-Метки

"если судьба вручает вам лимон "здравствуйте 1975 г.) 8 великих картин аист - птица с душой александр дугин ангелы. небесные вестники. андромеды археологические загадки россии ах владимир куш восточные сказки по омару хайяму всё могут короли главные тайны славянской истории глупцами не становятся госпожа удача | лучшие песни дуглас макгрегор и скотт риттер ими… рождаются исаак шварц - золотая коллекция | ваше благородие как лев толстой писал «анну каренину» как птицы кассиопеи катаклизмы кита и персея. комедия кошка кудабля на прогулке леди совершенство мифология и созвездия цефея на которых все видят любовь и страсть наконец-то но там есть кое-что еще новости с телеги ох пелагея. романс "не уходи питер пауль рубенс. союз земли и воды побудь со мною" постарайтесь сделать из него лимонад" притчи о знаках зодиака продать душу за гениальность реж. леонид гайдай садимся на разные ветки и засыпаем в метро саксофон танго. кумпарсита. фламенко хасиды. краткий этногенез евреев по льву гумилёву худшие мужья в истории: великие и ужасные чем отличается православие от католицизма чудеса творящая эксцентричные игры разума льюиса кэрролла

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Stefaniia-Stefa

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.12.2016
Записей:
Комментариев:
Написано: 52719


Почему Моне фанатично рисовал кувшинки и что заставило его изрезать свои картины ножом

Понедельник, 29 Апреля 2024 г. 09:28 + в цитатник
 

 

Отец импрессионизма Клод Моне известен в том числе своими многочисленными картинами с изображением кувшинок (водяных лилий). Он создал сотни таких произведений, и теперь ими восхищается весь мир. Некоторые из них входят в топ самых дорогих полотен на нашей планете. Однако сам Моне под конец жизни уничтожил несколько десятков из своих картин с кувшинками. Но почему он так поступил и зачем вообще рисовал из года в год одни и те же цветы? Это паранойя или что-то другое? Попробуем разобраться.


В уже солидном возрасте Моне совместно с другом, коллекционером Эрнестом Ошеде и его женой Алисой (впоследствии, после смерти мужа, она станет женой соседа-художника) купил дом с участком во французской коммуне Живерни. Имевшуюся в саду кипарисовую рощу он вырубил и засадил территорию цветами. Помимо этого, художник добился от властей разрешения изменить русло протекавшей рядом реки и сделал на своем участке пруд с кувшинками. Моне построил тут мостик в японском стиле, сделав этот уголок природы невероятно живописным и умиротворяющим. Теперь дни напролет он проводил у водоема за работой. Это было имение его мечты, это был садик его мечты.

Моне всё свободное время проводил в у своего пруда и рисовал водяные лилии.

Моне всё свободное время проводил в у своего пруда и рисовал водяные лилии.



Художник так увлекся водными растениями, что они стали основным объектом его творчества. Он высаживал все новые и новые виды и любовался ими, наблюдая, как они растут. Моне привозил кувшинки разных видов из-за границы, даже из Африки и Америки, так что его прудик со временем превратился в настоящий ботанический сад.


 

Пруд с кувшинками в наши дни. /Фото: liveinternet.ru

Пруд с кувшинками в наши дни. /Фото: liveinternet.ru


Одна из картин великого художника, на которой запечатлен тот самый мостик.

Одна из картин великого художника, на которой запечатлен тот самый мостик.


Порядка 30 лет Моне писал свои водяные лилии. При этом под конец жизни, на девятом десятке, он начал писать еще и огромные панно с кувшинками. Он стал просто одержим ими. Можно было бы сказать, что это мания, однако факт в том, что его работы имели невероятный успех.

Один из шедевров Моне.

Один из шедевров Моне.


Ни одна такая картина не была похожа на другую и практически все его «Кувшинки» высоко ценили искусствоведы. Сам художник объяснял, что в своих картинах он исследует даже не сами цветы, а изменения водной глади, на которой они растут, и именно под таким углом надо смотреть на его работы.

Дом Клода Моне в наши дни. /Фото: liveinternet.ru

Дом Клода Моне в наши дни. /Фото: liveinternet.ru



В частных коллекциях и музеях по всему миру сейчас хранятся примерно 250 «Кувшинок» Клода Моне. Достаточно много таких работ выставлялось и покупалось за огромные деньги. Так, одна из них была куплена за 80 миллионов долларов. Причем таких шедевров могло быть еще больше, если бы Моне не уничтожил порядка 30 своих работ. Он счел их либо незаконченными по своему замыслу, либо посредственными, либо просто неудачными.

Одна из работ, сохранившихся до наших дней.

Одна из работ, сохранившихся до наших дней.


Эта картина была продана на аукционе Christie’s почти за 80,5 млн. долларов.

Эта картина была продана на аукционе Christie’s почти за 80,5 млн. долларов.


Грустное для поклонников художника событие произошло перед парижской выставкой 1909 года. Моне подготовил к ней полотна с кувшинками, но в какой-то момент на него напало отчаяние: он решил, что все эти картины не годятся для экспозиции, и уничтожил их, изрезав ножом. При этом он отправил письмо своему агенту, в котором заверил его, что, избавившись от картин, внутренне освободился от тяжелого груза и теперь готов к новым работам.

С этого мостика он наблюдал за кувшинками. /Фото: liveinternet.ru

С этого мостика он наблюдал за кувшинками. /Фото: liveinternet.ru


«Водяные лилии в розовом» (1898)

«Водяные лилии в розовом» (1898)


Моне никогда не жалел о таком поступке, ведь он был уверен, что избавил мир от плохих картин. Однако это вовсе не означает, что так оно и было. Возможно, «забракованные» Моне полотна вошли бы в тот самый топ самых дорогих на планете, но на его восприятие своего творчества повлияли два фактора.

Первый – внутреннее состояние художника. В его жизни были непростые периоды депрессий и уныния, в которые ему казалось, что все, что он пишет, не стоит внимания. После смерти друга Ошеде он повторно женился, однако, несмотря на то, что брак его был удачен, Моне уже не получал от живописи такого сильного удовольствия, как раньше. Он пытался искать новые способы передачи цвета и настроения, но считал, что не может их найти.

Художник не уставал писать водяные лилии, хотя иногда его настроение оставляло желать лучшего.

Художник не уставал писать водяные лилии, хотя иногда его настроение оставляло желать лучшего.


Во-вторых (и это напрямую связано с первой причиной) в последние годы у живописца стала развиваться катаракта обоих глаз. Ему было уже сложно различать оттенки красок и он старался использовать их по памяти. Художнику сделали операцию, само по себе зрение она улучшила, но восприятие цветов у него теперь исказилось. Именно поэтому поздние картины Моне, написанные после 1912 года, стали иметь отличный от прежних желтоватой оттенок.

Кувшинки. Заходящее солнце. (одна из самых известных поздних работ).

Кувшинки. Заходящее солнце. (одна из самых известных поздних работ).


В последние годы Клод Моне стал переходить от импрессионизма к абстрактной живописи, и если раньше искусствоведы считали, что это было его осознанным решением, то современный английский офтальмолог Ричард Мармор доказал: это изменение в направлении живописи связано еще и с заболеванием глаз и ухудшением зрения.

Одна из работ, написанных после 1920 года.

Одна из работ, написанных после 1920 года.


Как выяснил Мармор в ходе экспериментов, наблюдений и сопоставлений, пациенты, страдающие таким же нарушением, как у Моне, видят окружающий мир именно так, как он изображен на полотнах великого художника – размыто. Впрочем, работы художника нравятся ценителям живописи именно в таком виде – и для них абсолютно не важно, что было у Моне со зрением в момент их написания.

Картина, написанная в 1917-19 гг. (тоже позднее творчество).

Картина, написанная в 1917-19 гг. (тоже позднее творчество).

 

Еще один Моне: Почему без старшего брата великого Клода Моне импрессионизма могло бы и не быть

Мы редко задумываемся о том, насколько сильно на разные события в истории искусства влияют взаимоотношения участников таких событий с родственниками и степень их поддержки семьями и ближайшим окружением. Кажется, что тот, кому было суждено создать новое направление в искусстве, создал бы его при любых обстоятельствах. Вот, к примеру, Клод Моне – основатель импрессионизма: разве могло быть иначе? Но оказывается, невидимые сквозь толщу времени родители, братья, сестры великих бывают не только дополнением к знаменитым биографиям: например, без Леона Моне и импрессионизма-то, возможно, не получилось бы.


Старший брат с «нормальной» профессией


Леон Моне, старший брат Клода, родился 14 апреля 1836 года, он был первым ребенком Адольфа и Луизы-Жюстин (урожденной Обре). Спустя четыре года в семье появился Клод. Ранние годы братья провели в Париже, а примерно в 1845 году семейство вместе с бабушкой и дедушкой Моне перебралось в Гавр, в Нормандию. Леон изучал химию, а получив образование, начал работу в химической промышленности. С 1870 года он переехал в Руан, где в 1872 году стал одним из основателей Руанского промышленного общества. В этом же году Клод Моне написал свое «Впечатление. Восходящее солнце».

Картина «Впечатление. Восходящее солнце» дала в итоге название всему новому направлению в искусстве. Источник: commons.wikimedia.org

Картина «Впечатление. Восходящее солнце» дала в итоге название всему новому направлению в искусстве. Источник: commons.wikimedia.org


Оба брата интересовались цветом, но если Клода занимало в первую очередь художественное его использование, то Леон экспериментировал с химической стороной. Некоторое время будущий импрессионист работал ассистентом у своего старшего брата и научился работать с синтетическими пигментами, позволяющими создать более яркие краски, чем были распространены в среде художников. Позже большинство импрессионистов использовали в работе именно эти синтетические цвета.

Леон Моне поддерживал художников и до прихода к идеям импрессионизма: слева картина Клода Моне, справа - Ренуара, обе написаны в 1860-е

Леон Моне поддерживал художников и до прихода к идеям импрессионизма: слева картина Клода Моне, справа - Ренуара, обе написаны в 1860-е


Самое же главное, что Леон очень поддерживал младшего брата в его творческих поисках. Между обоими Моне существовала крепкая привязанность, основанная и на родственных связях, и на общих интересах. Поэтому когда на первой выставке Клода Моне и его единомышленников было брошено пренебрежительное «импрессионисты» («охотники за впечатлением»), за основателем нового направления в искусстве был неплохой тыл в виде поддержки старшего брата – как моральной, так и финансовой.


Законы спроса и предложения и безусловная поддержка брата


Потому что именно Леон Моне стал первым постоянным покупателем произведений импрессионистов – с 1870 года он собирал коллекцию произведений живописи, в которой главное место занимали картины последователей идей Клода и пионеры движения импрессионистов – Берта Моризо, Альфред Сислей, Камиль Писарро, Огюст Ренуар. С художниками Леон Моне связывался через своего брата. И довольно многие из картин, названия которых впоследствии окажутся на слуху у каждого любителя искусства XIX века, побывали когда-то в коллекции старшего из братьев Моне.

А. Сислей. Вид на канал Сен-Мартен. Источник: commons.wikimedia.org

А. Сислей. Вид на канал Сен-Мартен. Источник: commons.wikimedia.org


Леон Моне не просто покупал картины, повышая таким образом их цену; он устраивал в Руане выставки, привлекая больше интереса к художникам-импрессионистам. Вслед за Леоном коллекционированием произведений этого направления живописи увлекся руанский промышленник Франсуа Депо, который собрал около сотни картин. Стоит ли удивляться, что спустя несколько лет импрессионизм и его основатели оказались в центре внимание французской культурной жизни?

Жан Моне на картинах отца

Жан Моне на картинах отца


Леон Моне даже приобрел на аукционе два альбома Клода, один из которых брат завел, когда ему было всего пятнадцать. Позже художник оставил на них свою подпись. А Леон с 1892 года стал главой большой красильной фабрики, куда взял работать своего племянника Жана Моне, которому Клод посвятил с десяток своих картин. А вот старшего брата импрессионист изобразил на холсте лишь однажды – было это в 1874 году.
Выставка, посвященная другому Моне
Эта картина, портрет Леона, была показана широкой публике только в 2023 году – когда в парижском музее «Люксембург» состоялась выставка, посвященная старшему брату Клода Моне. Куратор выставки, Джеральдин Лефевр, немало потрудилась, чтобы раздобыть хоть какую-то информацию о Клоде, помимо сухих бюрократических фактов с цифрами. Тот, благодаря которому, возможно, и не случилось бы никакого импрессионизма, долгие десятилетия находился в тени популярности имени брата, той популярности, которую сам Леон старательно создавал когда-то.

Леон и Жан на красильной фабрике. Источник: commons.wikimedia.org

Леон и Жан на красильной фабрике. Источник: commons.wikimedia.org


Выставка проходила весной и летом этого года, и на ней впервые были показаны и те самые юношеские альбомы Моне, и другие экспонаты, приоткрывшие завесу над личностью Леона, включая и образцы тканей, которые окрашивались по разработанным им технологиям. Лефевр пришлось и связываться с правнуками двоих Моне, и запрашивать архивы, и добиваться знакомства с произведениями из частных коллекций, чтобы отдать должное роли старшего брата Моне в истории искусства.

Портрет Леона Моне кисти его брата. Источник: google.com

Портрет Леона Моне кисти его брата. Источник: google.com


Отношения между братьями серьезно ухудшились со смертью Жана Моне, которую Клод связывал с его работой на химической фабрике дяди. Леон и его семья даже не были приглашены на похороны сына художника. Скончался Леон 8 августа 1917 года в городке Маром под Руаном.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/260224/59251/

 

Рубрики:  Живопись и графика


Процитировано 1 раз
Понравилось: 7 пользователям