Цитаты из прочитанного. Стефан Цвейг. Казанова. Ницше. Фрейд |
Знаменитый австрийский писатель Стефан Цвейг считается родоначальником жанра художественной биографии. Около десяти лет он работал над циклом, названным "Строители мира", куда включил жизнеописания великих людей, намного опередивших свое время. В этот сборник вошли три эссе, посвященных Джакомо Казанове, Фридриху Ницше и Зигмунду Фрейду.
Я очень люблю Цвейга. Это любовь давняя, с первой прочитанной мною его страницы, с первой новеллы. Каждая прочитанная его книга воспринималась мною как подарок, как шедевр, как настоящее произведение искусства. И купив эту книгу, я была в предвкушении от того удовольствия, которое получу, читая ее...
Но сейчас почему-то чуда не произошло. Возможно, потому, что эти три биографических эссе о таких великих и знаменитых персонажах показались мне невероятно скучными. Особенно первое.
Прежде всего, я почти не получила никакой новой информации об этих людях - все факты были уже мне известны, да и самих фактов в книге было очень немного. Чего было много, так это текста. Его вполне можно было сократить раза в три. Пространные, но невероятно витиеватые тексты с повторяющимися по многу раз одними и теми же мыслями, ужасно мешали восприятию. Я буквально продиралась через слова и строчки, увязнув в них из-за этой чрезмерной насыщенности всякими эпитетами, высокопарными словами и пафосом. Не думаю, что биографические книги от этого выигрывают. Автор очень увлекся своим стилем и слогом, который был уместен и оттого прекрасен в его художественных произведениях, но оказался излишне расцвеченным в этом жанре.
Даже понравившихся цитат я практически не отметила, за исключением одной.
*********
Из эссе о Фрейде
Излечение в идеальной форме наступает лишь тогда, когда пациент признает наконец свои невротические симптомы излишними и станет претворять энергию своего чувства не в ложные представления и образы, а в жизнь и в жизненный труд. Только тогда анализ отпускает больного.
Но часто ли - опасный вопрос! - удается психоанализу добиться столь совершенного результата? Боюсь, что не слишком часто. Ибо искусство выспрашивать и выслушивать требует исключительной тонкости душевного слуха, высокой проникновенности чувства, одновременного наличия стольких драгоценных духовных качеств, что только человек, судьбою к этому предназначенный, истинный психолог по призванию может действовать здесь в качестве посредника. Christian Science и метод Куэ могут себе позволить подготовлять простых механиков по этим специальностям. Там достаточно заучить наизусть несколько универсальных формул: "Никаких болезней нет", "Я чувствую себя с каждым днем лучше"; такими грубо сработанными понятиями даже и неловкие руки могут без особого риска молотить по слабым человеческим душам до тех пор, пока пессимистическая мысль о болезни не будет выколочена начисто.
Но психоаналитический метод возлагает на сознающего свою ответственность врача долг разрабатывать для себя, в каждом индивидуальном случае, особую систему, а такого рода творческая способность к приспособлению не дается одним усердием и здравым смыслом. Она требует прирожденного и искушенного знатока душ человеческих, способного вдумываться в чужие судьбы и чувствовать их, в соединении с человеческим тактом и терпеливой, незаметной наблюдательностью; но сверх этого, от творчески одаренного психоаналитика должна бы исходить и еще некая магическая сила, поток симпатии и уверенности, которому могла бы доверчиво и со страстной готовностью подчиниться чужая душа, - качество, не поддающееся выучке и сочетающееся в лице одного человека лишь по особой милости неба. В крайней малочисленности таких истинных знатоков души человеческой склонен я видеть причину того, что возможности применения психоанализа ограниченны и что в будущем он может стать призванием единиц, но не рядовой профессией и карьерой, что слишком часто встречается, к сожалению, в наши дни.
Но в данном случае Фрейд смотрит странно-снисходительно, и когда он заявляет, что успешная работа при помощи его метода хотя и требует такта и опыта, но "легко поддается изучению", то позволительно поставить здесь жирный и почти яростный вопросительный знак. Ибо уже выражение "работа" кажется мне неудачным для процесса, требующего напряжения высших духовных сил в человеке, а указание на всеобщую доступность явно, по-моему, опасно. Ибо самое усердное занятие психотехникой столь же мало способно создать истинного психолога, как знание стихосложения - поэта; а между тем только истинному психологу, ему одному, прирожденному, владеющему даром прочувствования провидцу душ человеческих, может быть разрешен доступ к самому тонкому, самому хрупкому и чувствительному из всех наших органов.
Нельзя без ужаса подумать о том, какую опасность может представить в неуклюжих руках своего рода инквизиторский метод, задуманный в высшей степени тонко и с сознанием ответственности таким творческим умом, как Фрейд. Ничто, вероятно, так не повредило репутации психоанализа, как то обстоятельство, что он не ограничился узким, избранным кругом лиц, а ввел в состав школьной науки то, что не поддается изучению. Ибо в процессе поспешного и непродуманного перехода из рук в руки многие его понятия огрубели и отнюдь не стали чистоплотнее; то, что слывет в наши дни в Старом и тем более в Новом Свете за психоаналитический метод, в профессиональном или дилетантском его применении, часто имеет с первоначальною практикою Зигмунда Фрейда, взявшего установку на гений и выдержку, лишь печальное сходство пародии. Как раз те, кто хотят судить независимо, должны признать, что только в результате упомянутых школьных анализов нет в настоящее время никакой возможности проверить, что, собственно, дает психоанализ в смысле терапии и будет ли он когда-либо в состоянии, в силу захвата его сомнительными дилетантами, удержать за собою абсолютное значение клинически-точного метода; решение принадлежит здесь не нам, а будущему.
Рубрики: | цитаты психология книги |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |