-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в галина_суханова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.10.2009
Записей: 2520
Комментариев: 61
Написано: 38501


Панорама Невского проспекта в акварелях Василия Семёновича Садовникова.

Четверг, 06 Июня 2019 г. 01:49 + в цитатник
Цитата сообщения TimOlya

Правая, теневая сторона Невского проспекта

Здание «Кабинета Его Императорского Величества», изображенное слева на этом фрагменте «Панорамы», было построено по проекту архитектора Дж. Кваренги в 1805 году. Оно заняло часть территории усадьбы Аничковского дворца, в 1803 году перешедшей в собственность «Кабинета».
Здание «Кабинета» относится к позднему периоду творчества Кваренги и представляет собой один из интереснейших памятников русского классицизма начала XIX века (ныне Невский пр., 39; наб. реки Фонтанки, 31). На уровне первого этажа его фасады были украшены аркадами. Простенки между арками заполнялись трехчетвертными колоннами ионического ордера, объединившими первый и второй этажи. Открытая колоннада проезда встречала подъезжающих к зданию с Фонтанки. Нарушив канонические правила построения ордера, Кваренги увенчал его ионические колонны дорическим антаблементом. Это придало сооружению большую монументальность и выразительность.
В 1809—1811 годах в связи с приспособлением здания под служебные помещения «Кабинета» архитектор Л. Руска расширил корпус Кваренги, пристроив два новых флигеля. Их фасады были обращены к дворцу. Значительная перестройка постигла сооружение в 1885 году, когда были заложены арки его первого этажа.
 
Левая, солнечная сторона Невского проспекта

На этом фрагменте «Панорамы» изображен ансамбль Театральной площади, явившийся одним из последних больших ансамблей классицизма. Проект создания новой городской площади между Аничковским дворцом и зданием Публичной библиотеки был разработан К. И. Росси в 1816— 1818 годах. В 1828 году был одобрен следующий проект К. И. Росси. Он определил пристройку к зданию Публичной библиотеки нового корпуса, главным фасадом обращенного на площадь.
Александрийский театр (ныне Российский государственный академический театр драмы имени А. С. Пушкина) согласно проекту располагался в глубине площади. Его главный фасад был развернут в сторону Невского проспекта. Строительство театра началось в 1828 году и было закончено спустя четыре года.
Это здание — один из наиболее выдающихся памятников архитектуры русского классицизма. Оно играет доминирующую роль в ансамбле площади. Его внешнему облику присущи монументальность и торжественность, достигнутые сочетанием «лаконичных архитектурных объемов» со сдержанным скульптурным убранством. Стройные коринфские колонны формируют лоджию главного и портики боковых фасадов. По сторонам лоджии, в нишах, размещены статуи муз. На уровне капителей все здание опоясывает фриз с рельефами трагических и комических театральных античных масок. Главный фасад театра торжественно венчает квадрига Аполлона. Известные ваятели работали над созданием скульптурного декора здания театра — С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский и А. Трискорни.
Открытие театра состоялось 31 августа 1832 года спектаклем «Пожарский, или Освобожденная Москва» Крюковского. С этого времени театр стал называться Алек-сандрийским, в честь жены Николая I Александры Федоровны.
На этой сцене выступали такие замечательные русские актеры, как Я. Г. Брянский, А. Е. Мартынов, В. Н. Асен-кова, П. А. Стрепетова, В. Ф. Комиссаржевская и другие. Здесь обрели бессмертие произведения А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя. Справа на «Панораме» изображен новый корпус Публич^ ной библиотеки, построенной К. И. Росси в 1828—1834 годах. Его главный фасад, обращенный к площади, декорирован великолепной колоннадой из 18 колонн. Между ними в лоджии размещены статуи ученых, философов и поэтов древности — Демосфена, Эвклида, Гомера, Платона, Виргилия и других, выполненные известными скульпторами: В. И. Демут-Малиновским, С. С. Пименовым, С. И. Гальбергом, Н. А. Токаревым и М. Г. Крыловым. Аттик здания венчает статуя богини мудрости Минервы.
 
Левая, солнечная сторона Невского проспекта

В левой части фрагмента «Панорамы» изображен боковой фасад Аничковского дворца, одного из старейших зданий Невского проспекта (ныне дом № 39). Его строительство начиналось в 1741 году на территории, подаренной императрицей Елизаветой своему фавориту графу А. Г. Разумовскому. У Аничковского моста, на месте бывшего Преображенского двора, был разбит регулярный сад и построен дворец (за Фонтанкой находились дома адмиралтейского рабочего батальона под командованием подполковника М. О. Аничкова, его именем и названы мост через Фонтанку и дворец).
Это грандиозное строительство поочередно возглавляли архитекторы М. Г. Земцов, Г. Д. Дмитриев и Ф.-Б. Растрелли. Главным фасадом дворец был обращен на Фонтанку, торжественно оформив въезд в город со стороны моста. Парадный двор имел гавань для причаливания лодок, в связи с чем был прорыт канал. В 1778—1779 годах усадьба перешла в руки князя Г. А. Потемкина. В это время дворец был перестроен архитектором И. Е. Старовым, надстроившим боковые крылья. Фасады дворца приобрели классический облик, а регулярный сад уступил место пейзажному.
В 1817—1818 годах зодчий К. И. Росси перепланировал усадьбу, уменьшив размеры дворцового сада. По его проекту была сооружена ограда и построены два садовых павильона, которые замыкают территорию сада и выходят на Театральную площадь.

Левая, солнечная сторона Невского проспекта

Время мало изменило трехэтажные дома, расположенные рядом со зданием Вольного Экономического общества (ныне это дома № 4, 6, 8). Здесь сохранились элементы отделки фасадов. Хорошо узнаются на «Панораме» изображения таких деталей, как поясок из скульптурных масок в верхней части фасада дома № 6.
Этот дом интересен для нас и в историческом аспекте. В середине 1830-х годов здесь долго гостил у своих друзей один из величайших русских живописцев Карл Павлович Брюллов — автор исторической картины «Последний день Помпеи»
 
Правая, теневая сторона Невского проспекта

На этом фрагменте «Панорамы» изображен ансамбль Театральной площади, явившийся одним из последних больших ансамблей классицизма. Проект создания новой городской площади между Аничковским дворцом и зданием Публичной библиотеки был разработан К. И. Росси в 1816— 1818 годах. В 1828 году был одобрен следующий проект К. И. Росси. Он определил пристройку к зданию Публичной библиотеки нового корпуса, главным фасадом обращенного на площадь.
Александрийский театр (ныне Российский государственный академический театр драмы имени А. С. Пушкина) согласно проекту располагался в глубине площади. Его главный фасад был развернут в сторону Невского проспекта. Строительство театра началось в 1828 году и было закончено спустя четыре года.
Это здание — один из наиболее выдающихся памятников архитектуры русского классицизма. Оно играет доминирующую роль в ансамбле площади. Его внешнему облику присущи монументальность и торжественность, достигнутые сочетанием «лаконичных архитектурных объемов» со сдержанным скульптурным убранством. Стройные коринфские колонны формируют лоджию главного и портики боковых фасадов. По сторонам лоджии, в нишах, размещены статуи муз. На уровне капителей все здание опоясывает фриз с рельефами трагических и комических театральных античных масок. Главный фасад театра торжественно венчает квадрига Аполлона. Известные ваятели работали над созданием скульптурного декора здания театра — С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский и А. Трискорни.
Открытие театра состоялось 31 августа 1832 года спектаклем «Пожарский, или Освобожденная Москва» Крюковского. С этого времени театр стал называться Алек-сандрийским, в честь жены Николая I Александры Федоровны.
На этой сцене выступали такие замечательные русские актеры, как Я. Г. Брянский, А. Е. Мартынов, В. Н. Асен-кова, П. А. Стрепетова, В. Ф. Комиссаржевская и другие. Здесь обрели бессмертие произведения А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя. Справа на «Панораме» изображен новый корпус Публич^ ной библиотеки, построенной К. И. Росси в 1828—1834 годах. Его главный фасад, обращенный к площади, декорирован великолепной колоннадой из 18 колонн. Между ними в лоджии размещены статуи ученых, философов и поэтов древности — Демосфена, Эвклида, Гомера, Платона, Виргилия и других, выполненные известными скульпторами: В. И. Демут-Малиновским, С. С. Пименовым, С. И. Гальбергом, Н. А. Токаревым и М. Г. Крыловым. Аттик здания венчает статуя богини мудрости Минервы.

Левая, солнечная сторона Невского проспекта

Дома Невского проспекта, ныне известные под номерами 8 и 10, дошли до нашего времени без значительных изменений. Построенные в 1768—1770 годах, они дают представление о жилой застройке «сплошною фасадою». Начиная с 1762 года в соответствии с принципами, разработанными Комиссией о каменном строении Санкт-Петербурга, возглавляемой архитектором А. В. Квасовым, застройка велась многоэтажными домами (до четырех этажей), без отступов от красной линии. Несмотря на строгое соблюдение правил ведения строительства, дома Невского проспекта отличались индивидуальностью: с большим мастерством разрабатывались главные фасады зданий — превосходно найденные пропорции и декоративное оформление изящного рисунка (лепные вазы, гирлянды и медальоны) дают представление об архитектуре раннего классицизма.
Дом № 12, построенный неизвестным архитектором в середине XVIII столетия, принадлежал семье полковника А. В. Толстого. К моменту создания «Панорамы» его владельцем был портных дел мастер Карл Фридрих Гейдеман. Вывески первого этажа здания свидетельствуют о том, что здесь находились различные мастерские. В 1910 году дом был перестроен архитектором В. И. Ван дер Гюхтом.

Правая, теневая сторона Невского проспекта

Левую часть композиции этого фрагмента «Панорамы» образует изображение корпуса Публичной библиотеки, фасады которого выходят на Садовую улицу, Невский проспект и Театральную площадь. Это, старейшее из трех соединенных в одно целое зданий, было построено архитектором Е. Т. Соколовым в 1796—1801 годах. Его первый этаж прорезан полуциркульными и прямоугольными оконными проемами, создающими впечатление аркады. Он служит цоколем для колоннады ионического ордера, украсившей его скругленный угловой фасад. Новый корпус библиотеки, построенный по проекту К. И. Росси в 1828—1834 годах, настолько органично слился с постройкой Соколова, что, объединенные вместе, они производят впечатление единого целого. Торжественное открытие Публичной библиотеки состоялось 2 января 1814 года. С первых дней своего существования библиотека определилась как учреждение для самообразования и научной работы. Ее сотрудниками были многие крупные деятели русской культуры. Почти тридцать лет, занимаясь вопросами каталогизации, трудился здесь великий баснописец И. А. Крылов. Пять лет в библиотеке работал поэт А. А. Дельвиг. Более пятнадцати лет посвятил ей знаток славянской и русской филологии, поэт А. X. Во-стоков. Долгие годы служил здесь и поэт Н. И. Гнедич. В перспективе Садовой улицы, пересекающей Невский проспект, просматриваются ограда и парадные ворота дворца М. И. Воронцова, построенного в 1749—1757 годах по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли. Далее, за садом, находились колокольня и церковь Спаса на Сенной площади, возведенные в середине XVIII века неизвестным архитектором.
Справа изображена часть здания Гостиного двора, расположенного на углу Невского проспекта и Садовой улицы (ныне дом № 35).

Левая, солнечная сторона Невского проспекта

На углу Невского и Малой Миллионной находится один из самых старых домов проспекта (ныне дом № 18). Еще в 1705 году он принадлежал одному из сподвижников Петра I адмиралу Крюйсу. В первые годы XIX века его владельцем стал К. И. Котомин. Свой современный вид этот дом приобрел в 1812—1815 годах. Он был надстроен до четырех этажей, а его фасад получил облик, характерный для архитектуры классицизма первой трети XIX века. При перестройке дома архитектор В. П. Стасов объединил два нижних этажа дорическим ордером — выделив центр восьмью полуколоннами, а боковые ризалиты четырехколонными лоджиями. Завершает здание эффектный карниз на кронштейнах, между которыми расположены лепные розетты и барельефы. Многочисленные последующие перестройки изменили главный фасад здания: был разобран его восьмиколонный портик, а проемы между колоннами лоджии заложены. В 1980-е годы дому был возвращен его первоначальный вид, однако восстановить центральный портик здания не удалось.
В этом доме, овеянном памятью о последних днях жизни А. С. Пушкина, на углу Мойки, в кондитерской Вольфа и Беранже, состоялась встреча поэта с его секундантом К. К. Данзасом. Отсюда они отправились на Черную речку, к месту трагической дуэли. А спустя несколько дней Ф. Н. Глинка тайком читал здесь своим друзьям только что написанное М. Ю. Лермонтовым стихотворение «На смерть поэта». И Невский проспект был свидетелем того, как петербуржцы шли к квартире Пушкина в доме № 12 по набережной реки Мойки отдать последний долг любимому поэту.
Слева на фрагменте «Панорамы» хорошо видно изображение монументальной двойной арки здания Главного штаба, перекинутой через Малую Миллионную улицу и завершающей ее перспективу со стороны Невского проспекта. Эта арка, воздвигнутая К. И. Росси в 1819—1829 годах между западным и восточным корпусами здания Главного штаба, придает особую торжественность въезду на Дворцовую площадь.
 
Правая, теневая сторона Невского проспекта

На этом фрагменте «Панорамы» изображено здание Гостиного двора. Оно было построено в 1761 —1785 годах по проекту архитектора Ж.-Б. Баллен-Деламота. Его создание на главной улице города было обусловлено формированием здесь во второй половине XVIII столетия крупного торгового центра. Первоначальный проект здания относится к 1757 году. Он был разработан великим мастером русского барокко — Ф.-Б. Растрелли. По пышности и декоративности барочных архитектурных форм, а также дороговизне строительных работ это сооружение можно было бы сравнить лишь с дворцами Петербурга, что не устраивало купечество. В 1761 году был утвержден новый проект фасада здания, выполненный молодым архитектором из Франции Ж.-Б. Баллен-Деламотом. Черты подлинной монументальности, свойственной раннему классицизму, придают Гостиному двору портики, подчеркивающие его многочисленные входы. Прост, выразителен и строг ритм его повторяющихся классических двухъярусных аркад. Единственными украшениями здания служат пилястры и парные колонны закругленных углов. Расположенные вокруг замкнутого двора, торговые помещения образуют неправильный четырехугольник. Здание вытянулось по проспекту на 230 метров. По периметру длина его превосходит километр.
Вдоль Невского проспекта располагалась Суконная линия Гостиного двора.
 
Левая, солнечная сторона Невского проспекта

Слева на фрагменте «Панорамы» изображение Полицейского моста, первого в городе, при постройке которого в 1806—1808 годах была применена новая конструкция архитектора В. Гесте, получившая впоследствии широкое распространение. Однопролетный, на каменных опорах, с тротуарами, мост, собранный из отдельных чугунных секций (кессонов), образующих свод, является одним из красивейших мостов реки Мойки.
Правую часть этого фрагмента занимает Голландский церковный дом (ныне дом № 20), построенный по проекту архитектора П. Жако в 1830—1833 годах. Единый большой корпус дома образуют жилые флигеля и церковь. Четырех-колонный портик коринфского ордера объединяет три этажа главного фасада. Вместе с горельефом в тимпане венчающего его фронтона он подчеркивает назначение здания, отмечая на фасаде местоположение церковного зала. Непрерывную аркаду первого этажа образуют окна с полуциркульными завершениями. С 1826 года в левом флигеле дома голландской церкви находился салон Общества поощрения художников. Когда-то именно здесь можно было приобрести и литографированную «Панораму Невского проспекта».
Вблизи Невского, через дом от голландской церкви (на участке, занимаемом теперь домом № 40 по набережной реки Мойки), находился Демутов трактир. Это была старейшая и популярнейшая гостиница города, открытая купцом Демутом в 1760-х годах. В 1827 — 1831 годах здесь подолгу жил А. С. Пушкин. Здесь его посещали многие выдающиеся современники и друзья. В Демутовой гостинице А. С. Пушкин написал в октябре 1828 года «вдохновенную» «Полтаву». Последний раз поэт останавливался в трактире в мае 1831 года, после приезда из Москвы с молодой женой.
 
Правая, теневая сторона Невского проспекта

В центральной части композиции этого фрагмента «Панорамы» мы видим еще один комплекс зданий, связанных с торговлей. Его возникновение было обусловлено расширением Гостиного двора (ныне Невский пр., 31). В 1784—1787 годах по проекту архитектора Дж. Кваренги было построено каменное здание Серебряных рядов с открытой аркадой первого этажа, часть из которых позднее была разобрана. Здесь в 1802—1804 годах под наблюдением архитектора Д. Феррари была возведена многоярусная башня, расположенная на углу Невского проспекта и Гостиной (позже Думской) улицы. В 1825 году башня была надстроена и использовалась как сигнальная. В многократно перестраивавшейся части здания Серебряных рядов, выходящей на Думскую улицу, располагалась Городская дума — орган городского самоуправления. В 1797 —1798 годах на средства группы купцов, арендовавших лавки в Гостином дворе, было сооружено полуто-раэтажное здание торговых рядов с открытыми аркадами, получившее название Перинных. Эта, ныне не существующая, постройка располагалась параллельно западному фа-саду Гостиного двора. В 1802—1806 годах по проекту архитектора Л. Руски торцевой фасад Перинной линии, выходящей к Невскому проспекту, был оформлен шести-колонным дорическим портиком, увенчанным треугольным фронтоном. (Его хорошо видно на «Панораме».) Портик Руски удачно связал два различных по характеру здания — Гостиный двор и Городскую думу. Позднее, в 1830-х годах, он явил собой эффектное завершение перспективы Михайловской улицы, ведущей к Невскому проспекту от Михайловского дворца. Вертикаль башни Городской думы, портик и монументальное здание Гостиного двора создают важный архитектур-ный акцент, определяющий облик центральной части Невского проспекта.
 
Левая, солнечная сторона Невского проспекта

К моменту опубликования «Панорамы Садовников а» архитектурный комплекс зданий, расположенных между Большой и Малой Конюшенными улицами, еще не был достроен. Вероятно, изображение этого фрагмента было исполнено художником с проекта архитектора А. П. Брюллова, в 1832—1838 годах построившего здесь лютеранскую церковь Св. Петра. Главный фасад, центр которого прорезает арка портала, поражает совершенством пропорций. Он обращен в сторону Невского проспекта. Во втором этаже использован мотив открытой аркады — лоджии. Ввысь устремлены две его угловые трехъярусные башни. В этом А. П. Брюллов отошел от канонических форм и приемов, традиционных для архитектуры Петербурга. Тем не менее его постройка органически вошла в ансамбль Невского проспекта, не нарушив его гармонии. Строительству кирхи предшествовало сооружение в 1829 году по проекту архитектора Г. Р. Цолликофера двух симметричных жилых домов (ныне дома № 22 и 24), стоящих по красным линиям проспекта и фланкирующих находящееся в глубине здание церкви. Во втором этаже левого флигеля (ныне дом № 22) находилась книжная лавка и редакция популярного журнала «Библиотека для чтения» известного книготорговца и издателя А. Ф. Смирдина. Книжная лавка была привычным местом встреч петербургских писателей. Это был своего рода литературный клуб, частыми посетителями которого являлись Вяземский, Жуковский, Крылов, Пушкин, Гоголь и другие. Свыше тридцати лет продолжалась издательская деятельность Смирдина. За это время он опубликовал труды более семидесяти русских писателей. Благодаря деятельности Смирдина возрос в России авторитет книг, изданных в Петербурге: «В публике образовалось мнение, что только петербургские книги хороши. Это доказывалось даже отзывами кни-гопродавцов и бродячих продавцов книг, которые охотнее покупали петербургские книги и дороже платили за них, говоря: „Нам вот что дорого" и указывая на магическое для них в заглавии слово „С.-Петербург"» . В здании Немецкого училища при лютеранской церкви в период до 1807 года еженедельно проходили заседания Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. В располагавшейся здесь квартире поэта И. М. Борна читались созданные участниками объединения художественные произведения, политические, философские и исторические сочинения. Общество, членами которого были В. В. Попугаев, И. А. Радищев (сын А. Н. Радищева), А. X. Востоков, Д. И. Языков, К. Н. Батюшков и другие, выпустило альманах «Свиток муз» и два номера собственного журнала.
 
Правая, теневая сторона Невского проспекта

В центральной части композиции этого фрагмента «Панорамы» изображена перспектива Екатерининского канала. В глубине, по его левой стороне, хорошо видно двухэтажное сооружение с полукруглыми аркадами. Это здание Малого Гостиного двора, построенное в 1790-х годах по проекту архитектора Дж. Кваренги. Замыкает перспективу двухэтажный корпус Ассигнационного банка, построенный Дж. Кваренги в 1783—1790 годах. Мост через Екатерининский канал, прорытый в 1764 году, был сооружен в 1766 году инженером И. М. Голенищевым-Кутузовым (отцом знаменитого полководца). Он был расширен до колоннады Казанского собора в 1805 году. Ширина моста более чем в пять раз превышает его длину. Это было обусловлено строительством собора, часть которого изображена справа на этом фрагменте «Панорамы». Казанский собор — выдающийся памятник русской архитектуры начала XIX века. Он был воздвигнут на месте небольшой церкви Рождества Богородицы. В 1799 году состоялся конкурс на разработку нового проекта собора. Победителем конкурса стал молодой архитектор А. Н. Воронихин. По его проекту 27 августа 1801 года был заложен Казанский собор. Он имеет форму латинского креста. Его высота (вместе с куполом) достигает почти 70 метров. На Невский проспект обращен северный фасад собора. К нему примыкает грандиозная колоннада из 96 коринфских колонн, поставленных в четыре ряда. Охватывая большую полуциркульную площадь, колоннада широко раскрыта в сторону главной магистрали. Она составляет неотъемлемый элемент ансамбля проспекта. Ее крылья замыкают монументальные порталы, решенные как сквозные проезды. Воронихин предполагал повторить колоннаду на южном фасаде собора, но ее постройка не осуществилась. В ходе строительства зодчий применил ряд новых приемов: так при устройстве купола, внутренний диаметр которого превышает 17 метров, впервые в мире он использовал металлические конструкции из кованого железа. Стройный и легкий купол на высоком барабане, обработанном пилястрами, возвышается над развернутыми по горизонтали колоннадами, увенчанными широким поясом антаблемента и балюстрад. Здание облицовано пудостским камнем, из которого высечены все рельефы, капители колонн и пилястры.
Стены собора снаружи украшают барельефы, созданные И. П. Мартосом, И. Г. Прокофьевым, Ф. Г. Гордеевым, Д. Рашеттом и другими.
У порталов северной колоннады на сохранившихся поныне пьедесталах в 1811 году были поставлены две алебастровые статуи архангелов, снятые в 1837 году в связи с решением установить на площади памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли.
Уже во время войны 1812 года собор стал памятником русской военной славы. 107 знамен и штандартов, ключи от восьми крепостей и семнадцати городов были помещены здесь. В 1813 году сюда был перевезен прах фельдмаршала М. И. Кутузова.
 
Левая, солнечная сторона Невского проспекта

Дома этого участка Невского проспекта, изображенные на «Панораме», не дошли до нашего времени. Ныне здесь расположены дома № 26 и 28. В начале XX века на углу Невского проспекта и Екатерининского канала архитектором П. Ю. Сюзором было возведено в стиле модерн здание для американской компании швейных машин «Зингер». В настоящее время здесь находится Дом книги (дом № 28).
 
Правая, теневая сторона Невского проспекта
 
 
В центре этого фрагмента «Панорамы» изображен дом церковнослужителей Казанского собора (ныне Невский пр., 25).
Он был построен в 1813—1816 годах по проекту архитектора В. П. Стасова. Фасады здания отличает сдержанность архитектурной обработки. Благодаря этому сооружение гармонирует с величественным Казанским собором и органично связывает ансамбль площади с рядовой застройкой проспекта.
В первом этаже дома располагался магазин фарфоровых изделий прославленного завода Батениных. Об этом свидетельствует и вывеска, изображенная на «Панораме Садовникова» .
Следующий дом (№ 23) является характерным примером образцовой застройки Невского проспекта в один апартамент на погребах» по указу 1737 года. Этим домом с середины XVIII века до революции 1917 года владела семья графов Строгановых. В 1830-х годах он был полностью перестроен архитектором П. С. Садовниковым. Позднее, уже в начале XX века, он был достроен еще двумя этажами и в таком виде дошел до настоящего времени. На месте дома № 21 в начале XX века было построено здание фирмы «Ф. Л. Мертенс» с тремя остекленными огромными аркадами, сохранившееся до наших дней.
 
Левая, солнечная сторона Невского проспекта
 
 
На этом фрагменте «Панорамы» изображена набережная Екатерининского канала.
Справа хорошо виден дом с шестиколонным портиком, поддерживающим треугольный фронтон (ныне дом № 8). Строительство этого трехэтажного здания, впоследствии известного под названием Дома ордена иезуитов, было начато в 1801 году по проекту архитектора Л. Руски. С 1815 года здесь находился Военно-сиротский дом. Невдалеке виден задний фасад здания Михайловского театра (ныне Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета имени М. П. Мусоргского), построенного по проекту К. И. Росси в 1831 —1833 годах. Театр был открыт 8 ноября 1833 года.
Перспективу канала со стороны Невского проспекта завершает портик фасада жилого дома, находящегося на углу Марсова поля и набережной реки Мойки (ныне Марсово поле, 7). Он был построен архитектором Д. Адамини в 1823—1827 годах.
Интересна история дома, находящегося на углу Невского и Екатерининского канала (ныне дом № 30), в котором сейчас располагается Малый зал Филармонии. Он был построен в 1760-х годах для генерала Вильбоа и вначале представлял собой барский особняк в характерных формах барокко. Позднее дом перешел к В. В. Энгельгардту. В 1829 году дом Энгельгардта был перестроен архитектором Жако и приобрел черты, присущие господствующему в это время классицизму.
В 1802 году здесь было основано Филармоническое общество, где выступали лучшие певцы и музыканты Европы. Среди них — П. Виардо, Ф. Лист, И. Штраус и другие. Здесь на одном из концертов И. С. Тургенев видел в последний раз Пушкина. Это случилось всего за несколько дней до трагической дуэли.
С домом Энгельгардта связан сюжет лермонтовской драмы «Маскарад».
 
Правая, теневая сторона Невского проспекта
 
 
В правой части этого фрагмента «Панорамы» изображен дворец, построенный для знатного елизаветинского вель можи графа С. Г. Строганова по проекту Ф.-Б. Растрелли в 1752—1754 годах (ныне Невский пр., 17). В отличие от распространенных в то время дворцов-усадеб, Строгановский является одним из ранних примеров дворца городского типа, выведенного в одну линию с соседними зданиями. Архитектурное оформление его фасадов до наших дней сохранило характерные черты и приемы, отличающие период расцвета стиля барокко: живописность и декоративность. Наиболее эффектен фасад дворца, выходящий на Невский проспект. Второй этаж его, где расположены парадные залы, зодчий выделил большими окнами и более нарядными наличниками. По сторонам арки, служащей проездом, помещены сдвоенные колонны. Железные решетки причудливого узора под окнами бельэтажа еще больше подчеркивают красоту внешнего облика здания. Фамильный герб во фронтоне, гордые профили и львиные маскароны — все это говорит о знатности и могуществе владельцев дворца. В конце XVIII века по проекту архитектора А. Н. Воронихина был перестроен парадный двор: на месте одноэтажных дворцовых флигелей и декорированной парными колоннами стены были воздвигнуты новые корпуса. Кроме того, переделке подверглись и интерьеры парадных залов дворца, в том числе и хорошо известная по акварели Воронихина картинная галерея. В начале XIX века дворец перешел по наследству к А. С. Строганову — президенту Академии художеств и известному коллекционеру, составившему одно из крупнейших художественных собраний России.
 
Левая, солнечная сторона Невского проспекта
 
 
Главная часть архитектурной композиции этого фрагмента «Панорамы» образована ансамблем католической церкви Св. Екатерины. Проект его создания относится к сороковым годам XVIII века и принадлежит архитектору Д. Тре-зини, выдвинувшему идею сооружения костела в глубине участка. По красной линии проспекта были построены два симметричных трехэтажных жилых дома (ныне дома № 32, 34), связанные со зданием костела каменными оградами, прорезанными арками ворот. Само здание церкви было воздвигнуто по проекту архитектора Ж.-Б. Баллен-Деламота, утвержденному 9 марта 1762 года. Его строительством в 1762—1783 годах руководил архитектор А. Ринальди. Особенно интересно художественное решение монументальной арки портала главного фасада костела. Освящение костела состоялось 7 октября 1783 года. В это время фасады его жилых корпусов были обработаны в первом этаже открытыми аркадами, впоследствии за-стекленными. В XVIII веке здесь помещались «Нюрнбергские лавки», торговавшие галантерейными товарами. Справа на этом фрагменте изображена Михайловская улица, проложенная по проекту К. И. Росси в 1834 году. Застроенная «тождественными по архитектуре зданиями», она являлась частью одного из прекраснейших ансамблей, примыкающих к Невскому проспекту,— его Михайловской площади.
Перспективу улицы от Невского проспекта завершает Михайловский дворец, построенный К. И. Росси в 1819— 1825 годах для великого князя Михаила Павловича (ныне Государственный Русский музей). Дворец создан по традиционной схеме городской усадьбы. Главный корпус, доминирующий над всем ансамблем, поставлен в глубине парадного двора, фланкируемого боковыми, более низкими, флигелями и отделенного от вновь проложенной улицы чугунной оградой. Центральный вход подчеркнут торжественным восьмиколонным коринфским портиком, поставленным на аркаду.
 
Правая, теневая сторона Невского проспекта
 
 
Правую часть этого фрагмента «Панорамы» занимает изображение одного из самых больших и роскошных зданий главной улицы Петербурга (ныне Невский пр., 15). Фасады этого «жилого дома дворцового типа» выходят на три улицы. Он удачно оформляет пересечение проспекта с Большой Морской и угол Невского и Мойки у Полицей ского моста. Эффектной особенностью фасадного решения здания являются его двухъярусные колоннады тосканского и композитного ордеров. В применении этого мотива, вероятно, выразилось влияние только что отстроенного Зимнего дворца Ф.-Б. Растрелли.
Построен этот дом был в 1768 году по проекту неизвестного архитектора для петербургского генерал-полицмейстера Н. И. Чичерина. (Отсюда и мост через Мойку в 1777 году получил название Полицейского.) После смерти владельца дом был продан князю Куракину, по распоряжению которого в 1794 году был выстроен трехэтажный флигель, выходящий на Мойку.
Инициалы А. Я., украшающие угловые полукруглые фронтоны здания, принадлежали А. И. Косиковскому, владевшему домом в начале XIX века. В этом доме летом 1825 года, незадолго до восстания декабристов, жил лицейский друг Пушкина поэт-декабрист В. К. Кюхельбекер. В 20-е годы XIX века здесь помещался ресторан «Талон»», который часто посещали А. С. Пушкин и его друзья. В 1830-х годах в первом этаже «Дома с колоннами» — как было принято его называть — размещались типография и книжная лавка издателя первого русского энциклопедического словаря — А. И. Плюшара. Здесь же находилась редакция «Отечественных записок»».
 
Левая, солнечная сторона Невского проспекта
 
 
Фрагмент «Панорамы» открывает изображение дворца Н. А. Строганова (ныне дом № 38), расположенного на углу Невского проспекта и Михайловской улицы. Благодаря реставрации 1948—1949 годов, это здание обрело свой первоначальный облик, соответствующий замыслу К. И. Росси.
Справа изображен комплекс армянской церкви с двумя жилыми домами, поставленными по сторонам проезда, ведущего к центральному входу. Церковь была построена по проекту Ю. М. Фельтена в 1771 —1780 годах. Она представляет собой небольшое однокупольное здание с четы-рехколонным портиком и треугольным фронтоном. Это один из немногих сохранившихся памятников архитектуры раннего русского классицизма.
Левый жилой флигель церкви был построен неизвестным архитектором в 1794—1798 годах. Он принадлежал князьям Абамелек-Лазаревым (ныне дом № 40). Правый, фланкирующий церковь флигель был возведен Фельтеном в 1771—1775 годах (ныне дом № 42). В 20-е годы XIX века в этом доме находилась квартира декабриста Г. С. Батен-кова. В 1835—1837 годах он был перестроен архитектором А. И. Мельниковым.
Во время создания «Панорамы Садовникова» это здание приобрело известность благодаря располагавшемуся в нем литературному салону Сперанской, гостями которого часто были А. Мицкевич, П. А. Вяземский, А. И. Тургенев.
 
Правая, теневая сторона Невского проспекта
 
 
В левой части этого фрагмента «Панорамы» помещен угловой фасад «Дома с колоннами», выходящий на Большую Морскую улицу. В 1820 году к нему был пристроен четырехэтажный корпус, два верхних этажа которого объединяет стройная ионическая колоннада, придающая фасаду большую выразительность.
Здание полностью сохранило свой первоначальный облик. Сегодня на нем установлена мемориальная доска, напоминающая, что здесь находилась последняя квартира А. С. Грибоедова. В 1828 году писатель перед своим отъездом в Тегеран жил в доме Косиковских. В перспективе Большой Морской улицы виднеется здание, так называемая Ротонда («Панорама госпожи Ла-тур»). Здесь в 20-х годах XIX века показывалась «одна из первых панорам» и находился «театр света». Это были новейшие изобретения того времени, явившиеся, по сути, предшественниками кинематографа.
В центре композиции фрагмента изображено обширное четырехэтажное здание, расположенное на углу Невского проспекта и Большой Морской улицы (ныне Невский пр., 13). Оно было построено в первой четверти XIX века (возможно, по проекту архитектора В. И. Беретти) и принадлежало купцу Чаплину. В архитектурный ансамбль Невского проспекта это сооружение вошло как образец многоэтажного жилого дома эпохи русского классицизма. Фасады здания отличают простота и сдержанность в использовании декоративных элементов. Наряду с широкими треугольными фронтонами их украшают чугунные «кружевные» решетки балконов, а также прямые и треугольные сандрики, сгруппированные над окнами третьего этажа.
Время мало изменило внешний облик этого дома.
 
Левая, солнечная сторона Невского проспекта

Здания, изображенные на этом фрагменте «Панорамы», не дошли до нашего времени. На этом участке располагаются дома № 44, 46, 48. Среди них наибольший интерес представляет здание «Пассажа» (дом № 48), где и сейчас находится один из крупнейших универмагов города. Он был построен по проекту архитектора Р. А. Желязевича в 1846—1848 годах для графа Стенбок-Фермора. Интересно отметить, что в XVIII веке на этом месте был собственный дом архитектора М. Г. Земцова, разработавшего регулярный план застройки Невского проспекта. О двух других зданиях, изображенных на этом фрагменте, имеются очень краткие сведения. Известно лишь, что дом № 44 когда-то принадлежал придворному вельможе Д. Д. Моисееву. Он был возведен в конце XVIII века и представлял собой типичный городской особняк в четыре этажа. В начале XX века он был перестроен архитектором В. Е. Гиршовичем под здание банка.
Дом № 46 принадлежал А. У. Саблукову. Построенный рядом с домом Земцова, он почти полностью повторял его фасад. В доме Саблукова до отъезда из России жил известный архитектор Ф.-Б. Растрелли.
 
Правая, теневая сторона Невского проспекта

На этом фрагменте изображены здания, не сохранившиеся до нашего времени. Они были сооружены почти одновременно. Их фасады, представленные на «Панораме Садовникова», чрезвычайно схожи и являют пример «образцовой» застройки начала XIX века. Центральные части этих четырехэтажных зданий завершают пологие фронтоны с полуциркульными окнами тимпанов. Слева изображен каменный четырехэтажный дом, стоящий на углу Невского и Малой Морской улицы. Он построен в 1804 году для Томаса Сиверса. В 1898 году сооружение было перестроено по проекту архитектора Л. Н. Бенуа (ныне Невский пр., 11).
Дома, также оформлявшие пересечение Невского и Малой Морской улицы, представлены в центре композиции этого фрагмента «Панорамы» (ныне Невский пр., 7/9). Они были построены в 1802—1803 годах. Их хозяевами долгое время были братья — художники Семен и Сергей Берниковы. В 1912 году на этом месте архитектором М. М. Пе-ретятковичем было построено здание банковского дома Вавельберга, напоминающее Дворец дожей в Венеции.
 
Левая, солнечная сторона Невского проспекта

На этом фрагменте «Панорамы», справа в перспективе Садовой улицы, пересекающей Невский проспект, изображен фасад здания, известного как «Дом с четырьмя портиками» (ныне Садовая ул., 12). В середине XVIII века большой земельный участок между Садовой, Малой Садовой и Невским проспектом был приобретен известным государственным деятелем графом И. И. Шуваловым, развернувшим здесь грандиозное строительство. «Дом с четырьмя портиками» также принадлежал графу Шувалову. Он был возведен в 1753—1754 годах предположительно по проекту архитектора А. Ф. Кокоринова. Интересно отметить, что на этом месте находилась знаменитая Тайная канцелярия.
В 1810-х годах фасад здания, выходящий на Садовую улицу, приобрел особенно выразительный вид благодаря трем восьмиколонным портикам, опирающимся на цокольный этаж. Авторы проекта — С. П. Берников и Л. Руска. Четвертый портик выходит на Итальянскую улицу. При позднейших перестройках внутри здания в его подвалах были обнаружены «принадлежности» царской инквизиции первой половины — середины XVIII века. Перспективу Садовой улицы завершает Михайловский, или Инженерный, замок (Садовая ул., 2), являющийся одним из интереснейших памятников русской архитектуры XVIII—XIX столетий. Проект новой резиденции императора Павла I принадлежал русскому зодчему В. Баженову. Его строительством в 1797—1800-х годах руководил архитектор В. Бренна.
В 1823 году в замке было размещено Главное инженерное училище. С этого времени он стал называться Инженерным замком.
Дом, находящийся на пересечении Садовой улицы и Невского проспекта (ныне дом № 50), не сохранил первоначального облика до наших дней. Известно, что он был сооружен для некоего купца П. Кокушкина в 1740-х годах.
 
Правая, теневая сторона Невского проспекта

В левой части этого фрагмента «Панорамы» изображено здание, построенное в 1802 году для купца Леонтия Вебера. В середине XIX века оно принадлежало знаменитому архитектору Г. А. Боссе.
В 1883 году это сооружение было перестроено архитектором А. Гешвендом (ныне Невский пр., 5). В центре композиции фрагмента представлен трехэтажный дом, построенный в 1779 году. Его хозяином был коллежский асессор И. 3. Шпаковский. В начале XIX века дом, так же как и соседний с ним, принадлежал купцу Леонтию Веберу.
В 1839 году здание перестраивалось архитекторами А. М. Горностаевым и А. П. Брюлловым, изменившими облик его фасада (ныне Невский пр., 3). Справа на «Панораме» хорошо виден фасад здания со скругленным углом, отделанным пилястрами. Оно было построено в 1777 году для уроженца Саксонии прапорщика Г. Г. Гейденрейха. В первой половине XIX века здесь находилась одна из лучших гостиниц Петербурга — «Лондон». Об этом свидетельствует и вывеска, украсившая фасад дома на «Панораме Садовников а». В 1910—1912 годах сооружение было перестроено архитектором В. П. Цейдлером (ныне Невский пр., 1).
 
Левая, солнечная сторона Невского проспекта

Центральную часть композиции этого фрагмента «Панорамы» занимает изображение перспективы Малой Садовой улицы, подходящей к Невскому проспекту. По ее левой стороне, на углу Итальянской улицы (ныне дом № 25), художником представлен боковой фасад дворца одного из известнейших деятелей русской культуры XVIII века, президента Академии художеств И. И. Шувалова. Он был построен в 1753—1755 годах по проекту архитектора С. И. Чевакинского и оценивался современниками как выдающееся сооружение Петербурга. Во дворце находилась прекрасная картинная галерея, собранная его хозяином. Здесь в ту пору часто бывал М. В. Ломоносов. Крупные перестройки здания были осуществлены в 1816— 1819 годах архитектором И. Минчаки и в 1846—1852 годах архитектором Д. Е. Ефимовым.
Но, несмотря на позднейшие переделки, дворец сохранил свое художественное значение как памятник переходного этапа от барокко к классицизму.
 
Левая, солнечная сторона Невского проспекта

Дома, изображенные на этом фрагменте «Панорамы», представляют собой типичный образец жилой застройки конца XVIII — начала XIX века. Это большие трехэтажные особняки с разнообразным декором фасадов, отличающим архитектуру этого периода. До нашего времени они не сохранили свой первоначальный облик (ныне дома № 58, 60, 62). Это было обусловлено серьезной перестройкой некоторых участков Невского проспекта во второй половине XIX века. Поэтому так важна для нас «Панорама Садовникова», воспроизведшая с натуры все здания проспекта, от Адмиралтейства до Фонтанки. Сегодня в ряду этой застройки следует отметить дом № 56, возведенный на Невском в 1903—1907 годах по проекту архитектора Г. В. Барановского для магазина Торгового товарищества братьев Елисеевых. Огромные зеркальные витрины, обилие скульптуры на фасаде должны были подчеркивать богатство владельцев крупнейшей фирмы. Во втором этаже здания до революции находился театр «Невский фарс». В настоящее время здесь располагается Академический театр комедии имени Н. П. Акимова.
 
Левая, солнечная сторона Невского проспекта

В центральной части композиции этого фрагмента «Панорамы» изображена Караванная улица, выходящая на Невский проспект. Перспектива улицы замыкается зданиями Казарм артиллерийской учебной бригады, располагавшимися на правом берегу Фонтанки.
 
Левая, солнечная сторона Невского проспекта

На фрагменте «Панорамы», слева,— протяженное трехэтажное здание на углу Невского проспекта и Фонтанки (ныне дом № 66). Его правую часть украшает традиционная вывеска: «Аптека». (Известно, что именно с этой аптекой связан один из эпизодов «Сказа о тульском косом Левше и стальной блохе» Н. С. Лескова.) В центральной части изображены набережная реки Фонтанки и Аничковский мост, построенный в 1782—1787 годах. В 1830-х годах он выглядел так же, как и шесть других однотипных мостов, украсивших Фонтанку в 80-х годах XVIII века при сооружении ее гранитных набережных. Четыре каменные башни, увенчанные куполами, образовывали архитектурную композицию, придававшую сооружению особую выразительность. В башнях находились подъемные механизмы разводной части моста. В 1839— 1841 годах мост был разобран и построен заново во всю ширину проспекта (по проекту инженера А. Д. Готмана). За Аничковским мостом хорошо виден главный фасад здания с восьмиколонным портиком и треугольным фронтоном (ныне наб. реки Фонтанки, 36). Оно было построено в 1804—1807 годах по проекту Дж. Кваренги для Екатерининского института. Это учебное заведение, воссозданное в начале 1800-х годов, предназначалось для воспитания дочерей офицеров и чиновников. С 1950 года здесь находится филиал Российской национальной библиотеки. Далее можно видеть колокольню и купол церкви Св. Си-меония и Анны, построенной в 1731 —1734 годах архитектором М. Г. Земцовым (ныне Моховая ул., 48). Здание церкви с четырехъярусной колокольней, увенчанной шпилем, является одним из наиболее значительных памятников архитектуры первой половины XVIII столетия. Несмотря на многократные перестройки, существеннейшая из которых относится к 1869—1872 годам (архитектор Г. И. Винтергальтер), церковь Св. Симеония и Анны следует отнести к числу немногих хорошо сохранившихся памятников зодчества первых десятилетий строительства Петербурга.

http://ispb.info/media/nevskiy/

*****************************

 

Серия сообщений "***Городской пейзаж 2":
Часть 1 - История России в живописи.Часть 1.
Часть 2 - История России в живописи .Часть2.
...
Часть 37 - Московский Кремль. Малоизвестные картины
Часть 38 - Саратов, город мой родной, Воспетый песней и стихами!...Вячеслав Курсеев (Россия, Саратов, 1965)
Часть 39 - Панорама Невского проспекта в акварелях Василия Семёновича Садовникова.
Рубрики:  живопись
История
Российские художники 18,19,20 века и ранее.
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку