Николай Варфоломеевич БАРАНОВ (1909-1989)
Имя Николая Баранова совершенно незаслуженно обойдено вниманием современных историков, хотя на протяжении 12 лет- в 1938—1950 — он занимал пост главного архитектора Ленинграда и непосредственно руководил восстановлением города после войны и блокады.
Николай Баранов родом был из Гродненской губернии, однако приехав в Ленинград закончил здесь Институт гражданских инженеров, затем- Академию художеств и остался работать в северной столице. Баранов быстро прошел путь от обычного архитектора до главного архитектора института «Гипрогор», а в 1938 году занял пост главного архитектора Ленинграда.
Во время Великой Отечественной войны Н.В.Барановым организованы беспрецедентные по характеру и масштабу маскировочные работы в Ленинграде, работы по обмеру архитектурных памятников и затем весь комплекс восстановительных работ в городе и пригородах, для чего по его инициативе было создано Высшее художественно-промышленное училище им. В.И.Мухиной. Николаю Баранову принадлежит проект восстановления Павловского дворца, с которого началось воссоздание пригородных дворцов.
Именно Николай Баранов является главным инициатором восстановления исторической справедливости в городской топонимике- в октябре 1943 года он предложил партийным властям блокадного Ленинграда возвратить 20 площадям и улицам города их исторические дореволюционные названия- и проспект 25 Октября снова стал Невским, улица 3 июля - Садовой, площадь Урицкого – Дворцовой.
Одна из главных заслуг Н.В.Баранова – послевоенный Генеральный план Ленинграда, предполагавший вместо развития города исключительно на юг развивать его равномерно, вокруг исторического центра, а также выйти городу к морю вдоль Невы. Под руководством Н.Баранова осуществлялась послевоенная застройка Старой и Новой деревни, создание Московского и Крестовского Парков Победы, работы по формированию «Морского фасада» Ленинграда, создание скверов на Троицкой площади и площади Искусств. Остался нереализованным проект по созданию Центрального городского парка, который должен был протянуться между Малой Невой и проспектом Добролюбова.
Застройка района Старой и Новой Деревни
Проект Центрального парка
Как крупный специалист-градостроитель Николай Баранов привлекался к градостроительным работам в Ярославле, Пскове, Мончегорске, Душанбе, Баку, Дивногорске и других городах, даже занимался послевоенной реконструкцией центра болгарской столицы Софии.
К числу крупнейших работ Николая Баранова относятся строительство нового стадиона имени В.И. Ленина (ныне-«Петровский», 1946-47) и формирование ансамбля новой городской приневской площади- площади Ленина. По проектам зодчего были выстроены в стилистике «сталинского ампира» здания Михайловской артиллерийской академии, Калининского райсовета и «дом полярников», в центр площади был перенесен памятник Ленину. Однако к строительству центра всей композиции- нового Финляндского вокзала- приступили лишь в 1950е годы, когда вышло постановление «об устранении излишеств в архитектуре», а сам Николай Баранов был переведен на работу в Среднюю Азию. Поэтому новый фасад здания был решен в простом и минималистичном стиле, оттуда даже вычеркнули башню с часами, на возвращении которой для создания единого градостроительного центра потом настоял Баранов.
Стадион "Петровский"
Проект застройки площади Ленина
Михайловская артиллерийская академия
Калининский райсовет
Проект здания нового Финляндского вокзала
Финляндский вокзал
В 1950 году по знаменитому «ленинградскому делу» Баранов был по сути отправлен в ссылку в Среднюю Азию- ему вменяли в вину малую плотность застройки малоэтажными домами в районе Старой и Новой Деревень, а также снос бараков на Кленовой Аллее во время войны. Только в 1956 году ему разрешили вернуться к активной работе, но в Ленинград архитектор не вернулся- переехал в Москву, где был профессором Московского архитектурного института, вице-президентом и академиком-секретарем Академии строительства и архитектуры СССР, с 1963 — заместителем председателя Комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР.
В 1970-79 годах Николай Баранов руководил мастерской по проектированию здания Спортивно-Концертного Комплекса имени Ленина в Московском районе- одного из крупнейших спортивных объектов такого типа в Европе, который строился к Олимпиаде 1980 года. Величественное здание СКК, вмещающее одновременно 25 тысяч зрителей, поражает не только своими размерами, универсальностью использования, но и уникальным архитектурно-технологическим решением. Научно-техническое общество Франции в 1988 году, к столетию возведения Эйфелевой башни в Париже, создало список величайших инженерных достижения XX века. Наряду с туннелем под Ла-Маншем, норвежской платформой для добычи нефти со дна Северного моря и транспортной эстакадой, соединившей все острова Японии, в число немногих шедевров попал и СКК им. В.И.Ленина благодаря гигантскому пролету в 160 м, перекрытому тонкой стальной оболочкой— мембраной.
источник
Серия сообщений "ЗОДЧИЕ":
Часть 1 - 1.«Выдающиеся зодчие нашего города»: Доменико Андреа ТРЕЗИНИ.
Часть 2 - 2.«Выдающиеся зодчие нашего города»: Бартоломео Франческо РАСТРЕЛЛИ
...
Часть 26 - 26. «Выдающиеся зодчие нашего города»: Ной Абрамович ТРОЦКИЙ
Часть 27 - 27. «Выдающиеся зодчие нашего города»: Евгений Адольфович ЛЕВИНСОН
Часть 28 - 28. «Выдающиеся зодчие нашего города»: Николай Варфоломеевич БАРАНОВ
Часть 29 - 29. «Выдающиеся зодчие нашего города»: Виктор Федорович БЕЛОВ
Часть 30 - 30. «Выдающиеся зодчие нашего города»: Евгений Львович ГЕРАСИМОВ (р.1960)
Часть 31 - Дом, который построил Шмидт...
Часть 32 - Архитектор Лев Кекушев – «Гений московского модерна»