-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Люба_-_Любовь

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.03.2010
Записей: 2358
Комментариев: 295
Написано: 2811


собор Санта-Мария дель Фьоре (Флоренция)

Среда, 13 Апреля 2011 г. 18:37 + в цитатник

Несомненно, жемчужиной Флоренции является собор Санта-Мария дель Фьоре, величаво возвышающийся над всем городом, строительство которого продолжалось на протяжении нескольких веков при участии многих художников и архитекторов. В 1294 году начало строительству положил архитектор Арнольфо ди Камбио. В возведении собора принимали участие такие мастера как Джотто, Андреа Пизано, Франческо Таленти, Брунеллески.

Дуомо, он же собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Santa Maria del Fiore) - одно из самых грандиозных сообружений, четвертая церковь в мире после римского Собора св. Петра, лондонского Святого Павла и Дуомо в Милане. Если смотреть на фасад Собора, то сложно оценить, насколько он велик, но только обойдя его вокруг и увидев с высоты пъяцца Микеланджело или Сан-Миньято, можно почувствовать его величие.

дель Фьоре

 

 


 

 (700x525, 178Kb)

Много веков назад на месте Дуомо стояла церковь св. Репарты, нынешней покровительницы Ниццы. Эта католическая святая приняла мученическую смерть в III веке в Палестине и была перенесена ангелами в Ниццу. Между прочим, об этой истории напоминает название бухты, в которой стоит Ницца — бухта Ангелов. Репарта неожиданно в 405 году - о причинах мы теперь никогда не узнаем, - явилась римскому полководцу Стилихиону, который защищал город от готов. Победив в решающем сражении, благодарный Стилихион построил Репарте церковь, остатки которой сегодня можно увидеть в крипте Дуомо.

 

Церковь благополучно служила городу более полутысячи лет, пока примерно в 1296 года было решено, что церковь больше не соответствует важности и размерам города. Новый собор решили посвятить Богородице, а назвать - "Собор Святой Марии с цветком" (Santa Maria del Fiore), ведь Флоренция -"цветущая".Собор должен был стать не только большим (в него должно было вмещаться все население города, а это не больше, не меньше - 90 тыс. человек), но и самым красивым, чтобы остальные тосканийские города умерли от зависти, а особенно Пиза со своей Падающей Башней, чтобы ей неладно было!

В 1294 году Гильдия искусств поручила архитектору Арнольфо ди Камбио построить новый собор. Внутри и вокруг церкви Санта Репарта возвели строительные леса, спустя 2 года в 1296 году начались работы, но старая церковь продолжала служить городу вплоть до 1357 года, когда ее наконец-то снесли. Арнольфо, который перед этим закончил неподалеку строить церквь Санта Кроче, увлекся собором, сделал проект и начал строительство с фасада. Он спроектировал три широких нефа, оканчивающихся под куполом восьмиугольной формы, причём средний неф был расположен на месте старой Санта Репарата. После смерти Арнольфо ди Камбио в 1302 г. строительство собора приостановилось на тридцать лет.

В 1330 г. в Санта-Репарата обрелись мощи святого Зиновия Флорентийского, и уже в 1331 г. гильдия торговцев шерстью взяла на себя попечение над строительством и назначила на пост главного архитектора Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone). Джотто не стал продолжать строительство, начатое до него, а затеял собственный проект - отдельно стоящую колокольню - кампанилу. По задумке Джотто барельефы кампанилы должны были показать всю историю человечества от сотворения мира.

Когда в 1337 г. умер великий Джотто, был возведён лишь его первый ярус. Так Флоренция обрела еще один долгострой.
Следующими архитекторами кампанилы стали Андреа Пизано, поставивший следующий ярус с высокими окнами-бифоре, и, наконец, Франческо Таленти, достроивший колокольню. Для ее облицовки привезли мрамор: белый — из Каррары, красный из Сан-Джусто и зелёный — из Монте-Феррато. Большинство из скульптуры для 16 ниш второго яруса (сейчас там копии, оригиналы храняться в музее Опера-дель-Дуомо) были созданы Донателло (Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donato di Niccolò di Betto Bardi). Когда же все работы были закончены, флорентийцы замерли - получилась изящная ювелирная конструкция. Говорят, что император Карл V в свое время говаривал, что «…такую драгоценность следует хранить под колпаком и доставать оттуда исключительно по большим праздникам».

Но вернемся к Собору. В 1348 г. строительные работы были прекращены в связи с чумой. С 1349 г. работы возобновились, и к 1380 г. стены собора были, наконец, возведены. И тут выяснилось, что отверстие слишком велико и перекрыть его никак не получается. Ждать пришлось 40 лет, до тех пор пока не появился Филиппо Брунеллески.

Филиппо, сын нотариуса Брунеллески ди Липпо, должен был унаследовать от отца практику, он изучал латинский язык, античных авторов. Но возрасте 15 лет, в 1392 году, Филиппо отказывается от карьеры нотариуса и учится ювелирному делу в Пистойе, изучает рисунок, лепку, гравировку, скульптуру и живопись. Он также штудирует математику у Паоло Тосканелли, а в работе со скульптурами юному художнику помогает сам Донателло. В 1401 г. Филиппо Брунеллески возвращается во Флоренцию и принимает участие в конкурсе на украшение рельефами двух бронзовых врат Флорентийского баптистерия. Бронзовые барельефы «Принесение в жертву Исаака», сделанные участниками конкурса, комиссия оценивает целый год. Брунеллески проиграл - рельеф Лоренцо Гиберти оказался и художественно, и технически лучше, но несмотря на это работу Филиппо не уничтожили, она до сих пор хранится в Национальном музее, во Флоренции.

Немного задетый проигрышем на конкурсе, Брунеллески покидает Флоренцию и отправляется в Рим, где решает изучить античную скульптуру. В Риме с Филиппо почти неизменно был Донателло, они живут в городе несколько лет, зарабатывают на жизнь ювелирным искусством, а на досуге тратят деньги на раскопки античных руин. В Риме Брунеллески тщательно измеряет сохранившиеся развалины, зарисовывает поаны построек и отдельных частей, капителей, карнизов, виды зданий и их деталей. Именно в Риме он подсмотрел метод располагать кирпичи таким образом, чтобы они под нагрузкой не рассыпались, а поддерживали друг друга. Вечерами после раскопок он собирает зарисованные планы фундаментов и сохранившихся частей домой в целое, восстанавливая облик строений. Так Брунеллески воссоздал историю римской архитектуры.

Купол Санта-Мария-дель-Фьоре - самое знаменитое и самое заметное сообружение Флоренции. Его называют просто и ясно - Купол. А еще "il Cupolone" - Куполище. Где бы вы не оказались в гороже, его видно в любом месте, и кажется, что чем дальше стоишь, тем громаднее он кажется. Вазари писал, что купол "вздымается в такую высь, что горы, обступившие Флоренцию, кажутся ему равновеликими". К моменту постройки Купола, Брунеллески уже построил во Флоренции Воспитательный дом для младенцев, оставшихся без родителей (Ospedale degli Innocenti — Приют невинных) и реконструировал Базилику Сан-Лоренцо. Уже тогда стало ясно, что основная черта построек Брунеллески - легкость, гармоничность и ясность. Именно так Брунеллески собирался построить купол Дуомо.

В 1417 году он предложил отказаться от деревянных каркасов, которые стоили безумных днег, сделать купол двухслойным, а кирпичи класть так, чтобы каждый следующий ряд уравновешивал предыдущий. После долгих трехлетних раздумий отборочная комиссия конкурса поверила ему, но для этого ему пришлось в качестве доказательства построить по этому принципу капеллу в церкви Сант-Якопо-сопр-Арно. Наконец, в 1420 году ему разрешили строительство, но начальником над Филиппо стал Лоренцо Гиберти, то самый, который десять лет назад выиграл у Брунеллески конкурс на изготовление ворот Баптистерия.

флоренция

Леса действительно не понадобились. Римские каникулы пошли на пользу архитектору - идеи римлян были дополнены и развиты, Брунеллески на ходу изобретал строительные машины и инструменты и разъяснял рабочим, что строительство безопасно и на самом деле проще пареной репы. Когда через 15 лет купол был построен, флорентийцы ахнули от изумления - Брунеллески создал не один купол, а целых два: один в другом, а между ними лестница, 463 ступени. Потом к куполу по проекту все того же Филиппо пристроили световой беломраморный фонарь, который окончательно стабилизировал всю постройку. Так собор стал самым высоким зданием в городе - 114,5 метра...


... Брунеллески похоронен в соборе Санта-Репарата, во Флоренции, в предыдущем храме, на останках которого и был возведён Дуомо. На гробнице архитектора надпись на латыни: "Corpus magni ingenii viri Philippi Brunelleschi Florentini" - "здесь покоится Филиппо Брунеллески, флорентинец большого таланта"..

Прошло всего-то 140 лет, и вот уже Купол возведен, собор освящен, а фасада как не было так и нет! Терпение властей иссякло, и в 1436 году Франциско I Медичи велел разобрать все и начать заново. Плиты с фасада, чтобы не пропадали, пустили на пол, а сам фасад со скульптурами Донателло, заменили на расписной холст. От непогоды и времени холст портился, и его заменяли перед каждым торжественным случаем. В общем, работы хватало всем, и так продолжалось очень и очень долго. Но тут в 1865 году Флоренция ненадолго, всего на 6 лет, стала столицей Италии, так что волей неволей, но пришлось доделывать начатое. Так и появился в 1887 году нынешний фасад Дуомо, который не нравится решительно никому. Все претензии можно предъявлять к Эмилио де Фабрису - именно его проект был одобрен в 1871 году. Мрамор для фасада, как и для кампанилы, привезли из самых разных мест: белый - из карьеров Каррары, зеленый - из Прато и розовый - из Мареммы.

санта мария


Огромные бронзовые ворота возводились с 1899 по 1903
собор

В интерьере собора стоит выделить необычные часы, созданные Уччелло в 1443  и работающие по сей день. Стрелка этих часов движется против обычного направления. Оригинален также барельеф, изображающий Джотто, выкладывающего мозаику. А сами Брунеллески и Джотто похоронены на территории своего детища
скульптура

 

 

 
 

 



 
 


Находясь внутри Санта Мария дель Фьоре, спускаясь с церковных нефов, невозможно не ощутить эффект купола. Создается ощущение погружения в это огромное пространство, и тогда становится действительно понятно, насколько огромное и масштабное это сооружение


санта мария


 

 Первоначально проектом не предусматривалась роспись свода купола.  Однако к 1579 гг. его украсили работы знаменитых художников Джорджо Вазари и  Федерико Дзуккари. Фрески на внутренней поверхности купола были начаты  Вазари в 1570 году и были продолжены после его смерти Дзуккари. Сюжеты фресок - это рассказы о Страшном Суде

 




 

Примечателен фасад собора (XIX века) выполненный в стиле флорентийской готики и колокольня (XIV века) украшенная статуями и медальонами, правда, это уже копии, а подлинники вы сможете увидеть в музее собора. Вдохновляет пронизанным светом интерьер собора с присутствием множества статуй и скульптурных надгробий. В музее собора выставлено богатейшее собрание культурных сокровищ, среди которых статуи Донателло, Поллайоло работы Микеланджело.

Отдельно стоит рассказать о баптистерии Сан-Джованни, самом старом здании площади Дуомо и его воротах. Самыми старинными являются южные ворота из 28 панелей с барельефами, изображающими жизнь Иоанна Крестителя и Основные Добродетели. Северные ворота также содержат 28 панелей, выполненных в готическом стиле (подробнее о готике Италии) и изображающих картины из Нового Завета. Восточные ворота являются самыми известными, они разделены на 10 золочёных панелей и представляют библейские истории. Это творение сам Микеланджело назвал «Вратами рая». Копия этих ворот в начале XIX века была установлена на северном входе в Казанский собор в Санкт-Петербурге
ворота баптистерия

Кстати, отделка фасада cобора в XIX веке была завершена во многом благодаря материальным пожертвованиям российского промышленника Демидова, чей герб установлен справа от главного входа.

Пост составлен по отзывам туристов и также моим фотографиям.

Серия сообщений "ИТАЛИЯ":
Часть 1 - НЕАПОЛЬ (достопримечательности )
Часть 2 - Замок Яйца в Неаполе
...
Часть 42 - Прогулка по Италии. Звучит незабвенный голос Лучано Паваротти
Часть 43 - готическая базилика Санта Кроче ( Флоренция)
Часть 44 - собор Санта-Мария дель Фьоре (Флоренция)
Часть 45 - дом-музей Данте Алигьери во Флоренции
Часть 46 - Сиена
...
Часть 48 - Пиза
Часть 49 - Флоренция – красива, единственна и неповторима
Часть 50 - Жизнь на краю обрыва - райский уголок Италии Позитано

Метки:  

Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку