Столкнувшись в одном из комментариев с привычно брошенным "Шишкинское "Утро в сосновом лесу" вдруг заело.
Хотя и сама не раз пользовалась этой формулой. Давно привыкла к замене "родового" названия "Собора Покрова, что на рву" на народное - Храм Василия Блаженного. Помню казус, произошедший с известным игроком в "Что? Где? Когда?", когда он обозвал картину И.Е.Репина "Иван Грозный и сын его Иван..." -"Иваном Грозным, убивающим своего сына" и лишился, естественно баллов, не сразу поняв, в чем ошибся. Хотя, действительно, со временем многие картины приобретают, как и Храм Василия Блаженного, хорошо закрепившиеся за ними новые, более актуальные имена (Верещагин "Апофеоз войны" - вместо "Торжество Тамерлана").
Но вернемся к картине.
Ну и что же с картиной Шишкина не так, спросите вы?
К чему весь этот разговор? Да к тому (знающие давным-давно уже догадались), что нельзя работу двух авторов называть только одним именем. Знаменитое полотно "Утро в сосновом лесу", известное нам и по Третьяковке, и по шоколадным конфетам советского периода, принадлежит кисти двух художников - друзей: Ивана Шишкина (лес и другие составляющие пейзажа) и Константина Савицкого (сами мишки, которые и умиляют многих своей естественностью поведения и сходством). Любой экскурсовод Третьяковской галереи подтвердит вам мои слова. (
http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://www.i...26ndsp%3D18%26hl%3Dru%26sa%3DN) Они это "проходили" в стенах МГУ и в залах ГТГ, а я впервые услышала в детстве. А недавно в интернете узнала, что родственница Савицкого тоже работает сейчас в Третьяковке экскурсоводом. Возможно, что "пепел родственника" так стучал в ее сердце, что пришлось заниматься искусством всерьез(шучу так...). Вообще, похоже, что эта история интересует в интернете многих.
Вообще я с детства работы Ивана Ивановича Шишкина очень люблю. Люблю его Травы , Цветы в лесу ( не зря он мечтал быть ботаником), ручьи и разливы, лесные тропинки и могучие стволы деревьев. Все это - сам Шишкин. (Если не скопировала фальшаки. Их последнее время столько развелось, что и эксперт Третьяковки не сразу определил...)
Возможно, что и Мишек в лесу любила бы я до сих пор, если бы не затаскали настолько, что в конфетные фантики превратили.
Вернемся к тому, с чего начали, к "Утру в сосновом лесу".
Для чего??? Наверное для размышления и обсуждения, нужно ли употреблять замечательное произведение искусства где надо и где не надо, приводить его "В СУЕ" так сказать.
Они, эти утренние мишки, также примелькались зрителям, как и многочисленные изображения Джоконды. И такая же реакция, ну, в несколько меньшем масштабе (в соответствии с соотношением "великости" авторов этих картин). Тем не менее, как и "Джоконда", "Утро в сосновом лесу" тоже обросло обидно-шутливыми римейками, выполненными шутниками-художниками им рядовыми любителями фото-шопниками:
Андрей Бильжо.
А это реакция художника Александра Галицкого еще и на перебор с "военно-патриотическим воспитанием подрастающего поколения", на навязчиво-сладкую бездумную, формальную прививку патриотизма в школьный период:
И кто знает, может быть мечтает этот лес отдохнуть от столь популярных мишулек. А то соснам уже невыносимо приторно-сладко. Тогда и название "Шишкинское "Утро в сосновом лесу" станет правильным и корректным.
Но это фантазия. Все же написана она господами Иваном Шишкиным и Константином Савицким.
Портрет Ивана Ивановича Шишкина, приведенный выше, исполнен Крамским И.Н.