-Метки

Босх Харламов акварель алексеев федор англия антоний апокалипсис архитектура аскназий баженов беггров бенуа а.н. богаевский к.ф. брейгель верещагин василий витражи возрождение выставка германия гмии гоголь город городсклй пейзаж городской пейзаж готика графика дания дафнис и хлоя детсий портрет дюрер еда живопись замки зима иванов а.а. иконы иллюстрации импрессионизм интерьер исторический музей история италия казакова каргополь кауфман кекушев костел коты кравцов краков кремль литература маковский маковский константин малевич казимир малютин марина марк шагал матейко мацик юрий мельницв мифы модерн мозаика монастырь москва натюрморт невеста полоза нидерланды опекушин орлрвский в.дю. пейзаж открытки памятник париж паркес майкл пастернак пастернак б. пейзаж петербург плакат пляцковский поговорки польша портрет портреты поэзия праздник рейнольдс романтизм салонная живопись сахалин северное возрождение сезанн сказка сказки скульптура собор соборы современное искусство средневековье стихи суриков сутев сша тёрнер театр тород тьеполо доменик уистлер фаберже фото фотография франция фрески хивренко храм художник цветы и живопись чехов шехтель школа юмор юсуповский дворец явление христа народу яцек йерка яцек ковальский

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Наташа_Ходош

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 2243


Строгановские церкви России

Воскресенье, 10 Мая 2020 г. 11:26 + в цитатник
Цитата сообщения Оксана_Лютова Строгановские церкви России


В петровскую эпоху жил такой человек, Григорий Дмитриевич Строганов - если говорить понятными нам терминами - олигарх. Он даже Северную войну спонсировал, за что Петр его очень уважал. Но у не про него, а про то, что после него осталось в мире несколько церквей одного стиля, который позже был назван строгановским. Так вот этих церквей всего 4. Причем две из них находятся в нас в Нижнем!



1. Рождественская церковь в Нижнем Новгороде


Богатый купеческий Нижний Новгород издавна являлся крупным перевалочным пунктом соляной торговли. Поэтому нет ничего удивительного в том, что с 17-го столетия в нем обосновались известнейшие солепромышленники Строгановы, «Столицей» Строгановых являлся Сольвычегодск, а в Нижнем они открыли свою торговую контору. При ней были сооружены каменные палаты Строгановых, а селе Гордеевке — их загородная резиденция. В Гордеевке и в Нижнем Строгановы построили две церкви, из которых наиболее известна церковь Рождества Богородицы на Нижнем Базаре, чаще именуемая Строгановской — прославленный памятник древнерусского зодчества. Поставленная на полугоре церковь господствовала над нижней, деловой частью города — пристанями, амбарами, торговыми конторами. Ее красно-белый силуэт ярко выделяется на фоне зеленого волжского откоса. Рядом с храмом возвышались каменные палаты Строгановых, не сохранившиеся до наших дней.

Рождественская церковь была заложена Е Д. Строгановым в 1697 году и в основном завершена к 1703 году. Но отделочные работы надолго остановились, и храм был освящен только в 1719 году. Как считают исследователи, это объясняется тем, что в 1703 году, после введения государственной монополии на торговлю солью, Г Д. Строганов утратил торговый интерес к Нижнему Новгороду, охладел к своей резиденции и на несколько лет уехал из города.

Первоначально Рождественская церковь была освящена во имя Собора Богоматери. После разборки в начале XIX века стоявшей рядом церкви Рождества Богородицы, сооруженной в 1653 году, ее название перешло на Строгановскую церковь.

Рождественский храм выглядит драгоценной резной шкатулкой. Неслыханно пышная белокаменная резьба — виноградная лоза, цветы, яблоки, груши, гранаты, раковины и завитки — покрывает его стены сплошным ковром.

Мотивы белокаменного убранства Рождественской церкви напоминают узорочье Введенского собора в Сольвычегодске, также сооруженного Строгановыми, но резьба нижегородской церкви не в пример богаче.

Пять глав Рождественской церкви увенчивают кованые ажурные кресты сложного рисунка — один из лучших образцов русского кузнечного мастерства.

Колокольня стоит отдельно от Строгановской церкви, несколько выше по склону горы. Ее увенчивает глава с узорным флюгером в виде развевающегося флага — прапора. Некогда на колокольне находились часы, от которых остались только циферблаты, а сам часовой механизм давно исчез. Известно, что часы ремонтировал известный русский механик И. П. Кулибин.

В 1860-е годы колокольня начала падать. За двадцать лет она отклонилась на 1,2 метра от вертикальной оси. В 1887 году пришлось менять ее фундаменты, а верхние ярусы перекладывать.

Парадный вход в Строгановскую церковь Нижнего-Новгорода находится в нижнем ярусе колокольни. По сравнению с роскошным внешним убранством интерьер церкви выглядит относительно скромно. Зато иконостас — нечто поразительное. Его тонкая, исключительно пышная резьба и красочная живопись просто потрясают. Иконы написаны в манере начала 18-го столетия.

Иконы местного ряда «Собор Богоматери» и «Поклонение волхвов» писал в 1723 году игумен Нижегородского Благовещенского монастыря Корнилий Уланов со своим учеником А. Городчаниновым. Две центральные иконы — «Спас Вседержитель» и «Богоматерь» написаны «в заграничной манере» придворным живописцем Строгановых Степаном Нарыковым — крепостным мастером, учившимся в Голландии.

С иконой «Спас Вседержитель» связана легенда. Любой непредвзятый человек, вглядываясь в написанный Нарыковым лик Христа, обратит внимание на его явно портретные черты. Существует предание, что в образе Христа мастер изобразил... заказчика храма и своего хозяина, Г Д. Строганова! Рассказывают, что Петр I, увидев этот образ, гневно воскликнул: «Это что же — я должен поклоняться Гришке Строганову, холопу своему? Да не бывать этому!» Петр в ярости выбежал их храма вон. Потому-то, говорят, церковь и простояла неосвященной столько времени...




2. Введенский собор в Сольвычегодске


На северной окраине города, около маленькой, местами почти пересохшей речки Солонихи (Усолки), которая прежде, разливаясь, образовывала здесь озеро, где находился основной промысел города — первые соляные варницы, возвышается — собор Введенского монастыря. Монастырский храм, стройный и нарядный, резко контрастирует с Благовещенским собором — домовым собором, от которого его отделяет более чем сто с лишним лет.

Правда, основаны оба храма были почти одновременно и одними и теми же представителями семьи Строгановых. Деревянный соборный храм Введения и ограду срубили в своем родовом монастыре в 1565 году сыновья Аники—Яков, Григорий и Семен. Завершена постройка была около 1570 года, на что указывает храмовая икона «Введение» — вклад самого Аники в собор в 1570 году

Существующий каменный собор относится к концу XVII века. Заказчиком его являлся представитель уже следующего поколения Строгановых — Григорий Дмитриевич (1656—1715). Именитый человек, крупный промышленник и одновременно вельможа и меценат, пользовавшийся особым расположением царского дома и самого Петра I, он был явным приверженцем новых светских форм в искусстве. Так, на средства Г. Д. Строганова в 1679 году издается первый русский теоретический трактат по музыке композитора Н. Дилецкого «Мусикийска грамматика», с авторским посвящением «во благородных благородному». А церковные хоры строгановских крепостных с многоголосием пользовались широкой популярностью в столице, сыграв большую роль в утверждении нового стиля в русском церковном пении конца XVII века.

Г. Д. Строганов, сосредоточив к 1688 году в своих руках огромное состояние, возводит в Сольвычегодске в фамильном монастыре монументальный храм Введения вместо прежней, сгоревшей деревянной церкви. В своем строительстве он явно стремится не только следовать примеру своих предков и заслужить тем самым, «себе вечную память и славу», как об этом сообщает Соскин, но и, безусловно, превзойти их, соорудив более пышный и нарядный храм. Заложенный в 1688 году Введенский собор строился, согласно местным летописным сведениям, восемь лет, но освящен был почему-то только в 1712 году. Устройство в 1691 году теплого Богоявленского придела под южной папертью здания свидетельствует, что в это время его нижний ярус был уже готов. Кроме того, создание в 1693 году икон для иконостаса собора служит достаточно веским основанием для датировки тем же годом и окончания его строительства.

Введенский собор во многих отношениях замечательное сооружение. Он является первым в ряду оригинальнейших построек рубежа XVII—XVIII веков, которые составляют особое направление в развитии стиля московского барокко и по имени их основного заказчика Г. Д. Строганова именуются строгановскими. Для этих культовых зданий характерны особый тип храма и подчеркнутая пышность внешнего декора, основанного на широком использовании ордерной системы.

Все это в полной мере находит свое воплощение во Введенском соборе. Его сильно вытянутый в высоту четверик с окнами в три яруса и с пятью главами, увенчанными ажурными золочеными крестами, выглядит парадно-торжественно. Это впечатление усиливают высокий подклет и двухъярусная арочная, первоначально открытая галерея (заложена в XVIII в.) с эффектным крыльцом с запада, которая охватывает четверик с трех сторон. Хотя собор в целом и принадлежит к бесстолпным, пятиглавым постройкам с трехапсидным алтарем, то есть к широко распространенной в XVII столетии типологической схеме, он решен совершенно необычно.

При отсутствии внутренних столбов не только центральная, но и боковые главы Введенского собора сделаны световыми, открытыми внутрь, что являлось для того времени новшеством. Такое решение достигнуто при помощи уникальной, не встречающейся до сих пор на Руси конструкции перекрытия. Сомкнутый, четырехлотковый свод с «выемками» в углах как бы прорезан в центре каждой из сторон крупной распалубкой. Подобная форма свода изнутри, пожалуй, напоминает две пары перпендикулярно перекрещивающихся подпружных арок, которые опираются на сильно выступающие из стен пилястры. В центре и над углами свода размещены граненые барабаны глав. Эта конструкция дала возможность создать необычайно просторный и развитый в высоту храм, лишенный каких-либо промежуточных опор, максимально насыщенный светом и воздухом. Так, в русском зодчестве конца XVII века на смену прежним догматическим представлениям о внутреннем облике храма с его полумраком и таинственностью приходит новое понимание интерьера, сближающее его с дворцовыми светлыми и парадными залами.



Не менее важную роль в обмирщении архитектуры Введенского собора играет его декоративное убранство, роскошное и нарядное. Ни один из памятников Севера не имеет столь пышного наружного декора с резным белым камнем и полихромными изразцами. Фасады здания членятся по горизонтали на ярусы широкими антаблементами, которые завершают также каждый из этажей галерей. Межоконные простенки собора и устои галерей украшают приставные колонки коринфского ордера.
Антаблементы и колонки из камня четко выделяются на фоне красных кирпичных стен, определяя строго ритмическую структуру внешнего облика всего сооружения. В верхних ярусах храма и галереи колонки витые, а на крыльце покрыты сочным рельефным орнаментом из виноградной лозы по образцу деревянной резьбы иконостасов той эпохи.

Широкие прямоугольные окна заключены в богатые наличники с полуколонками и белокаменными резными узорами по сторонам и лучковыми разорванными фронтонами. Венчают фасады и крыльцо фигурные аттики типа «петушиных гребней» с раковинами и пирамидками. Это декоративное убранство довершают крупные сильно вытянутые рельефные панно на устоях второго яруса галереи из полихромной майолики, представляющие собой сочные натюрморты из плодов и цветов


Необычность архитектуры Введенского собора даже породила легенду о возведении его каким-то иностранным мастером — голландцем, якобы специально нанятым для строительства Строгановым. Однако с таким предположением согласиться довольно трудно. Несмотря на отдельные аналогии, которые можно найти в постройках Нидерландов эпохи барокко, общая трактовка форм Сольвычегодского храма все же остается русской. Да и все детали собора имеют свои аналогии в памятниках русского зодчества этого времени. Кроме того, голландская архитектура еще во второй трети XVII века отказалась от барокко и прочно перешла на позиции классицизма.

Скорее всего, зодчим сольвычегодского Введенского собора был кто-то из крупных столичных мастеров рубежа XVII — XVIII веков. Белокаменный декор здания, как теперь уже известно, был изготовлен в Москве и затем отправлен на место строительства с соответствующей маркировкой деталей для сборки (буквы-цифры на них хорошо видны и сейчас). Очевидно, такой же путь проделала и цветная майолика для панно, которую на основе сравнительного анализа можно даже отнести к работе мастерской выдающегося московского гончара второй половины XVII века Степана Иванова Полубеса.

Внутри храм не менее эффектен, чем снаружи. Просторный и превосходно освещенный тремя рядами широких, часто расположенных окон и проемами пяти барабанов глав, он весь залит светом. Сильные и упругие линии выступающих из стен крупных пилястр придают вертикальную устремленность его архитектурным массам, получая завершение в красивом по рисунку сложном сводчатом перекрытии.

Восточную стену храма закрывает большой семиярусный иконостас в стиле нарышкинского барокко, выполненный московским мастером Григорием Ивановым в 1693 году. Он украшен колоннами с вьющейся виноградной лозой, декоративными завитками и картушами, обрамляющими иконы.

Особенно роскошна резьба его царских врат; их створки почти полностью «затканы» кружевом деревянного узорочья. С золоченой резьбой иконостаса, с его подвижными текучими формами хорошо сочетаются по цвету иконы-картины, писанные на холсте обучавшимся за границей «дворовым человеком» Строгановых Степаном Дементьевичем Нарыковым. Они целиком определяются традициями европейской живописи второй половины XVII века. Это уже новое искусство, полностью отошедшее от традиций древнерусской живописи.



3. Казанская церковь в г. Устюжне


Преданием, записанным в прошлом веке, возведение ныне существующего каменного здания Казанской церкви связывается с фамилией именитых людей Строгановых. В предании рассказывается, что в конце царствования Алексея Михайловича находившийся в Устюжне по торговым делам один из Строгановых тяжело заболел. Уже находясь при смерти, он обратился с молитвой о помощи к новоявленной иконе Богоматери Казанской и получил исцеление. По случаю своего чудесного избавления от смерти именитый гость дал обет возвести в честь чудотворной иконы новый каменный храм и сдержал свое обещание. Прежняя деревянная Казанская церковь была продана на посад в Троицкий и Васильевский приходы.

Эта легенда подтверждается письменными источниками. Так, в "историческом и географическом описании города Устюжна Железопольская", составленном в конце XVIII века (после 1780 года), о церкви Казанской Богоматери сообщается, что она построена "в 1694-м году коштом барона Григорья Дмитриевича Строганова". Причт Казанской церкви владел пашенной землей и покосами, которые также были его вкладом. В переписной книге Устюжны 1713 года указаны два двора, принадлежавшие Г. Д. Строганову и находившиеся на посаде за рекой Мологой; в них жили приказчик Строганова Кузьма Кудрявцов с семьей и крепостными людьми, а также наемные работные люди4. Подкрепленное данными архивных источников предание о построении Казанской церкви в Устюжне Строгановыми, а именно Григорием Дмитриевичем Строгановым, приобретает убедительную достоверность.

По своему архитектурному облику Казанская церковь резко выделяется среди устюженских храмов XVII-XVIII вв. Над невысокими одноэтажными приделами, как бы играющими роль стилобата, поднимается стройный объем бесстолпного главного храма. Применение ордера в оформлении фасадов и их завершение разорванными лучковыми фронтонами придает зданию "итальенизированный" барочный вид, но традиционное пятиглавие, утвержденное на граненых двухъярусных барабанах, выдает руку зодчего, воспитанного в рамках отечественной архитектурной школы, хотя и внимательно изучавшего образцы западноевропейского барокко. На фоне темно-коричневых, покрашенных "под кирпич" стен эффектно выделяются белокаменные колонны и наличники окон, волюты и витые колонки венчающих фасады киотов. По особенностям конструкций и архитектурного декора Казанская церковь близка другим строгановским храмам конца XVII века - собору Введенского монастыря в Сольвычегодске (1688-1693), церкви Богоматери Смоленской в Гордеевке (1694-1697)

В середине XVIII века паперть и главный храм Казанской церкви были украшены фресками. В сохранившихся на стенах храма надписях сообщается, что роспись выполнена в 1756-1757 годах на средства устюженского помещика Василия Федоровича Козляни-нова артелью ярославских иконописцев в количестве 12 человек под руководством Афанасия и Ивана Андреевых Шустовых. В 1899 году фрески реставрировались художниками В. П. Китаевым, А. И. Кобыличным и С. Ф. Чуприненко на средства старосты Казанской церкви устюженского городского головы Н. И. Поздеева6.

Иконографическая схема росписи Казанской церкви обнаруживает близкую связь с ярославскими фресками первой четверти XVIII века. Вместе с тем здесь отмечается уже и много нововведений. В куполе барабана, как обычно, помещено изображение "Христа-Вседержителя". На стенках двухсветного фонаря в круглых клеймах написаны праотцы, пророки, херувимы. Сомкнутый свод расписан на сюжеты "праздников" ("Рождество Богоматери", "Введение во храм", "Сретение", "Богоявление", "Преображение", "Сошествие Святого духа", "Распятие").

Роспись стен разделена на пять регистров (верхний регистр расположен в основании сомкнутого свода). Три верхних регистра посвящены христологической теме. Самый верхний ярус занимают сцены страстного цикла. Начинаясь на западном склоне свода композицией "Моление о чаше", страстной цикл завершается на южном склоне сценой "Уверения Фомы". В двух следующих регистрах повествуется о земном пути Иисуса Христа и о его учительной деятельности. Этот рассказ начинается на южной стене, у иконостаса, изображением "Искушения Христа диаволом", а завершается на откосе окна западной стены сценой "Явления Христа Луке и Клеопе в пути". В этой части фресок особенной популярностью пользуются у иконописцев сюжеты притч, из которых в Казанской церкви представлены: "Притча о талантах", "Притча о виноградарях", "Притча о брачном пире", "Притча о рабе немилостивом", "Притча о богатом и бедном Аазаре", "Притча о блудном сыне" и ряд других, к На сводчатых перемычках окон верхнего света помещены изображения Саваофа, Христа и Христа-Эммануила, а также различные изводы икон Богоматери.

В следующем, четвертом сверху, регистре иллюстрируются "Деяния апостольские". Изображены "чудеса" апостолов Петра и Иоанна во время их проповеди веры Христовой в Иерусалиме и других городах, убиение апостола Фомы, обращение Савла, изведение апостола Петра из темницы, "чудеса" апостола Павла и некоторые другие сюжеты. Развитие повествования этого регистра прерывается включением композиций увеличенного размера "Спас Нерукотворный", "Предста Царица" и изображением Богоматери с младенцем, созданным под явным влиянием "Сикстинской мадонны" Рафаэля. В композициях нижнего регистра повествуется о житии великомученицы Екатерины от ее крещения до усекновения мечом. На сводах окон северной стены также помещены "списки" явленных икон Богоматери, а на своде западного портала - "Троица Ветхозаветная".



Афанасий и Иван Шустовы, ведущие ярославские мастера середины XVIII века, возглавлявшие артель иконописцев, в трактовке отдельных композиций в целом придерживались традиций, сложившихся у ярославских иконописцев в первой половине XVIII века, а некоторые композиционные решения относятся и к более раннему периоду.

При этом возрастает занимательность росписи, ее доходчивость для массового зрителя. Искусство иконописцев все более сближается с пространственной живописью барокко, органично осваивает и претворяет глубинные основы нового эстетического сознания. Из их творчества уходит драматическая напряженность росписей начала XVIII столетия.

В ансамбле росписи проявляются черты новых принципов оформления интерьера. Если в предшествующую эпоху каждый фрагмент росписи занимал определенное место в общем ансамбле и был привязан к архитектуре храма, то в росписи Казанской церкви ощущается отношение к фресковому ковру как к элементу декоративного убранства интерьера, в меньшей степени, чем прежде, связанного с христианской символикой храма. Так, размещение на сводчатых перемычках окон изображения икон Богоматери и заполнение оконных откосов сценами, развивающими повествование регистра, противоречит византийской иконографической традиции, когда в окнах - источнике света - помещались изображения преподобных и иных "светочей веры".

В колорите росписи Казанской церкви преобладают коричневые, темно-зеленые и синие краски. Мастерство иконописцев в достижении колористической гармонии на основе этих цветовых сочетаний находится по-прежнему на высоком уровне. Существенная разница лишь в том, что колорит ярославских фресок XVII - начала XVIII века, в котором мягко сияли сочетания светлых охр с голубцом, в известной степени настраивал на возвышенный лад, отвлекая от реалий бытия, а колорит росписи Казанской церкви ближе к красоте земной, материальной, чувственной. Все эти заметные изменения в содержании и в изобразительном языке росписи устюженской Казанской церкви свидетельствуют о коренном перерождении традиций древнерусского искусства с его приверженностью к идеалам совершенной духовной жизни и о рождении новой России, более крепко стоящей на земле и азартно осваивающей новые ценности.

Фрески Казанской церкви в Устюжне относятся к числу важнейших и ценнейших памятников художественной культуры Русского Севера. Этот архитектурно-художественный ансамбль является одним из самых ярких и выразительных памятников завершающей фазы истории древнерусского искусства на территории Вологодского края, уникальной достопримечательностью древней Устюжны Железопольской.




4. Смоленская церковь на Гордеевке (Нижний Новгород)


Церкви Смоленской и Владимирской икон Божией Матери — православные церкви Нижегородской епархии в Гордеевке.

Смоленская церковь — один из четырёх сохранившихся памятников строгановского барокко — является объектом культурного наследия федерального значения.

Строительство домовой каменной церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери начато в 1680-х годах по указу Григория Дмитриевича Строганова. Такой же храм был заложен в Устюжне-Железопольской. Придел в честь Киево-Печерских чудотворцев Антония и Феодосия был освящен митрополитом нижегородским Павлом 22 декабря 1694 года, освящение главного престола в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы (Одигитрии- Путеводительницы) состоялось 25 июля 1697 года.


После переезда Строгановых в Москву в 1705 году Смоленская церковь стала приходской. В 1930 году церковь была закрыта. В 1934 году церковь хотели взорвать, но по настоянию сотрудников Горьковского краевого музея уникальное здание было сохранено. До начала 1990-х годов её здание использовалось как музейный склад. В 1993 году церковь передана епархии. В 2005—2006 годах был позолочен главный купол.


Престолы: Смоленская церковь
Главный — в честь Смоленской иконы Божией Матери.
северный — в честь преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев.

Помещение церкви в Гордеевке невелико, так как прихожанами её было лишь небольшое число людей, живших в усадьбе. Строители позаботились о надёжности конструкций: стены полутораметровой толщины, угловые железные затяжки. Была прекрасно продумана освещенность церкви: значительное количество окон, расположенных на южной стороне в два ряда, всегда создавали в храме солнечность. Украшены окна орнаментом, выполненным из белого ракушечного камня, что характерно и для строгановской Рождественской церкви.


Композиционно-организующим элементом служило стройное пятиглавие. Центральная глава луковичной формы доминирует над небольшими боковыми шлемовидными главами.

Строго по главной оси восток-запад поставлена колокольня. Богатое белокаменное резное убранство Смоленской церкви полностью подчинено архитектонике здания. Следует отметить и высокое качество кузнечных работ, прежде всего ковку крестов, которые представляют собой просечённые полосы с приваренными многочисленными «сияниями». Для выполнения этих работ был приглашён известный балахнинский кузнец Кондратий Прокофьев.

Именитому Григорию Строганову не было нужды привлекать для возделывания храмов мастеров со стороны. У него появились свои зодчие, каменщики, плотники, иконописцы, кузнецы, золотошвейки, ювелиры. Можно полагать, что в Гордеевке находились и строгановские мастерицы-золотошвеи, изделия которых именитый человек практически ежегодно вкладывал в качестве даров на помин душ в ризницы многих нижегородских храмов и монастырей. Их имена, несмотря на признание и несомненную одарённость, в большинстве своём не дошли до нас, так как их талант и их труд полностью принадлежали именитому Строганову. И даже появился термин, объединяющий все церкви, построенные им, - «строгановское барокко».

Григорий Дмитриевич хорошо разбирался в музыке, и его певчие были известны на всю Россию. Поэтому Пётр Iпотребовал от Строганова присылать в Москву лучших певчих его домовой церкви.

Так на долгие годы домовая церковь Строгановых, церковь Смоленской иконы Божией Матери, стала самым красивым зданием Гордеевки, а потом и Канавина.





Григорий Строганов получил прекрасное домашнее образование, участвовал даже в правительственных приёмах. В 17 лет он унаследовал огромные владения. Вдоль волжско-окского городского берега Нижнего Новгорода Григорий Дмитриевич выстроил многочисленные каменные дворы, но жить предпочитал подальше от суеты, шума и грязи посадского торга - в Гордеевке.

PS: Уже заканчивая написание поста, узнала, что в России есть еще одна церковь, построенная Строгановыми. Это надвратная церковь Иоанна Предтечи в Троице-Сергиевой Лавре.

Построена в 1692-1699 годах на средства знаменитого купца и промышленника Г.Д.Строганова.

Церковь заслуженно относится к числу лучших построек строгановского направления стиля московского барокко.

источники:
http://cheger.livejournal.com/489636.html
http://obnn.ru/o-nijnem-novgorode/arhitektyra-nignego-novgoroda/...
https://ru.wikipedia.org/
http://hram.in.nn.ru/myfirst/
http://www.russianvoyage.ru/
Рубрики:  Искусство, связанное с религией/Храмы и монастыри
Архитектура
Города и страны
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку