Нам знаком взгляд на эмиграцию из эмиграции. Я смотрю на этот процесс отсюда, и он видится мне иным, чем, если бы смотреть на него с другой стороны. Но в изобразительном искусстве, как мне кажется, эта тема еще не затронута. Мне хотелось бы отразить это явление в своих работах.
Тема судьбы эмигрантов касается меня напрямую. Многие мои родственники и друзья уехали из страны. Я вычеркиваю из записной книжки не только телефоны, но и друзей, и близких, я теряю тех, кто был мне дорог и близок. Люди уезжают, словно на другую планету, исчезают, теряют связи и корни.
Серия задумана в стиле лубков— народных картинок, исполнявшихся народными художниками в 16-19 веках. Лубочные картинки вырезались на досках, печатались вручную, а потом раскрашивались от руки яркими красками.
Лубки были одновременно плакатами, карикатурами, газетами и иллюстрациями. Ими украшались стены домов крестьян и городской бедноты. Тематика лубков была понятна и любима теми, кто их приобретал: это излюбленные герои народных сказок, песен, былин, сюжеты из жизни города и деревни, сатирические листки, высмеивающие различные пороки.
В лубках рисунок обычно сопровождался пояснительными подписями, цитатами из народного фольклора, комментариями автора.
Со временем выработался специфичный лубочный стиль: упрощенный рисунок, соединение в одной композиции нескольких сюжетов, яркая раскраска. Жанр лубка был распространен во всем мире, но в каждой стране он имел свои характерные черты.
Евреи, в силу исторических причин, рассеянные по странам Европы, впитывали культуру тех народов, среди которых им приходилось жить. Техника лубка тоже была позаимствована еврейскими художниками и творчески освоена. Еврейские лубки насыщены специфической тематикой и символами, цитатами из Торы.
История еврейского народа в странах диаспоры трагична. Тут и погромы, и фашистское истребление еврейского народа в годы Великой Отечественной войны, официальный и неофициальный антисемитизм. И при всем при этом еврейский народ внес огромный вклад в развитие культуры, науки, искусства тех стран, где вынуждены были жить евреи.
Массовая эмиграция евреев из страны в последние годы— тема моих работ. При этом я пытаюсь анализировать те процессы, которые привели к этому исходу.
Мне хотелось насытить листы специфическим юмором. В качестве литературной канвы я использовала не только городской сленг, газетные шаблоны, избитые штампы, лозунги, но и перлы советских писателей А. Раса, Б. Крутиера, Б. Брайнина, В. Шендеровича, И. Губермана, М. Генина, В. Владина и других. В листах нашел место мой многолетний опыт работы в карикатуре.
Сам процесс эмиграции приобрел определенную технологию, ритуалы, мифы, закономерности, свою терминологию. Это своеобразный исторический процесс, затронувший судьбы многих людей и судьбу тех стран, из которых уезжают евреи.
Эта работа- о том, какой огромный вклад внесли евреи в культуру и науку той страны, где они жили.