-Метки

Masks corel draw Маски академический рисунок акварель векторная графика графика графический дизайн детские фломастеры дизайн маски книжная графика книжная иллюстрация книжная миниатюра композиция композиция в дизайне кукольный театр лепка марионетка методика методика работы с детьми механика театральной куклы миниатюры мистер и кот музей-усадьба останкино настольный театр останкинский театр педагоги изобразительного искусства перевод письма к начинающему художнику подмакетник поэзия рисунки детей рисунок рисунок эскиз самодельный станок по дереву самоедство скульптура слова создание эскизов театральных кукол стихи сцена театра 17-18 веков театр в останкино театральная кукла театральные куклы театральный макет токарный станок по дереву точение дерева учебный рисунок храпковский михаил цифровая графика

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Roman_FRF

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) -OGRANKA

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.06.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 24480


Книжная миниатюра - 5

Пятница, 22 Октября 2010 г. 15:37 + в цитатник

Театр, это условность. Даже всё самое реальное, на сцене превращается в элемент художественной условности. 

Книжная миниатюра

в этом смысле, создавалась театральными художниками. В те времена художники не были сильны в реализме, правильную перспективу и светотень знали плохо , но они были хорошими декораторами-практиками. На них лежала ответственность по оформлению коронаций, балов и праздников. Они рисовали эскизы костюмов, оформляли книги миниатюрами, сочиняли орнаменты. Придворный художник был и предпринимателем, организатором производственных мастерских с учениками (в реальности, не ученики, а художники-исполнители). Мне нравится тот период, когда уже освоены приёмы реалистического изображения натуры, но ещё не забыты навыки декораторов. В результате получалось феерическое по красоте искусство. 
И тут, в качестве примера, самой подходящей фигурой будет придворный художник Жан Фуке. Он не так известен, как Леонардо или Рафаэль, но и Баха и Вивальди в своё время так же изгнали из памяти, чтобы потом прославить.

"Фуке родился в г. Тур в долине Луары, который во второй половине XV в. стал резиденцией французских королей Карла VII и Людовика XI и одним из главных художественных центров Франции. Вероятно, в начале 1440-х гг. учился в Париже, а затем первым из французских художников отправился в Италию и познакомился с искусством итальянского Возрождения (1445—1447). После этого вернулся в Тур, женился и открыл свою мастерскую. Работал при дворах Карла VII (до 1461 г.) и Людовика XI. В 1474 г. получил титул «королевского живописца». Выполнял заказы самых знатных особ Франции. Меценатами и заказчиками Фуке были семьи королев, казначея Этьена Шевалье и канцлера Гийома Жювенеля Дезюрсена." (какая-то энциклопедия)

 


 

ФУКЕ Жан (Fouquet, Jean) 


 

Автопортрет

Гравировка золотом по меди, черная эмаль, диаметр 6,8 см.
Художественное ремесло; поступила в Лувр в 1861 г. 


 

Не стану лукавить, Фуке, поначалу, понадобился мне для демонстрации ритма в композиции. 

Нижняя работа в этом плане очень показательна. Но помимо ритма упомяну и другие
важные моменты. 


 

Пространственная структура портрета.


Переднему и заднему плану тесно. Не знаю, как вы, а я воспринимаю фон и раму частями мелкого ящика для скульптурного горельефа. Легко представить себе раскрашенную куклу в коробке со шторками. Даже шрифт хорошо согласуется с нашим видением этого портрета, как подарочного варианта упаковки с куклой. А кукольный костюм с огромными плечами, делающими головку кукольной, представьте реальные плечи и руки тщедушного человечка за пышным одеянием, и образ коробки приобретет законченный вид. И еще одно замечание. Не случайно репродукция портрета всегда даётся с рамой. Попробуйте её обрезать, и вы поймёте, что композиционно, она очень прочно связана с живописью. 

Симметрия

Рассматривая портрет, нельзя не упомянуть и о симметрии. Было бы совсем наивно разместить модель строго в фас, но и легкий разворот её в пространстве не мешает нам чувствовать симметрию композиции. 

Симметрия подчёркнута и раздвинутыми шторками. В любой момент белая завеса может скрыть от нас лысую голову с отвислым носом и постным выражением лица (отсутствие на лице изящных черт уравновешено отсутствием глупости и пошлости, что делает человека даже интересным).
 


Забыл сказать, перед нами портрет Карла Седьмого

Около 1444-1451
86 x 72 см
Дерево
Париж. Лувр
Франция
Северное Возрождение. 

За "отвислый нос и постное выражение" прошу прощения. 

"В Портрете Карла VII (ок. 1445—1447, Париж, Лувр), в короновании которого в Реймсе принимала непосредственное участие Жанна д’Арк, поражают глубина и точность в передаче характера модели. Живописец создал образ человека, пережившего немало горестей и разочарований; чувственные губы сложены в гримасу, горькие складки возле рта, отеки под глазами придают лицу короля выражение усталости, уныния. Вялая линия подбородка, спрятанные в рукава руки выдают нерешительность характера. Карл VII действительно не был наделен сильной волей, но зато умел находить деловых и талантливых сподвижников, с их помощью он одерживал победы, проводил важные реформы." 
В. Стародубова.
 



 

 

Ритм

Тем, кто интересуется использованием ритма в композиции, даю простую подсказку.
Везде, где есть архитектура или орнамент, есть и ритм.  
Просто, без ритма нет и орнамента и архитектуры (забудем про исключения).
Так как живопись редко обходится без этих объектов, то и в ней присутствует ритм. 
Орнамент на головном уборе - ритм чередования углов.
Веерные складки на шторах и костюме, тоже ритм.
А почему нельзя назвать ритмом верхнюю и нижнюю «бегущие строки» шрифта?
Все найденные в портрете ритмы метрические, и несут в себе покой и порядок.


 

Надо заметить, белый цвет шторы, довольно смелое решение художника.
Не каждый способен на риск, отвлечь внимание зрителя от лица.
Теперь светлая голова и такие же треугольники ткани играют в одной команде.
Округлое пятно головы словно подвешено в магнитном поле боковых форм
(сильно прищурьтесь). 


 


Цвет и тон 

Мои предпочтения всегда отдавались сдержанной цветовой гамме и наличию ясных силуэтов. В этом смысле работа  Жана Фуке великолепна. Монолитный силуэт приглушенного красного, с лёгкими вкраплениями более насыщенного цвета, и головной убор, по светлоте сливается с оливковым фоном. Обратите внимание, будь костюм и фон чистых тонов, они были бы контрастны по цвету. Красный контрастен к зелёному. Не удивительно, что голова оказалась самой насыщенной по цвету, как самая значимая смысловая деталь. Она перекликается со сближенным по  тону низом костюма.  Верхняя красно-оранжевая узкая полоска цвета пикантно оттеняет менее насыщенный красный цвет костюма. Это уже как закон, - насыщенный цвет всегда дают малыми порциями.  


 

  

 Мадонной с младенцем 

Правая створка диптиха. Около 1451,
Королевский музей изящных искусств,
Антверпен; "Снятие со креста", приходская церковь, Нуан.

Практически, это каменная скульптура, в деянии, с прикрытыми глазами.
Таковы и ангелы, только окрашенные в кровавый цвет. 


 

 

 

Фуке ни кому не подражал, и ему подражателей нет. Он настолько современен, что не понятно, как он вообще возник в 15 веке! Сегодня, эта работа очень популярна, она тиражируется и продаётся. Фрагмент Мадонны мне встретился даже в статье о венерических болезнях. Показательный интерес современника к классике.


"Религиозный образ Мадонны с младенцем на троне изображает также и более земной сюжет. Распространено мнение, что Мадонна на самом деле - это портрет Аньес Сорель, возлюбленной французского короля Карла VII. Ее поклонником был также и некто Шевалье, первый покровитель Фуке. Эта картина была исполнена в год смерти Аньес, в память о которой она, возможно, и была заказана. Аньес Сорель (Agnes Sorel) (около 1422 — 9 февраля 1450), возлюбленная французского короля Карла VII, первая официальная любовница при дворе французских королей. Происходила, по-видимому, из небогатых дворян. Была фрейлиной при дворе Изабеллы Лотарингской, королевы Сицилии, жены короля Рене Анжуйского, на сестре которого, Марии Анжуйской, был женат Карл VII. Ее связь с королем началась в 1444 году. В 1445 родился ее первый ребенок, после чего Аньес близко сошлась с королевой Марией, став ее фрейлиной. Современники единодушно называли ее прекраснейшей из женщин (даже папа Пий II оставил восхищенный отзыв о ее внешности). При дворе Аньес Сорель ввела в моду облегающие платья, низкие декольте, обнажавшие одну грудь. В 1448, когда у нее уже было трое детей от короля, она удостоилась от своего возлюбленного титула «Прекрасной Дамы» (игра слов; на французском языке Dame de Beaute означает также владелицу замка Боте-сюр-Марн). Фаворитке короля Карла VII были подарены замки, земли; она получала огромные денежные доходы. Умерла она после родов четвертого ребенка. Во Франции широко распространены легенды, представляющие Аньес Сорель патриоткой, вместе с героиней Жанной д'Арк, способствовавшей освобождению страны от англичан. Авторы подобных легенд относят дату рождения Аньес Сорель к первому десятилетию 15 века, а поворот короля от светских удовольствий к воинским подвигам приписывают ее влиянию. Эти предания, в частности, отражены в поэме Вольтера «Орлеанская девственница». В середине 15 столетия, один из крупнейших французских живописцев того времени, Жан Фуке, известный своими миниатюрами, совершил путешествие в Италию, где он должен был видеть работы Пьеро делла Франчески и других ренессансных художников. Необходимо отметить, что острое внимание Жана Фуке к деталям восходит к северным художникам, таким как Ян ван Эйк. Это заметно в трактовке короны Мадонны, украшенной драгоценными камнями, и различных по фактуре одежд, меха и прозрачной вуали." 

Простите, не помню автора цитаты, а не дать её не мог. Много конкретных сведений о "модели".


Жан Фуке, как никто другой, имеет право завершить мои страницы о книжной миниатюре. Прекрасный декоратор, миниатюрист, живописец, одна из вершин Северного возрождения. Ему приписывают много работ, но большинству атрибуций я не верю. Много из его мастерской вышло оформленных книг и картин выполненных подмастерьями, а от самого мастера осталось совсем мало. Одно радует, его стали понимать, им стали интересоваться, его изучают художники, а не только искусствоведы.  


Как хочется  растолковать молодым ученикам важность знания законов декоративного искусства для понимании станкового. Бывает, в совершенстве овладевают навыками реалистического искусства, но как начинают творить, смотреть не хочется. Всё правильно сделано, а красоты, гармонии, той самой, что присутствует в «неумелых» работах старых мастеров, почему-то нет.


 

Серия сообщений "Книжная миниатюра":
Часть 1 - Книжная миниатюра - 1
Часть 2 - Книжная миниатюра - 2
Часть 3 - Книжная миниатюра - 3
Часть 4 - Книжная миниатюра - 4
Часть 5 - Книжная миниатюра - 5
Часть 6 - Книжная миниатюра - 6
Часть 7 - Книжная миниатюра - 7
...
Часть 40 - РЕЙМСКИЙ МИССАЛ-01
Часть 41 - РЕЙМСКИЙ МИССАЛ - 02
Часть 42 - РЕЙМСКИЙ МИССАЛ - 03

Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

eole-69   обратиться по имени Пятница, 22 Октября 2010 г. 16:04 (ссылка)
Вы второй человек, которого я могу слушать бесконечно!
первый тоже художник, моя подруга.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 22 Октября 2010 г. 16:07ссылка
Ну, да. Кто это говорил, могу бесконечно смотреть на огонь, и как люди работают! :)
Спасибо.
songmeili   обратиться по имени Воскресенье, 24 Октября 2010 г. 01:35 (ссылка)
Роман!Спасибо!Сколько полезного!!!У тебя талант и художника,и педагога!=))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 24 Октября 2010 г. 01:40ссылка
А то я не знаю, что тебе это всё как до фонаря! Поэтому, особо большое спасибо. :)))
Перейти к дневнику

Воскресенье, 24 Октября 2010 г. 01:45ссылка
Что это ты меня так?!Обиделась...В двоечницы меня записал...Всё,ушла...утро вечера мудренее.=))
Перейти к дневнику

Воскресенье, 24 Октября 2010 г. 02:14ссылка
Прости за фамильярность, виноват.
Я имею ввиду практику свободного от всякой заумной мишуры творчества. Твоя манера завораживает импровизацией, обманчивой лёгкостью исполнения, в которой я всегда нахожу глубину восточного (китайского и японского,конечно) мировоззрения. Ты отлично знаешь, что кроме тебя, только один человек способен почувствовать и оценить тайный смысл твоих работ. Именно в этом контексте я шутя и говорю, - а зачем козе баян, зачем тебе вся эта фигня о европейском искусстве?
Ты сама напросилась на комплименты в глаза, я не виноват.
Перейти к дневнику

Воскресенье, 24 Октября 2010 г. 10:39ссылка
Спасибо,Роман!Утро началось с комплимента,ну попросила,да...)))А,если серьёзно образования-то и не хватает.Что ж обрывки со школьных времён...,а в интернете в основном заумь.Мне твои заметки нравятся доступностью и наглядностью.
Перейти к дневнику

Воскресенье, 24 Октября 2010 г. 11:33ссылка
Ты мне серьёзной нравишься, спасибо!
Jassy   обратиться по имени Воскресенье, 24 Октября 2010 г. 17:17 (ссылка)
Спасибо, интересно, люблю портретную живопись...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 24 Октября 2010 г. 17:21ссылка
Да, конечно. Если её в шикарную библиотеку вывесить, завести уборщицу, лечь на красный плюшевый диванчик с кем-то, и наблюдать, как она со стремянки пыль протирает...
Кто же не любит! :)
usta777   обратиться по имени Четверг, 30 Декабря 2010 г. 19:32 (ссылка)
Фуке основной источник для художников- его филигранная точность, в цвете и покрое всегда вырусало нас, художников театра, кино, книги.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку