-Метки

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в vissarion

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.03.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 746


СВЯТИЛИЩЕ В ЛАБРАНДАХ

Понедельник, 24 Января 2022 г. 19:37 + в цитатник
Кишбали Тамаш
СВЯТИЛИЩЕ В ЛАБРАНДАХ И ДИНАСТИЯ ГЕКАТОМНИДОВ



1. Святилище в Лабрандах

Топоним Λάβρανδα, засвидетельствованный в греческих и латинский текстах в нескольких вариантах написания,¹ имеет лувийское происхождение.² Он обозначает «местность, богатую лаброй (labra)», определенным видом растений (Неrdа 2013: 433, p. 39). Эта связь была утеряна, и античные авторы, описывая святилище Зевса Лабрандского, соотносили название места с лабрисом, двусторонним топором, одним из атрибутов чтимого здесь бога (Plut. Quaest. Gr. 45), или с присылаемой им «свирепой» (λάβρος) грозой. Впрочем, именно возможная связь с лабрисом, с лабиринтом, а также сообщение Геродота о том, что карийцы пришли в Анатолию с эгейских островов (Hdt. 1.172), привели к началу раскопок на территории святилища в 1948 году. Количество находок с карийскими текстами оказалось достаточно скромным, а самыми ранними находками долгое время, вплоть до сезона 2012 года, были фрагменты керамики VII века до н.э. Поиски эгейских связей постепенно уступили место поискам анатолийских корней, но вопрос о начале культовой деятельности в Лабрандах до сих пор остается открытым.
___________________________
[1] Лабранды (Λάβρανδα, Λάβραυνδα, Λάμβραυνδα) — античный город в Карии, исторической области в Малой Азии.
[2] Лувийцы — древняя этнолингвистическая общность 3–2-го тыс. до н. э., носители лувийского языка и лувийского иероглифического письма. Термины «Лувия», «лувийский» принадлежат хеттскому языку (хеттское Luwia, Лувия — ареал расселения лувийцев), у самих лувийцев им соответствовала форма Lukka- (откуда позднейшее античное Ликия).


Святилище находится на верхней центральной точке большой долины, на высоте 650 метров над уровнем моря. На первых этапах оно было связано с природными явлениями — карийцы (или их предки), можно сказать, «служили богам своим, на высоких горах и на холмах, и под всяким ветвистым деревом» (Втор. 12.2). Геродот упоминает священную платановую рощу (Hdt. 5.119). Центральной точкой святилища могла быть т.н. «Расколотая скала» (Split Rock) — огромный валун местного гнейса округлой формы, рассеченный на две части. Рядом возвышается еще одна скала (часть коренной породы). В обеих скалах были высечены ступени для подъема и прорублены квадратные ниши для даров.

Приспособление природных форм и применение скальной архитектуры для культовых целей является общей чертой древних народов, населяющих гористые регионы. Это встречается у хеттов, урартов, фригийцев (Berndt-Ersoz 2006: 143). Из-за сходства лабрандского комплекса с фригийскими святилищами, также располагавшимися под открытым небом, возникло предположение, что «Расколотая скала» и ее окружение могли служить местом почитания Кибелы: близость источника, культовые ниши и находка небольшой терракотовой статуэтки Кибелы на троне (V в. до н.э.) подтверждают эту идею. По мнению Л.Карлссона, основным мотивом древнейшего лабрандского культа был священный брак (ἱερός γάμος) между Кибелой, отождествляемой с «Расколотой скалой», и богом Грозы (Karlsson 2013). Самые ранние находки датируются серединой 5 тыс. до н.э., разумеется, это еще не говорит о наличии здесь святилища.

С большой вероятностью можно говорить о том, что во второй половине VII в. до н.э. в Лабрандах святилище уже существует, но оно занимает сравнительно небольшую территорию. Рядом с «природными» элементами появляются новые, рукотворные: укрепляется терраса и в конце VI в. до н.э. строится первый храм. Появление храма не означает, что зона «Расколотой скалы» теряет свою значимость, но определенные сдвиги акцентов можно предположить. Оформление террасы, более четкое выделение теменоса (τέμενος, священное место), появление построек указывают на стремление организовать движение по святилищу.

В IV в. до н.э. на территории Лабранд проводились строительные работы. За сравнительно короткий период времени в святилище был воздвигнут ряд новых зданий, большинство из которых можно напрямую (благодаря вотивным надписям) связать с Мавсолом и Идриеем. Территория была расширена на юг за счет двух новых террас, сообщение между которыми осуществлялось посредством монументальных лестниц. Очевидно, движение участников религиозных праздников играло важную роль в лабрандском ритуале — святилище было кульминационной точкой шествия от города Миласы по «Священной дороге» длиною в 60 стадиев.³ Дорога имела каменное покрытие, и на всем ее протяжении были источники, оформленные небольшими постройками. На территории самого святилища постройки (пропилеи, стои, андроны и прочие здания) задавали зигзагообразную траекторию движения к храму, с постепенным подъемом. П.Хельстрем сравнивает эту схему с планировкой святилища в Дельфах и допускает, что Гекатомниды⁴ могли сознательно ориентироваться на нее.

Заслуживают внимания пиршественные залы, андроны,⁵ построенные Мавсолом (андрон Б) и Идриеем (андрон А). Оба здания созданы по схожей схеме. Они представляют собой прямоугольные постройки, сочетающие в себе черты разных ордеров: на фасаде две ионические колонны в антах поддерживают дорический антаблемент. Внутри зданий располагался большой зал с 20 ложами. Вотивные надписи высечены по архитраву. Вынесение личных имен и посвятительных формул на такую центральную позицию считалось проявлением «варварского высокомерия» Гекатомнидов, но в статье Умхольц (G. Umholtz) было убедительно доказано, что лабрандские андроны вписываются в традицию личных посвящений.

Повышенное внимание Гекатомнидов к Лабрандскому святилищу позволяет предположить, что в IV веке до н.э. в ритуалах появляется новый элемент, акцентирующий роль царя, или царя-жреца. Неизвестно, является ли это нововведением, или усилением/возобновлением старых традиций.
___________________________
[3] στάδιον τό (pl. тж. οἱ στάδιοι) стадий (мера длины) = 184.97m
[4] Гекатомниды — династия наследников Гекатомна (сатрапа Карии 395-377 до н.э.) — Мавсол, Идрей, Пиксодар, Артемисия, Ада. В 395 году до н.э., после того, как Кария вернулась под контроль Империи Ахеменидов, покинув Афинский (Делосский) союз, персидский царь Артаксеркс II назначил Гекатомна сатрапом (наместником царя) Карии. Столицей Карии Гекатомн сделал свой родной город Миласу (позднее столица была перенесена в Галикарнас). Гекатомниды наследовали власть в Карии до прихода Александра Македонского в 334 году до н.э.
[5] ἀνδρών (-ῶνος) ὁ специальное помещение древнегреческого или древнеримского жилого дома, предназначенное для празднований и пиров, куда допускались только мужчины.



2. Лабранды как религиозный центр в IV веке до н.э.

Мужское божество, почитаемое в Лабрандах, в античных источниках известно только как Зевс. С ним связны два эпитета. Один из них относится к топониму Лабранды. Второй — Стратий (известный в эллинистических культах) определяет воинственный характер бога. Однако античные авторы применяют эти определения непоследовательно. Геродот сообщает (Hdt. 5.119), что карийцы, после поражения в битве с персами (497 до н.э.), искали убежище на территории святилища Зевса Стратия (ἐς Διὸς στρατίου ἱρόν) в Лабрандах. Страбон сначала называет бога по имени местности — Зевс Лабрандский, но потом пишет, что в лабрандском храме стоит древняя деревянная статуя Зевса Стратия (ξόανον Διὸς Στρατίου). Далее автор упоминает почитание в Миласах Зевса Осого и Зевса Карийского (Strab. 14.2.23). Неудивительно, что в более позднем тексте Элиана возникает путаница — он отождествляет Зевса Стратия с Зевсом Карийским, но упоминает и Зевса Лабрандского (Ael. NA 12.30).

Справедливо предполагать, что за греческим названием «скрывается» местный вариант общеанатолийского бога Грозы (не является ли «народная этимология» Клавдия Элиана отголоском этой традиции?). Его карийское имя, возможно, засвидетельствовано на обломке горловины аттического чернофигурного кратера, найденного в Иасосе (C.Ia 3; фотография памятника — Karlsson 2013: Fig. 11). Буквы нацарапаны поверх фриза с бегущими кабанами и собаками. По мнению Адиего надпись имеет прочтение (Adiego 2007. 147):

?] areš | šanne mλne | siykloś | šann | trquδe | kλmuδ [?

Слово trquδe интерпретируется как имя бога, соответствующее Тархунту и, судя по посвятительному характеру надписи, стоит в дательном падеже (Adiego 2007. 286).

Правомерно возникает вопрос — сколько и каких богов почитали карийцы, как они понимали эту многоименность? Очевидно, что Зевс Осого отличался от местных богов в Лабрандах и в Миласе: по функциям и атрибутам он связан с морем. Не ясно, чем отличаются друг от друга Зевс Лабрандский и Зевс Карийский; являются ли они разными божествами и как соотносятся с Зевсом Стратием.

Главной характеристикой можно считать «принадлежность» божества к святилищу и общине. Исследователи отмечают важную роль общин (κοινά) в социальной жизни Карии, что способствовало длительному размежеванию местных культов, ведь именно святилища выступали одним из организующих факторов. В монографии о карийской религии Ломонье утверждает, что мы имеем дело с божествами разных уровней — Зевс Карийский был «общекарийским» божеством и отождествлялся с верховным божеством лидийцев и мисийцев, имеющих «долю как братья» в миласском святилище (Strab. 14.2.23); Зевс Лабрандский был богом общины Милас, или одной из общин города (Laumonier 1958. 39-40). Божество (с эпитетами Стратий и Лабрандский) номинально могло быть одним и тем же, ибо в IV веке речь однозначно идет о «Зевсе Стратии лабрандского святилища» и «Зевсе Стратии миласского святилища».


3. О новом и старом культовых образах Зевса в Лабрандах

Новый храм, выстроенный Идриеем на месте старого сохранял древнюю статую (ξόανον) Зевса Стратия, упоминаемую Страбоном. Можно предположить, что Гекатомниды (а конкретно — Мавсол), помимо построек, посвятили и новую статую. Архитравная надпись андрона Б гласит:

Μαύσσωλλος Ἑκατόµνω [ἀνέθηκε τὸν ἀ]νδρῶνα [κα]ὶ τὰ ἐνεόντα ∆ιῒ Λαµβραύνδωι
(ILabraunda 14 = PHI 260081)

Т.е. Мавсол, сын Гекатомна, посвящает этот андрон и имеющееся [внутри] Зевсу Лабрандскому. Уточнение τὰ ἐνεόντα, возможно, указывает именно на статую. Местом же для образа служила прямоугольная «апсида» в восточной части здания.

Ни ксоан, ни новая статуя до нас не дошли, однако о них можно судить по косвенным данным. Любопытно, что на миласских монетах римского времени предпочитали изображать нарочито архаический (или архаизированный) ксоан. Но на монетах IV в. до н.э. божество имеет иной вид. Если принять, что изображается конкретная статуя божества (связанная с конкретным правителем), то нумизматический материал может служить фундаментом для гипотетической реконструкции.

zl_ml2 (700x364, 41Kb)b_mzl_od (700x331, 45Kb)
1. Евром (Εὔρωμος), Кария. Æ 17mm (3.00g), I в. до н.э. Av: Зевс Лабрандский в тоге, с лабрисом и копьем; Rv: лабрис; EYPΩMEΩN
2. Миласа (Μύλασα), Кария. Дидрахма (AR 6.69g), III в. до н.э. Магистрат Диодор. Av: Зевс Лабрандский с двойным топором и скипетром; Rv: Зевс Осого с орлом и трезубцем; MYΛAΣEΩN / ΔIOΔΩPOΣ

z_mg (700x343, 45Kb)zl_ja (700x335, 196Kb)
3. Гета (как цезарь 198-209). Миласа, Кария. Æ 37mm (34.04g). Av: бюст Геты; ПО CЄΠTIMIOC ΓЄTAC KAI; Rv: в тетрастильном храме архаическая культовая статуя Зевса Лабрандского с модиусом на голове, в руках держит копье и лабрис; MYΛACЄΩN
4. Септимий Север (193-211). Миласа, Кария. Триассарион (Æ 28mm, 9.55g). Av: бюст Септимия Севера в лавровом венке; AY K Λ CЄC CЄOYHPOC C; Rv: архаическая (или архаизированная) статуя Зевса Лабрандского с модиусом на голове, в руках держит копье и лабрис; MYΛACЄΩN

b_mzl_l (700x350, 62Kb)_Clip (394x224, 24Kb)
5. Гекатомн (Ἑκατόμνος), сатрап Карии в 392-377 до н.э. Миласа, Кария. Тетрадрахма (AR 24mm, 14.78g). Av: Зевс Лабрандский с двойным топором и копьем; Rv: лев; EKATOMNΩ
6. Мавсол (Μαύσσωλλος, 377-353 до н.э.). Кария, Малая Азия. Дидрахма (AR 7.01g). Av: голова Аполлона в лавровом венке; Rv: Зевс Лабрандский стоит со скипетром в левой руке и двойным топором в правой; MAΥΣΣΩΛΛ[OY]


Основной тип чекана Мавсола включал голову Аполлона на аверсе и изображение статуи Зевса на реверсе. Зевс изображен в профиль опирающимся на одну ногу в своем движении. В левой руке он держит длинное копье, а в правой — лабрис, двуострый топор. Он облачен в длинный хитон и гиматий, образующий на животе крупные горизонтальные складки. Отметим, что известная статуя Мавсола, найденная при раскопках Мавзолея в Галикарнасе имеет сходную позу (опирается на правую ногу, а левую выставляет вперед) и ровно такое же одеяние. Остатки рук позволяют судить о том, что они были почти прижаты к телу. Левое предплечье было вытянуто. Неизвестно, держал ли «Мавсол» какие-либо предметы. Реконструкция утраченных рук по схеме, близкой к культовому образу Зевса Лабрандского кажется заманчивой, но не имеет основания, однако имеется определенное иконографическое сходство позы и одеяния. Возможно, именно эти черты являлись признаками власти в глазах современников и широко применялись для изображения «царя божеств» (Зевса Лабрандского) или же — обожествленного царя.

Более точное представление об облике новой культовой статуи дает голова Зевса из Милас, находящаяся в Музее изящных искусств Бостона (инв. № 04.12). Памятник датируется 350-340гг. до н.э., т.е. был создан при Гекатомнидах (и, возможно, по их заказу). Данное произведение является вольной интерпретацией головы Зевса Олимпийского Фидия (Vermuele 1967). На верхней части головы находится отверстие для крепления еще одной детали — высокого полоса (или модиуса). На монетах бог изображен без головного убора.

Еще одним источником реконструкции облика культовой статуи Зевса Лабрандского является рельеф из Тегеи — верхняя часть стелы с эдиктом.⁶ В центре изображен Зевс Лабрандский, в фас, с лабрисом и копьем. На его груди находится девять выпуклых полусфер, образующих треугольник — подобно пекторальным украшениям культовой статуи Атремиды Эфесской. По сторонам представлены изображения Ады и Идриея (фигуры подписаны: Syll. 225). Царская чета стоит в молитвенной позе. Идрией поднимает правую руку верх, обращаясь к богу, а в левой держит копье или длинный скипетр.⁷ На наш взгляд, важно визуальное сходство Идриея с богом (прическа, борода). Хельстрем (Hellström 1997: 110), на основании этого рельефа, а также из-за ширины прямоугольной ниши-«апсиды», предполагает, что в андронах стояла именно подобная триада: в андроне Б — Мавсол и Артемисия, в андроне А — Идрией и Ада. Появление изображений царей неудивительно: статуи Гекатомнидов часто ставились и в самой Карии (Ма 2013: 80), и в других местах, например, в Дельфах.
___________________________
[6] В собрании Британского Музея: инв. ном. 1914, 0714.1.
[7] Чекан Идриея отличается от монет Мавсола одной единственной деталью: в руках Зевса Лабрандского вместо копья помешается длинный скипетр (Копик 2013: 109-110).


Устойчивыми атрибутами бога выступают только одеяние, лабрис и (отчасти) копье. Головной убор и пекторальные украшения встречаются далеко не на всех изображениях — они свидетельствуют либо об иконографических вариантах, либо о неправильной их атрибуции как Зевса Лабрандского. Особых дальнейших исследований требует полос. Возможно, что включение тех или иных «дополнительных» элементов было связано с желанием царя подчеркнуть определенные функции божества, что может также указывать на возрастание роли правителя в культе Зевса Стратия в Лабрандах.

Таким образом, изменения, которым в IV веке до н.э. подвергаются Лабранды, являются примером объединения двух тенденций — эллинизации и обращения к местным культам, т.е. можно говорить о своеобразной «гекатомнидизации». Помимо обустройства святилища, представители династии активно разрабатывают визуальный язык репрезентации собственной власти, призванный подчеркивать их особую, исключительную связь с божеством. Для этого широко применяются различные формы эллинизированного искусства, и необходимо уточнить целый ряд деталей, чтобы найти «Карию Гекатомнидов» между анатолийской древностью и эллинизмом последующих веков.


_______________________________
Метки:  

vissarion   обратиться по имени Вторник, 22 Февраля 2022 г. 22:26 (ссылка)
_______________________________
l_2f (700x347, 79Kb)
Французское Государство (Вишистская Франция, 1940-1944).
2 Франка (Al 27mm, 2.20g), 1943г. Гравер Люсьен Базор (Lucien Georges Bazor).
Av: 2 FRANCS 1943 / TRAVAIL FAMILLE PATRIE
Rv: двойной топор с колосьями по краям; ETAT FRANÇAIS

_______________________________
l_5f (700x350, 87Kb)
Французское Государство (Вишистская Франция, 1940-1944).
5 Франков (Cu-Ni 22mm, 4.03g), 1941г.
Av: бюст маршала Петена (Petain); PHILIPPE PETAIN MARECHAL DE FRANCE / CHEF DE L'ETAT
Rv: двойной топор 5F. 1941 / TRAVAIL FAMILLE PATRIE

_______________________________
l_mp (700x349, 390Kb)
Маршал Петен. Французское Государство (Вишистская Франция, 1940-1944).
Бронзовая медаль (Æ 67mm, 138.10g) «Travail, Famille, Patrie», 1941г.
Av: бюст Петена; PHILIPPE.PETAIN.MARECHAL.DE.FRANCE.CHEF.DE.L'ETAT / PIERRE TURIN / MCMXLI
Rv: двойной топор, слева от него — мужчина, держащий косу, рядом с пшеничным полем; справа — женщина с детьми; TRAVAIL FAMILLE PATRIE

_______________________________

Считалось, что со свержением Французской республики и установлением союза с Германией произошла «Национальная революция». Девиз Французской республики «Свобода, равенство, братство» был заменен на «Travail, Famille, Patrie» («Труд, Семья, Отечество»). Гербом вишистского режима был двойной топор. Гимном официально оставалась «Марсельеза», однако по требованию немцев она была запрещена, и фактическим гимном стала песня в честь Петена «Маршал, мы здесь!».
_______________________________
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку