-Метки

1-я мировая война 2-я мировая война авиамоделизм авиация авиация 1-й мировой войны авиация 2-й мировой войны авиация второй мировой войны авиация сша армия петра i асы второй мировой войны асы первой мировой войны битва за англию бомбардировщики британская авиация великая армия наполеона великая отечественная война война за независимость американских колоний войны 30-х гг. войны на американском континенте войны против индейцев вторая мировая война вторая мировая война в воздухе вторая мировая война на море вторая мировая война на средиземном море германские бомбардировщики германские истребители германские подлодки германский флот гражданская война в испании гражданская война в сша диверсанты абвера диверсанты великобритании диверсанты сс диверсии в тылу врага зенитки история сша истребители 2 мировой войны итальянский флот крейсеры линкоры люфтваффе наполеоновская эпоха наполеоновские войны немецкие самолеты немецкие спец-войска немецкий флот омсбон оружие 1-й мировой войны оружие великобритании оружие сша осназ офицерское оружие панцерваффе первая мировая война подводные лодки подводные лодки германии р-38 лайтнинг разведка револьвер наган револьверы российская регулярная армия российский флот русская армия 1805-1812 гг. русская армия xviii века русская кавалерия русский флот в 1-й мировой войне русско-японская война русско-японская война 1904-1905 гг самолеты второй мировой войны советская авиация советская разведка советские асы советские самолеты советские танки советский флот в войне танки гражданской войны в испании тяжелый танк кв флот флот в 1-й мировой войне флот во 2 мировой войне французская армия 1804-1815 гг. французские гусары черноморский флот эсминцы японский флот

 -Рубрики

 -Я - фотограф

Суровая красота ножевой стали

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ретрофан

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.07.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 4984


Определитель модификаций Мессершмитта Bf.110 (01). От «А» до «F»

Суббота, 29 Октября 2022 г. 02:11 + в цитатник
01 вариант 1 (639x399, 197Kb)

В 30-е гг. 20-го века во многих европейских странах велись работы по созданию так называемого «стратегического истребителя», который предполагалось использовать для завоевания господства в воздухе над территорией противника, и для сопровождения дальних бомбардировщиков в их рейдах на важные объекты, расположенные глубоко в тылу врага. В Германии воплощением этой идеи стал тяжелый истребитель Мессершмитт Bf.110, получивший у немцев название «Zerstorer» («Разрушитель»).

Мессершмитт Bf.110 представлял собой двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением, закрытой кабиной и убирающимся трехопорным шасси с хвостовым колесом. Он стал одним из лучших в Европе представителей концепции «стратегического истребителя». Однако, несмотря на хорошие скоростные характеристики и мощное вооружение, в условиях 2МВ этот самолет оказался непригодным для выполнения боевых задач в качестве истребителя: из-за своего большого веса двухмоторный Bf.110 по скороподъемности и маневренности уступал всем основным одномоторным истребителям противника. Поэтому в ходе войны немцам пришлось переквалифицировать его в истребитель-бомбардировщик, в разведчик, и в ночной перехватчик. В последней роли Bf.110 добился наибольших успехов, из-за чего его выпуск продолжался вплоть до марта 1945 года. Всего с 1938 по 1945 гг. было построено 6.170 самолетов Bf.110 – в восьми основных модификациях и 67 вариантах. Из них 3.028 самолетов применялись немцами в боевых действиях в качестве истребителя (истребителя-бомбардировщика), 494 – использовались для воздушной разведки, а 2.240 были ночными перехватчиками. Часть остальных машин была передана союзникам – итальянцам, румынам и венграм, а часть - относилась к экспериментальным, предсерийным и учебным, не использовавшимся в боевых действиях…

Мессершмитт Bf.110А/В
02 Bf 110B деталировка (647x380, 113Kb)

Четыре невооруженных предсерийника Bf.110А-0 были выпущены в августе 1937 г., но серийного выпуска версии «А» не последовало. Это было связано с задержкой начала производства планировавшихся для самолета моторов DB.601, из-за чего Bf.110А-0 были оснащены менее мощными Jumo.210D (по 680 л.с.). В апреле 1938 начался выпуск десяти невооруженных предсерийных Bf.110В-0, которые из-за продолжавшейся задержки с моторами тоже оснастили двигателями Jumo.210, только версии «G» (с прямым впрыском топлива). Не дождавшись начала производства DB.601, с теми же моторами Jumo.210G в серию запустили вооруженный Bf.110В-1 (4х7,92-мм пулемета в носу + 1х7,92-мм подвижный пулемет сзади); до конца 1938 года произвели 45 таких машин. Шесть из них «перековали» в разведывательную версию Bf.110В-2 путем демонтажа вооружения и установки вместо него фотоаппарата. Ввиду низкой скорости (не более 430 км/ч) самолеты версий Bf.110А/В в боевых действиях никогда не участвовали; всех их в 1939 переделали в тренировочные. Они поступили в учебные подразделения уже под другой маркировкой - Bf.110В-3.

Мессершмитт Bf.110С
03 мессы-110С версии (649x258, 102Kb)

Лишь серия Bf.110С, начавшая поступать в войска в январе 1939, получила давно обещанные двигатели DB.601 мощностью по 1.100 л.с., которые повысили скорость самолета до 538 км/ч. Внешне Bf.110С отличались от Bf.110А/В не только другими капотами моторов, но и крыльями, концы которых были обрезаны по образцу истребителя Bf.109Е (предыдущие Bf.110А и В имели закругленные концы крыльев). Так же значительно усилилось вооружение: в дополнение стоявшим еще на Bf.110B 4х7,92-мм пулеметам MG.17 в носу, на Bf.110С там же установили 2х20-мм пушки MG-FF.
04 110С отличия и ЕТС (555x397, 119Kb)

Модификация Bf.110С имела несколько подмодификаций (С-2, С-3, и т.д. до С-7), отличавшихся от головной С-1 лишь внутренними незначительными дополнениями: установкой другой рации, фотоаппарата, улучшением казенника пушки и т.п. Причем часть этих подмодификаций имелась лишь в нескольких экземплярах и серийно не производилась. Наиболее значительному усовершенствованию подверглись подмодификация С-4, получившая бронезащиту пилота и стрелка, а так же версия Bf.110С-4/В с усиленными моторами DB.601N мощностью по 1.200 л.с., которую подвеской сдвоенного бомбового пилона ЕТС.250 превратили в истребитель-бомбардировщик. Обе эти версии производились серийно. Подмодификация Bf.110С-5, выпускавшаяся с лета 1940 г., представляла собой воздушный разведчик – на месте снятых пушек MG-FF была установлена фотокамера. На версии Bf.110С-6 те же 2х20-мм пушки заменили 1х30-мм; но эта версия была выпущена небольшой партией и серийно не производилась. А весной 1941 производство всех подмодификаций Bf.110С было прекращено в пользу более новых версий.
ТТХ Bf.110С-1: двигатели – 2хDB 601A-1 мощностью по 1.100 л.с. Скорость – 538 км/ч. Дальность: от 770 до 900 км (в зависимости от высоты полета). Вооружение – 2х20-мм пушки MG-FF и 4х7,9-мм пулемета MG.17 + 1х7,9-мм подвижный пулемет MG.15 сзади. Экипаж: 2 человека.
Мессершмитт Bf.110D
05 Bf-110D1 Рё 3 (650x368, 117Kb)

Норвежская операция выявила недостаточную дальность полета «стодесятки», при том, что теперь возникла необходимость обеспечения воздушного прикрытия морских конвоев, следовавших со стратегическим сырьем с севера вдоль норвежского побережья. Это заставило немцев к началу осени 1940 быстро разработать и запустить в производство дальний вариант «Разрушителя» (Bf.110D) со специальным топливным баком емкостью 1.200 литров. Этот фанерный бак в форме пузыря устанавливался под фюзеляжем, и в войсках получил прозвище «брюхо таксы».
Но «брюхо» значительно утяжеляло самолет и ухудшало его аэродинамику, что сделало Bf.110D очень тяжелым в управлении. Предполагалось, что после выработки топлива либо при встрече с противником бак будет сбрасываться; однако оказалось, что при низких температурах Севера «брюхо таксы» после выработки топлива имело склонность «поджиматься» и «залипать»; да и механизм сброса бака оказался ненадежным. Кроме того в опустевшем баке скапливались пары бензина, взрывавшиеся при первом же пулевом простреле. В результате в боях не сумевшие избавиться от «брюха» самолеты несли тяжелые потери. Это стало причиной разработки нового варианта, получившего обозначение Bf.110D-1/R2 (версия с «брюхом таксы» обозначалась маркировкой Bf.110D-1/R1). На D-1/R2 подвешивали не под фюзеляжем, а под консолями крыльев два обтекаемых сбрасываемых бака емкостью по 900 л., увеличившие дальность полета до 1.400 км.
06 месс-110Д и баки (648x313, 85Kb)

Развитие дальних «Разрушителей» было продолжено созданием версии Bf.110D-2, которая благодаря установке сдвоенного бомбодержателя ЕТС.500 могла нести две 500-кг бомбы, и два подкрыльевых 300-литровых сбрасываемых бака. А параллельно выпускался вариант Bf.110D-3 с удлиненным хвостом, созданный специально для прикрытия морских конвоев. Он был способен нести под консолями либо 300-литровые, либо 900-литровые сбрасываемые баки. Под фюзеляжем D-3 стоял тот же бомбодержатель ETC.500, а в удлиненной хвостовой части фюзеляжа укладывалась надувная спасательная лодка. С весны 1941 г. Bf.110D-2 и D-3 стали заменять в группах «Разрушителей» самолеты серии «С».

Мессершмитт Bf.110Е и Bf.110F
07 герм Месс-110 Е-2 и Ф-1 версия (468x396, 128Kb)

«Битва за Британию» наглядно продемонстрировала несостоятельность концепции «стратегического истребителя». Тяжелые двухмоторные «стодесятки», по летным параметрам значительно уступавшие легким одномоторным «Харрикейнам» и «Спитфайром», не только не смогли обеспечить безопасность своих бомбардировщиков, но и сами нуждались в истребительном прикрытии. Только за август 1940 над Англией было сбито 120 Bf.110! В результате дело дошло до абсурда: «истребителей сопровождения» самих начали эскортировать одномоторные истребители Bf.109…
В этих условиях немцы приняли единственно правильное решение: переквалифицировали опозорившиеся «стодесятки» в «Ябо» (Jagdbomber - истребители-бомбардировщики). Все таки, в отличие от медлительных тяжелых бомберов, у более скоростных Bf.110 было больше шансов успешно прорываться к намеченным объектам сквозь вражеские заслоны. А после сброса бомб, освободившись от тяжести, эти самолеты были способны поддержать свои силы прикрытия, тоже вступив в бой с противником. В «Ябо» начали «перекраивать» почти все имевшиеся в наличие «стодесятки», а кроме того разработали новую, специализированную бомбовую версию - Bf.110Е с улучшенной защитой и усиленным бомбовым вооружением.
Истребитель-бомбардировщик Bf.110Е выпускался серийно с весны 1941 г. Эти самолеты оснащались моторами DB.601N мощностью по 1.200 л.с., усовершенствованным приборным оборудованием и запротектированными топливными баками. Увеличение мощности позволило на Bf.110Е-1 повысить бомбовую нагрузку до 1.200 кг путем добавки к подфюзеляжному сдвоенному пилону с 2х500-кг бомбами еще 4-х бомбодержателей ЕТС.50 под консолями крыльев. При этом в случае необходимости подкрыльевые бомбы можно было заменить на пару 300-литровых сбрасываемых бензобаков. Кроме Bf.110Е-1 с осени 1941 выпускалась версия Bf.110Е-1/R-2 – без консольных 50-кг бомбодержателей, но с подфюзеляжным сдвоенным пилоном на 2х1000-кг бомбы. А в 1942 в серию пошел истребитель-бомбардировщик Bf.110Е-2, вооруженный как Е-1, но с удлиненным хвостом, в котором находилась спасательная лодка.
08 Bf 110E отличия (651x188, 81Kb)

Одновременно был налажен выпуск дальнего фоторазведчика Bf.110Е-3 с фотокамерой вместо пушек, и сбрасываемыми бензобаками под крыльями (либо 300-литровыми, либо 900-литровыми). Специфичной особенностью Е-3 стало усиление заднего защитного вооружения путем установки по бортам фюзеляжа двух обращенных назад и жестко закрепленных 7,92-мм пулеметов MG.17.
В конце 1941 в серию параллельно с Bf.110Е пошла новая модификация Bf.110F, оснащенная моторами DB.601F, развивавшими на взлете 1.350 л.с. (внешне замена мотора отразилась на изменении формы маслорадиатора под капотом). В предыдущих версиях постоянный рост боевого веса самолета без значительного увеличения мощности двигателей вел к постепенному ухудшению летных данных и управляемости «стодесятки». Теперь же, впервые после появления Bf.110C, установка новых двигателей позволила улучшить характеристики самолета, несмотря на его утяжеление дополнительной броней. На серийных Bf.110F стандартной стала установка внешнего лобового пакета 57-мм бронестекла и 35-мм бронестекла на боковых панелях фонаря. Кроме того, перед пилотом и за ним поставили 12-мм бронеплиты. Такие же бронеплиты и 57-мм бронестекло прикрыли и стрелка. Впоследствии по образцу «F» пакетами 57-мм бронестекла стали снабжать и часть самолетов более ранних версий.
09 отличия  F от Е (648x260, 96Kb)

Обычно под фюзеляжем на держателях ETC.500 подвешивались две 250-кг фугасные или осколочные бомбы (иногда вместо них подвешивали 2х500-кг); на крыльевых держателях - 4х50-кг бомбы, или вместо них 4 контейнера на 24х2-кг бомбочек. Контейнеры открывались автоматически в момент сброса, покрывая «бомбовым дождем» широкую площадь. Правда, их применяли очень редко: бывали случаи мгновенных взрывов при открывании контейнера в момент сброса – прямо у крыла самолета…
Кроме истребителя-бомбардировщика Bf.110F-1 производился точно такой же Bf.110F-2, отличавшийся только отсутствием бомбодержателей; он позиционировался как тяжелый истребитель – «охотник». Эти самолеты немцы использовали для «свободной охоты» на передвигающуюся по дорогам автотехнику и живую силу противника, а с 1943 г. часть Bf.110F-2 была превращена в «разрушителей строя» и передана в дневную ПВО Германии. Под каждым крылом такого «разрушителя строя» устанавливалось по две пусковые трубы реактивных снарядов Wfr.Gr.21. Эти снаряды не отличались высокой точностью стрельбы, но их мощные разрывы внутри плотного построения «Летающих крепостей» заставляли В-17 рассыпаться в разные стороны, после чего охота на отдельные бомбардировщики становилась более легкой.
10 ракеты и заряжание (643x259, 127Kb)

Так же в крупносерийном производстве находился разведывательный вариант Bf.110F-3, оснащенный по образцу Е-3 фотокамерой и обращенными назад зафиксированными 2х7,92-мм пулеметами. ТТХ Bf.110F-1: двигатели – 2хDB.601F мощностью по 1.350 л.с. Скорость – 563 км/ч. Дальность - 1.200 км. Вооружение – 2х20-мм пушки MG-FF и 4х7,9-мм пулемета MG.17 + 1х7,9-мм подвижный пулемет MG.15 сзади. Бомбы - 1.200 кг. Экипаж: 2 человека.

Особенности Bf.110, применявшихся на Средиземноморье и в Африке

Мессершмитты-110 из I/ZG 76 и двух групп ZG 26 (в основном модификации D) с весны 1941 активно участвовали в балканской компании, а затем широко применялись в боях над Средиземным морем и в Северной Африке. Причем, действия немецкой авиации в песчаных пустынях Северной Африки потребовали установки на самолеты специального оборудования. Частые песчаные бури поднимали тучи пыли на высоту до 3.000 м; мельчайшие частицы песка проникали внутрь всех механизмов, забивая их и выводя самолеты из строя. Поэтому на Bf.110D и последующих модификациях, действовавших в Африке, устанавливали противопыльные фильтры, представлявшие собой короткие трубы с крышками на воздухозаборниках двигателей. При взлете и посадке, а также на малых высотах, где пыль многочисленна, воздух проходил через их сетчатые фильтрующие боковины. На большой высоте крышка открывалась, и чистый воздух свободно проходил в отверстие нагнетателя. Другим пустынным оборудованием стали трубчатые защитные кожухи носовых пулеметов, а так же фильтр на носу рядом с пулеметами, служивший для охлаждения оружейного отсека. Наконец, к аптечке добавили запас еды, воды, и… трехствольное охотничье ружье Sauer M30 - для защиты от диких зверей. Таково было тропическое оборудование «африканских стодесятых».
11 африк оборудование  110 (534x399, 151Kb)

Ночные истребители на базе описанных ранее модификаций

Лавинообразное увеличение массовости ночных налетов на Германию дальних британских бомбардировщиков потребовало от немцев резкого усиления противовоздушной обороны. И в 1940 г. для ПВО Германии на базе Bf.110 начали разрабатывать так же и ночные перехватчики. Первые «ночники» появились еще в линейке модификации Bf.110D; но я преднамеренно вывел ночных перехватчиков из описания версий самолетов остальных назначений. Во-первых, они еще не представляли собой крупных серий, а во-вторых, потому что с них начинается большая тема ночной истребительной авиации, в которой «Разрушители» сыграли огромную роль, реабилитировав свой неудачный дебют в качестве «стратегического истребителя». Поэтому о ночных перехватчиках Bf.110 будет рассказано в следующей статье...

Серия сообщений "авиамоделизм - "ликбезы" по отличиям тип":
Часть 1 - Грозный «Стервятник» - «ликбез» по версиям истребителя FW-190
Часть 2 - Ликбез по сериям истребителя ЛаГГ-3 (для моделистов и интересующихся)
...
Часть 24 - Определитель модификаций американского истребителя Р-38 «Лайтнинг» (02)
Часть 25 - 2МВ. Лучшие асы истребителя Р-38 «Лайтнинг»
Часть 26 - Определитель модификаций Мессершмитта Bf.110 (01). От «А» до «F»
Часть 27 - Определитель модификаций Мессершмитта Bf.110 (02). «Густавы» и «ночники»
Часть 28 - Определитель модификаций «Горбатого». (01): одноместный штурмовик Ил-2
Часть 29 - Определитель модификаций «Горбатого» (02). Двухместный штурмовик Ил-2

Серия сообщений "самолеты 2МВ - Германия":
Часть 1 - Загадочный "Тяни-Толкай" 3-го Рейха
Часть 2 - Пикирующий бомбардировщик "Ju-87" ч.1
...
Часть 31 - «Скоростной» тихоход Dornier: ночной истребитель
Часть 32 - Асы ночных истребителей Дорнье
Часть 33 - Определитель модификаций Мессершмитта Bf.110 (01). От «А» до «F»
Часть 34 - Определитель модификаций Мессершмитта Bf.110 (02). «Густавы» и «ночники»

Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку