-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в bogsve

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.09.2012
Записей: 13431
Комментариев: 5653
Написано: 24209


ЛЕОНОР ФИНИ. Часть 1 - Я не сюрреалистка!!!

Вторник, 20 Августа 2013 г. 14:36 + в цитатник
Цитата сообщения Парашутов

ЖЗЛ: ЛЕОНОР ФИНИ.
ИРРЕАЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ ИТАЛЬЯНСКОЙ ФРАНЦУЖЕНКИ
Часть 1 - Я не сюрреалистка!!!

В моей коллекции был автопортрет этой художницы. Совсем недавно наткнулся на пару сайтов иностранных галерей и блогов, где обнаружил еще несколько автопортретов Фини. Не сделать ли мне материальчик о ней? - подумал я. Мои читатели, которые сами делают материалы о жизни и творчестве художников знают, что "коготок увяз - всей птичке пропасть"... Вот и я на несколько суток погряз в переводах и редактировании текстов, окунулся в мир сюрреалистического творчества, а поскольку моя героиня - женщина, то пришлось "покопаться" и в ее личной жизни, причем очень неординарной и эпатажной. В результате набралось материалов, и иллюстративных в том числе, на несколько постов. Поэтому запаситесь терпением. Материалы о Фини и галереи с ее картинами я не редко встречал в российских блогах, но информативно там о жизни художнице только то, что есть в российской Википедии и то, что смогли перевести блогеры-энтузиасты. Без ложной скромности позволю себе надеяться, что смог собрать самый подробный материал на основе десятка иностранных источников, ссылки на которые, естественно будут указаны в конце всего материала. Надеюсь также, что жизнеописание Фини и знакомство с ее творчеством вам принесет столько же приятных минут, сколько мне. Ну, что, начнем?

Ах, дорогая Леонор,
моя прекрасная заколдованная сова,
там, где ты пролетаешь,
воздух превращается в золото.

поэтесса Эльза Моранте

Леонор Фини
Leonor Fini

30 августа 1907, Буэнос-Айрес - 18 января 1996, Париж

Leonor Fini Self-Portrait with Red Turban. 1938 г.

Французская художница - сюрреалистка

Леонор родилась в Аргентине в семье эмигрантов. Ее отец был аргентинцем, родившимся, судя по некоторым сведениям, в семье эмигрантов из России, а мать – итальянкой. Когда девочке исполнился всего лишь год, родители со скандалом развелись. Мать Леонор, наскоро собрав чемоданы и с дочерью под мышкой, вернулась в Италию. Детство и юность Леонор провела в Триесте, где жили бабушка, дедушка и дядя. Но мать девочки постоянно опасалась, что бывший муж приедет в Италию, чтобы увести дочь обратно в Аргентину. Сама художница вспоминала, что в течении около шести лет после переезда, мать одевала ее как мальчика, когда Леонор выходила из дома, опасаясь, что отец сможет найти дочь и похитить её. Биографы пишут, что отец художницы действительно приезжал в Италию на поиски дочери, но уловка матери с переодеванием сработала, бывший муж бросил поиски, вернулся в Аргентину, и больше никогда не появлялся в жизни Фини.


Часть I
Триест

Семья Леоноры была дружна с представителями интеллигенции Триеста, в их доме часто бывали прозаик и драматург Итало Свево, настоящая фамилия которого Арон Этторе Шмиц (19 декабря 1861 - 13 сентября 1928), писатель и поэт Умберто Саба (Umberto Saba, 9 марта 1883 - 25 августа 1957) и ирландский писатель и поэт Джеймс Джойс (James Augustine Aloysius Joyce, 2 февраля 1882 - 13 января 1941), приехавший в Триест в 1904 году.


Leonor Fini Italo Svevo. 1928 г.

Увлеченность девушки искусством произошла, как ни странно, из-за травмы. В подростковом возрасте из-за этой травмы Леонор страдала болезнью глаз, поэтому в течение долгого времени она носила повязку, закрывавшую оба глаза. Жизнь в темноте помогла разбудить внутреннее видение и фантазию. После восстановления зрения девушка и решила стать художником. Она стала регулярно посещать музеи, изучать работы мастеров Возрождения, творчество художников-маньеристов, романтиков и прерафаэлитов. Во многом помогла самообразованию девушки большая коллекция книг по искусству ее дяди. Одним из увлечений Леонор, по воспоминаниям современников, было посещение морга, где девушка изучала строение человеческого тела.


Leonor Fini in Trieste. 1925 г.

Leonor Fini Femmes des années 30 (Woman of the Thirties). 1932 г.

Leonor Fini La gourmandise (Обжорство). 1932 г.

Источники сообщают, что девочка училась в одной из художественных школ Триеста, но, по большому счету, она была самоучкой. Впервые Фини выставила свои картины в возрасте семнадцати лет на коллективной выставке в галерее Триеста.

Leonor Fini Portrait of Male Trieste.

Leonor Fini Portrait of Female Trieste.

Милан
В следующем, 1925 году, она покинула родительский дом и переехала в Милан, являвшимся крупнейшим итальянским художественным центром. Как пишут историки, удивительно, но молва о таланте юной художницы достигла Милана раньше самой Леонор.

Leonor Fini Girl Friends (Подруги).

Leonor Fini Maternity (Материнство).

В течение короткого времени Фини познакомилась и подружилась в Милане с известными итальянскими художниками, как Ахилле Фуни (Achille Funi, 1890-1972), Карло Карра (Carlo Carrà, 11 февраля 1881 – 13 апреля 1966) и Артуро Тоси (Arturo Tosi, 1871-1956). Леонор в Милане продолжала самообразовываться, изучая живописные школы Феррары и Ломбардии.


Leonor Fini Self-Portrait.

Leonor Fini Hermes (Гермес).

В Милане впервые проявилось ярко выраженные чувства самостоятельности, оригинальности и нонконформизма. Биографы пишут, что это не выглядело позерством с целью саморекламы и привлечения внимания к своей персоне, это было личностное выражение протеста против общества, воплощенное в сюрреалистической форме и эксцентричных, эпатажных поступках, что станет «фирменным знаком» Фини на многие годы.


Leonor Fini Pink Woman.

Париж
В 1931 году Леонор переехала в Париж, чтобы остаться в этом городе навсегда. Во Францию она приехала не в качестве «темной лошадки», а как художник, близкий кругу Джорджо де Кирико. Уже в следующем, 1932 году в галерее Кристиана Диора «Bonjean» состоялась первая персональная выставка художницы.

Leonor Fini Les Tragediennes (Трагические актрисы). 1931-32 гг.

Историк искусства Уитни Чедвик писал, что «в Париже Фуни стала легендой практически в одночасье». Причем, у меня такое ощущение, что она с первого взгляда очаровывала своих новых знакомых, которые влюблялись в нее и одновременно боялись. Американский арт-дилер Джулиан Леви говорил о Леонор: «Её грация - ангельская, её взгляд – дьявольский». А художник Макс Эрнст очень коротко и ёмко охарактеризовал личность Фини: «Итальянская агрессивность, скандальная элегантность, фантазия и страсть».


Leonor Fini 1937 г.

В мировой столице искусства Леонор также, как и в Милане, вела богемный, а порой и эксцентричный образ жизни. Во всех статьях о художнице упоминается история о том, что когда художница Элеонора Каррингтон собралась представить Леонор очередной группе парижских художников-сюрреалистов, художница пришла на встречу в кафе одетой в алом наряде католического кардинала, который она купила в специализированном магазине одежды. Потом Леонор говорила: «Мне нравится кощунственная природа переодевания священником, будучи женщиной, и нравится ощущение женщины, одетой как мужчина, который никогда не знал женского тела».

Друзья
В Париже Фини быстро сдружилась с художниками-иностранцами, обитавшими в Париже. Среди них – немец Макс Эрнст (Max Ernst, 2 апреля 1891 - 1 апреля 1976), англичанка Леонора Каррингтон (Leonora Carrington, 6 апреля 1917 - 25 мая 2011), испанцы Пабло Пикассо (Pablo Picasso, 25 октября 1881 - 8 апреля 1973) и Сальвадор Дали (Salvador Dalí, 11 мая 1904 - 23 января 1989), бельгиец Рене Магритт (René François Ghislain Magritte, 1898-1967) и румын Виктор Браунер (Victor Brauner, 15 июня 1903 - 12 марта 1966).

Henri Cartier-Bresson Leonor Fini. 1933 г. Paris

Вообще, круг знакомств Фини в Париже – это целое «созвездие» ставших впоследствии всемирно известных имен. Леонор подружилась с уже известными французами – поэтом и художником Максом Жакобом (Max Jacob, 12 июля 1876 - 5 марта 1944), поэтом Полем Элюаром (Paul Éluard, 14 декабря 1895 - 18 ноября 1952), философом и писателем Жоржем Батаем (Georges Bataille, 10 сентября 1897 - 9 июля 1962), писателем, автором эротических романов Андре Пьейр де Мандьяргом ( André Pieyre de Mandiargues, 14 марта 1909 – 13 декабря 1991) и фотографом Анри Картье-Брессоном (Henri Cartier-Bresson, 22 августа 1908 - 3 августа 2004).
С Картье-Брессоном и Мандьяргом Леонор совершила ознакомительное путешествие по Италии на автомобиле, во время которого фотограф сделал известную фотографию обнаженной Фини в бассейне. Это фото установило мировой рекорд по сумме на аукционе в 2007 году.


Henri Cartier-Bresson Leonor Fini. 1933 г.
Выставки

Поскольку среди новых друзей Леонор было много представителей движения сюрреализма, художница совсем естественно вошла в их круг и даже принимала участие в их групповых выставках.
Первая такая международная выставка состоялась для художницы в 1936 году в Лондоне. В этом же году Фини отправилась за океан, где американский арт-дилер, пропагандист сюрреализма Джулиан Леви организовал в своей галерее на Мэдисон-авеню совместную выставку Фини и Макса Эрнста. Через два года, в 1938 году, Леви уже организовал большую выставку «Фантастическое искусство: дада и сюрреализм» в Музее современного искусства Нью-Йорка, в которой Леонор тоже приняла участие.


Leonor Fini- Figures On A Terrace.

В 1939 году уже сама Фини помогает своему другу по Триесту, известному коллекционеру и галеристу Лео Кастелли (Leo Castelli, 4 сентября 1907 - 21 августа 1999) организовать выставку сюрреалистической мебели, которая прошла в Галерее Рене Дрюона на Вандомской площади. В выставке кроме самой Фини приняли участие Макс Эрнст, Сальвадор Дали и Мерет Оппенгейм.

О сюрреализме
А теперь неожиданное открытие! Все историки и биографы пишут о том, что сама Фини никогда не считала себя сюрреалисткой, хотя и принимала участие почти в каждой крупной выставке представителей этого движения. Кроме того, она не входила ни в одну группу, а всегда оставалась «кошкой, которая гуляет сама по себе».

Pilon Photo of Leonor Fini.

Как вспоминала сама художница, она не присоединилась ни к одной из групп сюрреалистов из-за авторитарного руководства лидера и основоположника сюрреализма Андре Бретона, который настойчиво хотел сделать Леонор Музой движения, вторгаясь в ее личную жизнь, о которой чуть ниже. Вообщем, у Фини не сложились отношения с Бретоном, потому что ее внутренняя свобода резко контрастировала с пуританизмом Андрэ. Как Дали и Арто, как и отмежевавшиеся позже от сюрреализма Пикассо и Джакометти, Фини видела в теории и трактатах сюрреалистов некую одержимость и радикализм, которые Дали назвал «типичным мелкобуржуазным менталитетом».
Касалось это и сексуальной сферы. В первой половине ХХ века во Франции, где царили свободные нравы и мораль, где многие, судя по истории, творцы принадлежали к сексуальным меньшинствам, Бретон пытался даже в сфере интимной жизни диктовать свои условия. Галерист Джон Майерс в 1969 году писал: «С одной стороны, Бретон терпеть не мог мужской гомосексуальности, однажды он даже пригрозил выдворить одного из членов своей группы, если тот не женится. Но с другой стороны, он закрывал глаза на вуайеризм и лесбиянство других».
Историки называют художницу «единственным аутсайдером», которая, тем не менее, постоянно была близка к сюрреалистам. Когда саму Фини спрашивали, к какой школе в искусстве она принадлежит? Кем себя считает - художницей, иллюстратором, сценографом или писательницей? Она всегда отвечала, что она - Леонор Фини, и этим все сказано.


Leonor Fini (photo).

Красиво сказала о творчестве Фини журналист Катерина Стил МакЛеод в 1986 году в журнале «Архитектурный дайджест»: «Ее искусство является трещиной в зеркале, краем уравнения, мечтой, которая растворяется с приходом дневного света».


Leonor Fini Le Trouble (Тревога). 1924 г.

Сама Фини говорила, что пишет картины, «которых нет, но которые хотелось бы видеть». Она заявляла, что использует изображения из своего подсознания, пытаясь создать образ «новой женщины», которую видит как богиню, амазонку-воина или сладострастную любовницу, и этот образ основан на мистике и страсти. Опять же историки пишут о том, что художница разделяла философию Жоржа Батая о возвращении к мифологическому и духовному началу культуры.


Leonor Fini Без названия.

С приближением Второй мировой войны Леонор покинула Париж вместе со своим другом Андре Пьейр де Мандьяргом. Часть лета 1939 года они провели, гостя у Макса Эрнста и Леоноры Каррингтон в их доме в Ардеше на юге Франции. Затем отправились на юго-запад погостить у Сальвадора Дали и Галы, которые жили в городке Аркашон, который находится в исторической области Аквитания.


Leonor Fini Operation I.

В 1940 году Леонор переезжает жить в Монте-Карло, где пережидает военное лихолетье. В этот период художница пишет в основном портреты, и этот жанр будет оставаться ее любимым до начала шестидесятых годов. Леонор пишет портреты своих любимых друзей, среди них Андре Пьейр де Мандьярг и Леонора Каррингтон, коллега, швейцарская художница-сюрреалистка Мерет Оппенгейм (Meret Oppenheim, 6 октября 1913 - 15 ноября 1985) и писатель, поэт и драматург, автор известных «Служанок» Жан Жене (Jean Genet, 1910-1986), итальянские писатели-молодожены (они поженились в 1941 году) Альберто Моравиа (Alberto Moravia, 28 ноября 1907 - 26 сентября 1990) и Эльза Моранте (Elsa Morante, 18 августа 1912 - 25 ноября 1985).


Leonor Fini André Pieyre De Mandiarges.
Ну, и конечно, среди позирующих были актрисы – гениальная итальянка Анна Маньяни (Anna Magnani, 7 марта 1908 - 26 сентября 1973), мексиканская киноактриса и натурщица Мария Феликс (María Félix, 8 апреля или 4 мая, 1914 - 8 апреля 2002) и известная театральная актриса, парижанка Сюзанна Флон (Suzanne Flon, 28 января 1918 - 15 июня 2005).

Leonor Fini Mrs. Hasellter. 1942-43 гг.

Leonor Fini Comtesse Mita Corti. 1948 г.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...


b295a26142b9(147x40, 0 Kb)

Серия сообщений ""Дрянные" девчонки":
Часть 1 - Одинокая "жемчужина" Грета Гарбо
Часть 2 - ЛЕОНОР ФИНИ. Часть 1 - Я не сюрреалистка!!!
Часть 3 - ЛЕОНОР ФИНИ. Часть 2 - Любовь на троих
Часть 4 - ЛЕОНОР ФИНИ. Часть 3 - Женские метаморфозы
...
Часть 9 - Жизнь и любовь белорусской художницы Нинели Счастной
Часть 10 - Анастасия Вертинская
Часть 11 - Франсуаза Саган «Прощай, Грусть!»

Метки:  
Понравилось: 3 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку