, тонкие березки, застывшие в тишине опускающихся на землю сумерек, озаренные багрянцем рогатого месяца.





К ночи. 1900    


Надежда Забела , которая была младше Врубеля на 12 лет, считалась любимой певицей композитора Римского -Корсакова.Для нее он написал все партии сопрано в своих операх, первой из которых была "Царская невеста". Надежда скоро стала настолько популярна, что Врубеля многие называли для простоты "муж Забелы". Но его это не смущало, он не только рисовал декорации к спектаклям Забелы, но и сам придумывал ей костюмы и грим. И постоянно писал ее портреты.





Примавера, 1897 г.


Врубель сделал ей предложение в первый же день знакомства.Позже он говорил ее сестре , что если бы Надежда отказала ему, то он покончил бы с собой.У Забелы были сомнения , она слышала и видела, что Врубель пьет, беспорядочно относится к деньгам, что он зарабатывает их редкими заказами. Но тем не менее, через два месяца свадьба состоялась.Она прошла в Женеве , в Швейцарии, где в тот момент находилась Забела.




Царевна-Лебедь. 1900, окончательный вариант



Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине "Царевна-Лебедь" (1900). Композиция построена таким образом, что создается впечатление, будто мы заглянули в сказочный мир, где внезапно появляется и вот-вот исчезнет волшебная девушка-птица, плывущая к далекому таинственному берегу. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками. Девушка оборачивается, тонкое, нежное лицо печально, загадочной грустью светятся глаза; в них щемящая тоска одиночества. "Царевна-лебедь" - один из самых пленительных, задушевных женских образов, созданных художником.





Сирень. 1900


Страстная любовь к природе помогает художнику передать ее красоту. Пышные гроздья врубелевской "Сирени" (1900), вспыхивая лиловым огнем, живут, дышат, благоухают в сиянии звездной ночи. Один из современников Врубеля писал: "Природа ослепила его... за то, что он слишком пристально вглядывался в ее тайны".





Лебедь. 1901


Наряду с эпическими темами Врубель на протяжении 90-х годов работает над образом Демона.


Прим. Тема Демона важна. И выделена в отдельный пост: Демоны мои...


"Демон" Врубеля - соединение противоречий: красота, величие, сила и в то же время скованность, беспомощность, тоска; его окружает сказочно-прекрасный, но окаменевший, холодный мир. В колорите картины - контрасты. Холодный лиловый цвет "борется" с теплым оранжево-золотистым. Скалы, цветы, фигура написаны по-особому, по-врубелевски: художник как бы рассекает форму на отдельные грани, и создается впечатление, что мир соткан из глыб драгоценностей. Рождается ощущение первозданности.
Мысля фантастическими образами, Врубель тесно связан с окружающей жизнью, его Демон глубоко современен, в нем отразились не только личные душевные переживания художника, но сама эпоха с ее контрастами и противоречиями. Как писал Александр Блок: "Демон Врубеля символ нашего времени, ни ночь, ни день, ни мрак, ни свет".





Демон. 1890



В 1891 году к юбилейному изданию сочинений Михаила Лермонтова под редакцией Кончаловского Врубель выполнил иллюстрации, из тридцати - половина относилась к "Демону". Эти иллюстрации, по существу, представляют самостоятельные произведения, значительные в истории русской книжной графики, и свидетельствуют о глубоком понимании Врубелем лермонтовской поэзии.


И, наконец, к 1901-1902 годам относится последняя картина - "Демон поверженный", над ней Врубель работал напряженно и мучительно. Александр Бенуа вспоминает, что картина была уже на выставке "Мира искусства", а Врубель все еще продолжал переписывать лицо Демона, менял колорит.





"Демон поверженный" 1902г. (+)

Современники видели в этом образе протестующее начало, прекрасного непокоренного человека. Вспоминаются слова Александра Блока:

Что мгновенные бессилья!
Время - легкий дым!
Мы опять расплещем крылья!
Снова отлетим!..


И сказанное несколько позже Федором Шаляпиным: "И писал же он своих Демонов! Крепко, страшно, жутко и неотразимо... От Врубеля мой Демон".





Голова Демона на фоне гор. 1890



Заканчивая поверженного Демона, Врубель тяжело заболел и был помещен в лечебницу. С небольшими перерывами болезнь длится до 1904 года, затем наступает непродолжительное выздоровление.
В 1904 году он едет в Петербург. Начинается последний период творчества.





Шестикрылый серафим (Азраил). 1904



В 1904 году Врубель пишет "Шестикрылого Серафима", по замыслу связанного со стихотворением Пушкина "Пророк". Могучий ангел в сверкающем радужном оперении в известной мере продолжает тему Демона, но этот образ отличается цельностью, гармоничностью.





Жемчужина. 1904



В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов - "Портрет Н. И. Забелы на фоне березок" (1904).




Портрет Н.И.Забелы-Врубель на фоне березок. 1904



К этому же времени относятся интересные автопортреты. С 1905 года художник находится в лечебнице постоянно, но продолжает работать, проявляя себя как блестящий рисовальщик. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. Рисунки, выполненные в разной манере, отличаются меткой наблюдательностью, большой эмоциональностью.





Автопортрет с раковиной. 1905



Доктор Усольцев, лечивший Врубеля, пишет: "Это был художник-творец всем своим существом, до самых глубоких тайников психической личности. Он творил всегда, можно сказать, непрерывно, и творчество было для него так же легко и так же необходимо, как дыхание. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель - он все творил".





Портрет сына художника, 1902 г.

Спустя некоторое время, его душевное здоровье поправляется, он выходит из больницы. Но теперь идея величия сменилась на упаднические настроения. Врубель подавлен, часто плачет, считает себя никуда негодным. К тому же у него появляется странное тяжелое предчувствие надвигающегося несчастья. К ужасу супруги он пророчит скорую беду в их семье. Пророчества вскоре сбылись.  Через две недели после написания Врубелем портрета своего обожаемого сына Саввы у малыша поднимается высокая температура, вот уже несколько часов врачи немогут ее сбить, они беспомощно разводят руками и ставят диагноз минингит. Лекарства здесь не помогают, единственное это молить Бога о его спасении. Врубель оцепенел, неужели его кисть гения повредила собственному ребенку.





Портрет поэта Валерия Яковлевича Брюсова. 1906



За несколько лет до смерти Врубель начал работать над портретом Валерия Брюсова (1906). Некоторое время спустя Брюсов писал, что всю жизнь старался быть похожим на этот портрет. Врубель не успел завершить эту работу, в 1906 году художник ослеп. Трагически переживает он страшный удар, в тяжелой больничной обстановке мечтает о синеве неба над темными полями, о перламутровых красках весны. Единственным утешением оставалась музыка.

Еще четыре года он будет жить слепым и никогда не узнает, что стал Академиком искусств, что его картины получили мировую славу и путешествуют по всей Европе.





Голова пророка. 1904-1905


Умер Врубель 1 апреля 1910 года (старый стиль).

Творчество художника было страстным протестом против зла. Создавая трагические образы, он воплощал в них светлое благородное начало. Борьба света и тьмы - вот содержание большинства работ. Об этом сказал Блок над могилой художника:

"Врубель пришел к нам как вестник, что в лиловую ночь вкраплено золото ясного вечера.
Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи.
Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать".






Если возникло желание почитать еще что-то о художнике, вот тут, пожалуй, наиболее полный сайт в сети: http://vrubel-world.ru/





Источники: (1), (2), (3), (4), (5), (6), (7), (8)
Блог Оченьдаже
add
Оригинал взят у в Гений, безумец, провидец, слепец...

Рубрики:  Искусство/Живопись
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку