flahertie все записи автора
Дочитав "Дом, в котором" Мариам Петросян, я подумала: больше к этой книге не вернусь. Я не люблю "скрытые смыслы", псевдоинтеллектуальные намёки, фэнтези как жанр, недописанные книги, грамматические ошибки в авторском тексте, нарочито вписывающихся в реальность мира персонажей, а хипповая юность оставила очень конкретные воспоминания о том, что такое люди с кличками вместо имён... В общем, всё то, что привлекает читателя в романе, меня, напротив, отталкивает. И всё-таки что-то зацепило.
Роман про дефективных подростков почему-то не показался мне очень оригинальным, хотя именно об этом говорят все фанаты. Также они упирают на хэппи-энд и качество прорисовки персонажей. По совсем непонятным мне причинам текст относят к "магическому реализму".
Во-первых, "Дом, в котором..." - это всё-таки городское фэнтези. Аргументация: фэнтези - это жанр, основанный на создании мира, существующего по мифологическим законам, которые изначально читателю не очевидны; главное отличие от фантастики заключается в том, что фэнтези не делает даже попыток объяснить природу чудесного. Как это происходит в Доме: просто закон этого места, вот и всё. Как можно было отнести роман "Дом, в котором..." к "жанру" магического реализма, я не очень понимаю. Магический реализм - это даже не жанр, а метод вписывания магического и чудесного в реалистичную действительность. Ни о каком реализме речи не идёт.
Во-вторых, до меня не сразу, но дошло, почему текст вызывал у меня такое раздражение. Приписывание ему оригинальности - ошибка. Я не очень-то разбираюсь в подростковой прозе, но даже мне известны минимум два текста той же тематики. Более того, той же формации. Один из них явно является базой для "Дома...". Это "Класс Коррекции" Екатерины Вадимовны Мурашовой. Второй - "Республика Шкид" Пантелеева и Белых, - пожалуй не настолько очевидно является предтечей "Дома", однако параллели прослеживаются. Так вот, я предпочитаю говорить об оригиналах.
***
"Республика Шкид", Л. Пантелеев, Г. Белых. 1927
Роман о трудных беспризорниках, которых в самом начале Советской власти свозят в школу, чтобы сделать из них людей. Книга обо всём. Что характерно: у всех подростков вместо имён клички. В доме-интернате, где они живут, устанавливаются правила, отличные от любых законов внешнего мира. Саморегулирование, моральные нормы, имена - всё это начинается и заканчивается внутри школы имени Достоевского - ШкИД. Уже к середине книги сживаешься с персонажами насмерть, становишься частью их мира, живёшь их жизнью, и не хочешь расставаться. Хэппи-энд в классическом смысле: они вырастают и становятся достойными людьми.
***
"Класс Коррекции", Е.В. Мурашова. 2009
Не интернат - просто один из классов в огромной школе на 5 параллелей. Дети с психическими отклонениями. Инвалиды, из критично неблагополучых семей. Небольшая повесть о том, как они принимают и воспринимают мир вокруг, друг друга, ситуации. Как они сплачиваются и бьются за то, что им дорого. Мир внутри класса - это отдельная реальность, отдельная не только от остальной школы и от улицы, но и от дома. Появляется элемент магического (кстати, вот он, настоящий магический реализм) - другой, параллельный мир, в котором подспудные желания материальны. Финал открытый, но светлый.
***
Я знаю ещё минимум о нескольких классических русских книгах о трудных подростках: "Странники" Вячеслава Шишкова, "Чучело" Владимира Железникова, "Динка" Валентины Овсеевой. Эти книги более жестоки, более реалистичны. Никакого внутреннего коллективного мира, но для информации пусть будет.
***
Зачем я всё это рассказываю?.. Наверное, чтобы показать: тема раскрыта, есть, что почитать. Мне кажется, что разборчивость должна выходить за рамки "читать или не читать". В мире столько книг, которые прочитать действительно стоит, что было бы обидно потратить своё время на недостойные экземпляры. Все три книги стоят того, чтобы потратиться, но все три по-разному. И в разной степени.