-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lincik

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.02.2011
Записей: 1568
Комментариев: 316
Написано: 2554


Без заголовка

Четверг, 05 Марта 2020 г. 15:09 + в цитатник
Цитата сообщения kakula 29 сентября родились...

Van_Roomen (581x700, 240Kb)
1561
Адриан ван Ромен (нидерландское имя - Adriaen van Roomen; или Адрианус Романус; латинское имя - Adrianus Romanus)
южнонидерландский математик. Родился в Лёвене. Изучал медицину и математические науки, сначала в Лёвенском университете, где получил степень доктора, зате в Кёльне и в Италии. В 1586 г. жил в Берлине, затем был вызван на родину для занятия профессорской кафедры в Лёвенском университете; преподавал медицину и математику. Главными предметами его учёных работ были геометрия и тригонометрия. Первые результаты его работ изложены в сочинении «Ideae mathematicae pars prima, sive methodus polygonorum» (Антверпен, 1593) о правильных многоугольниках и выражениях величины их сторон в дробных частях диаметров кругов как описанных, так и вписанных. Тем же путём он достиг определения в выражении π первых 16 десятичных знаков, то есть точности, до которой не доходил ни один из предшественников Роомена. В своих исследованиях пришёл к открытию формул, выражающих синус и косинус какого-нибудь угла при посредстве синуса и косинуса n-й части того же самого угла. По обычаю того времени, вместо того, чтобы прямо сообщить учёному миру своё открытие, он представил его в виде предложенной им в 1593 году математикам задачи с уравнением 45-й степени. Французский математик Виет изложил своё решение задачи ван Ромена в статье «Responsum ad problema quod omnibus mathematicis totius orbis construendum proposuit Adrianus Romanus» (Vietae, «Opera mathematica»), напечатанной в 1594 г. Виет, со своей стороны, предложил ван Ромену задачу: построить круг, касательный к трём данным кругам. Ван Ромен решил её с помощью пересечения двух гипербол. Тем же вопросам ван Ромена было посвящено и его вышедшее в 1597 г. в Вюрцбурге полемическое сочинение «In Archimedis circuli dimensionem expositio et analysis» (в большой лист, 112 страниц. Собственно тригонометрии ван Ромен посвятил два сочинения: элементарный трактат сферической тригонометрии, составляющий начальную часть сочинения «Speculum astronomicum» (Лёвен, 1606); «Canon triangulorum sphaericorum, brevissimus simul ac facillimus» (Майнц, 1609). Во втором сочинении подводил сферическую тригонометрию к нескольким простым принципам, которые можно было бы легко усвоить и легко подвергать вычислениям. Ему удалось в своей книге свести все 28 отдельных случаев, рассматривавшихся его предшественниками, к шести задачам, из которых все другие выводились как частные случаи. С 1594 по 1604 гг. был профессором в вюрцбургском университете. В 1606 г. стал каноником церкви святого Иоанна. В 1610 г. переселился в Польшу из-за предложения состоять при польском королевском дворе: Ян Замойский стремился организовать в основанном им, в Червонной Руси, городке Замойске учреждение для высшего преподавания, ван Ромену было поручено читать в этом учреждении публичные курсы математики. Из польских учеников ван Ромена некоторую известность в науке получил Ян Брозек (Jan Brożek, латинизированное Broscius). Умер в Майнце 4 мая 1615 года, Издания: «Uranographia sive coeli descriptio» (Лёвен, 1590) — популярное изложение элементарной астрономии; «Ideae mathematicae pars prima, sive methodus polygonorum» (Антверпен, 1593);«In Archimedis circuli dimensionem expositio et analysis» (Вюрцбург, 1597); «Speculum astronomicum» (Лёвен, 1606); «Canon triangulorum sphaericorum, brevissimus simul ac facillimus» (Майнц, 1609). Литература: Биография ван Ромена в «Notice sur le mathématicien louvaniste. Adrianus Romanus», Philippe Gilbert (1859).

Caravaggio (527x700, 504Kb)
1571
Микеланджело Меризи да Караваджо (итальянское имя - Michelangelo Merisi da Caravaggio)
итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII века, основатель реализма в живописи, один из крупнейших мастеров барокко. Одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» — резкое противопоставление света и тени. Не обнаружено ни одного рисунка или эскиза, художник свои сложные композиции сразу реализовывал на холсте. Родился в Милане. Сын архитектора Фермо Меризи и его второй жены Лючии Аратори, дочери землевладельца из городка Караваджо, неподалёку от Милана. Отец служил управляющим у маркиза Франческо Сфорца да Караваджо. В 1576 году во время чумы умерли отец и дед, мать с детьми переехала в Караваджо. Первыми покровителями будущего художника были герцог и герцогиня Колонна. В 1584 году в Милане Микеланджело Меризи приходит в мастерскую Петерцано, считавшегося учеником Тициана. В то время в художественном мире Италии господствовал маньеризм, но в Милане были сильны позиции ломбардского реализма. Первые работы художника, написанные в Милане, жанровые сцены и портреты, до наших дней не дошли. Уже к концу 1580-х годов жизнь вспыльчивого по характеру Меризи омрачается скандалами, драками и тюремными заключениями, которые будут сопровождать его всю жизнь. В 1589 году художник приезжает домой продать свой земельный надел, по-видимому, нуждаясь в деньгах. Последний раз он посещает дом после смерти матери в 1590 году. Осенью 1591 года он вынужден бежать из Милана после ссоры за карточной игрой, завершившейся убийством. Заехав сначала в Венецию, он направляется в Рим.
Caravaggio_(Michelangelo_Merisi)_-_The_Cardsharps_-_Google_Art_Project (700x503, 384Kb)
«Шулеры» (1594)
В Риме Меризи заметил Пандольфо Пуччи, пригласил его в свой дом, обеспечил существование, поручив выполнять копии с церковных картин. Борромео, познакомившийся с Караваджо в пору его римской жизни, описал его как «человека неотёсанного, с грубыми манерами, вечно облачённого в рубище и обитающего где придётся. Рисуя уличных мальчишек, завсегдатаев трактиров и жалких бродяг, он выглядел вполне счастливым человеком». Борромео признавал, что в картинах художника ему не всё нравилось. В столице по обычаю итальянских художников того времени он получает прозвище, связанное с местом рождения, как, например, это было с Веронезе или Корреджо. Так Микеланджело Меризи стал Караваджо. В 1593 году Караваджо поступает в мастерскую Чезари д’Арпино, который поручает Караваджо писать на фресках цветы и листья. В мастерской д’Арпино он познакомился с меценатами и художниками, в частности, Яном Брейгелем Старшим. Ранние работы Караваджо написаны под влиянием Леонардо да Винчи (с «Мадонной в скалах» и «Тайной вечерей» он познакомился ещё в Милане), Джорджоне, Тициана, Джованни Беллини, Мантеньи. Первая дошедшая до нас картина — «Мальчик, чистящий фрукт» (1593). В мастерской д’Арпино Караваджо знакомится с Марио Миннити, который стал его учеником и моделью ряда картин, первой из которых является «Юноша с корзиной фруктов» (1593—1594). После драки Караваджо попадает в тюрьму Тор ди Нона, где происходит его встреча с Джордано Бруно.
Caravaggio_(Michelangelo_Merisi)_-_Good_Luck_-_Google_Art_Project (700x537, 421Kb)
«Гадалка» (1594).
Вскоре он порывает с Чезари д’Арпино, бездомного Караваджо пригласил к себе Антиведуто Грамматика. В 1593 заболел римской лихорадкой (одно из названий малярии), шесть месяцев он находился в госпитале на грани жизни и смерти. Возможно, под впечатлением от болезни создаёт картину «Больной Вакх» (1593) — первый свой автопортрет. Первые многофигурные картины созданы в 1594 году — это «Шулеры» и «Гадалка» (Капитолийские музеи). Жорж де Латур впоследствии напишет свою «Гадалку» с идентичной композицией. В этих работах он выступает как смелый новатор, бросивший вызов главным художественным направлениям той эпохи — маньеризму и академизму, противопоставив им суровый реализм и демократизм своего искусства. Герой Караваджо — человек из уличной толпы, — римский мальчишка или юноша, наделённый грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия; герой Караваджо предстает то в роли уличного торговца, музыканта, простодушного щёголя, внимающего лукавой цыганке, то в облике и с атрибутами античного бога. Эти жанровые по своей сути персонажи, залитые ярким светом, вплотную придвинуты к зрителю, изображены с подчеркнутой монументальностью и пластической ощутимостью. Осенью 1594 Караваджо начинает работать на кардинала Франческо дель Монте, перебирается в его виллу Мадама, где он встречается с Галилеем, Кампанеллой, Делла Порта, поэтами Марино и Милези.
Canestra_di_frutta_(Caravaggio) (700x553, 540Kb)
«Корзина с фруктами» (1596), пинакотека Амброзиана, Милан.
Этот период жизни, проведённый на вилле Мадама, оказался для Караваджо весьма плодотворным, кроме того, картины, созданные в это время почти все сохранились до наших дней. На картине «Музыканты» (1595) в центре изображён Марио Миннити, а рядом художник разместил себя с рожком. Развернутую к зрителю партитуру прочитать невозможно. В образе Амура с виноградом некоторые исследователи усматривают эротический намёк на отношения с Миннити. Миннити изображён и на картине «Мальчик, укушенный ящерицей» (1596, Лондон), проданной торговцу предметами искусства Валентино. В 1595 году несмотря на рекомендации, данные Джентилески, Грамматикой, Просперо Орси, Караваджо было отказано в приёме в Академию Святого Луки. Главным противником приёма Караваджо в Академию был её президент — Федерико Цуккаро. Он считал, что эффекты живописи Караваджо были следствием экстравагантного характера, а успехом его картины обязаны лишь своим «оттенком новизны», которую высоко ценили богатые покровители. В 1596 году Караваджо создаёт первый натюрморт в истории итальянской живописи — «Корзина с фруктами». В «Лютнисте» (1596, Эрмитаж) партитуру прочитать оказалось несложно, это мадригал Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас». Кому адресовано это послание, неизвестно. Он пишет такие полотна как «Вакх» (1596), «Голова Медузы» (1597), «Куртизанка Филлида» (1597), «Портрет Маффео Барберини» (1598), «Нарцисс» (1599). В 1597 году от кардинала дель Монте поступил заказ на роспись потолка его резиденции. Так появилась единственная фреска Караваджо «Юпитер, Нептун и Плутон». Картины Караваджо становятся популярны, он пишет повторения: «Лютнист» (Метрополитен), «Гадалка» (Лувр).
Michelangelo_Caravaggio_025 (700x569, 487Kb)
«Отдых на пути в Египет» (1597)
Подлинную славу Караваджо принесли картины на библейские сюжеты — новаторской по исполнению является «Отдых на пути в Египет» (1597). «Главное достоинство картины — мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба.» Им написаны также «Экстаз св. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598). Первый женский образ в творчестве Караваджо — «Кающаяся Мария Магдалина» (1597), показывает способность художника на глубокую и поэтически значительную трактовку образа. Картина была продана банкиру и покровителю искусств Винченцо Джустиньяни. За ней последовали «Святая Екатерина Александрийская» (1598), «Марфа и Мария» (1598). «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1598) демонстрирует, что Караваджо в своём реализме не чуждается нарочито натуралистических эффектов. В «Иоанне Крестителе» (1598) заметно влияние Микеланджело. Караваджо стал знаменит. Он покидает виллу Мадама и перебирается в дом банкира и коллекционера Чириако Маттеи, купившего «Гадалку». Марио Миннити после ссоры с Караваджо женился и уехал на Сицилию.
Caravaggio_(1571-1610)_-_De_roeping_van_Matteüs_(1599-1600)_-_Rome_San_Luigi_dei_Francesi_10-01-2011_12-07-56 (693x700, 456Kb)
«Призвание апостола Матфея» (1600).
25 июня 1599 года с Караваджо был заключен контракт на украшение церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези сценами из жизни св. Матфея за 400 скудо. Первым произведением цикла было «Призвание апостола Матфея» (1600). Караваджо изобразил жанровую сцену с участием мытаря Левия, старика и трёх охранников, продемонстрировав своё искусство в применении кьяроскуро. Художник выстроил эмоционально сильную драматургию великого события — вторжения света Истины в самые низы жизни. «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Петром, высвечивает фигуры собравшихся вокруг стола людей и одновременно подчеркивает чудесный характер явления Христа и св. Петра, его реальность и одновременно ирреальность, выхватывая из темноты лишь часть профиля Иисуса, тонкую кисть его протянутой руки, жёлтый плащ св. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. Христос призывает Левия жестом, похожим на жест Саваофа на «Сотворении Адама» Микеланджело. Рентгенограмма показала, что художник много раз переделывал картину, первоначально Христос находился в центре. Затем было создано «Мученичество апостола Матфея» (1600). С помощью кьяроскуро художник концентрирует взгляд зрителя на фигуре убийцы и распростёртом на полу апостоле. На заднем плане среди свидетелей Караваджо изобразил себя. В отличие от других картин, сосредоточенных в частных собраниях, эти произведения Караваджо увидел весь Рим. К художнику пришла слава. Заказчики остались довольны и Караваджо было поручено выполнить центральный образ для алтаря. Караваджо написал картину «Святой Матфей и ангел» (1602), которая не устроила заказчиков, так как Святой Матфей был написан в образе простого крестьянина. Второй вариант «Святого Матфея и ангела» (1602), как и две другие картины цикла и сейчас находятся в Сан-Луиджи-деи-Франчези. Похожие истории вышли и с другими заказами церквей. 24 сентября 1600 был оформлен заказ церкви Санта-Мария дель Пополо на «Распятие апостола Петра» (1601) и «Обращение Савла» (1601). Духовенство отклонило первые варианты картин и приняло только вторые.
Conversion_on_the_Way_to_Damascus-Caravaggio_(c.1600-1) (532x700, 398Kb)
«Обращение Савла». Второй вариант (1601).
«Картина "Обращение Савла" — это величайшая веха современного искусства и не столько в силу своего мощного реализма, а скорее благодаря новому революционному языку и стилю. Караваджо действительно оказался первым, кто взглянул на жизнь открытыми глазами, свободными от шор любой светской культурной и интеллектуальной традиции, от которой до конца не отрешился даже Тициан. Эта его лошадь впервые увидена художническим глазом импрессиониста XIX столетия». 14 июня 1602 года поступил заказ на «Успение Богоматери» для Санта Мария делла Скала ин Трастевере. Монахи картину не приняли. Художник-реалист написал картину в стиле, далёком от церковных канонов. Кроме того, в качестве модели была приглашена куртизанка Элен. Покупателя на картину долго не находилось, пока Рубенс не посоветовал приобрести её мантуанскому герцогу Винченцо I Гонзага. В 1601 году Караваджо снял собственную мастерскую, появились и ученики: Бартоломео Манфреди, Марио де Фьори, Спада. В это время Караваджо создаёт много картин на религиозные темы: «Иоанн Креститель» (1600), «Ужин в Эммаусе» (1602), «Неверие апостола Фомы» (1602), «Иоанн Креститель» (1602, Капитолийские музеи), «Иоанн Креститель» (1602, Галерея Дориа-Памфили), «Взятие Христа под стражу» (1602), «Жертвоприношение Исаака» (1602), «Святое семейство с Иоанном Крестителем» (1603), «Коронование терновым венцом» (1603), «Иоанн Креститель» (1604, Канзас), «Иоанн Креститель» (1604, Рим), «Призвание святых Петра и Андрея» (1604), «Христос на Масличной Горе» (1605), «Се Человек» (1605), «Св. Иероним в размышлении» (1605), «Пишущий св. Иероним» (1605).
Michelangelo_Caravaggio_052 (468x700, 335Kb)
«Положение во гроб» (1603).
Для церкви Кьеза Нуово Караваджо создал шедевр «Положение во гроб» (1603), который будут копировать многие художники от Рубенса до Сезанна. В образе фарисея Никодима изображён, как полагают некоторые исследователи, Микеланджело. Картина была отвергнута церковниками. В 1604 Караваджо едет в Лорето, где пишет алтарный образ для церкви Сант-Агостино. «Мадонна ди Лорето (Богоматерь паломников)» опять вызвала скандал, церковникам не понравилось декольте мадонны и то, что позировала художнику куртизанка. В 1605 папа Павел V заказал художнику образ Девы Марии для собора святого Петра. Несмотря на предупреждения друзей, Караваджо опять пригласил позировать Элен. «Мадонна со змеёй» провисела в соборе только два дня. Многие картины, отвергнутые заказчиками, были куплены Джустиньяни, опись его коллекции, проведённая в 1630 году, содержала 15 произведений Караваджо. Среди картин нерелигиозной тематики повтор «Мальчик, укушенный ящерицей» (1600, Флоренция) и картина «Амур-победитель» (1602), написанная не по заказу. Создание шедевров у Караваджо сопровождалось разгульной жизнью, стычками и драками, штрафами и заключениями. Он обвинялся в том, что ранил шпагой человека, плохо отозвавшегося о его картинах, в том, что написал оскорбительные стихи о живописце Бальоне, в избиении нотариуса Пасквалоне, в потасовке в таверне. Каждый раз из тюрьмы его спасали кардиналы и Джустиньяни. 29 мая 1606 года спор на площадке для игры в мяч перерос в драку, в ходе которой был убит Рануччо Томассони. В убийстве был обвинён Караваджо. Павел V объявил художника «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение.
Caravaggio_-_Madonna_of_the_Rosary_-_Google_Art_Project (482x700, 390Kb)
«Мадонна с чётками» (1607).
Несколько месяцев Караваджо скрывался в имении Колонна. Там он написал несколько картин, но стиль его стал мрачным: «Святой Франциск в раздумье» (1606), «Ужин в Эммаусе» (1606). Фигура Христа напоминает фреску Леонардо «Тайная вечеря». Караваджо переезжает в Неаполь, где им было написано более десяти картин, хотя сохранились не все: «Экстаз Магдалины» (1606), «Распятие апостола Андрея» (1607), «Давид с головой Голиафа» (1607), «Мадонна Розария (Мадонна с чётками)» (1607), «Коронование терновым венцом» (1607), «Бичевание Христа» (1607), «Христос у колонны» (1607), «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (1607). По заказу церкви Пио Монте делла Мизерикордия он написал с огромной живописной энергией картину «Семь дел милосердия» (1607), которая до сих пор находится в этой церкви. Неожиданно в июле 1607 года Караваджо направляется на Мальту — в Ла Валетту. «Св. Иероним» (1608), написанный им для кафедрального собора Сан Джованни деи Кавалиери, понравился великому магистру мальтийского ордена Алофу де Виньякуру. Караваджо пишет портреты: Алофа де Виньякура, позже высоко оценённый Делакруа, и соратника магистра Антонио Мартелли. 14 июля 1608 года Караваджо становится кавалером мальтийского ордена без права ношения мальтийского креста, так как он не был дворянином. По заказу магистра Виньякура Караваджо написал «Усекновение главы Иоанна Крестителя» — единственная картина, подписанная художником, причём подписана она F (fra – брат), что свидетельствовало о его принадлежности братству Мальтийского ордена. На Мальте были написаны также «Спящий Амур» (1608), «Иоанн Креститель» (1608) и «Благовещение» (1608). Однако очередной инцидент привёл Караваджо в мальтийскую тюрьму, он был посажен в каменный мешок. Каким-то образом он сумел оттуда сбежать и в октябре 1608 года приплыл на Сицилию в город Сиракузы, где содействие ему оказал Марио Миннити.
Caravaggio_-_David_con_la_testa_di_Golia (565x700, 344Kb)
«Давид с головой Голиафа» (1607-1610).
Для церкви святой Лючии Караваджо написал «Погребение св. Лючии» (1608). В январе 1609 он переезжает в Мессину, где создаёт «Воскрешение Лазаря» и «Поклонение пастухов». В них доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. В конце 1609 он направляется в Палермо, где пишет «Рождество Христа с Лаврентием и Франциском», картину, украденную в 1969 году. Из Палермо Караваджо возвращается в Неаполь, где на него было совершено покушение. В Неаполе созданы «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (1609), «Отречение св. Петра» (1610), «Иоанн Креститель» (1610). На картине «Давид с головой Голиафа» (1607-1610) в образе Голиафа художник изобразил себя. Такую символичную картину он возил с собой в изгнании и постоянно подправлял. Для Маркантонио Дориа Караваджо написал «Мученичество святой Урсулы». Дориа получил последнюю работу живописца 18 июня. В июле кардинал Гонзага начал вести с папой Павлом V переговоры о помиловании Караваджо. Узнав об этом, художник решил перебраться поближе к Риму и ждать официального помилования. Он нанял фелюгу и отплыл из Неаполя. Дальнейшие события покрыты тайной. По сведениям из переписки папского нунция Джентиле с кардиналом Боргезе, которым не все исследователи доверяют, Караваджо был задержан в крепости Пало, фелюга уплыла, и он отправился пешком в Порто-Эрколе, где и умер 18 июля. 31 июля в Риме был обнародован папский указ о помиловании Караваджо и опубликовано сообщение о его смерти. Искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров XVII века — Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Утрехтские караваджисты — Геррит и Виллем ван Хонтхорсты, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески).
28 сентября 1573 года родился — Микеланджело Караваджо post-13108-128565978108 (700x388, 146Kb)
Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». «Ссылаясь на свидетельства очевидцев, литератор Сузинно рассказывает, как в отведённое под мастерскую просторное помещение при госпитале братства крестоносцев художник приказал принести выкопанное из могилы тело недавно убитого молодого человека и раздеть его, чтобы добиться большей достоверности при написании Лазаря. Двое нанятых натурщиков наотрез отказались позировать, держа в руках уже начавший разлагаться труп. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле.» К 400-летию Караваджо были выпущены серии почтовых марок в Албании. Автопортреты: «Больной Вакх» (фрагмент) (1593), галерея Боргезе; «Музыканты» (1595). Караваджо написал себя с рожком между двумя музыкантами; «Мученичество апостола Матфея» (фрагмент) (1600); «Давид с головой Голиафа» (фрагмент) (1607-1610). Галерея: «Мальчик с корзиной фруктов», 1593–94, галерея Боргезе; «Лютнист» (Эрмитаж); «Кающаяся Мария Магдалина»; «Принесение в жертву Исаака»; «Святой Матфей и ангел»; «Амур-победитель», около 1603, Картинная галерея, Берлин; «Взятие Христа под стражу»; «Се Человек». Киновоплощения: «Караваджо». Производство: Великобритания, 1986. Режиссёр: Дерек Джармен. В роли Караваджо: Найджел Терри. Художественный фильм по мотивам жизни художника; «Караваджо». Производство: Италия, Франция, Германия, Испания, 2007. Режиссёр: Анджело Лонгони. В роли Караваджо: Алессио Бони. Мини-сериал; «Кровавая графиня — Батори». Производство: Великобритания, Чехия, Венгрия, Словакия, 2008. Режиссёр: Юрай Якубиско. В роли Караваджо: Ханс Мэтисон. Историческая драма; «Правдивая история о Караваджо» / «La vera storia di Caravaggio». Производство: Италия, 2013. Режиссёр: Алессандра Джиганте / Alessandra Gigante В роли Караваджо: Дэвис Тальяферро / Davis Tagliaferro. Документально-игровой фильм о жизни художника. Литература: Всеволожская С. Микеланджело да Караваджо. Москва, 1960; Караваджо / Дажина В. Д. // Канцелярия конфискации — Киргизы. — Москва : Большая Российская энциклопедия, 2009. — С. 53. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 томах] / главный редвктор Ю.С.Осипов ; 2004—, том 13). — ISBN 978-5-85270-344-6; Знамеровская Т.П. Микеланджело да Караваджо. Москва, 1955; Ламбер Ж. Караваджо. — Москва,: Taschen, 2010; Ланди Э. Тайная жизнь великих художников. — Москва, 2011. — ISBN 978-5-98697-228-2; Лонги Р. Караваджо // Лонги Р. От Чимабуэ до Моранди. Москва, 1984; Махов А. Е. Караваджо. — Москва: Молодая гвардия, 2009. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03196-8; Микеланждело Да Караваджо: Воспоминания современников; Документы. — Москва,: Искусство, 1975. — 118 страниц; Свидерская М.И. Караваджо: Первый современный художник. Проблемный очерк. — Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2001. — 240 страниц — ISBN 5-86007-208-2; Шапиро Ю.Г., Персианова О.М., Мытарева К.В., Аране Н.М. Пятьдесят кратких биографий мастеров западноевропейского искусства XIV–XIX веков. — Ленинград: Аврора, 1971.

Ludovic_Stewart_2nd_Duke_of_Lennox_by_Simon_de_Passe (547x700, 417Kb)
1574
Людовик Стюарт (Ludovic Stewart, 2nd Duke of Lennox)
шотландский аристократ, 2-й герцог и 2-й граф Леннокс (1583—1624), 1-й граф Ричмонд и 1-й барон Сеттрингтон (1613—1624), 1-й герцог Ричмонд и 1-й граф Ньюкасл-апон-Тайн (1623—1624). Лорд-верховный комиссар в парламенте Шотландии (1607—1609), лорд-лейтенант Кента (1620—1624). Старший сын Эсме Стюарта (1542—1583), 1-го герцога Леннокса (1581—1583), и француженки Кэтрин де Бальзак. 14 ноября 1583 года после смерти своего отца Эсме Стюарта, герцога Леннокса, 9-летний Людовик вернулся из Франции и был принят королём Шотландии Яковом VI Стюартом в Киннейл-Хаус. Он унаследовал титулы герцога и графа Леннокса, ранее принадлежавшие его отцу. В декабре того же года король Яков VI издал распоряжение относительно образования своего родственника Людовика, герцога Леннокса. Молодой герцог воспитывался в королевской семье под опекой мистера Гилберта Монкрифа. В 1591 году Людовик Стюарт был назначен на должность лорда-верховного адмирала Шотландии вместо Фрэнсиса Стюарта, графа Ботвела. Он получил от короля разрешение на монетный двор и стал чеканить фартинги. Постепенно Людовик Стюарт, герцог Леннокс, стал одним из ближайших соратников шотландского короля Якова VI Стюарта, с 1603 года также короля Англии под именем Якова I. Во время пребывания короля Якова Стюарта в Англии герцог Леннокс стал фактическим правителем Шотландии. В его правление оппозиционная знать была подавлена, мятежные кланы Армстронги и Макгрегоры были разбиты и подчинены короне. Гебридские и Оркнейские острова были вновь подчинены королевской власти. Ситуация в Шотландии на долгое время была стабилизирована. Людовик Стюарт, герцог Ричмонд, принял участие в английской колонизации Ольстера в Ирландии и колонии Мэн в Северной Америке. Людовик Стюарт в 1608 году получил во владение от английской короны земли в баронстве Рафо в графстве Донегол (Северная Ирландия). В его честь были названы острова Ричмонда и мыс Ричмонда, а также город Ричмонд в колонии Мэн. 16 февраля 1624 года 49-летний Людовик Стюарт скончался, он был похоронен в Вестминстерском аббатстве в Лондоне. Его титулы и владения унаследовал младший брат Эсме Стюарт. Был трижды женат. В июне 1590 года его первой супругой стала София Рутвен, дочь Уильяма Рутвена (около 1541 — 1584), 1-го графа Гоури, и Дороти Стюарт. В августе 1598 года вторично женился на Джейн Кэмпбелл (ок. 1573 — 1610), дочери Мэтью Кэмпбелла и Изабелла Драммонд, правнучке короля Шотландии Якова IV Стюарта. В июне 1621 года в третий раз женился на Фрэнсис Говард (1578—1639), дочери Томаса Говарда (ок. 1520 — 1582), 1-го виконта Говарда из Биндона, и Мабель Бартон. Все три брака были бездетны. Его незаконнорожденный сын — сэр Джон Стюарт из Метвена был женат на Маргарите Гамильтон, дочери сэра Клода Гамильтона из Шефильда.

Jan_VIII_van_Nassau-Siegen_1583-1638 (563x700, 407Kb)
1583
Иоганн VIII Нассау-Зиген (немецкое имя - Johann VIII von Nassau-Siegen)
немецкий дворянин и военный, граф Нассау-Зигенский (1623—1638). Полный титул — граф Нассау-Зиген, Катценельнбоген, Вианден и Диц, маркиз Монте-Кабальо, барон Ронсе и Бальштайн. Родился в городе Дилленбург. Второй сын Иоганна VII (1561—1623), графа Нассау-Зигена (1609—1623), и графини Магдалены Вальдек (1558—1599). Иоганн Нассау-Зигенский получил образование в университетах Херборна, Касселя и Женевы. В 1610 году он участвовал в состав голландской армии в завоевании Юлиха. 25 декабря 1613 года, Иоганн Нассау-Зиген открыто отрекся от лютеранства и перешел в католичество и поступил на службу к герцогу Савойскому Карлу Эммануилу I. В сентябре 1617 года после смерти своего старшего брата Георга Эрнеста (1582—1617), Иоганн стал наследником своего отца, который назначил его протестантского преемника. Когда в 1623 году умер его отец, Иоганн во главе габсбургской армии захватил графство Нассау-Зиген и начал проводить в своих владения контрреформацию. В 1624 году граф Иоганн Нассау-Зигенскийстал кавалером Ордена Золотого руна. В 1625 году он участвовал в осаде Бреды. Бреду защищал его второй кузен Юстинус ван Нассау, который оборонялся одиннадцать месяцев, прежде чем сдаться. Иоанн VIII Нассау-Зигенский изображен на знаменитой картине Диего Веласкеса «Сдача Бреды», где он третий слева в испанском лагере и смотрит прямо на зрителя. В 1630 году Иоганн VIII Нассау-Зиген был захвачен голландцами, но в том же году его освободили. В 1631 года вместе с испанским губернатором Франсиско де Монкадой, 3-м маркизом Айтоны, граф Иоганн Нассау-Зигенский командовал испанско-фламандским флотом, который потерпел поражение от голландской флотилии в битве в канале Слак (Волкерак). В 1632 году граф Иоганн VIII Нассау-Зиген был взят в плен шведами, после чего его сводный брат Иоганн Мориц Нассау-Зигенский вновь принял протестантизм. Иоганн VIII Нассау-Зигенский скончался в Ронсе 27 июля 1638 года. Ему наследовал его единственный сын, Иоганн Франц Десидератус (1627—1699), который вынужден был уступить часть графства Нассау-Зиген протестантской ветви семьи. 13 августа 1618 года в Брюсселе Иоганн Насау-Зигенский женился на принцессе-католичке Эрнестине Иоланде де Линь д’Амблиз (1594—1668), младшей дочери Ламораля де Линя, принца де Линя (1563—1624). У них было шестеро детей: Мария (1619—1620); мертворожденная дочь (1620); Клара Мария (1621—1695), 1-й муж с 1634 года — её кузен принц Альберт Генри де Линь (1615—1641), 2-й муж с 1642 года — младший брат предыдущего, Клод Ламораль, 3-й принц Линь (1618—1679); Эрнестина Шарлотта (1623—1668), вышла замуж в 1650 году за своего кузена Мориса Генри, принца Нассау-Хадамарского (1626—1679); Ламберта Альберта Габриель Урсула (1625—1635); Иоганн Франц Десидератус (1627—1699), граф Нассау-Зиген (1638—1699). Источники: Rolf Glawischnig: Johann VIII.. In: Neue Deutsche Biographie (NDB). Band 10, Duncker & Humblot, Berlin 1974, ISBN 3-428-00191-5, S. 501 f. (Digitalisat); Holger Th. Gräf: Graf Johann VIII. von Nassau-Siegen (1583—1638). In: Nassauische Annalen. Bd. 119, 2008, S. 131—145; Ernst Joachim: Johann VIII. In: Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 14, Duncker & Humblot, Leipzig 1881, S. 266—268; Otto Renkhoff: Nassauische Biographie. Kurzbiographien aus 13 Jahrhunderten (= Veröffentlichungen der Historischen Kommission für Nassau. Bd. 39). 2., vollständig überarbeitete und erweiterte Auflage. Historische Kommission für Nassau, Wiesbaden 1992, ISBN 3-922244-90-4, S. 558 f.

Sweerts,_Michael_-_Self-Portrait_-_c._1656 (518x700, 307Kb)
1618
Михаэль Свертс (нидерландское имя - Michael Sweerts)
южнонидерландский (фламандский) живописец и гравёр, работавший в Италии, Сирии и Индии. Родился в Брюсселе. Ничего не известно о его обучении или ранней карьере. Он прибыл в Рим в середине 1640-х (приблизительно в 1646), возможно при обстоятельствах, подобных изображенным в его живописи «Приземления» (Париж, Лувр). В 1645—1656 работал в Риме. В 1646 он был зарегистрирован для проживания на улице Маргутта в округе Марии Санта дель Пополо, и документы указывают, что он проживал там до 1651, вместе с другими фламандскими католиками. Развивал жанр бамбочад, родоначальником которого был Питер ван Лар. В 1647 он посетил Академию Святого Луки, не как академик, а как коллега-партнер.
Sweerts,_Michael_-1649-_-_Wrestling_Match (700x464, 347Kb)
Михаэль Свертс. Борцовский поединок, 1649.
В Риме Свертс познакомился с художником Бамбоччианти, с которым некоторое время сотрудничал. Он рисовал жанровые сцены, но его работы не пользовались успехом из-за тихого, печального достоинства фигур и изящной серебристой тональности. В следующем году его посетил голландский поэт Матиус Ван де Мерведе (1625-? 1677), который позже вспоминал, что получил у художника чрезвычайно бедный прием. 1 июня 1651 Свертс получил заказ от антверпенского торговца Яна Детца. В 1659 вернулся в Брюссель. По предположениям, заболел душевной болезнью. Присоединился к иезуитам, отправился в миссионерское путешествие, где и умер в Гоа в 1664 году. Одним из первых в нидерландской живописи стал писать портреты простых людей. Среди них наиболее известен «Портрет молодой служанки» (около 1660), созданный несколькими годами раньше знаменитой «Девушки с жемчужной сережкой» Вермера. Ряд его работ приписывались Вермеру и Терборху. Литература: Michael Sweerts: 1618—1664/ Guido Jansen a.o., eds. Amsterdam: Rijksmuseum, 2002.

Conrad_von_Rosen-Kleinröb_(copie_Joué) (525x700, 381Kb)
1628
Конрад де Розен (французское имя - Conrad de Rosen)
французский военачальник, маршал Франции, рыцарь орденов короля. Принадлежал к линии Клейн-Ропп остзейского рода фон Розен. Родился в Клейн-Роппе (Лифляндия). Третий сын Фабиана фон Розена, герра фон Клейн-Ропп и Рейскум (1590—1633), и Софии фон Менгден (1597—1673). В 13 лет поступил в коллегий в Риге, где учился до 1644 года. Тяготясь учебой и мечтая о военной карьере, сбежал и присоединился к кавалерийскому отряду принца Саксонского, проходившему через город. По причине юного возраста принц определил Конрада своим пажом, но вскоре был вынужден отослать его в Ригу по требованию родителей. Поступил кадетом к своему родственнику генералу фон Розену, командовавшему гвардией шведской королевы Кристины. Убил на дуэли капитана, был приговорен к обезглавливанию военным советом, но сумел бежать из страны благодаря содействию королевы. Направился во Францию к другому своему родственнику, генерал-лейтенанту Рейнгольду де Розену. Проездом через Франкфурт проиграл все деньги. В отчаянии от этой потери он в 1651 году записался под чужим именем в кавалерийский полк Бринона. Три года прослужил рядовым. Потеряв лошадь, пытался с несколькими приятелями добыть деньги с помощью грабежа, но был задержан. Одного из его товарищей повесили, и Розену пришлось открыть полковнику графу де Бринону свое настоящее имя, чтобы избежать казни. Полковник, находившийся в хороших отношениях с Рейнгольдом де Розеном, назначил его родственника корнетом (1654). В том же году в составе армии маршала Ла-Ферте принимал участие в осаде Бельфора, сдавшегося 23 февраля, в форсировании Аррасских оборонительных линий 25 августа, взятии Клермон-ан-Аргонна 24 ноября. При осаде Ландреси 14 июля 1655 произведен в лейтенанты. Служил в ходе осады Конде, взятого 18 августа маршалами Тюренном и Ла-Ферте, затем при осаде Сен-Жюльена, капитулировавшего 25-го. В 1656 году стал капитаном в полку Бринона, где его сослуживцами в это время были граф фон Нассау-Оттвейлер и Никола Катина. Служил в армии Ла-Ферте, взявшей 16 июля Валансьен. 6 августа 1657 участвовал во взятии Монмеди, 30 августа 1658 — Гравелина. С началом Деволюционной войны произведен в подполковники кавалерийского полка Розена, мобилизованного 20 ноября 1667. 30 декабря, после смерти Рейнгольда, получил командование его полком, но уже 26 мая 1668, после подписания мира, тот был расформирован. Розен был настолько недоволен окончанием войны и необходимостью распустить солдат, что намеревался навсегда покинуть службу. С началом Голландской войны военный министр Лувуа не без труда убедил его вновь взяться за оружие. Получив 23 августа 1671 комиссион на формирование кавалерийского полка, Розен поступил под начало маршала Тюренна, старого врага своего тестя, и стал его доверенным лицом. В кампанию 1672 года участвовал в завоевании Мазека и Сен-Трона 15 мая, Тонгерена 26-го, Бюрика (3 июня), Рееса (7 июня), Арнема (15 июня), форта Скенк (19 июня), Нимвегена (9 июля), острова и города Боммел (9 сентября). В 1673 году в армии короля принимал участие в осаде и взятии Маастрихта (29 июня). В кампанию 1674 года в армии принца Конде храбро сражался в битве при Сенефе (11 августа), и участвовал в деблокировании Ауденарде (21 августа), осажденного принцем Оранским. 12 марта 1675 произведен в бригадиры. Служил при осаде Лимбурга, сданного графом фон Нассау 21 июня. 30 октября назначен инспектором кавалерии на зимний период. Был при осаде Конде, сдавшегося 26 апреля 1676, Бушена (11 мая), Эра (31 июля), снятии осады Маастрихта, предпринятой союзниками (27 августа). Участвовал во взятии Валансьена королем 17 марта 1677, затем во взятии Камбре (5 апреля; цитадель — 17-го). Помешал войскам противника прийти на помощь осажденным и был опасно ранен в ходе этой осады. 20 января 1678 произведен в лагерные маршалы. В составе Фландрской армии отправился на осаду Гента, сдавшегося королю 9 марта (замок — 12-го), и Ипра (взят 25 марта). В кампанию 1679 года воевал под началом маршала Креки. 21 июня разбил бранденбуржцев в полутора лье от Миндена, а 30-го нанес им поражение при переправе через Везер, захватив вражеские окопы. В 1680 году направлен королем в Эльзас с поручением к дофину; тогда же купил у графов Фуггеров баронию Больвейлер (Больвиллер). В следующем году перешел из лютеранства в католицизм. В ноябре 1682 отставлен от командования полком, и 1 декабря определен в корпус маркиза де Ла-Трусса, направленный в Пьемонт. В 1686—1687 под командованием того же военачальника служил в Лангедоке, в Севеннах. 7 января 1688 назначен командующим в Руссильоне, на время отсутствия маркиза де Шазерона. Находился там четыре месяца. 24 августа произведен в генерал-лейтенанты армий короля. В 1688 году командовал французскими экспедиционными войсками, посланными на помощь Якову II в Ирландию. С тысячей кавалеристов вплавь форсировал реку Финн на виду у регулярного неприятельского отряда из 8000 человек, который он затем разгромил. За этот успех Стюарт в 1689 году произвел Розена в маршалы Ирландии. 19 апреля 1690 определен в Германскую армию, не предпринимавшую в том году активных действий. 16 июля получил должность генерал-лагермейстера кавалерии, вакантную после смерти барона де Монклара. 14 марта 1691 назначен во Фландрскую армию короля. Был при осаде Монса, капитулировавшего 9 апреля, затем действовал в войсках маршала Люксембурга и сражался в битве при Лёзе 18 сентября. 30 апреля 1692 года направлен в армию дофина и маршала Люксембурга. Был при осаде Намюра, взятого королем 5 июня (замок — 30-го). 3 августа сражался в битве при Стенкерке, на следующий день в ходе преследования разбил два кавалерийских отряда противника, убив 30 человек и столько же взяв в плен. 8 мая 1693 получил один из первых восьми Больших крестов недавно основанного королем Военного ордена Святого Людовика. Снова действовал в составе Фландрской армии, командовал кавалерией и правым крылом в битве при Неервиндене 29 июля. Поведя в атаку части Дома короля, Розен внес значительный вклад в победу в этом тяжелом и кровопролитном сражении. Затем отличился при осаде Шарлеруа, взятого 11 октября. В кампанию 1694 года во Фландрии участвовал в знаменитом марше французов от Виньямона к Эспьеру 22 августа. Был при бомбардировке Брюсселя 13—15 августа 1695. 17 апреля 1696 и 7 мая 1697 также назначался во Фландрскую армию, где командовал кавалерией. Находился при осаде Ата, капитулировавшего 5 июня 1697. 13 августа 1698 направлен в Кудёнский лагерь, близ Компьена. Командовал там кавалерией, и на маневрах, детально воспроизводивших осаду крепости, руководил группой войск, противостоявшей частям маршала Буфлера и герцога Бургундского. Необыкновенное по размаху и пышности театрализованное представление, состоявшееся 13 сентября, описывает герцог де Сен-Симон: «Последним актом пьесы было сражение между первой и второй линиями войск в полном составе. Одной командовал первый из генерал-лейтенантов месье Розен, другой — маршал де Буффлер, при котором генералом состоял монсеньор герцог Бургундский. Зрелище это наблюдали Король, мадам герцогиня Бургундская, принцы, дамы, весь двор и множество любопытных; Король и все мужчины — верхом, дамы — в каретах. Пьеса была сыграна безупречно и длилась довольно долго; но когда пришел черед второй линии отступать под натиском врага, Розен никак не мог на это решиться, что изрядно затянуло действие. Месье де Буффлер не раз уведомлял его от имени монсеньора герцога Бургундского о том, что пора отступать; но Розен впадал в ярость и отказывался подчиниться. Король, лично наметивший ход сражения, очень смеялся и, глядя на бесконечные перемещения адъютантов и затянувшееся сражение, сказал: «Розену не нравится играть роль побежденного». Наконец он самолично приказал ему отступать. Розен повиновался, но был так недоволен, что сорвал досаду на адъютанте, передавшем приказ. Всю дорогу назад и весь вечер только об этом и толковали.» — Сен-Симон. Мемуары, страница 435. В том же году получил от Людовика XIV 200 000 ливров из наследства сюринтенданта финансов и президента Парижского парламента Клода де Бюльона, в качестве компенсации за владения, конфискованные у врагов и пожалованные графу во время войны, но вновь отошедшие к противнику по условиям Рисвикского мира. 21 апреля 1702 назначен командиром отдельного корпуса Фландрской армии герцога Бургундского. 11 июня нанес поражение кавалерии противника перед Нимвегеном. В этом бою союзники потеряли 1200 человек и часть обоза, а французы собрали богатую добычу. 14 января 1703 в Версале произведен в маршалы Франции. 20-го принес присягу, и был отставлен от должности генерал-лагермейстера кавалерии, с позволением продать ее за 222 500 ливров. 1 января пожалован в рыцари ордена короля, получил цепь Святого Духа 2 февраля 1705 в капелле Версаля. После этого Розен удалился в свой замок Больвейлер в Верхнем Эльзасе. Ревностный христианин, он еще в 1699 году приказал построить там часовню, и основал приорию, чтобы обеспечить средствами священника, служившего в этом месте, учредил мессы и раздачи милостыни, а также положил пожизненный пенсион своим слугам. Умер в Больвейлере 3 августа 1715 года, и был погребен, согласно завещанию, без помпы и шума, в фамильном склепе в церкви Фельдкирха. По утверждению де Курселя, войска любили Розена за его общепризнанную храбрость и щедрость к отличившимся. О его твердости и присутствии духа свидетельствует случай, произошедший в бытность подполковником одноименного кавполка, стоявшего гарнизоном в Меце. Когда солдаты отказались выступать в поход, под предлогом недоплаченного жалования, Розен немедленно явился к мятежникам и приказал первому капитану выстроить людей и маршировать. Получив отказ, он немедленно размозжил ему голову выстрелом из пистолета, после чего повторил свой приказ следующему капитану. Тот повиновался без колебаний, и остальной полк последовал за ним. Герцог де Сен-Симон, воевавший вместе с графом во Фландрии, упоминает его несколько раз в своих «Мемуарах», так как Розен во время кампаний любезно предоставлял ему для постоя свой дом в Страсбурге. В частности, по поводу введения в армии должностей директоров и инспекторов родов войск, ущемлявших, по мнению Сен-Симона, «права и достоинство кавалерийских и драгунских генералов», он добавляет: «Розен, дворянин из Померании на службе во французской армии, которого, несмотря на благородное происхождение, только счастливый жребий спас от казни за мародерство, и который дослужился до чина генерал-лейтенанта и генерал-лагермейстера кавалерии, оказался такой хитрой бестией, что и не вздумал обижаться, а, напротив, стал нововведение хвалить.» — Сен-Симон. Мемуары, страница 162. Жена (3 февраля 1660): Мария София де Розен Гросс-Ропп (август 1638—8 октября 1686), старшая дочь и наследница Рейнгольда де Розена, герра фон Гросс-Ропп в Лифляндии, генерал-лейтенанта армий короля, и Анны Маргаеты фон Эппе. Осталась лютеранкой, погребена рядом с родителями в замке Детвиллера. Дети: трое детей, умерли во младенчестве; Рейнольд-Шарль де Розен (10 января 1666—13 июня 1744), граф де Больвиллер, генерал-лейтенант. Жена (13 июля 1698): Мари-Беатрис-Октавия де Грамон (во Франш-Конте, ум. 1756), дочь графа Жана-Габриеля де Грамона и Элен-Эме де Монтагю-Бураван; Жорж-Кристоф де Розен, известный как шевалье де Розен. Паж на главной королевской конюшне с 1 января 1681. Капитан Королевского пехотного полка, погиб в битве при Неервиндене в возрасте 23 лет; Анна-Жанна де Розен (12 января 1662—17 апреля 1727). Муж (13 ноября 1682): граф Никола-Фредерик де Роттенбург (умер в 1715), лагерный маршал; Мари-Софи де Розен. (14 декабря 1663—1740). Муж (18 марта 1684): барон Майнрад де Планта де Вильденберг (умер в 1693), подполковник пехоты, убит при Неервиндене; Луиза-Маргарита де Розен (1670—26 апреля 1746). Монахиня-визитадинка в Нанси с 1686 года (под именем Луизы-Франсуазы). Настоятельница монастыря Визитации в Нанси с 1706 года; Жанна-Рене де Розен (1671—). Монахиня-визитадинка в Нанси; Катрин-Мадлен де Розен (1675—). Монахиня-визитадинка в Нанси. Литература: Père Anselme. Histoire généalogique et chronologique de la maison royale de France. T. VII. — P.: Companie des Librairies, 1733., pp. 656, 658; Courcelle J.-B.-P., de. Dictionnaire historique et biographique des généraux Francais depuis le onzième siècle jusqu'en 1823. T. IX. — P., 1823, pp. 60—64; La Roque L. de, Catalogue historique des généraux français. — P.: Desaide, 1896, pp. 141—142; Mémoires historiques concernant l'ordre royal et militaire de Saint-Louis. — P., 1785, p. 66; Pinard F.-J.-G. Chronologie historique-militaire. T. III — P.: Claude Herissant, 1761, pp. 131—136; Sitzmann É. Dictionnaire de biographie des hommes célèbres de l'Alsace : depuis les temps les plus reculés jusqu'à nos jours. T. II. — Rixheim: F. Sutter et Cie, 1910., pp. 607—608; Сен-Симон, Л. де, герцог. Мемуары. 1691—1701. — М.: Ладомир, Наука, 2007. — ISBN 978-5-86218-476-1.

Thomas_Tenison_by_Robert_White (556x700, 322Kb)
1636
Томас Тенисон (Thomas Tenison)
английский религиозный деятель, архиепископ Кентерберийский с 1694 года и до своей смерти. Во время своего архиепископства короновал двух британских монархов. Родился в Коттенхэме, Кембриджшир. Начальное образование получил в бесплатной школе в Норвиче, поступив затем в Христианский колледж в Кембридже, обучаясь по стипендии имени Мэттью Паркера. Он окончил колледж в 1657 году; в течение короткого времени изучал медицину, но в 1659 году был рукоположен в частном порядке. Последовательно возглавлял приходы: Святого Андрея в Кембридже, Сент-Питер Мэнкрофт в Норвиче, Святого Мартина в Полях в Лондоне. В 1680 году стал доктором богословия, в 1684 году основал публичную библиотеку в Лондоне. Был известен как последовательный и непримиримый противник католицизма. В 1689 году был членом церковной комиссии по пересмотру литургии, в январе 1692 года был рукоположён епископом Линкольншира, а 16 мая 1695 года был интронизирован на кафедре архиепископа Кентерберийского. Короновал королеву Анну и — за год до смерти — короля Георга I. Умер 14 декабря 1715 года. Литература: Carpenter E., Hastings A. Cantuar: The Archbishops in Their Office. — Continuum, 1997. — 607 p. — ISBN 978-08-2643-089-2; Cunningham G. G. Lives of eminent and illustrious Englishmen: from Alfred the Great to the latest times, on an original plan. — A. Fullarton & co., 1835. — Vol. 4; Wheatley H. B., Cunningham P. London Past and Present: Its History, Associations, and Traditions. — Cambridge University Press, 2011. — 616 p. — ISBN 978-11-0802-808-0.

Krzysztof_Zygmunt_Pac (673x700, 460Kb)
1637
Микеланджело Паллони (итальянское имя - Michelangelo Palloni; Paloni, Poloni)
художник эпохи барокко итальянского происхождения, работавший с 1676 года в Речи Посполитой; придворный художник короля Яна Собеского. Родился в Кампи-Бизенцио близ Флоренции. Искусству обучался во Флоренции. Был учеником Бальдассаре Франческини (иль Вольтеррано). В 1676 году по приглашению канцлера великого литовского Христофор Сигизмунд Паца прибыл в Литву. С 1676 года (по другим сведениям, с 1677 года до 1685 года расписал фресками Пажайслисский монастырь камальдулов. Иногда утверждают, что Паллони писал фрески также в костёле Святых Петра и Павла в Вильно.
Фреска в часовне Святого КазимираUśpiona_Psyche (700x621, 458Kb)
Фреска в Вилянувском дворце.
Дочь Паллони Мария Магдалена вышла замуж за итальянского скульптора Пьетро Перти. В 1679 году написал портрет великого гетмана литовского Михаила Казимира Паца. После смерти Христофор Сигизмунд Паца переехал в Варшаву. С 1685 года работал во дворце Красинских в Варшаве. В 1688 году был титулован придворным художником Яна Собеского. Декорировал фресками королевский Вилянувский дворец. По заказу великого гетмана литовского Казимира Яна Сапеги и епископа жемайтийского Казимира Паца расписал часовню Святого Казимира в Кафедральном соборе в Вильно.
Фреска в часовне Святого КазимираWilno_-_kaplica_Kazimierza_3 (700x579, 577Kb)
Фреска в часовне Святого Казимира.
В то же время Паллони декорировал барочный дворец Сапеги, построенный на Антоколе в 1691 году (закрашены в XIX веке). В 1706—1707 годах перебрался в Венгрув, где и умер в 1712 году. Творчество Паллони имела большое влияние на литовскую живопись конца XVII — начала XVIII веков. Литература: Venclova Tomas. Rossi Pietro // Vilniaus vardai. — Vilnius: R. Paknio leidykla, 2006. — Страницы 67—68. — 336 страниц. — ISBN 9986-830-96-6. (литература); Paknys Mindaugas. Palloni // Visuotinė lietuvių enciklopedija. — Vilnius: Mokslo ir enciklopedijos leidybos centras, 2010. — Том XVII: Ona—Perizonijus. — Страница 334. — 800 страниц — 13 000 экземпляров — ISBN 978-5-420-01675-6. (литература); Бажэнава Вольга, Свяжынскi Уладзiмiр. Палонi // Вялікае Княства Літоўскае. Энцыклапедыя у 3 т. — Мн.: БелЭн, 2005. — Том 2: Кадэцкі корпус — Яцкевіч. — Страницы 391—392. — 788 страниц — ISBN 985-11-0378-0.

 (524x699, 120Kb)
1640
Антуан Кувзевокс (Antoine Coysevox; также - Куазво, Куазво; Coyzevox, Quoizevaux)
французский скульптор. Член Королевской академии живописи и скульптуры в Париже (с 1676; с 1677 — профессор). Родился в Лионе. Учился в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже, а с 1702 по 1705 был ее директором. В 1657 начал работать в мастерской Лерамбера в Париже, а к 1660 стал придворным скульптором Людовика XIV. Куазевокс создавал портреты придворных, надгробия (в том числе Кольбера и Мазарини), а также парковую скульптуру и рельефы в королевских резиденциях в Версале и Марли. Среди самых известных его работ – конные скульптурные группы Слава и Меркурий (1701–1702, Париж, Лувр), украшавшие площадь Согласия в Париже. Портреты Куазевокса отличаются тонкостью передачи индивидуальности модели и смелостью характеристики; для произведений позднего периода творчества характерны легкость и грациозность. Среди учеников мастера были его племянники, братья Кусту. Умер Куазевокс в Париже 10 октября 1720 года. Литература: Benoist L., Coysevox, ., 1930.

Heinrich_von_Sachsen-Römhild (523x700, 207Kb)
1657
Генрих Саксен-Вайсенфельсский (немецкое имя - Heinrich von Sachsen-Weißenfels)
герцог Саксен-Вейсенфельс-Барби с 1680. Родился в Галле. Генрих был четвёртым сыном Саксен-Вейсенфельсского герцога Августа и его первой жены Анны Марии Мекленбург-Шверинской. Будучи четвёртым сыном, он имел мало шансов на наследование герцогства, и поэтому его отец, который был ещё и администратором магдебургской епархии, сделал его в 1674 году пробстом Магдебурга. Дед Генриха курфюрст Иоганн Георг I был ещё и феодальным сюзереном графства Барби (нем.)русск.. Когда он выделил апанажи младшим сыновьям, то Августу и его наследникам, помимо Саксен-Вейсенфельса, он также гарантировал права на графство Барби в случае пресечения управляющей им графской линии. В 1659 году Август Людвиг Барби-Мюлингенский скончался, не имея наследников мужского пола, и в соответствии с волей Иоганна Георга I, часть его земель перешла Августу Саксен-Вейсенфельскому, который стал ещё и графом Барби. После кончины Августа Саксен-Вейсенфельсского в 1680 году Генрих, который в то время был уже деканом Кафедрального собора Магдебурга, унаследовал по завещанию титул графа Барби. Так как Генрих имел (наряду с братьями) претензии на титул герцога Саксен-Вейсенфельсского, то он стал герцгом Саксен-Вейсенфельс-Барби. Этот титул не давал ему ни места в Рейхстаге, ни власти над герцогством Саксен-Вейсенфельс, а лишь демонстрировал политическую зависимость от основной ветви рода и курфюршества Саксония. Правление Генриха в Барби привело к экономическому и культурному развитию территории. Генрих также принял участие в Великой Турецкой войне, где отличился вместе с двоюродным братом Кристианом. С 1687 года Генрих оставил старую резиденцию и начал строительство нового замка Барби, план для которого составил Иоганн Арнольд Неринг. Так как строительство должно было завершиться лишь в 1715 году, то Генрих с женой проводили много времени в Дессау у Иоганна Георга II Ангальт-Дессауского и Леопольда I Ангальт-Дессауского. В 1688 году Генрих перешёл из лютеранства в кальвинизм. Умер в Барби 16 февраля 1728 года. 30 марта 1686 года Генрих женился в Дессау на Елизавете Альбертине Ангальт-Дессауской (её прапрабабушкой была Агнеса Барби-Мюхлингемская, что дало Генриху кровную связь с княжеством Барби). У них было восемь детей: Иоганн Август (1687—1688); Иоганн Август (1689—1689); мертворождённые близнецы (1690); Фридрих Генрих (1692—1711); Георг Альбрехт (1695—1739); Генриетта Мария (1697—1719); мертворождённая дочь (1706).

George_William,_Duke_of_Liegnitz (510x700, 374Kb)
1660
Георг Вильгельм, князь Легницкий (немецкое имя - Georg Wilhelm; польское имя - Jerzy Wilhelm)
сын Кристиана Пяста, князя бжегского, последний легницкий и бжегский князь в Силезии с 1672 года до своей смерти. Последний представитель мужской линии Пястов в Силезии. Георг Вильгельм или по-польски Ежи Вильгельм был старшим и единственным выжившим сыном князя Кристиана Легница-Бжегского (1618—1672) и его супруги Луизы (1631—1680), дочери Иоганна Казимира Ангальт-Дессауского из династии Асканиев. У него было две родных сестры и брат: Каролина (1652—1707), сочеталась браком с герцогом Фридрихом Шлезвиг-Гольштейнским в 1672 году; Луиза (1657—1660); Кристиан Людвиг (1664—1664). Как единственный оставшийся в живых сын, Георг Вильгельм был единственным наследником своего отца. Князь Кристиан провел много лет в изгнании в Польше и в Пруссии во время Тридцатилетней войны, после того как дед Георга Вильгельма князь Иоганн Кристиан Бжегский впал в немилость к императору Фердинанду II Габсбургу. После отречения польского короля Яна II Казимира Вазы, князь Кристиан выдвинул свою кандидатуру на польский трон и, для того, чтобы завоевать любовь и поддержку старой знати, он первоначально хотел дать новорожденному сыну старопольское имя принятое у династии Пястов, например Мешко или Болеслав, однако, кальвинистское духовенство его княжества выступило против этого, утверждая, что принятие такого имени будет свидетельствовать о возвращении к язычеству. Князь однако проследил, чтобы его сын носил польскую одежду и говорил по-польски. Смерть его дядей: Георга III Бжегского (1611—1664) и Людвига IV Легницкого (1616—1663), делало его наследником после своего отца большого княжества легницко-бжегского, земель, которые не соединялись в одних руках уже много лет. В соответствии с этим, с ранних лет, отец попытался дать Георгу Вильгельму тщательное образование. Он отлично говорил на немецком, французском языках и латыни, неплохо владел итальянским, испанским и польским языками, ему преподавали теологию, философию и риторику. Когда его отец умер в 1672 году, двенадцатилетний Георг Вильгельм наследовал ему как князь Легницы и Бжега, во время его несовершеннолетия регентство принадлежало его матери, вдовствующей княгине Луизе, которая получила в собственное владение города Волув и Олава как вдовью долю. Опасаясь претензий на княжество императора Леопольда I, князь Кристиан в своем завещании официально отдал сына под опеку его дяди по матери Иоанна Георга II, князя Ангальт-Дессау и курфюрста Фридриха Вильгельма Бранденбургского. За день до смерти отца, Луиза отправила сына учиться в университет Виадрина университета во Франкфурте-на-Одере. Регентство вдовствующей княгини столкнулось с оппозицией протестантского княжества Легница-Бржег, благодаря её открытой поддержки католической веры, крупный скандал произошел, когда сестра молодого князя Каролина тайно вышла замуж за Фридрих, члена католической семьи Шлезвиг-Гольштейн. Бранденбургский курфюрст достиг, тем временем понимания с императором, и в 1673 году Георг Вильгельм вернулся в Бржег, где ему присягнули представители от сословий. 14 марта 1675 года молодой князь мог вступить во владение своими землями, после чего он отправился к императорскому двору в Вене для принесения торжественной вассальной присяги Леопольду I, который подтвердил его совершеннолетие и наследование земель его отца. Сразу же после начала личной власти Георга Вильгельма, княгиня Луиза была вынуждена отказаться от земель Волува. Правление Георга Вильгельма от которого так много ожидали было остановлено внезапной смертью князя от оспы 21 ноября 1675 года.
Рубрики:  jivopisi

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку