-Метки

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в vissarion

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.03.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 746


АПОЛЛОН НА БОСПОРЕ И В ОЛЬВИИ

Пятница, 19 Февраля 2021 г. 21:01 + в цитатник
Скржинская Марина Владимировна
ЭПИКЛЕЗЫ АПОЛЛОНА В АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ
НА ПАМЯТНИКАХ ИСКУССТВА ИЗ ОЛЬВИИ И ГОРОДОВ БОСПОРА



Древние греки почитали большинство своих богов в нескольких ипостасях. В устной практике и в литературе им соответствовали различные эпиклезы (ἐπίκλησις)¹ — определения, отражающие те или иные функции божества. Аполлон принадлежал к числу богов, имевших множество эпиклез. Например, лапидарные надписи и граффити из Ольвии дают возможность узнать шесть местных эпиклез бога: Иатрос (Ἰατρός, Целитель), Дельфиний (Δελφίνιος),² Ликей (Λύκειος, Волчий), Борей (Βορεάς, Северный), Таргелий (Θάργηλιος)³ и Простат (Пροστάτης, Защитник), а памятники изобразительного искусства позволяют их еще больше расширить.
____________________________
[1] ἐπίκλησις (-εως) ἡ прозвище, наименование, эпитет (πολλὰς ἐπικλήσεις ἔχειν Plut.).

[2] Δελφίνιος ὁ Дельфийский, эпитет Аполлона, по названию святилища в Дельфах (Δελφοί) HH., Anth.

[3] Θαργήλια τά Таргелии, аттический праздник созревания плодов, посвященный Аполлону и Артемиде в месяце таргелионе Dem., Arst.
Θαργηλιών (-ῶνος) ὁ таргелион (11-й месяц аттического года — от середины мая до середины июня) Arst., Plut.


С древнейших времен в эпитетах Аполлона часто присутствовали слова лук и стрела. В эпических поэмах и гимнах бога называли сребролуким (ἀργυρότοξος Hom. II. II, 76; Hymn. IX, 5 и др.), и этот постоянный эпитет мог даже замещать имя бога, как, например, в молитве, которую Гомер вложил в уста жреца Хриса (Il. I, 36). Автор гимна Аполлону (Hom. Hymn. XIII,126) и Пиндар (fr. 19) именовали бога τοξοφόρος (несущий лук, т.е. вооруженный луком). Подобные эпитеты были хорошо известны ольвиополитам (Ὀλβιοπολῖται) и боспорянам (Βοσπορίτης). Ведь все граждане имели хотя бы первичное школьное образование, а оно у греков обязательно включало знакомство с эпическими поэмами. Дион Хросостом в своей «Борисфенитской речи» (XXXVI, 10) отметил особую любовь ольвиополитов к произведениям Гомера и стремление местных поэтов писать в гомеровском духе. Среди ольвийских граффити имеются цитаты из «Малой Илиады» и из «Одиссеи», а надпись на чернолаковой солонке свидетельствует о состязаниях в чтении эпических поэм во время симпосиумов в Пантикапее.

Фольклор и литература способствовали тому, что в изобразительном искусстве лук и стрелы были избраны одним из отличительных атрибутов Аполлона. Именно с ними прославленный скульптор Леохар в IV в. до н. э. представил бога на знаменитой статуе, повторенной в множестве копий и называемой теперь Аполлоном Бельведерским. Статуя Аполлона с большим луком у ног и стрелой была привезена в Ольвию в VI в. до н.э. и на многие столетия стала здесь почитаемым кумиром. Изображение этой скульптуры сохранилось на ольвийской монете II в. н.э.

Разящие стрелы бога могли нести и наказание, и исцеление. Они были отличительным символом Аполлона в ипостаси Врачевателя (Ἰατρός), который стал богом покровителем колонистов, отправлявшихся искать новую родину на северном и западных берегах Черного моря. Первые монеты в основанных здесь городах от Аполлонии на западе до Ольвии и Керкинитиды на севере имели форму наконечника стрелы. Они находились в обращении примерно столетие, начиная с середины VI в. до н.э., и, согласно мнению современных исследователей, символизировали Аполлона. То же значение имела стрела на эталонных весовых гирях, найденных на Березани. Лук и стрелы, как атрибуты Аполлона, были знакомы также и боспорянам. Такова, например, стрела в пасти грифона, символизирующая бога на монетах Пантикапея, или его изображение с луком на халцедоновой вставке в перстень, принадлежавший жителю Горгиппии в IV-III вв. до н.э.

Все ионийцы, по словам Страбона (IV, 1, 4), почитали Аполлона с эпиклезой Дельфиний. Античные авторы неоднократно упоминали святилище Аполлона Дельфиния в Афинах (Aristot. Ath. 57,3; Andocid. I, 78; Plut. Thes. 12, 18), а в Милете Дельфинион (Δελφίνιον) был главным храмом города. В ионийских и некоторых других колониях также появлялись свои Дельфинионы. Их строили на западном и северном краях греческой ойкумены в Массилии (Strab. IV, 1, 4) и в Ольвии Понтийской, где найдено немало посвящений Аполлону Дельфинию архаического, классического и эллинистического времени.

Эллины заимствовали культ Дельфиния на Востоке в микенскую эпоху, и хеттский Телепинус на греческой почве стал произноситься как Дельфиний. В дальнейшем это определение Аполлона в народной этимологии связалось со словом дельфин (δελφίς), что отразилось в гимне Аполлону, сочиненном ионийским автором в VII-VI вв. до н.э. (Hom. Hymn. II, 315-317):

Так как впервые из моря туманного в виде дельфина
Близ корабля быстроходного я поднялся перед вами,
То и молитесь мне впредь как Дельфинию.⁴

(Перевод В.В. Вересаева).

Этим объясняется, почему дельфин стал атрибутом Аполлона в ипостаси Дельфиния. Бог с такой эпиклезой, согласно верованиям ольвиополитов, был организатором и покровителем их государства и с конца VI в. до н.э. несколько столетий занимал главенствующее положение в пантеоне богов этого полиса, оттеснив на второй план Аполлона в ипостаси Целителя. Одним из выражений этого стали пришедшие на смену монетам-стрелкам медные монеты разных номиналов в форме фигурки дельфина; они в отличие от первых обращались только на территории Ольвийского полиса и существовали более столетия, начиная с третьей четверти VI в. до н.э. Позднее Аполлон и его символ дельфин неоднократно изображались на ольвийских монетах и эталонных весовых гирях IV в. до н.э. На подобных гирях изредка встречается эмблема Ольвии, состоявшая из фигур орла и дельфина, на монетах же эта эмблема постоянно чеканилась с последней трети V в. до первой половины II в. до н.э. Орел и дельфин символизировали Зевса и Аполлона, самых почитавшихся ольвиополитами богов. Недаром их храмы стояли рядом на священном участке, примыкавшем к главной площади города.
____________________________
[4] δελφίς, δελφῖνος ὁ дельфин Hom., Hes., Pind., Her., Arst.
Δελφίνιος ὁ Дельфиний (эпитет Аполлона) HH., Anth.


Изображение дельфина на монетах Ольвии римского времени становится крайне редким, потому что в это время здесь первенствующее положение вместо Дельфиния получил Аполлон Простат (Пροστάτης, защитник). Орел же, символизировавший Зевса, продолжал занимать видное место на местных монетах.

В глазах греков одной из отличительных черт Аполлона был его выдающийся талант игры на струнных инструментах лире (λύρα) и кифаре (κίθαρος). Он считался покровителем мусических искусств, и в этом качестве его называли Мусагетом (Μουσηγέτης) — предводителем Муз (Hom. Hymn. III, 475-486). В Дельфах на знаменитых во всей Элладе Пифийских играх в честь Аполлона мусические агоны занимали ведущее положение. Эпиклезы бога Μουσαγέτης и Μούσαρχος известны в античной литературе с архаического времени (Hom. Hymn. III, 450; Terp. Fr. 3; Pind. Fr. 116; Diod. Sic. I, 18). В эпиграфике античных государств Северного Причерноморья такие эпиклезы отсутствуют, но произведения искусства свидетельствуют о знакомстве местного населения с этой ипостасью бога, а также с мифами о его победах на мусических состязаниях.

Изображения Аполлона Мусагета появились на привозных вазах уже в конце VI в. до н.э. Таков, например, аттический чернофигурный килик из раскопок Ольвии; на нем нарисован Аполлон с лирой и две Музы. Сцены из мифа о победе Аполлона в состязании с силеном Марсием запечатлены на двух вазах IV в. до н.э. из Пантикапея и Херсонеса. Аполлона Мусагета нередко изображали в нарядном длинном подпоясанном хитоне, который греческие кифареды надевали во время выступлений на праздничных агонах и концертах. В таком одеянии бог запечатлен на упомянутой вазе из Пантикапея и на терракоте с азиатской части Боспора.

Представление об Аполлоне музыканте отразилось в искусстве в виде изображений бога с лирой или кифарой, ставшими его постоянными и хорошо узнаваемыми атрибутами. Такие изображения в Северном Причерноморье встречаются как на импортных, так и на местных изделиях. О популярности последних свидетельствует форма из мастерской коропласта III в. до н.э. на Центральном теменосе Ольвии; терракотовые фигурки, выходившие из этой формы, изображали сидящего Аполлона, играющего на лире. Множество монет, отчеканенных в Тире, Ольвии и на Боспоре, украшены на аверсе головой Аполлона, а на реверсе лирой или кифарой.

Подобные изображения на привозных вазах появились уже в архаическое время. Аполлон с кифарой изображен рядом с Афиной на чернофигурных ольпах (ὄλπη, кувшин для хранения благовонных масел и вина) из Ольвии и Борисфена и на килике (κύλιξ) из Пантикапея. Особо следует выделить чернофигурный лекиф 530-520 до н.э. из Ольвии. Насколько известно, на нем находится единственный сейчас уцелевший в Северном Причерноморье рисунок, иллюстрирующий представление об Аполлоне как о зрелом мужчине, а не юном боге, каким его привычно видеть на множестве памятников изобразительного искусства. Вазописец нарисовал Аполлона бородатым; одетый в разукрашенный узорами хитон и плащ, он сидит на табурете-дифросе (δίφρος) и играет на большой кифаре; перед ним стоит Дионис в венке, за которым находится его постоянный спутник хвостатый силен с ослиными ушами. Кроме бороды у Аполлона здесь следует отметить и то, что он играет на большой кифаре сидя, а не, как в обычно стоя.

Эпиклеза Аполлона Φοῖβος (Феб, Лучезарный) встречается в греческой литературе с самых ранних времен. Гомер (Il. I, 43, 72, 443; XX, 68) и Гесиод (fr. 194), а также авторы гимнов богам (Hom. Hymn. XXVII, 14; Callim. Hymn. III, 6, 145) называли Аполлона Фебом, а позже его прямо уподобляли солнцу (Macr. Sat. I, 117). Лев издавна был солярным знаком Аполлона и символизировал бога на милетских монетах эпохи Великой греческой колонизации. Эта традиция была продолжена в милетских колониях на Боспоре. Голова льва на древнейших монетах Пантикапея, а затем стоящие и лежащие львы олицетворяли верховного бога этой колонии. Солярный символ льва и отмеченное выше знание эпических поэм позволяет заключить, что на Боспоре эпиклеза Аполлона Феб была широко известна.

Эпитет Аполлона Гиперборейский (Ὑπερβόρειος) связан с древним преданием о том, что раз в несколько лет бог отправляется в сказочную страну гипербореев (Diod. II, 47), обитающих где-то далеко на севере за пределами северного ветра борея (Her. IV, 13). Атрибутом Аполлона Гиперборейского был фантастический зверь грифон, как и гипербореи, живущий в каких-то отдаленных землях. Древнейшее известное сейчас изображение Аполлона с грифонами найдено на острове Делосе; там находился знаменитый во всем греческом мире храм бога, около которого справлялись панэллинские празднества. Именно туда, согласно легенде, гипербореи ежегодно отправляли свои дары (Her. IV, 33; Callim. Hymn. IV, 292; Paus. I, 31, 2). Милетяне также считали грифона одним из символов Аполлона, и не случайно его изображение присутствовало в декоре милетского храма этого бога. Афинские вазописцы иногда изображали Аполлона едущим на грифоне. Килик с таким рисунком, исполненным в IV в. до н.э., найден на хоре Херсонеса.

К IV веку до н.э. относятся замечательные золотые статеры Пантикапея; на их реверсе представлен львиноголовый грифон со стрелой в зубах. Он напоминает об эпиклезе бога Гиперборейский и о мифе с участием гипербореев, живших, по верованиям греков, где-то не далеко от их северных колоний на Понте Евксинском. Стрела в пасти чудовища еще один символ Аполлона, о котором говорилось выше.

С мифом об Аполлоне Гиперборейском связан образ всадника на грифоне, нарисованного на пеликах⁵ так называемого керченского стиля. В IV в. до н.э. афинские вазописцы специально расписывали такие вазы для вывоза в боспорские города.
____________________________
[5] πελίκη ἡ двуручный сосуд с относительно широким устьем и туловом характерной каплевидной формы на невысокой кольцевидной подставке.


Итак, памятники искусства из раскопок Ольвии и Боспора дали возможность рассмотреть иллюстрации к многочисленным эпиклезам Аполлона, верховного бога обоих государств. Росписи ваз, терракоты и монеты помогли узнать, какие зрительные образы возникали у ольвиополитов и боспорян при мысли о той или иной ипостаси Аполлона. Кроме того, анализ изображений позволил дополнить к известным по надписям эпиклезам несколько других: Мусагет, Феб, Гиперборейский. Две последние в основном получили распространение на Боспоре, а ипостась Дельфиния, хотя и была известна боспорянам, не имела здесь широкого круга почитателей и потому в отличие от Ольвии, почти не отразилась в изобразительном искусстве.


_______________________________
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку