Нашла рецепт соленого арбуза: теперь буду готовить все лето (оказался вкуснее, чем свежий) Не ...
***СЕЛО ОСЕНЬ НА СКАМЕЙКУ - (0)Села Осень на скамейку... Я ухожу в осеннюю аллею, Бреду неспешно, листьями шурша. ...
натюрморты Светланы Лебедевой - (0)Прекрасные натюрморты Светланы Лебедевой 1 частьбедево Прекрасные натюрморты Светланы Л...
НАТЮРМОРТЫ - (0)***ВОЛШЕБСТВО И КРАСОТА НАТЮРМОРТОВ*** НН ...
Оренбургский пуховый платок - (0)Оренбургский пуховый платок... Оренбургский пуховый платок - вязаный платок из пуха оренбургски...
Библейские страсти - Саломея - тайны любви и смерти (часть 1) |
Танец Саломеи (1879)
Художник - Мауриций Готтлиб (1856-1879)
Мауриций Готтлиб (Maurycy Gottlieb) родился 28 февраля (21 февраля по старому стилю) 1856, Дрогобыч, (Австрия-Венгрия) - умер 17 июля 1879, Краков (Австро-Венгрия)) - польский художник, по происхождению галицийский еврей.
Танец семи покрывал из оперы "Саломея"
Композитор - Рихард Штраус
Саломея - древнееврейское имя, которое означает спокойная, мирная. Существует библейский миф об одной из царевен динистии Иродиадов Саломее, которая как персонаж исторический ничем особым не знаменита. Как случилось, что имя этой мирной и в прямом, и в переносном смыслах слова женщины стало именем нарицательным и ассоциируется с кровожадностью и пороком, чей образ тиражировался и продолжает тиражироваться в разнообразных произведениях искусства?
Гастон Бессьер - Саломея (1914) |
Саломея (5 или 14 год н.э. - между 62 и 71 годами н.э.) - иудейская царевна, дочь Иродиады и Ирода Боэта, падчерица Ирода Антипы - тетрарха (правителя) Галилеи; впоследствии царица Халкиды и Малой Армении. Один из персонажей Нового Завета, однако там её даже не называют по имени - она упомянута лишь как дочь Иродиады (Мф. 14:6). Её имя мы узнаём из "Иудейских древностей" Иосифа Флавия. Иосиф Флавий (около 37 н.э. - около 100 н.э.) - знаменитый еврейский историк и военачальник. Согласно библейскому мифу, тетрарх Ирод заключил пророка Иоанна Крестителя в темницу за то, что тот обличал Ирода, отнявшего у своего брата жену Иродиаду и грубо нарушившего этим иудейские обычаи. Но казнить Иоанна Крестителя Ирод не решался, страшась его популярности среди народа (Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка). Однажды на пиру по случаю дня рождения тетрарха падчерица настолько угождает отчиму своим танцем, что тот обещает исполнить любую ее просьбу, вплоть до того, что он готов отдать ей полцарства. Саломея обращается к матери за советом, чего просить в награду за танец. Иродиада, которая люто ненавидела Иоанна Крестителя за то, что он возмущал народ против неё, как против прелюбодейки, велит дочери просить голову пророка. Потворствуя матери, Саломея просит у Ирода голову Иоанна Крестителя. Ирод в ужасе от выбора своей падчерицы, но данное привселюдно царское слово заставляет его выполнить эту страшную прихоть девушки. |
Суриков Василий Иванович (1848-1916) - |
Палач направляется в темницу, чтобы совершить казнь и по условию подает Саломее на блюде голову пророка, а та относит её для глумления Иродиаде. Таким образом покорная дочь, подученная мстительной матерью, стала её пособницей. Иосиф Флавий же объясняет казнь Иоанна Крестителя гораздо более прозаично. По его мнению, Ирод испугался чрезмерной популярности бывшего отшельника, снискавшего славу нового пророка, мессии. Тревогу тетрарха вызывали толпы экзальтированных людей, сопутствовавших Иоанну. Именно страх перед тем, что могли вспыхнуть беспорядки, кончавшиеся, как правило, вторжением римских войск и кровавой расправой с населением, привёл Ирода Антипу к решению казнить Иоанна Крестителя. Хотя это и не исключает плюс к этому и мотив личной мести. Иосиф Флавий ничего не сообщает о мрачной истории, сопровождающей в евангелиях гибель Иоанна Крестителя. Вот что пишет по этому поводу извесный польский исследователь Библии Зенон Косидовский в "Сказаниях библеистов": "Это умолчание настраивает нас скептически и подсказывает вывод, что все сказание является литературным вымыслом. И нам остается лишь выразить свое восхищение богатейшей фантазией неизвестного автора, сочинившего его." |
Библейские сюжеты всегда находили своё отражение в работах художников, не стал исключением и миф о Саломее. Кто только не рисовал картин на эту тему! Вот только некоторые из них:
Сандро Боттичелли (1445-1510) - Саломея с головой Св. Иоанна Крестителя (1488)
Тициан Вечеллио (1488/1490-1576) - Саломея с головой Иоанна Крестителя (около 1515)
Андреа Соларио (1460-1524) - Саломея с головой Иоанна Крестителя (1520-1524)
Лукас Кранах Старший (1472-1553) - Пир Ирода (1531)
Караваджо Микеланджело Меризи да (1571-1610) - Саломея с головой Крестителя (1605)
Петер Пауль Рубенс (1577-1640) - Пир у царя Ирода (первая половина XVII века)
Гвидо Рени (1575-1642) - Саломея с головой Иоанна Крестителя (1639-1640)
Многие художники неоднократно обращались к сюжету о Саломее, но, пожалуй, никто кроме Гюстава Моро не написал на этот сюжет столько картин и акварелей. Его картины впоследствии служили источником вдохновения для других художников, которые именно под воздействием впечатления от картин Моро тоже писали своих Саломей.
Гюстав Моро (Gustave Moreau), (1826-1898) - французский художник, представитель символизма.
Жюль Эмиль Фредерик Массне (Jules Émile Frédéric Massenet), родился 12 мая 1842-го года в Монто, близ Сент-Этьена (Франция) - французский композитор, получивший известность благодаря своим операм: "Вертер", "Таис", "Манон", "Ариадна", "Клеопатра" и другим. Среди них и опера "Иродиада" на сюжет библейского мифа о Саломее и её матери Иродиаде.
Умер композитор 13 августа 1912-го года в Париже.
Музыка оперы "Иродиада" - лирическая и изысканная. Идея сюжета была подсказана Массне известнейшим романистом Гюставом Флобером (1821-1880). Флобер в 1877-ом году написал и опубликовал в журнале повесть "Иродиада". Сюжет повести был выдержан вполне в библейском ключе. Либретто же оперы Массне представляет собой весьма вольное переложение повести Гюстава Флобера.
Сюжет решен в традициях французской лирической оперы: Саломея превратилась в обыкновенную влюбленную женщину, Ирод совсем не злодей, а обычный неудачливый влюблённый. Да и сама Иродиада в опере отошла на второй план, уступив место Саломее - подлинной героине оперы.
Massenet - Hérodiade Con Montserrat Caballé & Josep Carreras
Жюль Массне - опера "Иродиада"
En Barcelona, Gran Teatre del Liceu, el cuatro de enero de 1984.
В постановке Барселонского Гран Театре дель Лисео, 4 января 1984 года.
Главные партии исполняют:
Саломея - Монсеррат Кабалье
Иродиада - Дуня Вейзович
Иоанн - Хосе Каррерас
Ирод - Джон Понс
Фануил - Родерик Кеннеди
Виттелий - Энрик Серра
Краткое содержание либретто оперы:
"К наблюдающему за звездами волхву Фануилу приходит Иродиада и рассказывает о потерянной в детстве дочери. Он открывает ей, что её дочь - девушка, которой увлечён Ирод, по имени Саломея. Это вызывает у Иродиады взрыв ненависти и ревности.
В храме во время молитвы Ирод объясняется в своей любви к Саломее, но та говорит, что её сердце принадлежит Иоанну. Тем временем жрецы в храме требуют от Вителлия, римского наместника, наказать Иоанна, опасаясь его большого влияния на народ. Саломея умоляет сохранить Иоанну жизнь. Но Ирод в порыве ревности приговаривает к смерти обоих.
В темнице Иоанн прощается с жизнью и со своим возникшим чувством к Саломее, в котором он, несмотря на его греховность, не раскаивается. К нему проникает Саломея, и они говорят друг другу о своих чувствах, прежде чем стражник хватает Иоанна, чтобы вести на казнь.
На пиру у Ирода в присутствии Вителлия Саломея вновь просит сохранить жизнь Иоанну. Но в это время входит палач с отрубленной головой пророка. Саломея бросается с кинжалом на Иродиаду и тут узнает в ней свою мать. Проклиная её, она закалывается."
По ряду причин, включая сомнения директора Гранд-Опера в благопристойности сюжета - любовные отношения пророка Иоанна и Саломеи, премьера оперы состоялась в Бельгии - в Брюсселе, в театре Ла Монне в 1881 году, где имела триумфальный успех, а затем обошла другие европейские оперные театры. Была часто исполняема, особенно, в Париже в знаменитом театре Palais Garnier (Grand Opera), где шла непрерывно до 1947 года.
И сегодня опера входит в репертуары оперных театров.
Было бы удивительно, если бы такой сюжет, как сюжет о Саломее, не заинтересовал драматургов.
Трагедия "Саломея" была написана основоположником западноевропейского декаданса английским драматургом Оскаром Уайльдом в 1892-ом году специально для великой французской актрисы Сары Бернар. Именно поэтому написана она была не по-английски, а по-французски.
Премьера с участием Сары Бернар состоялась в Париже в 1896-ом году, но вскоре постановка пьесы была запрещена французской цензурой. В основу драмы Уайльдом был положен библейский миф о Саломее - падчерице иудейского царя Ирода, невероятно красивой и обольстительной танцовщице. Оскар Уайльд пересказал библейскую историю по-своему: его Саломея гораздо более порочна. Она ловко манипулирует поклонниками и среди них своим отчимом. Сама она при этом остается холодной. Но случается так, что девушка влюбляется в странствующего пророка Иоанна. Святому же человеку чужды плотские соблазны и на страсть Саломеи он отвечает гневным отказом.
Но дочь Иродиады упряма: раз она не может заполучить Иоанна живым, она получит его мертвым! Если не его самого, так его голову на серебрянном блюде.
Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд (Oscar Fingal O’Flahertie Wills Wilde), родился 16 октября 1854-го года в Дублине (Великобритания) - ирландский философ, эстет, писатель, поэт. Один из самых известных драматургов позднего Викторианского периода. Лондонский денди, позднее осуждённый за "непристойное поведение" (гомосексуальные связи) и после двух лет тюрьмы и исправительных работ уехавший во Францию, где жил в нищете и забвении под другим именем. Известен своими пьесами, полными парадоксов и афоризмов.
Умер Оскар Уальд 30 ноября 1900-го года в Париже.
О жизни Оскара Уальда есть замечательный роман "Король жизни" (1930) польского писателя, родившегося во Львове, Яна Парандовского (1895-1978).
Именно уайльдовская, а не библейская Саломея целое последующее столетие вдохновляла художников, композиторов и режиссёров.
Пьер Бонно (Pierre Bonnaud) (1865-1930) - Саломея (Salome)
"Ах, почему ты не смотрел на меня, Иоканаан? - говорит Саломея мертвецу. - Лицо своё ты прятал за ладонями своими и проклятиями своими. На глазах твоих были шоры, не давшие тебе видеть ничего другого, кроме своего Бога. Что ж, своего Бога, Иоканаан, ты видел, а вот меня, меня ты так и не увидел. А если б увидел, то полюбил бы меня. Ах, почему ты не посмотрел на меня, Иоканаан? Если бы посмотрел, ты полюбил бы меня. Я это хорошо знаю - ты полюбил бы меня, ибо любовь намного загадочнее смерти. Любовь выше смерти."
Уальдовская трактовка образа Саломеи нашла своё продолжение в музыке Рихарда Штрауса.
Выдающийся немецкий композитор и дирижёр Рихард Штраус (1864-1949) - яркий представитель позднего немецкого романтизма и экспрессионизма, известный своими операми, среди которых есть и опера "Саломея", либретто которой написано по мотивам одноименной пьесы Оскара Уальда.
Карл Бём (Karl Böhm), (1894-1981) - австрийский дирижёр. Выдающийся исполнитель немецкой и австрийской музыки периода классицизма и романтизма.
Тереза Стратас, урождённая Анастасия Стратакис, (Anastasia Stratakis), родилась 26 мая 1938 в Торонто(Канада) - знаменитая канадская оперная певица XX века, лирическое сопрано.
Рафал Ольбиньски, родился 21 февраля 1943 в Кельце (Польша) - польский художник-график, дизайнер сцены и сюрреалистический живописец. В 1981 эмигрировал в США.
С 1985 года Рафал Ольбиньски преподаёт в Школе Изобразительных искусств в Нью-Йорке.
В начале 1990-х годов он получает заказы на несколько оперных постеров. Это стало началом целого десятилетия работы над проектом, ошеломившим своими результатами и охватившим весь классический оперный репертуар.
Художник приобрел мировую популярность - он стал автором, чьи работы украшают ведущие музеи мира, а его иллюстрации регулярно появляются в самых известных журналах.
"Рихард Штраус - Саломея" - передача телеканала "Культура" из серии "Библейский сюжет" (11.09.2010)
Рихард Штраус - финальная сцена из оперы "Саломея"
Саломея - Джесси Норман (Jessye Norman)
Джесси Норман, родилась 15 сентября 1945-го года в Огасте, штат Джорджия (США)) - американская певица (сопрано).
Драма Оскара Уальда вполне органично вписывается в репертуар такого театра, как театр Романа Виктюка, ибо и сам знаменитый режиссёр во всех своих проявлениях вполне уайльдовский персонаж.)))
"Саломея, или Странные игры Оскара Уальда" - любительская съёмка
Интерпретация Романа Виктюка пьесы Оскара Уальда "Саломея"
Режиссёр спектакля - Роман Виктюк
Спектакль театра Романа Виктюка
В ролях:
Оскар Уайльд, Ирод Антипа - Николай Добрынин
Саломея, Альфред Дуглас - Дмитрий Бозин
Мать Оскара Уайльда, Иродиада - Людмила Погорелова
Роберт Росс, Иоканаан - Фархад Махмудов
"Тайна любви больше, чем тайна смерти", - говорит Саломея за несколько мгновений перед своей смертью, когда жизнь ее уже окончилась, а смерть коснулась ее своей тенью и дала ей свою мудрость... У любви нет человеческого лица. У нее только есть лик Бога и лик Дьявола. Любовь неизреченна и необъяснима, и что бы ни говорить о Любви, ее не замкнешь в Слова, как не расскажешь Музыку и не нарисуешь Солнце. Но только одно верно: тайна любви больше, чем тайна смерти, потому что Сердце захочет жить и умереть ради любви, но не захочет жить без любви. |
"Саломея" Уальда издавалась многократно в разных странах. Безусловно, такие сюжеты просто просятся, чтобы их иллюстрировали. Непревзойдённым иллюстратором этой трагедии Оскара Уальда был его современник и соотечественник Обри Бёрдслей.
Обри Винсент Бёрдслей (Aubrey Vincent Beardsley), родился 21 августа 1872-го года в Брайтоне, графство Сассекс (Великобритания) - английский художник-график, иллюстратор, декоратор, поэт, один из виднейших представителей английского эстетического движения 1890-х годов. Член Клуба Гедонистов, один из "королей дендизма", носящий в петлице увядшую розу, своим поведением он постоянно культивировал скандал.
Серия иллюстраций к "Саломее" Оскара Уайльда принесла ему мировую известность. Утонченные, причудливые, манерно-изысканные работы сделали его ведущей фигурой искусства стиля модерн. Известный русский историк искусства и критик Сергей Маковский в 1906 году писал о нем:
"Творчество Бердслея - черный алмаз с тонко отшлифованными гранями, с острым, холодным блеском, черный алмаз в филигранной оправе, восхищающий совершенством работы и в то же время наводящий жуткий трепет, словно талисман волшебника".
О личной жизни Бёрдслея доподлинно ничего неизвестно. Она скрывалась за вежливыми письмами и чудачествами меломана, музицирующего за роялем в "четыре руки со скелетом". Действительно, гостями его гостиной, увешанной японскими эротическими эстампами, были Оскар Уайльд, Роберт Росс, Альфред Дуглас (Боузи), Пьер Луи, Джон Грей, известные своей ориентацией. Его лучшим другом был поэт-теоретик гомосексуализма Андре Раффалович, чью книгу стихотворений "Нить и тропа" он проиллюстрировал в 1895 году. Однако нет ни одного документального свидетельства, опровергающего или доказывающего гомосексуальность художника. Издатель "Жёлтой книги" Джон Лэйн заметил однажды, что "Бёрдслей немало пострадал от слишком поспешной оценки его искусства".
Современники называли Бёрдсли последним певцом романтической агонии, мистиком, апостолом гротеска, волшебником линии.
Умер Обри Бёрдслей 16 марта 1898 года в двадцать пять лет на курорте Ментон во Франции у берега Средиземного моря в результате болезни туберкулёзом, унаследованным им от отца.
Саломея, Саломея, танцуй для меня. Я молю тебя, танцуй для меня. Мне грустно сегодня вечером. Да, мне очень грустно сегодня вечером. Когда я вошел сюда, я поскользнулся в крови, это дурной знак, и я слышал, я уверен, что я слышал взмахи крыльев в воздухе, взмахи как бы гигантских крыльев. Я не знаю, что это значит... Мне грустно сегодня вечером. Поэтому танцуй для меня. Танцуй для меня, Саломея, я умоляю тебя. Если ты будешь танцевать для меня, ты можешь просить все, что захочешь, и я дам тебе. Да, танцуй для меня, Саломея, я дам тебе все, что ты пожелаешь, будь это половина моего царства.
Саломея (вставая):
Ты мне дашь все, что я пожелаю, тетрарх?
продолжение следует
автор: Каминская Тамара
Рубрики: | Всё Волшебное/мифология |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |