ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
Всегда под рукойаналогов нет ^_^
Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения.
Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить
Вокальное искусство кастратов было и
остается не только очень интересной, но и
скользкой темой. Недаром вплоть до начала XX века
их старались не называть открыто, предпочитая
туманное, с точки зрения обычного человека,
но четкое, с точки зрения профессионала,
слово "сопранисты".
Carlo Farinelli [ 24.01.1705-15.07.1782]худ.Carlo Broschi
Весь круг проблем, существующих вокруг этого,
с одной стороны, странного, с другой стороны -
даже дикого, но с третьей - несомненно,
прекрасного явления в итальянской опере,
возник очень давно. Появление певцов-кастратов
объясняется тем, что средневековая Европа без
особого энтузиазма относилась к пению женщины
в храме, - партии высоких голосов исполняли
мальчики. Однако, содержать хор мальчиков -
дело хлопотное. Дети шалят, не желают учиться,
а вскоре, после достижения достаточно высокого
профессионального уровня, у них начинает ломаться
голос, и все усилия педагогов идут насмарку.
Намного проще было привлекать певцов-кастратов,
которые сохраняли свой голос до преклонных лет.
Хотя кастрацию изобрели не в Европе,
именно здесь ее стали наряду с сольфеджио
включать в процесс подготовки
профессиональных певцов. ( Из Википедии...Певцы-кастраты (ит. Castrato) - это исполнители вокальных партий,
в раннем возрасте подвергнутые кастрации и в силу
этого обладавшие высоким женоподобным голосом...)
Первыми официально признанными певцами-
кастратами были Пьетро Паоло Фолиньято и
Джироламо Россини, которые в конце XVI века пели
в соборах Рима. Поклонники прославленных певцов
заказывали их парадные портреты,
а недоброжелатели - карикатуры. (Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/342194)
Их голоса восхищали знатоков, которые специально
приходили, чтобы послушать их. В число ценителей
вокального искусства кастратов входил и папа
римский. Позиция католической церкви
по отношению к певцам-кастратам была весьма
двусмысленной. С одной стороны, запрещая
женщинам петь в общественных местах, церковь
вроде бы заботилась об общественной морали,
а с другой - допускала выступления певцов, чья
естественная природа была изменена
хирургическим путем.
Все же против выступлений кастратов церковные
власти выступали крайне редко, что означало
молчаливую поддержку практики кастрации.
Кастраты пели повсюду, включая папскую капеллу.
В 1780 году в Риме официально насчитывалось более
200 кастратов. Всегда обаятельные, они обладали
настолько прекрасными голосами, что слушатели
забывали буквально обо всем, наслаждаясь их
пением. Пением людей, и в то же время, - не совсем
людей. При этом особенно важно, что эти
"не совсем люди", мыслились современниками
скорее с приставкой "сверх", но никак не "недо"...
Современный человек не может себе представить,
как звучал голос кастрата. В начале XX века были
сделаны граммофонные записи пения последних
кастратов, однако не известна точная скорость,
с которой эти записи надо прослушивать, а даже
небольшое замедление или ускорение сильно
искажает звук. Может поэтому мы не можем
с удовольствием слушать это, на наш взгляд,
"вымученное пение", воспроизводимое на еще
сохранившихся граммофонных записях...
Никто из нас никогда не слышал, как пел
знаменитый оперный кастрат-сопрано Фаринелли,
как пели Сенезино и Каффарелли,
Валентино Урбани или Карло Скальци.
Но мы верим, что это было божественно,
и называем их великими.
В XVII-XIX веках в Италии (и не только) для
сохранения чистоты голоса кастрировали
в среднем по 4000 мальчиков в год,
и не все из них затем блистали на оперной сцене.
Те, кто блистал, был богат, пользовался
неизменным успехом у мужчин и женщин.
Но записей их нет – и уже никогда не будет.
Все великие композиторы писали оперы и пьесы
для мужских сопрано, меццо-сопрано и
контральто – то есть для голосов, на которые
были способны лишь кастраты.
И Моцарт, и Бетховен, и Глюк, и Бах. Все.
Особенно отметился Георг Фридрих Гендель,
написавший более 40 опер для упомянутых
голосов. "...И незачем возмущаться. Это было
совершенно нормальной практикой.
Как в XIX веке возмутились бы современными
купальными костюмами и общественными
пляжами, такого уровня было бы
и наше возмущение практикой кастрации..."
(Г.Ф.Гендель)
Джованни Веллути
Кастратом стал Джованни Веллути (1780-1861),
исполнивший последнюю в истории арию,
написанную специально для кастрата –
Армандо в «Крестовом походе в Египет»
Джакомо Мейербера.
Впервые тема "мужчины, поющего женским
голосом" была мощно обозначена для нас
в знаменитом фильме "Фаринелли-кастрат".
220 лет назад на своей вилле близ Болоньи
скончался Карло Броски, более известный под
именем Фаринелли, самый знаменитый
певец-кастрат в истории европейской музыки.
О его голосе ходили легенды.
Своим пением Фаринелли в течение многих лет
спасал от депрессии испанского короля
Филиппа V, помочь которому не мог ни один врач.
Узнавая подробности о жизни самого известного
певца-кастрата, становится еще более очевидно,
что частная жизнь кастратов, конечно, лишь
в том случае, если они действительно были
мастерами своего дела, была вполне
благопристойна, приятна, полна всевозможных
творческих и эмоциональных переживаний
и вполне безбедна.
Достаточно красноречиво об этом свидетельствует
следующий отрывок из книги - "...Вскоре Фаринелли приобрел при испанском
дворе влияние, сравнимое только с влиянием
Распутина при дворе последнего российского
императора; впрочем, влияние Фаринелли было
и более благотворным, и более длительным.
Бывший оперный певец обратил свои усилия
на решение таких проблем, как осуществление
и строительство каналов в болотистой местности
у реки Тахо и использование их для орошения
или приобретения лошадей в Венгрии для
улучшения испанских пород..."
Авторам фонограммы к фильму
"Кастрат Фаринелли" пришлось конструировать
голос Фаринелли с помощью компьютера, соединяя
в один тембр голоса двух певцов - контртенора
и колоратурного сопрано. При этом некоторые звуки,
невоспроизводимые современными певцами,
синтезировались при помощи специальной
аппаратуры. В фильме голос звучит изумительно...
На то и прогресс современной техники.
Ответить на вопрос, насколько удачным был этот
вокально-электронный эксперимент, невозможно,
поскольку голос электронного Фаринелли
не с чем сравнивать.
Опираясь на свидетельства тех, кому удалось
услышать кастратов, можно предположить, что
голоса их несравненно превосходили любые
варианты женского вокального искусства и по
диапазону, и по ровности звукоизвлечения,
и по уровню импровизационных навыков.
Эти навыки были необходимы в классической опере,
когда композиторы намечали только общую
вокальную тему, предоставляя всю нюансировку
и разработку исполнителю. Ведь во времена
расцвета классической итальянской оперы именно
исполнитель, а не композитор был персоной номер
один в музыке. С упадком искусства кастратов
в европейской вокальной музыке все эти наработки
в области импровизации, были утрачены, и музыка
стала принципиально не импровизационной,
вплоть до середины XX века, когда тандем
композитора и исполнителя-импровизатора вновь
обрел свое второе рождение, но черпая силы
и вдохновение, увы, уже из другого источника.
Для самих кастратов, как их не называй -
сопранистами или фальцетистами, проблема их
физической неполноценности достаточно быстро
переставала быть действительной проблемой,
уступая место иной проблематике исключительно
эстетического характера. И что здесь,
спрашивается, плохого, если учесть, что в мире
никогда не звучало более прекрасных голосов,
памятуя о том, что человеческий голос - самый
первый музыкальный инструмент и, вне всякого
сомнения, самый лучший. А стоит ли достижение
подобных высот в искусстве отказа от привычных
жизненных радостей - это вопрос, который на
сегодняшний день, к счастью или, впрочем,
к сожалению, уже ни перед кем не стоит.
Carlo Farinelli [ 24.01.1705-15.07.1782]худ.Carlo Broschi
Вот несколько любопытных фактов из истории...
...Александр Македонский приказал остановить
разгром персидской столицы, услышав пение хора
мальчиков-кастратов.
...В начале XVII века кардинал Ришелье специально
приглашал во Францию знаменитого итальянца
Парелли, чтобы наслаждаться его дивным голосом.
...В середине XVII века католическая миссия
преподнесла в подарок царю Алексею Михайловичу
певца-кастрата. Узнав о насилии, совершенном
над его человеческим естеством,
царь от "подарка" отказался.
Указом папы римского Льва ХIII в 1887 году
кастрация была запрещена. Вот, наверное, с этой
даты и следует начать отсчет контртеноровой
культуры. Кастраты ушли со сцены оперных
театров в начале XIX века.
Этому событию способствовало много причин.
С одной стороны, последовательным противником
кастратов был Наполеон, присоединивший к своим
владениям большую часть территории Италии.
Французские наместники беспощадно преследовали
всех, кто был причастен к кастрации. Меломаны
всего мира осуждали Наполеона как разрушителя
великой оперной школы. Даже такой поклонник
Бонапарта, каким был Стендаль, не мог не
упрекнуть своего кумира за то, что по его вине
приходит в упадок музыкальная жизнь Италии.
Однако, это не было единственной причиной.
Виртуозному пению кастратов просто не нашлось
места в искусстве XIX века: наступала эпоха
романтизма, воспевавшая простоту и естественность.
Условности оперы XVIII века вышли из моды
и казались анахронизмом. Искусственность
вокальной манеры кастратов находила все меньше
поклонников. На смену восхищению приходили
недоумение и ирония.
Уйдя с оперной сцены, певцы-кастраты продолжали
петь в католических храмах. Таких певцов можно
было услышать еще в начале XX века.
Последним известным певцом-кастратом был
профессор Алессандро Морески,
вышедший в отставку в 1913 году.
Алессандро Морески
С его уходом эта вокальная традиция прекратила
свое существование.
"...Можно только радоваться тому, - пишет
современный историк оперы Энгус Хэриот, - что
страшный обычай исчез навсегда;
но остается лишь догадываться, сколько мы
потеряли с его исчезновением..."
Современных "фаринелли" теперь готовят
не на операционном столе, а в консерваториях,
и называют совсем иначе - контртенорами.
Контртенор - это мужской голос, по высоте равный
женскому контральто, меццо-сопрано или сопрано,
но по звучанию отличающийся от женских голосов
из-за различий в строении
мужского и женского голосового аппарата.
В отличие от кастратов, голос контртенора имеет
абсолютно естественное происхождение:
после возрастной мутации голосового аппарата
такие певцы сохраняют способность петь
сопрано или альтом, причём, в большинстве
случаев, это никак не связано ни с гормональными
проблемами, ни с сексуальной ориентацией.
По известным историческим фактам, в России
о существовании контртеноров не подозревали
до конца 80-х годов ХХ века, да и во всем мире
пение мужчин, от природы обладающих такими
высокими голосами, изначально воспринималось,
как псевдоподражание кастратам. Кстати, среди
оперных певцов контртенор - большая редкость.
Олег Безинских
В России таких людей всего трое. Один из них - Олег Безинских - обладает поистине
уникальным голосом: его диапазон - три с лишним
октавы (от баритона до сопрано). На Западе его
уже несколько лет называют не иначе,
как "русское чудо".
Олег Безинских сейчас живет в Петербурге,
но концерты дает очень редко; зато пользуется
большим успехом за границей, выступая на
лучших площадках мира. Несколько лет назад он
закончил Консерваторию (класс профессора
Виктора Юшманова), впервые за всю историю став
выпускником, имеющим диплом "контртенора-сопраниста".
Когда он пел в "Санктъ-Петербург опера" арию
Юродивого из оперы Мусоргского "Борис Годунов",
разразился грандиозный скандал.
Возникла целая полемика в прессе на тему -
"Можно ли использовать в опере такие голоса?"
Гендель написал 21 оперу для контртенора,
Моцарт - несколько произведений для кастрата
Сенезино, для таких же голосов писали и Шнитке,
и Бернстайн, и Монтеверди. Раньше на партитуре
не ставили "контртенор", а ставили "сопрано". Но партии-то мужские!
В Москве недавно была премьера оперы
Монтеверди, где партии контртеноров заменили
женщинами. В Мариинском театре идет опера
"Орфей и Эвридика" Глюка, где партию Орфея
опять-таки исполняет женщина.
Сам Ростропович предложил певцу партию
в опере "Алиса в Стране чудес" композитора
Александра Кнайфеля, постановка которой
состоялась в Амстердаме.
Какие еще исполнители, обладающие уникальным
голосом, концентрируют и поражают своим
талантом благодарных слушателей?
Вот еще несколько имен:
- Контртенор Пол Эссвуд по праву
считается одним из самых значительных
исполнителей современности.
Пол Эссвуд
- Контртенор Николай Гладских готовится
к прослушиванию в лондонский театр Covent Garden,
учится в РАТИ (ГИТИС) у Романа Виктюка
и обладает таким уникальным тембром голоса,
что его сравнивают с великим Фаринелли.
Знатоки пророчат Николаю Гладских
великое будущее.
Николай Гладских
- Британский контртенор Майкл Чанс
обладает невероятно аккуратно сделанным
голосом с совершенно особым тембром.
- Имя немца Йохена Ковальского стоит
особняком. Уже долгие годы ему принадлежит
звание самого звездного контртенора, чьи
компакт-диски расходятся невиданными
для классической музыки тиражами.
Привет, Валюша! Сегодня покопалась в черновиках, оказалось, что этот пост я готовила еще год назад, но так и не выставила...Снова фильм пересмотрела, добавила его только сейчас в дополнение к посту...Тяжелейшее восприятие от самой истории, это были настоящие изгои с прекраснейшими голосами...голос свели с компьютером, но и вживую в то время они звучали также захватывающе! Спасибо, Валюша, за внимание, я еще очень слаба, чтобы долго быть за компом, нет сил заходить по страничкам друзей, иногда просмотрю парочку без комментов, вы уж не обижайтесь на меня...результаты анализов и лечения пока благополучное, надеюсь на все самое хорошее! Привет мужу!
Доброе утро, Людочка!
Мы надеемся вместе с тобой, дорогая!
И верим! Я даже не сомневаюсь!
А Жени нет дома почти две недели...
Его попросили поучаствовать на сборах и он
Поехал "поиграть в войнушку" Пусть отведет душу)))
Если не ляжет в госпиталь, 15 марта вернется домой.
Если ляжет , я поеду к нему в Красноярск(скорее всего)
Выздоравливай и возвращайся, милая!
Мы тебя ждем!!!
Приятно за визит и оставленный комментарий!
Для многих такая тема вызывает интерес, хотя фильм
смотреть очень тяжело...но такова история...
Хорошо, что очень давно отменили хирургическое вмешательство
в природу голосового аппарата, и как приятно ТЕПЕРЬ слушать изумительные голоса контртеноров, сознавая природную редкость таких голосов! Всего доброго!
Фильм просто жуткий, смотреть было очень тяжело...Где-то год назад я подготовила этот пост, а фильм вставила только сейчас, случайно в черновиках наткнулась на эту заготовку...Немного сил появилось, подсела к компу...Скоро снова "химия", уже последняя, что дальше будет - время покажет!
Спасибо, Викуля, что заглянула! Доброго здоровья!
Спасибо, Людочка, интересная работа. В выходной посмотрю фильм. Но как-то не разделяю такие таланты. Ведь можно обойтись и без этого. Ломать жизнь личную и жить одним талантом - сложно. Всего доброго!
Ирочка, то, что было раньше, то быльем поросло! Слава богу теперь не прибегают к такой жестокости...А в природе очень редко встречаются такие изумительные голоса! Теперь значительно приятнее слушать того же Олега Безинских и других контртеноров, перечисленных в тексте, сознавая, что они поют исключительно из природной одаренности! Фильм очень тяжело смотреть, предупреждаю сразу...Лучше послушать натурное исполнение, больше позитива останется! Спасибо за визит!
Доброго здоровья, Оленька, и спасибо за внимание и визит!
Я пока не совсем ходок по страничкам друзей, ты уж не обижайся, я еще очень слабая...но не сдаюсь!!!
И тебе, Мариша, большое спасибо за визит и
оставленный комментик, так приятно немного
окунуться в нормальную интернетовскую жизнь...
но пока не смогу часто появляться, это еще только
тренировка, а будущее само за себя скажет!
Рада тебе!
Доброе утро, Людмила!
Какой интересный, познавательный пост. Фильм я уже смотрела, тяжелый фильм, поэтому пересматривать не хочется. С удовольствием слушаю контртенор Олега Безинских, а их адажио с Зарой можно слушать бесконечно.
Спасибо!
Здоровья тебе!
Фильм очень тяжелый, я посмотрела его, когда пост высталяла...а саму тему я приготовила еще год назад, но как-то забыла выставить! Спасибо, Алечка, за внимание и цитирование!
Это было совсем другое время! Хорошо, что перестало существовать это дикое хирургическое вмешательство в судьбы одаренных мальчиков! Природа нам сама дарит уникальные голоса, хоть это и большая редкость! Спасибо за цитирование и оставленный комментарий! Очень приятно!
Спасибо огромное за пост. Очень интересно. Читала книгу Энн Райс "Плач к небесам" о кастратах. Очень перекликается с фильмом. Забираю с благодарностью.