-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Татьяна_Зеленченко

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.10.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 5048


Эдуард ХАНОК . Теория волны

Четверг, 29 Апреля 2010 г. 08:16 + в цитатник

25 лет назад известный композитор родил «Теорию волны»
Эдуард ХАНОК - блестящий композитор-мелодист, автор таких выдающихся песен..., как «Потолок ледяной, дверь скрипучая...», «Малиновка», «А я лягу-прилягу...», «Журавлик», «Завируха», «То ли еще будет», «Я у бабушки живу», «Здравствуй, чужая милая» и так далее...
Мне показалась интересна теория, в которой Ханок анализирует путь творческого (да и не только творческого) человека, закон творчества. Она многое объясняет в этой жизни.

Ровно четверть века назад со словами: «Песни напишут и без меня» народный артист Белоруссии композитор Эдуард Ханок сменил амплуа. Итогом его упорных бдений стала одиозная теория творческих волн и скандально известный бестселлер под названием «Пу-га-чев-щи-на!».
В 1998 году свое первое детище (книгу с изложением теории) автор неожиданно вбросил на зеленеющее долларами поле российского шоу-бизнеса, и тут рвануло!
Дотошный исследователь, он рассчитывал едва ли не на научную полемику, а получилась кухонная свара, да и наивно было надеяться на что-то другое, ведь Ханок написал о самой Алле Борисовне не то, что женщине ее лет и положения слышать приятно, а то, что думал.
По его мнению, выработав к середине 80-х свой основной ресурс, Пугачева повернула не в сторону естественной для нее возрастной эстрады, а ровно в противоположном направлении — к так называемой молодежной, а в результате сценическая смелость как-то незаметно переросла в пошлость.
Коллеги (бывшие и настоящие) считают Ханка городским сумасшедшим, а его теорию волн давно переименовали в теорию климакса и импотенции (разумеется, творческих) и не упускуют возможности бросить в его огород камень. Впрочем, он на своих брызжущих слюной оппонентов не в обиде и даже немного жалеет их, поскольку уверен: эстрада — это профессия временных людей, вызывающая временные эмоции. В конце концов, большинство звезд сгорает дотла, и остается от них только пепел, тогда как его открытию гарантировано бессмертие. Увы, изыскания Ханка для большинства сегодняшних любимчиков публики неутешительны: им вышеуказанная теория отводит лишь пять-шесть лет пребывания на волне, а затем — падение и забвение.
— Я не открою Америку, если скажу, что творчество начинается «с картинки в твоем букваре», «с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе», то есть с прикосновения к чужому опыту. Происходит накапливание увиденного и услышанного, и в один прекрасный день эта чужая энергия приводит в движение собственную. Возникает творческий зуд, и человек начинает «волноваться», то есть искать в этой жизни свое место.
Другое дело, что профессии есть публичные — композитор, художник и так далее, — а есть непубличные, но все равно волнам подвластны представители каждой из них, и сегодня у меня есть неопровержимые доказательства того, что реки, горы, моря, государства — весь мир живет согласно теории волн Эдуарда Ханка.
- Исследуя шоу-бизнес, я обнаружил, что жизнь любого из нас в частности и всего человечества в целом напоминает реку, озеро, море, океан, где волны — это что-то реальное и одновременно ускользающее, понятно-непонятное, объяснимо-необъяснимое... В одном месте девятый вал вздыбливается, в другом — слегка штормит, в третьем — полный штиль... Так ведь и наяву: один упал, другой взлетел, у третьего затишье — в зависимости от того, в какой он фазе... Иными словами, закон волны является тем механизмом, мотором, который и движет творчество...
Поинтересуйся у пожилой женщины: почему она не рожает? Спроси у балерины, в 35 лет ушедшей на пенсию: что мешает ей танцевать? Упрекнешь ли ты постаревшего олимпийского чемпиона в том, что он больше не бегает или не прыгает? Если в своем уме, естественно, нет, потому что прекрасно понимаешь: всему свое время. Если же тебе это невдомек, незаслуженно обидел бы ни в чем не повинных людей.
Точно так же и в шоу-бизнесе незнание его законов приводит к тому, что авторы или артисты, исчерпав себя, обязаны оправдываться в том, в чем их вины нет, быть «без вины виноватыми». Поэтому теория творческих волн — это лишь попытка доказать, что в отличие от перечисленных выше профессий шоу-бизнес имеет не возрастные, а «волновые» ограничения.
Шоу-бизнес — это полярный день, во время которого автор или исполнитель не успевает пройти весь свой путь при свете солнца. Вернее, он еще идет, а солнце сначала заходит (знаменуя ослабление творческой потенции или творческий климакс), а затем скрывается и светит другим (это уже, увы, творческая импотенция).
Что интересно, творческая импотенция бывает активной — это динамичная работа при полном отсутствии новых реальных суперхитов и попытка количеством заменить качество (примеры — Надежда Бабкина, Владимир Винокур, Лев Лещенко) — и пассивной — это тихое допевание на периферии, эксплуатация прошлых заслуг, работа на старых шлягерах (например, Александр Маршал, Алена Свиридова, Марина Хлебникова).
Положительной можно назвать творческую импотенцию, при которой исполнитель признает, что время его уходит, и остается в гармонии с собой, своим творчеством и окружающими коллегами и зрителями (Муслим Магомаев, Эдита Пьеха), а отрицательной — когда артист не желает смириться со своим положением и пытается преувеличить значимость своего сегодняшнего творчества, ошибочно полагая, что на нем и ему подобных настоящее искусство закончилось (Юрий Шевчук, Александр Новиков).
— Возвращаясь к моему вопросу: мы можем попытаться коротко закон волны сформулировать?
— В принципе, это весь творческий путь, разложенный на волны...
— ...и какую же главную закономерность вы обнаружили?
— Суть в том, что, родив первый продукт (я называю этим словом и оперу, балет, и песенный шлягер), вы садитесь на волну, и она вас несет вверх (кстати, чтобы ее оседлать в шоу-бизнесе, необходимы четыре фактора: талант, творческая энергетика, финансовая база и случай). Дальше пять фаз движения на гребне и потом — неминуемое падение. Практика показывает, что большинство великих композиторов, поэтов, художников и так далее сразу же выдают целый каскад мощнейших произведений, но бывает и наоборот, как у Пугачевой...
— Первая волна несет автоматически?
— Ну как? Человек, если волна его поднимает, начинает заводиться. Спел первый шлягер, а ему уже хочется сделать второй, третий, записать альбом...
Обрати внимание: первая волна вверх идет, а вторая, как правило, держится на одной высоте — это как самолет: скорость набрал и пассажиры уже балдеют. Наступает, таким образом, самое сильное время, которое, может, и не повторится.
— Первая часть — Чехонте, вторая — серьезные произведения, третья — ялтинский цикл...
Сегодня последние могикане советской эстрады работают на остаточной, или так называемой белой волне, а что такое третья, я покажу на примере Чайковского — для наглядности его волнограмму я поместил в книге рядом с пугачевской. Алла Борисовна после второй волны пошла вниз, и на ее графике лишь небольшие бугорочки: она как бы чуть-чуть взлетает. Да, у нее появляются хорошие, даже классные вещи, но не знаковые — к сожалению. Подъем — падение, подъем — падение, кривая все ниже, ниже, а Чайковский только набирает обороты: его третья волна — это «Спящая красавица», «Иоланта», «Пиковая дама», «Щелкунчик» и величайшая Шестая симфония... На пике он умирает...
— ...и уходит в бессмертие...
Скажите, кто самая великая, на ваш взгляд, звезда советско-российской эстрады?
— (Пауза). Думаю, что Шульженко.
— При наличии Магомаева и Пугачевой?
— Ну, ей это не конкуренты, и объяснение здесь политического направления... С Шульженко, Бернесом, Утесовым страна выдержала войну, победила. «Синенький скромный платочек» — это был символ, «Темная ночь» поднимала бойцов в атаку, и как можно сравнивать мирное время с военным, где сила воздействия песни удесятерялась? Это несопоставимые вещи, и не потому, что Пугачева лучше или хуже, — просто время, символом которого эти люди стали, было героическим само по себе.
— А вы согласны, что после Шульженко Магомаев был на советской эстраде номером первым?
— Конечно, но надо сразу сказать, что эти исполнители принадлежат к разным категориям. Шульженко — знамя страны, а Магомаев — популярный артист, у которого счастливо сошлось то, чего, к сожалению, не хватает сегодня по-настоящему Баскову: рост, красота, голос, абсолютно равновеликие оперные и шлягерные ситуации...
— ...сумасшедшая вдобавок харизма!
— О чем речь: суперзвезда да еще супермужик — сочетание, выше которого нет.
— Магомаев, будучи еще при голосе, при внешности и всем остальном, взял и в один прекрасный день добровольно ушел со сцены. По-вашему, выступления он закончил потому, что знал о существовании закона волны?
— Об этом я могу только догадываться, но книгу свою ему подарил. Мне кажется, Магомаев принял решение на интуитивном уровне, и ты, по-моему, сейчас переоцениваешь значение теории волн: плоды она принесет лет через 20-40...
— Интуиция тем не менее у Муслима Магометовича сработала?
— Безошибочно, хотя не исключено, что и другие причины имелись. Как бы там ни было, вовремя уйдя, он поступил очень мудро.
В трех статьях опубликовано интервью Дмитрия Гордона с Эдуардом Ханком. Далее идет разборка творческих взлетов и падений звезд отечественной эстрады. Об этом вы можете прочесть здесь

http://www.bulvar.com.ua/arch/2009/37/4ab0c07cb929b/
Мне показалась интересной сама «теория волны».

Рубрики:  цитатник
размышление
Метки:  

Okora   обратиться по имени Пятница, 30 Апреля 2010 г. 13:19 (ссылка)
Потому эстрадные звезды и надоедают, что не признают, что их время ушло, и не умеют вовремя уйти. Кстати, эта теория волны работает в любой сфере, не только в шоу-бизнесе. Популярность - временное явление, знаменитость - постоянное.
Ответить С цитатой В цитатник
Татьяна_Зеленченко   обратиться по имени Пятница, 30 Апреля 2010 г. 22:43 (ссылка)
Free-Wind, Вроде бы, все очевидно. Но вот человек сформулировал и начинаешь крутить эту формулу, примеряя к себе... И так грустно.
Ответить С цитатой В цитатник
господин_декоратор   обратиться по имени Суббота, 01 Мая 2010 г. 17:29 (ссылка)
На мой взгляд эта теория больше применима к Шоубизнесу, на художников если это и распространяется, то с большими поправками...Понятно, что с возрастом руки и зрение становятся "уже не те", но это касается абсолютно любой профессии.....
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку