Иногда прикольно читать Википедию. Монастырь основан в 17-ом веке при князе Андрее Ивановиче Старицком, но есть легенда, что основали его иноки Трофим и Никандр из Киево-Печерской лавры жившими в... 12-ом веке. Связан этот казус с недостатком информации у состовителей.
В "
Историческом описании Успенского Старицкого монастыря" Иеромонаха Арсения сказано, что в 1110 году пришли в урочище Старый бор два инока из Киевских пещер Трифон и Никандр и стали там жить и слову божию учить приходящих к ним".
Причина появления иноков в этих местах достаточно прозаична: В 11-12 веках христианство еще недостаточно укоренилось на Руси. Главные города Руси, и в них те лица, которые принадлежали к высшему сословию и были христианами вскоре после крещения Св. Владимира и его детей, но нижние сословия в городах,а так же простой народ в селах и деревнях или вовсе не были христианами, или проникновение христианства в эти сословия было низким.
В вышеуказанном источнике сказано, что история общины, образованной иноками в Старом бору хорошо описана и имеется достаточно много источников, указывающих о ее существовании до конца 14-ого века, когда во время войны Киевских и Московских князей город старица был разорен. После чего, на протяжении 200 лет о общине ничего не слышно. Единственный вопрос возникающий к описанию была ли община монастырем? Прямо в летописи об этом не сказано. При этом в летописи сказано, что община была довольно обширной и управлялась игуменом, что характерно для монастыря.
Наиболее распространенная дата основания монастыря - начало 16-ого века, при
Александре Иванновиче Старицком, дяде Ивана IV. Отношение с властью у этого удельного князя были не простые. После смерти Василия III он становится одним из регентов малолетнего Великого князя, но выступает против узурпации власти его матерью и ее фаворитом Телепневым-Оболенским (
о темной истории рождения Ивана Грозного и этих двух персонажах, я уже рассказывал). Учитывая сложные отношения Старицкого с Москвой предположу, что основание монастыря носило не только религиозное значение. Московская сторона реки Волги в те времена была укреплена слабо, а монастырь сразу обносится каменной стеной. Монастырь активно развивается и в 1607 году в монастыре насчитывается иеромонахов и иеродьяконов - 73, послушников - 32, слуг 43. Монастырь имеет большие земельные угодья и подворья в Московском и Тверском княжествах). В 1919 году монастырь закрываюти на его месте организуют музей. Во время советской власти часть построек ветшает или их разбирают, но в конце 20-ого века создается фонд восстановления монастыря. Сейчас монастырь полностью восстановлен.
Южные ворота (18-ый век). Сейчас через них основной вход в монастырь.
Дорожка от ворот к соборам.
Яблоневый сад.
Введенская церковь с
трапезной палатой 1570 год. Была построена при содействии Ивана IV. Тиран город любил, часто здесь пировал, Как своим двоюродным братом Андреем Старицким, так и после того как казнил его, его мать, его жену, детей.
Контрофорсы воскресенского собора. Ими его укрепили в 19-ом веке.
В одном подклете была фотовыставка.
---
---
---
---
---
Памятник первому русскому патриарху -
Иову. Сам Иов местный, старицкий, из посадских. С 1559 по 1571 гг руководил Свято-Успенским монастырем. Во время расправы над сыном Андрея Старицкого Владимиром, Иван Грозный Иова не тронул, а наоборот перевел в Москву, хотя Старицкий монастырь и сама Старица пострадали существенно. В Москве Иов сделал не плохую карьеру и в 1586 году, уже при
Федорое Иоановиче стал митрополитом Всея Руси. Царь Федор благоволил церкви и спонсировал Константинопольских патриархов. К несчастью последних их положение только ухудшалось и долги росли. Вот и было предложено Константинопольскому патриарху возвести Иова в Патриархи Всея Руси, а в замен списать долг. Константинопольский патриарх Иеремия II согласился. Таким образом Русская православная церковь стала независимой.
Иов оставался Патриархом до 1605 года, Лжедмитрий I заменил его более сговорчивым греком Игнатием, да и как его было оставлять, ведь этот Лжедмитрий служил при Иове дьяком... После 1605 года Иов жил в Старице, где и умер в 1607 году.
---
Усыпальница Иова. Мощи его еще в середине 17-ого века были перенесены в Москву.
Церковный погост.
---
---
Надгробный камень.
Интерьер Успенской церкви.
Здание духовного училища. Оно было открыто в монастыре в 19-ом веке.
---
---
Западные ворота с церковью Иоанна Богослова (1694 г.)
Западные ворота с церковью Иоанна Богослова и Гостевой дом. Раньше вход в монастырь был через западные ворота, но в 19-ом веке вода через них попала в монастырь и подвалы монастыря. С тех пор их заделали.
Вид на соборы от памятника Патриарху.
Купель в часовне св. Георгия.
Слева Троицкий собор (1819 год), В центре Успенский собор (1530 год) с трапезной, справа колокольня (1869 год).
Иеромонах Арсений так описывает появление Троицкого собора: В 1813 году явился богатый жертвователь генерал-майор Алексей Тимофеевич
Тутомлин, который исходатайствовал Высочайшее разрешение построить в Старицком монастыре новую двухэтжную каменную церковь...., которую окончательно построил в 1819 году, по... утвержденному плану. Церковь эта примыкает к северной стороне соборного Успенского храма и совершенно не гармонирует с древнем стилем Успенской церкви. По существу дела церковь эта вовсе и не нужна была, да и теперь не нужна для Старицкого монастыря... Церковь эта, сама по себе небольшая, так загромождена памятниками и фигурами, что в ней не где народу поместиться...
Интерьер. Видно, что в центре имеется отверстие на первый этаж.
---
Интерьер первого этажа. От устройства в нем церкви отказались еще в 19-ом веке, из-за высокой влажности. Фактически, это усыпальница Тутомлиных. Слева над могилой вместо креста - обрубок дерева. Это говорит, что погребенный был масоном.
---
---
---
---
Вертолетная площадка.
"http://unclejosef.livejournal.com/164828.html"