Чтобы понять есть ли что-то общее между женщиной-вамп и Клеопатрой, надо вначале ответить на вопрос: "Откуда вообще появилось выражение "женщина-вамп"?".
Первой в мире "женщиной-вамп" стала американская актриса Теда Бара - Theda Bara.
![](//s005.radikal.ru/i210/1008/97/559ee70c4822.jpg)
Ей придумали всё: начиная от экзотического имени, образа и заканчивая местом рождения. Согласно легенде, Теда Бара родилась в 1892 году, в тени египетских пирамид, её отцом был известный итальянский художник, а матерью - французская актриса.
Её сценический образ, получивший название "женщина-вамп", - огромные, густо подведённые черным глаза, ярко накрашенный рот и совершенно белое лицо, практически сразу породили множество подражаний.
Кем же была на самом деле Теда Бара - первая "женщина-вамп" и при чём же здесь Клеопатра?
На самом деле Теда Бара -Theda Bara - это Теодозия Берр Гудман - Theodosia Burr Goodman (29 июля 1885 - 13 апреля 1955), родившаяся в Адонвилле (богатый еврейский пригород Цинциннатти) в семье богатого еврейского портного.
![](//i073.radikal.ru/1008/06/e4cb2c01f20a.jpg)
![](http://f5.ifotki.info/org/a0b07d7dd898e3154f0697de255ade545ee62264701910.jpg)
Теодозия проходит двухгодичный курс обучения в университете Цинциннатти, по окончании которого, уезжает в Нью-Йорк, где дебютирует в 1908 году на Бродвее в пьесе "Дьявол". Актёрские способности Теодозии весьма сомнительны, но её округлые формы вскоре замечает Уильям Фокс - один из основателей киностудии "Фокс", ищущий исполнительницу главной роли в кровавой драме "Пятно", которому и приходит в голову сделать из Теодозии Берр Гудман выгодный коммерческий проект.
Именно Уильяму Фоксу принадлежит слава создания образа "женщины-вамп", которую воплотила Теодозия Берр Гудман. Вдохновение на создание имиджа господин Фокс почерпнул из поэмы Редьярда Киплинга «Вампир», а, сократив на американский манер слово, он получил звучное имя - вамп. Остальное было делом техники: псевдоним "Теда Бара", легенда о необычном происхождении, специфические костюмы и макияж. Наиболее удачной находкой в образе "женщины-вамп" становятся глаза: мистику в образе передаёт именно загадочная тень в виде тяжелой обводки вокруг глаз Теды Бара.
Так в 1914 году в немом фильме "Пятно" впервые появляется образ "женщины-вамп", воплощённый Тедой Бара, которой к тому моменту было почти 30 лет.
![](//s47.radikal.ru/i115/1008/2d/b5367c19ca85.jpg)
![](http://f5.ifotki.info/org/afd3e99e187a33d6665e61856c60c91d5ee62264702483.jpg)
![](http://f5.ifotki.info/org/6547797537714177cf38a7ad5e9edaaa5ee62264702528.jpg)
![](http://f5.ifotki.info/org/4548d313cfd23b19af330b5de46af43d5ee62264702557.jpg)
![](http://f5.ifotki.info/org/0a944ab77c545e2a58371b4d626a6fec5ee62264702619.jpg)
![](http://f5.ifotki.info/org/0b9b4d3dd0b6146bb4df5ab04b1e79e35ee62264702681.jpg)
![](http://f5.ifotki.info/org/b96188a6e9fdc373e79f1d9388d271cf5ee62264702791.jpg)
![](http://f5.ifotki.info/org/bfe648d79667d6a9a2daf71fe2221a725ee62264702846.jpg)
![](http://f5.ifotki.info/org/02684e9b8053ba4d4e7db401bb4abec25ee62264703060.jpg)
![](http://f5.ifotki.info/org/329dda7132f7dece64a34a09a0ed809c5ee62264704486.jpg)
![](http://f5.ifotki.info/org/97637cabc7db993d2c84bd6ebc5b375a5ee62264704537.jpg)
![](http://f5.ifotki.info/org/719428707eac9bca9361f3271c3e07db5ee62264709001.jpg)
Образ , придуманный Уильямом Фоксом и сыгранный Тедой Бара, шокирует публику и становится настолько популярен, что актриса продолжает экранное шествие "женщины-вамп". Названия фильмов говорят сами за себя: "Дочь дьявола", "Одураченный", "Её двойная жизнь", "Она - дьявол", "Женщина-тигрица", "Саломея", "Песнь сирены", "Чего хотят мужчины", "Кровавая роза"...
C 1914 по 1919 годы Теда Бара снимается более чем в 40 фильмах (почти все фильмы с участием Теды Бара погибли во время пожара 1937 года, произошедшего на киностудии "Фокс").
Во всех фильмах актриса играет коварное существо в женском обличье - "женщину-вамп", хладнокровно использующее мужчин для достижения своих корыстных целей, высасывающее из них энергию, кровь и деньги, разрушающее семьи. Причём "женщина-вамп" делает всё это с нескрываемым наслаждением, упиваясь своей властью над сильным полом. На волне зарождавшейся в 10-х годах XX века эмансипации образ, воплощенный Тедой Бара, не только завоевал воображение мужчин, покорённых исходящим от него вызовом и нескрываемым эротизмом, но и пленил умы женщин, жаждавших доказать свою самостоятельность и продемонстрировать мужчинам свою власть над ними.
В 1917 году выходит самый знаменитый фильм с Тедой Бара в главной роли - фильм "Клеопатра". Теда Бара, олицетворение образа "женщины-вамп", становится первой актрисой, воплотившей на экране образ царицы Египта.
![](http://f5.ifotki.info/org/d54945e9fbe32cddbcce0a442a1a2d095ee62264704357.jpg)
![](http://f5.ifotki.info/org/06b5f0efeff0b4031f9b16fce2121b615ee62264704380.jpg)
![](http://f5.ifotki.info/org/76d73397127f232012f7ad806e51f1a85ee62264704453.jpg)
![](http://f5.ifotki.info/org/46d5510540ab04d8ddad9ce4740bfa4b5ee62264704608.jpg)
![](http://f5.ifotki.info/org/547d2d3b1f4709bf37f9cc16741ec7db5ee62264704627.jpg)
![](http://f5.ifotki.info/org/092400a4ed388ee14319da403739ba7c5ee62264704646.jpg)
Это был чистый китч: создатели начисто игнорировали в нём историческую достоверность, путая века и даже тысячелетия, наряжая героиню в костюмы Нефертити, в то время как Клеопатра была современницей Римской империи и, соответственно, одевалась и причесывалась по римской моде. Но именно воплощенный Тедой Бара образ повлиял на все последующие экранизации, и вплоть до сегодняшнего дня, большинство людей представляют себе Клеопатру именно такой. Костюмы Клеопатры в этом фильме настолько прозрачны и откровенны, что многие считают их рискованными даже сейчас, а с 1930-х годов использование подобной одежды в голливудских фильмах было вообще запрещено.
![](//s53.radikal.ru/i140/1008/c2/3c10239bef0a.jpg)
![](//i070.radikal.ru/1008/61/f93c5201268a.jpg)
![](//s42.radikal.ru/i096/1008/bf/715554cbc06b.jpg)
![](//s50.radikal.ru/i129/1008/65/433d028f2a64.jpg)
В 20-е годы макияж "женщины-вамп" становится классическим: все женщины кинематографа оказываются похожи друг на друга, как сестры-близнецы, появляясь на экране с густыми тенями вокруг глаз, строго очерченными яркими губами, которые на экране выглядят чёрными, и бледным лицом. Так выглядели многие: Пола Негри, Глория Свенсон, в российском кинематографе - Вера Холодная.
Пола Негри (Pola Negri).
![](//s07.radikal.ru/i180/1008/c6/fbc278fcb44c.jpg)
Глория Свенсон (Gloria Swanson).
![](//s61.radikal.ru/i172/1008/5e/3aab73317b1a.jpg)
Вера Холодная.
![](//s53.radikal.ru/i140/1008/ed/96ca32374ed8.jpg)
Но уже к середине 20-х этот макияж выходит из моды, на него появляются пародии и карикатуры, и экранный образ становится комическим.
В 1919 году Теда Бара выходит замуж за режиссёра Charles Brabin. Дальнейшая жизнь её, как актрисы, неудачна: в середине 1920-х годов Теда Бара попыталась сыграть пародию на саму себя в фильмах про шпионов, но без особого успеха. Поэтому она всецело принимает новый образ - образ жены Charles Brabin и тихо живёт с мужем в районе Беверли-Хиллс. Умерла Теда Бара от рака желудка в 1955 году.
![](http://f5.ifotki.info/org/1059acf104790fb225f1eb4d7d9a5dc75ee62264708197.jpg)
В истории кинематографа и в мировой истории Теда Бара навсегда останется актрисой, впервые открывшей миру фатальные черты "женщины-вамп", впервые создавшей экранный образ царицы Клеопатры и актрисой с самым высоким процентом утраченных фильмов (осталось всего 4 фильма с участием Теды, а от фильма "Клеопатра" сохранились лишь фрагменты, длиной по несколько секунд).