Трагедия Сибири, Колчака и "золотого эшелона" |
Отрывок из книги Клавинга В. Гражданская война в России: Белые армии
Так уж случилось, что эпицентр Белого движения к концу 1918 — началу 1919 годов переместился из западной части России в Сибирь. Тогда политическую власть Верховного правителя Российского государства адмирала Колчака и его Верховное Главнокомандование над всеми армиями на территории России признали все руководители антибольшевистских движений и армий как на западе России, так и в Сибири и на Дальнем Востоке. Поэтому, несмотря на то, что наиболее организованное Белое движение и образование армий происходило в западной части России, — кульминация его произошла в Сибири, и рассмотрение политического фона рационально кратко рассматривать в процессе описания организации, структуры и боевых действий именно Русской армии и Ставки (Верховного) Главнокомандования адмирала Колчака.
В Сибири, так же как и в западной части России, сразу же после революции начали возникать подпольные антибольшевистские организации, в составе которых преобладающее число составляли офицеры. В этой связи необходимо отметить такие организации в крупных городах, как, например, Омск, Красноярск, Томск, Новониколаевск (Новосибирск), Барнаул, Петропавловск и многие, многие другие. К началу 1918 года эти организации в Омске, Красноярске, Томске уже достигали численности в 2000 и более человек. При этом первым открыто вступил в борьбу с Советской властью в Сибири отряд войскового старшины Б. Анненкова: его «Партизанский отряд Атамана Анненкова», состоявший в основном из сибирских казаков и солдат 11-й Сибирской стрелковой дивизии прежней Русской армии, дислоцировавшейся в западной Сибири с конца 1917 года. Следует отметить и другие подпольные сравнительно большие (в несколько тысяч членов) отряды Белой Гвардии Сибири и Дальнего Востока и их организаторов-руководителей. Они действовали в Томске (подполковник А. Пепеляев и другие), Омске (генерал Иванов-Ринов), Павлодаре (войсковой старшина В.И. Волков), Красноярске (полковник В. Гулидов). Существовали подпольные «Туркестанская военная организация», антибольшевистские национальные организации Алтая и другие им подобные.
Мятеж Чехословацкого корпуса 25.05.1918 и присутствие частей этого корпуса в городах вдоль Сибирской железной магистрали позволил поднять антисоветские восстания во многих городах Сибири и изгнать власть большевиков. В этой связи можно отметить первый захват власти (26.05.1918) в Петропавловске (отряд В.И. Волкова), 01.06.1918 в Новониколаевске и Омске (Иванов-Ринов), восстание 14.06.1918 в Иркутске (полковник Эллерц-Усов), а также в Барнауле, на Алтае и других городах Сибири. 29.06.1918 белогвардейцы (подполковник А. Пепеляев) захватили Томск. После изгнания большевиков и разгона совдепов власть переходила к появляющимся различным местным «Временным правительствам».
После мятежей антибольшевистских организаций и активизации белогвардейских отрядов в марте —апреле 1918 во многих городах и областей Сибири и мятежа Чехословацкого корпуса во 2-й половине 1918 большое значение в объединении подпольных и других антибольшевистских организаций и создании Белых армий в Сибири сыграли полковник Гришин-Алмазов и генерал Иванов-Ринов. В июне 1918 была создана Сибирская армия. (Подробнее — смотри «Сибирская армия»).
Однако создание для всей Белой Сибири единой армии встречало огромные трудности. Летом и осенью то и дело возникали все новые и новые Временные правительства, которые претендовали на самостоятельное формирование «своей» армии и назначения «своих» командиров.
Еще 27.01.1918 в Томске подпольная «Сибирская областная Дума» (СОД) объявила о непризнании власти «совдепии» и, бежав от полного разгрома в Харбин, после захвата Томска чехословаками (руководимых капитаном Гайдой), 23.06.1918 заявило о создании Временного Сибирского правительства и Западно-Сибирской армии. Другая часть думцев, перебравшись из Харбина во Владивосток (после прихода туда 29.06.1918 частей Чехословацкого корпуса), создала «свое» «Временное правительство автономной Сибири», которое после переворота в Омске и прихода к власти Колчака было распущено генералом Хорватом.
23.09.1918 в Уфе была создана Уфимская Директория — «Временное Всероссийское правительство», на базе соглашения со всеми другими правительствами Сибири, включая Комитет членов Учредительного собрания — КОМУЧ (созданный в Самаре еще 08.06.1918 и имевший «свое» правительство и с 30.08.1918 свою Народную армию), Временное Сибирское правительство (Томск), Уральское Временное правительство, правительства в Оренбургской, Иркутской и других областях, национальные правительства в Туркестане, на Алтае и «казачьи» правительства Сибири, Енисея, Семиречья и другие местные и региональные Временные правительства. Это Временное Всероссийское правительство объявило о роспуске всех областных, национальных, казачьих и других «правительств». 03.11.1918 Временное Сибирское правительство (в Томске) передало свою власть Временному Всероссийскому правительству, переехавшему 09.10.1918 из Уфы в Омск. Главнокомандующим Народной армии оставался генерал Болдырев (смотри «Народная армия»). 04.11.1918 Военным министром был назначен адмирал Колчак, прибывший 14.10.1918 из Харбина в Омск вместе с представителем Антанты, английским генералом Ноксом.
Наблюдая из Харбина рост численности различных местных, областных, казачьих и национальных правительств и продолжающееся стремление многих из них к «самостийности» (несмотря на их риторическое согласие объединиться вокруг Временного Всероссийского правительства), а также желая укрепить дисциплину в армии и в Сибири, при поддержке ранее пришедшего из Петропавловска отряда войскового старшины В.И. Волкова, отряда есаула И.Н. Красильникова и помощи Антанты, адмирал Колчак 18.11.1918 произвел государственный переворот, установив единоличную власть и диктатуру на Урале, в Сибири и Дальнем Востоке. При этом он объявил себя Верховным Правителем Российского государства и Верховным Главнокомандующим (новой) Русской армии, со всеми входящими в нее другими армиями, военными соединениями и частями по всей России.
Ставка Верховного Главнокомандования — образована Верховным Правителем Государства Российского — адмиралом Колчаком А.В., под руководством которого координировала все боевые операции сибирских белых армий с 24.12.1918 по 04.01.1920. Посты Начальника штаба Ставки занимали генералы: Лебедев Д. А. (21.12.1918 — 09.08.1919), Дитерихс М.К. (09.08-17.11.1919), Занкевич М.И. (17.11.1918-04.01.1920). Военное министерство Колчака возглавляли генералы: Сурин В.И. (21.12.1918 — 01.01.1920), Степанов Н.А. (03.01-23.05.1919), Лебедев Д.А. (23.05-12.08.1919), Будберг А.П. (12-25.08.1919), Дитерихс М.К. (25.08-06.10.1919, Ханжин М.В. (06.10.1919-04.01.1920).
Ставка Верховного Главнокомандования расформирована 14.11.1919. Руководство военными операциями перешло к штабу при Верховном Главнокомандующем (адмирал Колчак), который возглавил генерал Занкевич М.И. (17.11.1919 — 04.01.1920). Штаб размещался в одном из ва гонов специального поезда, в котором убыл из Омска адмирал Колчак. В это же время он приказал генералу Лохвицкому Н.А. подготовить и обеспечить прием и размещение в Иркутске правительствами своего штаба, включая и подбор помещений как для самого адмирала, так и для сопровождающих его членов правительства и штаба Главнокомандования. Одновременно генералу Лохвицкому было приказано предварительно подготовить переезд адмирала Колчака, его правительства и штаба в Читу, в Забайкалье, под защиту войск атамана Семенова, в случае если войска Русской (Сибирской) армии не остановят катящийся вал наступления Красной армии и им (войскам) также придется искать убежища в Забайкалье.
Непосредственно в оперативном подчинении Ставки в течение 1919 находились:
Сибирская армия (генерал-лейтенант Гайда Р., 24.12.1918—10.07.1919; генерал-лейтенант Дитерихс М.К., 10-22.07.1919, 22.07.1919 преобразована в 1-ю и 2-ю армии Восточного фронта.
Западная армия (генерал-лейтенант Ханжин М.В., 01.01 —20.06.1919; генерал-лейтенант Сахаров К.В., 21.06-22.07.1919). 22.07.1919 преобразована в 3-ю армию Восточного фронта.
Оренбургская армия (генерал-лейтенант Дутов А.И., 16.10.1918-03.05.1919). 23.05-18.09.1919 действовала как Южная армия (генерал-лейтенант Белов Г. А.); 18.09.1919-06.01.1920 (генерал-лейтенант Дутов А.И.). 06.01.1920 вошла в состав Семиреченской армии (генерал-майор Анненков Б.В.) как Оренбургский отряд, совершив «Голодный поход» через Туркестанские степи.
Семиреченская армия (генерал-майор Анненков Б.В., 25.08.1919-03.04.1920). Сформирована на базе Степной группы Восточного фронта и 2-го Степного Сибирского корпуса, интернирована в Китае после перехода 03.04.1920 Туркестано-Китайской границы.
Уральская армия (генерал-лейтенант Савельев Н.А., 15.11.1918-08.04.1919; генерал-лейтенант Толстов B.C., 08.04.1919-20.05.1920). 22.07.1919 передана в оперативное подчинение ВСЮР (генерал-лейтенант Деникин А.И.).
Южная армия (генерал-лейтенант Белов Г. А., 23.05.1919-01.12.1920). Переформирована 23.05.1919 из Южной группы Западной и Оренбургской армий. 22.07.1919 вошла в состав Восточного фронта, а с 10.10.1919 — в составе Московской группы Восточного фронта.
22.07.1919 Сибирская и Западная армии, переформированные в 1-ю, 2-ю и 3-ю армии, а также Южная армия и Степная группа генерала Анненкова Б.В. были переданы и объединены в составе вновь созданного Восточного фронта (генерал-лейтенант Дитерихс М.К.). После отвода 1-й армии в тыл, в район Томска (для пополнения, переформирования и охраны Сибирской магистрали), а также разгрома Южной армии (генерал Белов Г.А.), 10.10.1919 оставшаяся часть Восточного фронта была преобразована в Московскую группу войск (генерал-лейтенанты Каппель В.О., 10.10.1919-21.01.1920; Войцеховский С.Н., 21.01-27.04.1920) и продолжала оказывать сопротивление Красной армии, совершив «Великий Сибирский Ледяной поход» (14.10.1919 — 03.03.1920) при отступлении колчаковской армии из Сибири в Забайкалье.
Кроме того, свое подчинение Ставке Верховного Главнокомандования Верховного Правителя Государства Российского юридически признали и/или были включены в состав Русской армии:
Вооруженные Силы Юга России—ВСЮР, под командованием Главнокомандующего генерал-лейтенанта Деникина А.И. (о своем подчинении Верховному Правителю адмиралу Колчаку объявил 12.06.1919).
Войска Северо-Западной области (генерал-от-инфантерии Юденич Н.Н., 10.07.1919-22.01.1920). Указом Верховного Правителя адмирала Колчака 10.07.1919 генерал-от-инфантерии Юденич назначен командующим всеми войсками Северо-Запада, включая Северо-Западную армию (генерал-майор Родзянко А.П., 06.07—02.10.1919; генерал-от-инфантерии Юденич Н.Н., 02.10 — 28.11.1919) и Западную Добровольческую армию (генерал-майор Бермондт-Авалов П.Р., 09-11.1919).
Северная армия — Войска Северной области, Северный фронт (генерал-лейтенант Марушевский В.В., 19.11.1918-13.01.1919; генерал-лейтенант Миллер Е.К., 13.01.1919-02.1920). Генерал-лейтенант Миллер Е.К. 10.06.1919 назначен адмиралом Колчаком командующим всеми войсками Северной области, включая Северную армию, которая одновременно находилась в оперативном подчинении у командования Северного фронта и Экспедиционного корпуса английских войск (генерал Айронсайд).
Мурманская Добровольческая армия — Войска Мурманского района (генерал-майор Звегинцев Н.И., 01.06 — 03.10.1918; полковник Костанди Л.В., 11.1918-06.1919); находилась в оперативном подчинении Северной армии, а также командующего английским Экспедиционным корпусом в Архангельске — генерал Айронсайд (и непосредственно в Мурманске - генерал Пуль). 06.1919 Мурманская Добровольческая армия была переименована в Войска Мурманского района и вскоре объединена с войсками Олонецкой Добровольческой армии под общим командованием генерал-лейтенанта Скобельцына B.C.
Олонецкая Добровольческая армия (генерал-лейтенант Скобельцын B.C., 02.1919-02.1920). После разгрома Красной армией в Карелии 07.1919 Олонецкая армия объединена с Мурманской Добровольческой армией.
Состав и боевые действия Сибирских армий адмирала Колчака приведены в главах «Восточный фронт», «Московская группа войск», а также в отдельных справках об этих армиях.
Приказом Главковерха адмирала Колчака 03.01.1919 новая Русская армия должна была иметь структуру и состав такой же, как и прежняя Русская армия при императоре Николае II. То есть структура Русской армии предусматривала создание рот (150 штыков в каждой), батальонов (по 4 роты), полков (4100 штыков, в 4-х батальонах или 16-и ротах), дивизий (16 500 штыков в 4-х полках), корпусов (37 000 в 2-х дивизиях в каждом). К 01.05.1919 численность Русской армии составляла 680 000 штыков и сабель, из которых в действующих армиях Сибири к этому времени было сформировано 8 корпусов. В течение 1919 года планировалось довести численность войск до 2 000 000 солдат и офицеров. Краткое ойисание боевых действий, фронтов и армий, входивших в состав Русской армии и в непосредственное подчинение Ставки Верховного Правителя адмирала Колчака, приведены в последующем изложении.
Представляется полезным остановиться, хотя бы и весьма кратко, на менее известных подробностях прекращения деятельности Ставки Верховного Главнокомандования, связанных с концом жизни адмирала Колчака. Краткая (фрагментарная) история этого события может быть представлена следующим образом.
После фатальных поражений Сибирских армий Колчака под Челябинском (07 — 08.1919) и на Тоболе (08 — 09.1919) волна отступающих войск, группируясь в отдельные колонны, устремилась в направлении Сибирской магистрали на восток, с целью уйти в Забайкалье, под защиту войск атамана Семенова и оккупационных японских войск. Так начался известный Великий Ледяной Сибирский поход.
Правительство и Ставка Колчака вынуждены были покинуть Омск, который 14.11.1919 без боя был сдан Красной армии. Теперь Ставка вынуждена была «руководить» войсками, находясь в вагоне поезда, хотя и тешила себя еще надеждой, что вскоре восстановит свою «стационарную» деятельность, добравшись до Иркутска. Но это была лишь мечта. При таком массовом и быстром отступлении, в непрерывно меняющейся боевой ситуации, о реальном и квалифицированном руководстве государством и боевыми действиями из единого центра не могло быть и речи. При этом следует напомнить, что за поездом Колчака следовал эшелон с «Золотым запасом» России. Это придавало особую специфику и важность начавшемуся железнодорожному марафону.
Благодаря воле генерала Каппеля остатки Сибирских армий 10.10.1919 удалось объединить в Московскую группу войск, которая благополучно достигла Забайкалья в начале марта 1920, заплатив за это и жизнью самого генерала Каппеля, и жизнью адмирала Колчака. (Существует версия реплики Каппеля, увидевшего в Омске эшелон «Золотого запаса» — именно того, который он еще в конце 1918 приказал вывести из Казани перед ее сдачей большевикам: «Золото Рейна не принесло счастья нибелунгам и Германии. Не принесет золото счастья и русским богатырям».)
Поезд Колчака и «золотой» эшелон (как и в какой-то мере колчаковско-каппелевские войска) теперь находились в зависимости от пропускной способности и работы всей Сибирской магистрали. И так как все города и станции этого железнодорожного пути находились в руках войск Чехословацкого корпуса (который постепенно смещался на Дальний Восток, чтобы эвакуироваться из Владивостока в Чехословакию), судьба следования поездов всецело зависела от настроения командиров гарнизонов того или иного населенного пункта, находящегося на пути проезда: захотят — пропустят, не захотят — нет; отцепят вагон или не дадут паровоз, уголь, воду, возможности пополнить запасы продовольствия, или заставят стоять сколь угодно долго.
Начиная с Новониколаевска (сдан большевикам 14.12.1919), чехи стали подолгу задерживать «литерные» поезда Колчака и эшелон с золотом, ломая голову, как бы подороже продать этот столь желанный большевикам «товар». Колчак мог надеяться только на свой конвой, хотя и понимал, что этих «сил» весьма недостаточно, чтобы чувствовать себя в безопасности. Адмирал стал фактически узником и одновременно заложником в заигрывании союзников с коммунистами. Колчаку на всех станциях даже младшие офицеры давали понять, кто здесь хозяин. «Выяснение отношений» достигло кульминации 12.12.1919, когда в Красноярске чехи задержали поезд Верховного и, применив силу, отцепили паровоз, мотивируя это необходимостью подсоединить его к эшелону с убегавшими во Владивосток солдатами Чехословацкого корпуса, а также ссылаясь на очередь отправки санитарных поездов с ранеными.
Не выдержав, генерал Каппель «взорвался», требуя от генерала Сыровы немедленно прицепить паровоз обратно, к поезду адмирала, наказания виновных и принесения соответствующих извинений. В противном случае генерал Каппель пригрозил применить силу против чешских войск. Сыровы не соизволил выполнить требования Каппеля — последний вызвал чешского генерала на дуэль! Сыровы проигнорировал этот вызов. Так вело себя командование союзников в отношении представителей военных властей Сибири, подавая наглядные примеры своим подчиненным — офицерам и солдатам чешских и японских войск, располагавшихся вдоль Сибирской магистрали.
Тем временем поезд адмирала на пути к Нижнеудинску (Улан-Удэ) 21.12.1919 получил известие, что в Черемхове (станция в 130 километрах северо-западнее Иркутска) произошло восстание, и власть перешла к коммунистам, а партизанские отряды большевиков подошли в Нижнеудинску, Зиме и Иркутску. Сообщение по железной дороге к Иркутску прервано и блокировано в Черемхове. Несмотря на это, Колчак решил продолжать следовать в Забайкалье. 27.12.1919 поезд Верховного прибыл в Нижнеудинск. Здесь адмиралу сообщили (майор Гассек из чешского гарнизона), что эшелоны задерживаются «до особого распоряжения» (дополнительно пояснив, что нет паровозов, угля, а дальнейшие пути блокированы партизанами). Через несколько часов майор Гассек передал указание, полученное от представителя всех военных миссий стран Антанты в Сибири и на Дальнем Востоке французского генерала Жанена — поезда адмирала и эшелон с «Золотым запасом» берутся под непосредственную охрану союзных держав, и когда «позволит» обстановка — проследуют дальше (под флагами союзных держав). Станция Нижнеудинск объявляется нейтральной, и союзным (чешским) войскам приказано охранять и не допускать к ним новые власти любого правительства (эсеры, коммунисты и прочие) Нижнеудинска. Конвой адмирала не разоружать и в случае нападения на поезда — разоружить обе стороны. По собственному желанию адмирала Колчака — предоставить ему личную свободу действий. Одновременно Верховный получил телеграмму из Иркутска от генерала Лохвицкого, который не рекомендовал адмиралу ехать далее, в Иркутск. Около двух недель поезд адмирала Колчака стоял в Нижнеудинске, будучи фактически под арестом союзников (чешских войск). Связь с Иркутском была прервана. (Генерал Лохвицкий Н.А., пытаясь предотвратить восстание в городе и подавить восставших силами войск иркутского гарнизона и находящихся в Иркутске чехов, признал нереальность и невозможность дальнейшего удержания города этими силами и 05.01.1920 убыл в Читу, к атаману Семенову).
По прошествии двух недель майор Гассек сообщил новое решение штаба союзников: Колчаку предлагали безопасное передвижение только в его (одном) вагоне; остальные вагоны и эшелон с «Золотым запасом» должны оставаться в распоряжении союзных (чешских) войск. У Колчака оставались три возможности: попытаться с личным конвоем (60 офицеров и 500 солдат) пройти в Монголию (преодолев более 250 верст по малонаселенной, безлюдной местности, при весьма низких температурах, ограниченном запасе продовольствия и других непредвиденных смертельных ситуациях); либо уйти (переодевшись в простую одежду) только со своим адъютантом, бросив на произвол судьбы поезда со своим конвоем и «Золотым запасом»; либо договориться с чехами (майором Гассеком), чтобы, переодевшись, одному пересесть в первый же идущий на восток эшелон с отступающими солдатами Чехословацкого корпуса (как это делали многие «счастливчики», убегая от большевиков и партизан). Или, наконец, смириться со своей участью: ехать под охраной союзников в своем одном вагоне. Все пути бегства (и особенно скрыться с помощью чехов) Колчак отверг. Собрав свой конвой, он предложил всем уйти, а остаться только тем, кто категорически не желает его покинуть. К своему удивлению он обнаружил, что почти весь конвой покинул его и тут же перешел к «красным»; остались несколько офицеров. Этот факт окончательно подорвал веру Колчака в счастливое окончание своей карьеры и жизни в целом. (За последующую ночь, как утверждали очевидцы — например последний начальник штаба Ставки, генерал Занкевич М.И. — голова адмирала стала абсолютно белой от поседевших за несколько часов волос).
Колчак известил штаб японского адмирала Като, что он согласен ехать в Иркутск (где тогда находился штаб союзных войск) в только одном предоставленном ему вагоне. К эшелону 1-го батальона 6-го чешского полка был прицеплен большой пульмановский вагон, где разместились 60 офицеров личного конвоя, оставшегося с адмиралом, и сам адмирал Колчак. К этому же поезду прицепили вагон «Омского» правительства (Пепеляев В.Н. и другие), который присоединился к эшелону на станции Тайга.
Тем временем Сибирские армии под командованием генерала Каппеля вынужденно продолжали отступать пешком по заснеженным таежным тропам Сибири, отражая периодические атаки преследующих их войск Красной армии и местных партизан. 04.01.1920 прежняя охрана адмирала Колчака была заменена исключительно чешскими солдатами. Выходить из вагона офицерам конвоя запрещалось (как и самому адмиралу). Поезд с «Золотым запасом» союзники тащили за собой. Над вагоном Колчака был поднят Андреевский флаг и флаги союзных государств. 04.01.1920 адмирал Колчак подписал свое «отречение», передав власть Верховного Правителя Государства Российского генералу Деникину, а управление в Забайкалье и на Дальнем Востоке (в Восточной Сибири) — атаману Семенову. Пройдя 120 километров от Нижнеудинска, эшелон с войсками чехословаков миновал Тулун, который фактически уже контролировали партизаны. 11.01.1920 добрались до станции Зима. В районе Зимы партизаны блокировали железную дорогу. Комендант эшелона чешский майор Кадница приказал установить на крышах поезда пулеметы и категорически запретил всем (русским) выход из вагонов. Партизаны отцепили паровоз, требуя передачи им адмирала Колчака и «Золотого запаса». Но в конце концов, после переговоров с чешскими командирами, добившись введения в охрану вагона Колчака своих бойцов (и усилив охрану эшелона с «Золотым запасом» партизанами), паровоз прицепили и разрешили продолжать следование на Черемхово и Иркутск.
Таким образом, если до станции Зима адмирал Колчак находился в качестве заложника (и символического арестанта) союзников, то теперь он и «Золотой запас» попали под реальный арест как чехословаков, так и партизан, подсевших в вагоны поезда на станции Зима. «Охрана» еще более усилилась, когда за проходящими эшелонами вдогонку помчался маневренный паровоз с вагоном, набитым рабочими-дружинниками и партизанами станции Черемхово.
Но до Иркутска Верховного Правителя ждало еще одно испытание: станция Иннокентиевская была также блокирована, и «массы» дружинников и партизан, окружив поезд, были полны решимости завладеть и адмиралом, и плывущим в их руки золотом. После длительных переговоров с чешскими солдатами и их командиром о выдаче адмирала Колчака и «Золотого запаса», восставшие рабочие Иннокентиевской (и партизаны) согласились с компромиссным предложением: ввести еще новые отряды рабочих дружин и партизан в охрану эшелонов и нести эту службу совместно с чешскими солдатами.
После присоединения нового отряда «охранников» эшелоны двинулись к Иркутску, куда прибыли 15.01.1920. Через несколько часов на один из тупиков прибыл и поезд с «Золотым запасом» (1878 мешков и 5143 ящика с золотом в 29 вагонах, а также 7 вагонов с платиной и серебром). Выскочившая охрана (чешские солдаты вперемешку с рабочими-дружинниками) собралась у дверей вагона Колчака. На перроне стояла группа иркутских коммунистов, окруженных вооруженными рабочими. Вокруг вокзала собралось достаточно много чешских, японских и польских войск, присутствовали и рабочие вооруженные дружины. Ни дипломаты, сосредоточенные в Иркутске, ни генерал Жанен (из стоящего на соседних путях вагона), ни генерал Сыровы (из эшелона чешских войск), которому союзниками была поручена безопасность и охрана Верховного Правителя и продвижение его поезда — никто не встречал прибывшего адмирала. Не появлялись и представители Политцентра, в чьих руках с 12.11.1919 находилась власть в Иркутске. (Иркутск стал последней «столицей» Верховного Правителя, куда несколько раньше и перебрались из Омска все дипломатические представители, командование союзными войсками, а также специально посланный адмиралом Колчаком генерал Лохвицкий, который должен был не допустить сдачи города восставшим рабочим и партизанам до прихода основной массы отступающих колчаковских войск).
Вечером, почти сразу же по приходу поезда, по приказу генерала Сыровы солдаты чешской инструкторской роты, сопровождаемые 20-ю дружинниками и 10-ю партизанами, отправили адмирала Колчака, кутавшегося в меховую шубу, через Ангару (покрытую льдом), на противоположный берег, где располагался основной город. Цепочка этой процессии по узкой ледяной тропинке проводила адмирала Колчака (и Пепеляева) в одиночные камеры губернской тюрьмы.
Таким образом, когда 04.01.1920 Колчак официально передал власть генералу Деникину (как Верховному Правителю Государства Российского) на западе и атаману Семенову (как Верховному Правителю Сибири) на востоке, Ставка Верховного Главнокомандования прекратила свое существование. Карьера адмирала закончилась арестом и тюремным заключением в Иркутске 15.01.1920.
21.01.1920 власть Политцентра под угрозой всеобщего восстания в Иркутске пала и перешла к коммунистам. Союзники (чехи, японцы и другие военные части) бежали на Восток, во главе со своими генералами: Жаненом, Сыровы, Като. Судьба адмирала Колчака была предрешена — 07.02.1920 А.В. Колчак и В.Н. Пепеляев по «приговору суда» был расстреляны на покрытой льдом Ангаре, а их тела были сброшены под лед.
Клавинг В. Гражданская война в России: Белые армии / В. Клавинг. — М.: ООО «Издательство ACT»; СПб.: Terra Fantastica, 2003. С. 14-27
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |