-Метки

pergamano proshow бабочки блины вазочки видео выпечка вышивка вышивка крестом вязание грибы декор декупаж детям дизайн дачи журнал вш закуски и вторые блюда запеканка здоровье золочение имитация интересное интерьер иняз кабачки канзаши картинки png картофель кекс кефир кисти клипарты коврики компьютер контуры котлеты кошки кракелюр кружева крючок курица лаковая миниатюра лепка лоскутное мандалы мои работы монохром море морковь мужское мыло мясо новый год огород орнаменты открытки оформление дневника папье-маше пасха патинирование перегородчатая эмаль пирог пластика плетение полезное поталь программы развитие ребёнка рамки распечатки рисование розы роспись рулет рыба салаты светильник скрап-набор состаривание старение сыр сюжеты творог творчество тесто торт трафарет фарфор фарш фоны фото фотошоп цветосочетание цветы часы шаблоны шарф шкатулка шкатулки шьём сами яйцо

 -Рубрики

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.01.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 7284


Книга Орхидей. "Четверо благородных" Часть - I.

Воскресенье, 11 Января 2015 г. 13:33 + в цитатник
Цитата сообщения alona777
 

   Книга Орхидей. Часть – I.   

Отрывок из древнего текста «Слово о живописи из сада с горчичное зерно»  (1689г.)

Он щедро проиллюстрирован репродукциями со свитков древних живописцев.

Книга переведена на десятки языков и многократно переиздана по всему миру большими тиражами.

4195696_hgf (680x700, 126Kb)

Иллюстрации взяты из книги китайского издания.

Текст - из книги «Слово о живописи из сада с горчичное зерно», перевод  Е. В. Заводской (2000г.)

Давно эта чудесная книжка лежала у меня на полке.

Время поделится этой восхитительной мудростью со всем миром.

 

   Книга Орхидей.   

4195696_jghfd (200x330, 21Kb)

 

Изложение начала живописи орхидей из павильона Циицван.

 

[Ван] Ми-цао говорил:

Всякий раз еще до завершения свитка сопоставь и сверь его с древними.

Лишь потом яви свою идею.

Непременно поначалу утвердись в различных приемах, выучи их, как песню, и руку приучи к различным формам, для чего вникни в последовательный порядок линий в иероглифе «юн».

Подобно тому, как в начале обучения каллиграфии пишут (откидной чертой пе) простые иероглифы, а затем уже сложные — от одной-двух до десятка черт,

Так же учись рисовать цветы, листья и ветви — тогда рука овладеет формой.

Начинай с цветов, у которых мало лепестков, а потом уже рисуй те, у которых их много.

От маленьких листьев переходи к большим, от простых веточек — к сплетению их.

Каждая часть цветка здесь классифицирована, с тем чтобы начинающий мог постичь его душой и пронизать оком.

В каллиграфии, прежде всего, постигают восемь приемов письма иероглифа «юн», ибо написание сотни и тысячи иероглифов не выходит за пределы этих правил.

Если учащиеся глубоко проникнут в наши наставления, они тем самым овладеют искусством и приобретут опыт.

 

 

 

Порядок линий в рисунке листьев орхидей.

 

Искусство писать орхидеи целиком заключено в рисунке листьев. Поэтому, прежде всего, овладей им. Лист непременно строй одним штрихом. Существуют приемы [первого штриха]; динтоу — «головка гвоздя» (рис. 1)шувэй — «крысиный хвост» (рис. 2 справа)танду — «брюшко богомола» (рис. 2 слева). Второй штрих называют цзяофэнъянъ — очерчивающий глаз феникса (рис. 3); третий— посянъянъ — пишущий глаз слона (рис. 4); четвертый и пятый передают изгиб листа; юйтоу напоминает голову рыбы (рис. 5; 6).

Так, собирая много листьев, изображая обращенные то вверх, то вниз, сможешь передать живое движение. Если они движутся, заходят один за другой, не будет тяжести, монотонности. Важно знать различия в листе лань— орхидеи обыкновенной и хунлань — бледной орхидеи. У первой они тонкие и гибкие, форма их изящная и четкая.

Вот, собственно, первоначальная ступень в живописи орхидей.

…………………………………..

Цаы-гу— прозвище Чжао Мэн-цэяня; так часто называли его последователей.

На берегах реки Сян, по преданию, были луга, на которых росло много орхидей.

………………………………………

 

 











 

 

Рисунок листьев справа и слева

 

В рисунке листа существуют два приема письма — справа и слева. Не говорят «рисуют листья», а говорят «пишут листья откидной чертой пе», что подобно написанию иероглифа этим способом. Штрих, проведенный слева направо, называется шунъ, а справо налево — ни. Начинающий должен сначала научиться писать штрихом шунь, чтобы придать кисти легкость и подвижность. При этом постепенно изучай штрих ни.

Только штрих, написанный и слева и справа, вмещает оба достоинства, выявляет тонкое мастерство. Если же погрязнуть в штрихе шунь, сможешь овладеть только одной стороной, а не всем искусством.

 

 

 

Изображение листьев, расположенных редко и часто

 

Листья хотя и пишут несколькими штрихами, в них должно быть соответствие с порывами ветра. Если заря еще не занялась, а луна, подобно яшмовому шарику, катится в небе, ни одно грубое дыхание воздуха не тронет листья.

Листья непременно должны хоть немного прикрывать цветы, но и за цветами порой скрываются листья. Хотя они все растут из черенка, не стоит их слишком нагромождать — надо воплощать идею, не все изобразив кистью. Лишь тогда станешь мастером. Непременно тщательно изучи приемы древних. Они пишут иногда три-пять листьев, а иногда — несколько десятков. Когда мало листьев, они у древних не дрожат и не чахнут, когда их много — не сплетаются и беспорядочно не перепутываются. Только так можно правильно изобразить и редкие листья и обилие их.

Образцы контурного рисунка листьев [приведены на рис. 7, 8].

 

 





 

 

Изображение цветов (рис. 10, 11, 12)

 

В живописи цветов необходимо знать, как писать запрокинувшиеся головки или прямо поднятые, распустившиеся цветы (лицевую или обратную их сторону) и бутоны. На стебле же пусть пробиваются листья, а цветы выделяются среди них —все в разных поворотах, в разных положениях. Только так избежишь монотонности. Бывает, что листья оказываются позади цветов, которые словно затеряны среди листьев. Иногда же цветы растут свободно от листьев — тогда пусть они не кажутся мертвыми, застылыми. Бледные орхидеи хотя и походят на обычные орхидеи, но они не столь гармоничны. На пряном одиноком стебле цветы предстают во всех четырех ракурсах в разных стадиях цветения или стебель хотя и прям, словно стоит вытянувшись, цветы же тяжелые, будто свешиваются. Рисуй орхидеи каждого вида в определенном повороте.

Изображая бледную орхидею, избегай писать лепестки как пять торчащих пальцев руки. Oни должны немного прикрывать одни другой, одни должны быть сжавшимися, другие — распрямленными. Лепестки пусть будут тонкими, но наполненными, связанными друг с другом. Выяви соответственно тяжелое и легкое, светлое и темное, проникни глубоко в эти приемы, тогда сердце и рука будут едины.

Начинать нужно с изучения приемов.

Когда постепенно превзойдешь их, воистину создашь прекрасное.

 

 





 

 

Изображение сердцевины точками

 

В орхидее точки сердцевины подобны глазам прекрасной женщины. Как осенняя рябь реки Сян оживляет всю округу, так и сердцевина цветка передает его душу. Сердцевина — субстанция цветка. Как же можно этим с легкостью пренебрегать?

 

 











 

 

Прием письма кистью и тушью

 

Буддийский монах Цзюэ-инь, живший в период Юань, говорил:

«Когда я радостен — пишу орхидеи, когда я сердит — пишу бамбук».

Если листья орхидеи на сильном ветру вздымаются, а цветы свободно и безмятежно раскрыты, тогда передашь радость.

Начинающий, прежде всего, тренируется в письме кистью. Пиши приемом сюанъчжоу — «висящий локоть», тогда достигнешь естественности и легкости. Если писать сильно, энергично, — изображение будет полное и живое. Применяя тушь, ритмично сочетай светлые и темные тона. Листья делай темными, а цветы — светлыми, сердцевину — темной, а стебель и бутоны — светлыми. Вот каков этот прием. Если же работаешь в цвете, то тем более делай лицевую сторону листа темной, а обратную — светлой, передние листья— потемнее, те, что подальше, — посветлее.

Эти нормы основательно изучи.

 

 





 

 

Прием письма двойным контуром

 

Для изображения орхидей обоих сортов уже древние прибегали к приему гоуле— контурному рисунку. Однако в живописи орхидей шуангоу (двойной контур) и баймяо — по сути один и тот же прием. Если же прибегаешь к цвету, добавь синего и зеленого тона, при этом не нарушь естественности, не утрать прелести и ритма, не нагромождай и не делай слишком мало. Вот и все дополнения к этому приему.

 

 





 

 

Тайна живописи орхидей в четырехсложных стихах

 

В мастерстве писать орхидеи Гармония,

Ритм — прежде всего.

Тушь должна быть прекрасного качества,

Вода непременно свежая, чистая.

Тушечница без старой туши,

Кисть чистая, без жесткости.

Сразу выдели четыре листа.

Длинные и короткие — основные,

Еще один пересекает их.

Больше грации, больше простоты.

Каждый лист отстоит от другого.

Первый лист охватывает целое.

Немного отступя, добавь второй.

Третий — в середине, четвертый — сбоку.

Пара листьев придает завершенность.

Тушь нужна двух оттенков.

Старые и молодые [листья] перемешаны.

Лепестки сделай светлой тушью,

Тычинка и чашечка потемнее.

Рука подобна быстрой молнии,

Избегай медлительности и нерешительности.

Благодаря всему — передашь ши.

Прямо, со спины, сбоку располагай.

Пусть все в соответствии —

Распределяй и размещай естественно.

Бутонов — три, цветов — пять.

Вот и завершена картина —

На ветру, под лучами солнца

Венчики цветов тонки, изящны.

Подернуты инеем, презрев снег,

Листья согнулись, будто уснули.

Ветви и листья в движении,

Как феникс, летают, парят.

Венчики цветов под легким дуновеньем,

Подобно мотыльку, порхают, мелькают.

Основание цветка пусть обрамляет

Скопление мелких листочков.

Камни пиши летающим белым — фэйбай,

Два-три подле воды,

Травку же можно

Разместить на склоне холма,

Или несколько побегов бамбука —

Один или два росточка.

Позади вырастает колючая куманика —

Так можно усилить впечатление.

Учись и следуй за Сун-сюем,

Тогда сохранишь истинные традиции.

 


 













































 

 

Тайна живописи орхидей в пятисложных стихах

 

Изображать орхидею начинай с листьев

Легким движением висящей от локтя руки.

Пару штрихов сделай коротких и длинных,

Выяви в зарослях горизонтали и вертикали, —

[Листья] перегнулись и свешиваются — так выявишь ши.

Склоненные, перевернувшиеся полны естественности.

Стремись к различию между передними и задними,

Непременно раздели тушь темную и светлую.

Побольше цветов, дополни еще листвой,

Сделай побеги, чтобы прикрыть корни.

Светлой тушью сначала наметь цветы.

Нежные ветви и стебель их несут.

Среди лепестков соответственно лицевые и обратные.

Их позе придай особую легкость и полноту.

Весь стебель окутай молодой листвой.

У цветов сердцевину выдели темным.

Раскрывшийся цветок запрокинул головку вверх,

Бутоны же непременно склони вниз.

В ясный день они устремлены к свету,

На ветру они как бы смеются.

Свисающие ветви будто отяжелила роса.

Закрытые почки словно таят аромат.

Пять лепестков — не торчащие пальцы руки,

Пусть напоминают пальцы согнутые и прямые.

Стебель бледной орхидеи сильный, прямой.

Листья на стебле буйно растут.

Их повсюду размести соответственно,

На кончиках стеблей чередой изобрази цветы.

Нежный образ рождается движением запястья.

Кисть и тушь передадут душу орхидеи.

 

 

 

heart

Дополнительный материал:

 

Живопись суми-э. КН

смотритездесь…

4195696_78985320_4195696_original (200x200, 36Kb)

Рисуем животных. КН

смотритездесь…

4195696_92450502_4195696_chn0001 (200x200, 38Kb)

Акварель L. Q. Zhen. УР

смотрите здесь…

4195696_92657982_4195696_flowerpaintingtips1565 (200x200, 24Kb)

 

 

Успехов вам в создании прекрасного!

С любовью! Алёна.

 

 

Серия сообщений "китайская роспись":
Часть 1 - Книга Орхидей. "Четверо благородных" Часть - I.
Часть 2 - Enoki Toshiyuki 榎俊幸

Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку