-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в зинаида65

 -Подписка по e-mail

 


Лувр:шедевры мировой живописи(5)

Среда, 28 Марта 2018 г. 23:06 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Лувр:шедевры мировой живописи(5)

Ян Вермеер Дельфтский

Астроном

«Астроном»

Наряду с Рембрандтом и Франсом Хальсом, Ян Вермеер Дельфтский входит в число трех великих голландских живописцев XVII столетия.

Он родился в 1632 году в городе Дельфте, и с этим городом связано все творчество прославленного мастера. Его отец занимался изготовлением шелка, держал гостиницу, торговал картинами. Видимо, эта торговля и привила юноше интерес к живописи. Когда и у кого он начал учиться, не известно, но в 1653 году, в год своей женитьбы, он был принят в гильдию Святого Луки, цеховое объединение живописцев.

Позднее, в 1663 году, художник становится ее деканом, так что с уверенностью можно сказать: среди своих коллег он пользовался уважением и почетом. Вермееру пришлось содержать большую семью, а живопись не приносила большого достатка. Он продолжал по примеру отца торговлю картинами. Вермеер очень подолгу работал над каждым из своих творений, и, вероятно, именно поэтому его творческое наследие крайне невелико. Два десятилетия, на протяжении которых созданы все картины Вермеера, 50-60-е годы, являются временем расцвета голландской живописи. Жанровая живопись Голландии к тому времени уже приобрела определенные традиции, но именно Вермееру было суждено возвысить бытовую картину до уровня, сопоставимого с замечательными достижениями великих голландских мастеров в других жанрах. Вермеер был католиком, но не писал произведений на библейские темы. Любимыми сюжетами его небольших по размеру картин были дом и женщина, воплощающая дух дома. Домашние женские заботы постоянно присутствуют в произведениях художника.

В построении его представленных в Лувре картин «Астроном» и «Кружевница» обращает на себя внимание лаконизм, тщательный отбор деталей. Все в них дышит спокойствием. Свет у Вермеера -самостоятельный и крайне важный предмет живописи. Весь облик картин - сплошное торжество прямо-таки реального солнечного света. Этот свет заполняет все пространство, переплетаясь в богатейшей игре бликов и мягких полутеней.

С течением времени художник был забыт, и на протяжении двух столетий его картины оставались практически неизвестными. Его новое открытие произошло во второй половине XIX века, и с той поры интерес к живописи этого удивительного мастера не ослабевает.

«Кружевница»

 

Кружевница

Антуан Ватто

 

Пьеро

Пьеро

Антуан Ватто родился на границе Фландрии и Франции в семье кровельщика в 1684 году. В 1707 году поступил в Парижскую академию изящных искусств. Выходец из простой семьи, Антуан чувствовал себя отщепенцем в светском Париже времен Регентства. В начале своего творчества Ватто писал батальные сцены, позднее почти полностью посвятил себя небольшим холстам на театральные темы и изображению любовных или «галантных сцен».

 

Современники невысоко ценили Ватто. Вольтер и Дидро называли его пустым светским художником, не способным создать нечто великое. Не привыкший выслушивать похвалы, Ватто был очень скромен.

Картины «Пьеро», «Чувствительность» и «Суд Париса» погружают нас в особую, присущую только этому художнику атмосферу. На первой из них изображены парк с желтеющими в закатных лучах деревьями, голубые просветы и дали, сидящие на траве актеры и стоящий во весь холст Пьеро, несколько нелепый в своем голубовато-белом атласном костюме и немного грустный. На другой картине художник с неподражаемой зоркостью передал томительную праздность девушки. Во всем ее облике и позе чувствуется мягкая истома и скрытое кокетство. На третьей картине мы видим Венеру, окруженную амурами и стоящую спиной к нам перед обнаженным юношей - Парисом. Богиня смотрит на Париса, как бы уговаривая отдать предпочтение в споре ей; зеркало, в котором она отражается, держит Марс.

Реплики, взгляды, намеки и полунамеки - все это блестяще выражено в картинах Ватто. Рассматривать их - все равно что читать хронику светской жизни. Персонажи Ватто, как, например, «Равнодушный» или «Случайный любовник», похожи на фарфоровые статуэтки. В картинах все выглядит так, как пригрезилось художнику: листва прозрачна, как кружево, розовые полосы на небе бледны, едва уловимы... Но какая необыкновенная чуткость взгляда! Какое несравненное искусство художник вложил в передачу - несколькими легкими мазками кисти -обнаженного тела, переливов шелка, блеска атласа! Мастер красочной оркестровки, Ватто умел выдержать свои холсты в прозрачных голубых, сизых, сиреневатых, розовых и золотистых тонах. Мягкой иронией и легкой грустью пронизаны картины этого художника, и это поднимает их значение до произведений большого искусства.

В коллекцию Лувра картины переданы по завещанию доктора Луи Леказа в 1869 году.

Равнодушный, или Случайный любовник

 

Равнодушный, или Случайный любовник

Жан Батист Шарден

Трудолюбивая мать

«Трудолюбивая мать»

18 столетие было поистине золотым веком французской живописи; в ней нашло отражение все более углубляющееся в то время расслоение французского общества. Хотя буржуазия уже в начале столетия приобрела большой вес в жизни страны, она все еще не допускалась к участию в государственных делах. Дома третьего сословия выходили на улицу узкой стороной, в них не было салонов, женщины одевались изящно, но скромно. В такой среде, в своей основе еще трудовой, и сформировалось искусство Шардена.

Он родился в семье ремесленника в 1799 году. Не получив гуманитарного образования и не пройдя академической выучки, начал свой творческий путь со скромного писания аксессуаров в охотничьих полотнах. Но уже вскоре Шарден снискал всеобщее признание как художник, а его посмертная слава превзошла прижизненное уважение. Жанровые картины Шардена посвящены жизни дома, теме женского трудолюбия. В маленькой картине «Разносчица» мы видим пришедшую с рынка женщину: она сверх меры нагружена покупками и устало остановилась в коридоре между гостиной и кухней. Картина дышит симпатией к этому образу, задумчивому и грустному. В «Молитве перед обедом» изображена женщина, накрывающая на стол, пока ее дочки, отбросив игрушки, молитвенно складывают руки. Картина воспевает простоту обычной жизни и нравственную силу людей.

О последней говорит облик спокойно стоящей матери и ее не по-детски серьезных дочек. Этой же теме посвящено полотно «Трудолюбивая мать». Полотно «Юный рисовальщик», не так давно включенное в коллекцию Лувра, представляет собой портрет юного художника, внимательно рассматривающего только что им сделанный рисунок. Если приглядеться к этим картинам, то можно увидеть характерный для работ Шардена красочный слой и бархатистую живопись, построенную на тончайших переходах света и цвета, мягко окутывающих все изображение. Шарден был одним из лучших колористов в истории живописи.

 

картина

«Юный рисовальщик»

Его картины сотканы из тончайших цветовых оттенков, находящихся в самых многообразных соотношениях друг с другом. В картинах Шардена ни один кусочек холста не исключен из этой трепетной среды, даже простые облупленные стены пронизаны светом и воздухом. Он был величайшим представителем реализма в живописи XVIII века. Картина «Разносчица» приобретена Лувром в 1985 году, «Юный рисовальщик» -в 1968. Полотно «Молитва перед обедом» поступило в музей из коллекции Людовика 15.

Джошуа Рейнолдс

портрет леди джонс в детстве

«Портрет леди Джонс в детстве»

Джошуа Рейнолдс родился в 1723 году в Плимуте. Художественное образование он получил в Лондоне и уже с 1740 года начал писать портреты. Для пополнения образования в 1749 году он едет в Италию и надолго там задерживается, проживая преимущественно в Риме и внимательно изучая богатейшее наследие итальянского искусства.

 

Вернувшись на родину, художник много и плодотворно работает, отдавая предпочтение жанру портрета, очень популярному в Англии. Как портретист Рейнолдс пользуется большим успехом и завоевывает всеобщее признание.

 

Он становится Первым живописцем Ее Величества, участвует в учреждении и становится первым президентом Английской Академии художеств. В 1781 году Рейнолдс предпринимает путешествие в Нидерланды, где знакомится с творчеством голландских и фламандских живописцев. Особенное впечатление на него произвели работы Рубенса. Влияние этого мастера чувствуется в работах художника в последние годы его жизни.

 

«Портрет леди Джонс в детстве» - это изображение маленькой девочки, полной радости и веселья, столь свойственного первым годам жизни. Заказчицей портрета была Анна Мэри Шипли, тетка юной леди Джонс.

 

Девочка одета в белое платьице, которое буквально парит светлым силуэтом на фоне размытого и полного воздуха пейзажа. Ее головка с растрепанными медно-золотыми волосами повернута в сторону, куда она властно указывает ручкой, радуясь и удивляясь одновременно. Нежный детский образ выписан точными и легкими касаниями кисти, контуры как бы растворены в атмосфере картины. Очарование и умиление - вот первые и наиболее верные чувства, которые вызывает это полотно. Оно поступило в коллекцию Лувра в 1905 году.

Жан Оноре Фрагонар

Портрет Дидро

«Портрет Дидро»

Жан Оноре Фрагонар родился в 1732 году в Грассе. Он был учеником Буше, который помог развить способному ученику декоративное чутье. Учился он и у Шардена, благодаря которому стал первоклассным живописцем. С 1756 по 1761 год художник жил в Италии, где изучал работы мастеров итальянского барокко. Его яркое дарование определяет французскую живопись последней четверти XVIII века.

 

После возвращения из Италии Фрагонар начал писать большие и скучные классические композиции, которые не имели успеха. Чтобы поправить свои дела, художник перешел к маленьким картинам фривольного жанра, перенося в станковую живопись излюбленные темы французской гравюры XVIII века. В этом он обнаружил большую смелость, изобретательность и тонкий вкус.

 

Художник становился буквально неузнаваемым, когда писал для себя по вдохновению, когда в нем пробуждался темперамент живописца. Мастер моментальных набросков с натуры или эскизов по воображению, на некоторых холстах он расписывался так: «Фраго написал это за один час». Картина «Купальщицы» -превосходный пример именно такого вдохновенного отношения к живописи. На небольшом холсте Фрагонар противопоставляет и сопоставляет прекрасное буйство растительности и красоту резвящихся обнаженных девушек, движущихся в тесном декоративном вихре - вместе друг с другом и с клубящимися облаками. Здесь в полную силу проявился его талант живописца. Каждый сантиметр живописи этого небольшого холста драгоценен.

 

Фрагонар был и прекрасным портретистом, он сумел привнести в свои портреты ту легкость мазка и тонкую нюансировку оттенков, которые были присущи его композиционным картинам. Это нисколько не мешало художнику давать точную психологическую характеристику своим моделям. «Портрет Дидро» - яркий пример такого видения. Ни живость мазка, ни компактность живописной поверхности не мешают нам сосредоточиться на лице великого мыслителя XVIII века. Его глаза с живым взглядом, слегка ироничная улыбка, да и само свободное движение говорят о снисходительном и философском понимании окружающего мира.

 

Картина «Учение» по своей сути является таким же точным портретом, как и «Портрет Дидро». На нас с холста смотрит очаровательная молоденькая девушка. Перед ней раскрыты книги, но ее взгляд и мысли витают где-то далеко в стороне и от книг, и от ученья. Картина наполнена легкой иронией и кокетством.

 

Картины переданы в коллекцию Лувра по завещанию доктора Луи Леказа в 1869 году.

Франсиско де Гойя

Женщина с веером

«Женщина с веером»

Великий испанский художник Франсиско де Гойя (полное имя -Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес) родился в 1746 году в маленьком местечке Фуандетодос. Художественное образование он, по-видимому, получил в Сарагосе у Хосе Мартинеса. В 1763 году, семнадцатилетним юношей, Франсиско приезжает в Мадрид завоевывать мир. Гойя прожил долгую и волнующую жизнь. Его время было временем революций и войн, потрясавших Европу. Все, что он видел и чувствовал, как в капле воды отразилось в его искусстве. Вскоре по приезде в Мадрид он становится признанным и модным живописцем. Он пишет множество работ на религиозные и светские темы. В 1780 году его принимают в Академию Сан-Фернандо, а в 1786 году 1ойя становится придворным художником. Франсиско Гойя был великолепным, тонким портретистом. В то время как во Франции в искусстве вообще и в портрете в частности господствует четкая линия, Гойя как бы растворяет свои модели в мягком воздухе серебристого света. Такова написанная в 1828 году картина «Женщина с веером». Его «Портрет графини Карпио, маркизы де ла Солана» написан в начале 80-х годов XVIII века. Женская фигура передана темным силуэтом платья на более светлом фоне и окружена почти воздушной средой тонкого белого шарфа. Это ощущение подчеркивается и мягким нежно-розовым бантом в темных волосах женщины. Ее лицо не очень красиво, но притягивает ощущением значимости. Твердый взгляд, плотно сжатые губы, гордая посадка головы говорят о некотором высокомерии и надменности маркизы, хотя в образе как бы звучит и нотка некоторой неуверенности. Композиционное решение портрета чрезвычайно просто. Прямо по центру холста стоит одетая в черное женская фигура, что позволяет передать как основные черты характера, так и те неуловимые оттенки, которые нельзя пересказать никакими словами и которые так мастерски умел донести до нас Гойя в своих женских образах. При всей внешней сдержанности цветовой гаммы зрителя не покидает ощущение наполненности картины цветом. Этот портрет был приобретен для Лувра в 1952 году.

«Портрет графини Карпио, маркизы де ла Солана»

 

Портрет графини Карпио, маркизы де ла Солана

Жан Огюст Доминик Энгр

Портрет мадемуазель Каролин Ривьер

«Портрет мадемуазель Каролин Ривьер»

 

Жан Огюст Доминик Энгр родился в маленьком городке на юге Франции. Учиться живописи он начал в Тулузе, но скоро перебрался в Париж, где стал работать в мастерской Давида. В 1801 году он получил так называемую «Римскую премию», дающую право на поездку в Италию как стипендиату Французской Академии живописи. Но в Италию художник уехал только в 1806 году и пробыл там до 1824 года. Энгр охотно писал многофигурные композиции на исторические и мифологические темы, в его творческом багаже также бесконечное множество обнаженных одалисок и купальщиц. Кумиром Энгра был Рафаэль, и он взял на себя роль защитника «прекрасного идеала», который вдохновлял в свое время революционное поколение, и упорно боролся за него в течение всей своей долгой жизни. Его незаурядное дарование было одновременно и залогом его успеха и предметом споров и сравнений, но, главное, оно неизменно привлекало к себе внимание как публики, так и критиков.

 

Многие, особенно ранние произведения Энгра отмечены классической стройностью композиции, тонким чувством цвета, гармоничностью колорита. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на картину «Купальщица Вальпинсона», написанную в 1808 году. Именно в этот период Энгр сумел создать очаровательный тип женского портрета, которого придерживался потом в течение еще многих лет.

В Салоне 1806 года экспонировался «Портрет мадемуазель Каролины Ривьер», написанный в том же году. Это, безусловно, одно из замечательных произведений художника. На фоне идиллического деревенского пейзажа светлым силуэтом застыла фигурка молодой девушки. Портрет выполнен с высочайшим мастерством рисунка, который был основой творческой манеры Энгра. С удивительным умением художник показывает и немного раскосые печальные глаза, и пухлые губки, и тонко очерченный овал лица. Перед нами совсем юная девушка. Художник изобразил Каролину в возрасте пятнадцати лет, и в этом же году она умрет. Грустные глаза, лихорадочный румянец щек, хрупкость всего образа девушки служат как бы предвестником ее столь ранней смерти.

Портрет передан в Лувр в 1870 году по завещанию мадам Ривьер.

«Купальщица Вальпинсона»

 

Купальщица Вальпинсона

Теодор Жерико

Плот Медузы

Плот "Медузы"

Теодор Жерико родился в Руане в 1791 году. Как и его современник Гро, Жерико прошел академическую школу. В искусство он вошел в конце периода наполеоновского правления, когда начал с особой патетикой изображать темы войны. Позднее, в годы Реставрации, он обратился к теме героизма побежденного, стойкости терпящего поражение.

 

Воображение Жерико рождало образы огромной мощи. Художник замечательного живописного дарования трагически погиб молодым в самом начале романтического движения и не успел полностью выявить свои блестящие задатки. Картину «Плот "Медузы"», небывалую в истории искусства по силе заключенного в ней пафоса и протеста, Жерико создавал в течение года. Сюжетом для полотна послужил рассказ о гибели по вине французского правительства около берегов Африки судна «Медуза»; лишь несколько человек смогли тогда спастись на плоту. За конкретикой этого трагического события стоит нечто большее: художник сумел передать в картине то трагическое отчаянье, которое испытывали в годы Реставрации передовые круги Франции.

 

На полотне Жерико «Плот "Медузы"» нет героя, зато увековечены безымянные люди, страдающие и достойные сочувствия. В композиции картины художник верен традиции классической живописи: все полотно занимает пирамидальная группа скульптурно вылепленных, объемных человеческих тел. Персонажи картины даже в минуты отчаяния сохраняют величие. И лишь страстное движение, которым проникнута вся группа, нарушает равновесие. Композиция картины построена на двух пересекающихся диагоналях, которые должны были подчеркнуть и стремление людей туда, где виднеется спасительный корабль, и стихийное встречное движение ветра, надувшего парус и относящего плот прочь. Резкое освещение сверху контрастно подчеркивает напряжение героев картины.

В этой картине Жерико первым поднял перед романтиками тему человечности и продемонстрировал исключительную реалистичную манеру живописи. Полотно приобретено Лувром на посмертной распродаже работ художника в 1824 году.

Фрагмент

 

 плот медузы

Эжен Делакруа

Автопортрет Эжена Делакруа

Автопортрет

Эжен Делакруа родился в Париже в 1798 году. Он прошел классическую школу живописи в мастерской Пьера Герена. В юности он испытал влияние живописи Жерико, увлекался английскими портретистами, но истинным его кумиром был Рубенс. В 1821 году художник выставил в Салоне картину «Ладья Данте», которая сразу сделала его знаменитым. В силу неприятия вкусов, царивших в его время в живописи, он сосредоточил свое внимание на раскрытии исторического сюжета. В истории Делакруа видит, прежде всего, извечную трагедию человека -его борьбу за свое освобождение. В такой борьбе, в страданиях он обретает высокое благородство. В своих многофигурных композициях художник считал себя последователем Рубенса, замечательного фламандского живописца. Но если сцены борьбы, сражений, похищений у Рубенса - проявление человеческой силы, то полотна Делакруа, наоборот, исполнены глубокой трагической напряженности.

 

Сюжет картины «Свобода на баррикадах», выставленной в Салоне в 1831 году, обращен к событиям буржуазной революции 1830 года. Художник создал своего рода аллегорию союза между буржуазией, представленной на картине молодым человеком в цилиндре, и народом, который его окружает. Правда, ко времени создания картины союз народа с буржуазией уже распался, и она долгие годы была спрятана от зрителя. Картина была куплена (заказана) Луи-Филиппом, финансировавшим революцию, но классическое пирамидальное композиционное построение этого полотна подчеркивает его романтическую революционную символику, а энергичные синие и красные мазки делают сюжет взволнованно-динамичным. Четким силуэтом на фоне светлого неба возвышается олицетворяющая Свободу молодая женщина во фригийском колпаке; грудь ее обнажена. Высоко над головой она держит французский национальный флаг. Взгляд героини полотна устремлен на человека в цилиндре с винтовкой, олицетворяющего буржуазию; справа от нее размахивающий пистолетами мальчишка, Гаврош, - народный герой парижских улиц.

Картина была подарена Лувру Карлосом Бейстеги в 1942 году; в коллекцию Лувра включена в 1953.

«Свобода на баррикадах»

 

Свобода на баррикадах

http://bibliotekar.ru/muzeumLuvr/46.htm

Серия сообщений "Лувр":
Часть 1 - Лувр:Архитектура.
Часть 2 - Музей Лувра(1)
...
Часть 23 - Лувр:шедевры мировой живописи(2)
Часть 24 - Лувр:шедевры мировой живописи(4)
Часть 25 - Лувр:шедевры мировой живописи(5)
Рубрики:  Живопись
Сокровища музеев мира
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку