Добрый вечер,Лиз.Когда-то закончатся войны,примирятся стороны и откроется пространство для культуры....но пока так,подробно и виртуально..Культура и ее шедевры не могут быть чьей-то единоличной собственностью,они достояние всего человечества и мы вправе также ими восхититься.
Спасибо большое, Майя, за интересный рассказ об истории фресок Микеланджело в Сикстинской капелле. Я считаю, что это был адов труд, так как расписывать потолок капеллы крайне неудобно и затруднительно физически. Но Буонарроти справился со всеми сложностями в работе и вот мы уже многие века любуемся фресками великого мастера Возрождения. Что интересно, что за все это долгое время фрески не утратили своей яркости и четкости. гениальное творение великого художника. Микеланджело утер нос всем неверующим в его талант, а также недоброжелателям, желавшим скомпрометировать его перед папой. И было бы очень странным, если бы гениальные творения художника папе не понравились.
Спасибо,Галя
Капелла служит часовней при Папском дворце и играет особую роль в деятельности папского престола. Здесь после смерти папы собирается конклав кардиналов для избрания его преемника. Специально назначенные, 120 епископов и архиепископов запираются в часовне и не покидают её, пока не изберут нового папу. Когда кто-либо из присутствующих получает большинство в две трети плюс один голос, он провозглашается папой.
Всемирную славу Сикстинской капелле принесли фрески работы Микеланджело на своде потолка и над алтарем. Из-за многовековой копоти от свечей и слоя пыли эти фрески сильно пострадали; кроме того, в XVIII веке росписи неумело реставрировали на основе животного клея. С 1980 года началась гигантская работа по отделке и реставрации росписей. Глубокая чистка с растворением поверхностного слоя проявила сверх ожиданий очень яркие цвета живописи Микеланджело. В 1990 году реставрационные работы были закончены.
Как это ни парадоксально, но почетный заказ Микеланджело получил благодаря проискам своего недруга Донато Браманте, главного архитектора собора Святого Петра.
Потому Донато Браманте и подсуетился с поручением заказа Микеланджело, так как желал его посрамления.Но что-то пошло не так у этого интригана, не получилось унизить великого художника, а наоборот прославил его на века.
Для Микеланджело строят в капелле леса высотой 20 метров, обтягивают их тканью, чтобы скрыть от посторонних глаз секрет рождения шедевра, и художник начинает свой титанический труд, длившийся 4 года. Лежа, запрокинув голову и изогнув дугой поясницу, он расписывает свод площадью в 600 квадратных метров (343 гигантские фигуры). Каторжная работа на лесах очень быстро превратила молодого человека в сгорбленного старика.
В это время он написал стихотворный автопортрет — трагикомический сонет «К Джованни, что из Пистойи». Вот отрывок из этого сонета:
Я нажил зоб усердьем и трудом
(Такою хворью от воды стоячей
В Ломбардии страдает род кошачий);
Мой подбородок сросся с животом.
Лежу я на лесах под потолком.
От краски брызжущей почти незрячий;
Как гарпия, на жердочке висячей —
Макушка вниз, а борода торчком.
Бока сдавили брюхо с потрохами.
Пошевелить ногами не могу —
Противовесом зад на шатком ложе,
И не сподручно мне водить кистями.
Я согнут, как сирийский лук, в дугу:
С натуги вздулись волдыри на коже. Я получил за труд лишь зоб, хворобу
(Так пучит кошек мутная вода,
В Ломбардии — нередких мест беда!)
Да подбородком вклинился в утробу;
Грудь — как у гарпий; череп, мне на злобу,
Полез к горбу; и дыбом — борода;
А с кисти на лицо течет бурда,
Рядя меня в парчу, подобно гробу;
Сместились бедра начисто в живот,
А зад, в противовес, раздулся в бочку;
Ступни с землею сходятся не вдруг;
Свисает кожа коробом вперед,
А сзади складкой выточена в строчку,
И весь я выгнут, как сирийский лук.
А это уже от человека, вернее от его характера зависит. Один будет ныть и все воспринимать с негативом, а другой даже в таких условиях может найти позитив и юмор.
Современный подход к жизни у него...Всю жизнь один,даже приписывали ему голубизну,но кто теперь узнает...,врут скорее всего.Сам он отшучивался,что его супруга-искусство.
«Искусство - ревниво и требует всего человека. Я имею супругу, которой весь принадлежу, а мои дети - это мои произведения».
Были, есть и будут такие люди как Микеланджело, для которых их призвание и детища творения заменяют все на свете. А был ли художник голубой, кто ж теперь это узнает?
Майя_Пешкова, спасибо, Майя за подробный рассказ. Просто дух захватывает!
А вот интересно, права ли легенда про несовместимость гения и злодейства, о том, что Микеланджело убил натурщика, чтобы достовернее изобразить умиравшего Христа...
Спасибо,Галя.Много всяких легенд ходило о Пьетте Микеланджело
Согласно «Жизнеописаниям» Джорджо Вазари, после установки скульптуры в капелле Микеланджело часто туда заходил, чтобы лишний раз полюбоваться собственным произведением. Но однажды он услышал разговор «приезжих из Ломбардии», восхвалявших скульптуру и считавших, что её сделал их соотечественник: «миланец Гоббо». Микеланджело промолчал, но ближайшей ночью он пробрался в капеллу, «прихватив с собой резцы» и вырезал на поясе, пересекающем грудь Богоматери, надпись на латыни: «Микеланджело Буонарроти флорентинец исполнил»
В 1499 году законченную статую поместили в капелле Св. Петрониллы на невысоком постаменте. В 1517 году её перенесли в Старую сакристию Собора святого Петра, в 1626 году — на старый хор базилики в Ватикане.
При транспортировке были повреждены пальцы правой руки Мадонны (отреставрированы в 1736 году). С 1749 года шедевр Микеланджело находится в первой капелле справа от входа в главный неф Собора Святого Петра, получившей после этого новое название (Cappella della Pietа)
21 мая 1972 года, через несколько минут после окончания праздничной литургии по случаю дня Святой Троицы, австралийский геолог венгерского происхождения Ласло Тот набросился на скульптуру и с криком «Я — Иисус Христос, Христос восстал из мёртвых!» нанёс скульптуре пятнадцать ударов принесённым с собой скальным молотком. Он расколол левую руку Мадонны и нанёс многочисленные повреждения лицу. Оцепеневшие от ужаса прихожане не сразу поняли, что происходит, и слишком поздно схватили безумца, успевшего причинить серьёзный вред творению Микеланджело.
На суде Тот повторял, что он — Иисус Христос, а также сам Микеланджело, и Бог велел ему уничтожить статую Мадонны — «олицетворение ложных добродетелей Церкви», — поскольку Иисус вечен и не может иметь матери. По его собственному признанию, он приехал в Рим, чтобы публично заявить о своём рождении как о втором пришествии Иисуса Христа. Тогда же пришёл к выводу, что современная католическая церковь намеренно культивирует образ мёртвого, а не воскресшего Христа, и задумал уничтожить «Пьету» как главный символ этого «лживого обычая». Обвинив своих судей в смертном грехе гордыни, Тот пообещал проклясть их в день Страшного суда
Ввиду явной психической ненормальности Тота против него не выдвинули уголовных обвинений. 29 января 1973 года его поместили в психиатрическую клинику, а 9 февраля 1975 года депортировали в Австралию.
В Ватикане возникла дискуссия о том, какой способ реставрации следует проводить: одни предлагали оставить лицо изуродованной Мадонны в качестве свидетельства духовных изъянов эпохи, в которой господствует насилие; другие предлагали реставрацию лишь повреждённых частей; третьи настаивали на полной реставрации скульптуры. После реставрации с использованием около полусотни отбитых фрагментов (без использования новодельных частей) под наблюдением директора Ватиканских музеев Деоклецио Редига де Кампоса произведение Микеланджело установили за пуленепробиваемым стеклом справа от входа в собор
Майя_Пешкова, спасибо, Майя. И как только рука поднялась. Действительно сумасшедший! Чем больше веков пройдет, тем больше подобных жутких историй будет.
На днях в новостях показали, как моют Давида. Буквально пылинки сдувают пылесосом, даже воду не используют. Трудно сохранять шедевры. Они вечные, но к сожалению подвержены разрушению и вандализму
Сам антураж и величие Собора Святого Петра и реалистичность образов действует как триггер на больных психически людей,вводя их в состояние острого психоза
А про ту легенду-ниже
Естественно,что убийство натурщика-легенда....скульптору на тот момент 20 лет всего было,
Идеи сдержанной скорби нашли выражение в просветлённом созерцательном настроении, выраженном посредством необычайно тонкой моделировки мрамора, который Микеланджело отполировал до блеска, что довольно необычно для его раннего творчества. Особенно прекрасен одухотворённый лик Мадонны, который часто сравнивают с другим, следующим произведением скульптора — Мадонной Брюгге. Микеланджело сознательно усилил контраст обнажённого тела Сына и задрапированной фигуры Матери. Богатство пластики складок одеяния Богоматери контрастирует с безжизненной пластикой мёртвого тела Христа. Не случайно в Риме получил распространение слух о том, что скульптор специально убил натурщика (либо использовал чьё-то мёртвое тело), чтобы добиться столь сильного впечатления. Такая легенда упоминается в трагедии А. С. Пушкина Моцарт и Сальери:
…Гений и злодейство
Две вещи несовместные. Неправда:
А Бонаротти? Или это сказка
Тупой, бессмысленной толпы — и не был
Убийцею создатель Ватикана?
Майя_Пешкова, вероятно невозможно было представить, что простой смертный смог сотворить этот шедевр, вот и появилась жутковатая легенда о действительно умерщвленном натурщике.
Спасибо, Майя, за подробный рассказ и объяснения.
Майя_Пешкова, это заметно и чувствуется, что тема для тебя очень дорога. Ты ведь всё это воочию изучала. Сколько впечатлений и переживаний от увиденного. Такие шедевры!
Буквально просвещаюсь в нашем клубе. Если сюда заглянуть, то никак не вырваться уже. Вот и Гале об этом написала.
Глаза болят, на работе пока аврал с отчетами. Да всегда что-то к сожалению.