-Метки

1-я мировая война 2-я мировая война авиамоделизм авиация авиация 1-й мировой войны авиация 2-й мировой войны авиация второй мировой войны авиация сша армия петра i асы второй мировой войны асы первой мировой войны битва за англию бомбардировщики британская авиация великая армия наполеона великая отечественная война война за независимость американских колоний войны 30-х гг. войны на американском континенте войны против индейцев вторая мировая война вторая мировая война в воздухе вторая мировая война на море вторая мировая война на средиземном море германские бомбардировщики германские истребители германские подлодки германский флот гражданская война в испании гражданская война в сша диверсанты абвера диверсанты великобритании диверсанты сс диверсии в тылу врага зенитки история сша истребители 2 мировой войны итальянский флот крейсеры линкоры люфтваффе наполеоновская эпоха наполеоновские войны немецкие самолеты немецкие спец-войска немецкий флот омсбон оружие 1-й мировой войны оружие великобритании оружие сша осназ офицерское оружие панцерваффе первая мировая война подводные лодки подводные лодки германии р-38 лайтнинг разведка револьвер наган револьверы российская регулярная армия российский флот русская армия 1805-1812 гг. русская армия xviii века русская кавалерия русский флот в 1-й мировой войне русско-японская война русско-японская война 1904-1905 гг самолеты второй мировой войны советская авиация советская разведка советские асы советские самолеты советские танки советский флот в войне танки гражданской войны в испании тяжелый танк кв флот флот в 1-й мировой войне флот во 2 мировой войне французская армия 1804-1815 гг. французские гусары черноморский флот эсминцы японский флот

 -Рубрики

 -Я - фотограф

Суровая красота ножевой стали

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ретрофан

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.07.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 4984


Удар из-под воды (03). Русские подводные проекты

Четверг, 21 Октября 2021 г. 13:38 + в цитатник
01 заставка (643x329, 199Kb)

Как уже говорилось в предыдущей статье, попытка Фултона продать свою идею подводного корабля воюющей наполеоновской Франции была в 1809 году отвергнута французским морским министерством под предлогом «бесчестности столь ужасного оружия». А вот в России удар из-под воды бесчестностью не считали.
Идея русского самобытного умельца Ефима Никонова о «потаенном судне» нашла в нашей стране продолжение в 1834 году. В тот год в воды Финского залива спустили первую в России действующую подводную лодку, созданную знаменитым русским фортификатором, генерал-адъютантом Карлом Андреевичем Шильдером. Этот военный инженер, ветеран войн против Наполеона, создал за свою жизнь массу полезных для России разработок. Кроме проектирования военных крепостей Шильдер разработал разборный мост на плашкоутах (прообраз современной мостовой армейской техники), экспериментировал с ракетным оружием, сконструировал подводную гальваническую мину (именно поля из этих мин не позволили британскому флоту во время Крымской войны 1853-1856 гг. атаковать Кронштадт и Петербург). А затем, всерьез увлекшись морским делом, Шильдер занялся проектированием подводной лодки. И в 1834 году на воду была спущена первая российская действующая подлодка, ставшая к тому же и первым в истории подводным ракетоносцем!

02 рус ПЛ Шильдера 1 (651x329, 137Kb)

Подлодка Шильдера имела несколько перспективных решений, впоследствии ставших обязательными для всех субмарин. Так, она впервые была снабжена башенкой-рубкой с иллюминаторами для наблюдения за обстановкой в полупогруженном состоянии (на этой лодке стояли две такие рубки). И впервые в истории на лодке Шильдера была использована «оптическая труба» - перископ. Благодаря перископу лодка теперь могла видеть противника, находясь и в подводном положении!
03 рус ПЛ Шильдера (648x348, 142Kb)
Подлодка Шильдера под перископом

Нет, конечно, несмотря на эти полезные новинки, шильдеровская лодка отнюдь не являлась шедевром. Чего стоила одна только система погружения: наряду с нормальной балластной цистерной важную роль в этом процессе играли... свинцовые гири. Пара конусообразных грузов общим весом в 80 пудов (почти 1300 кг) могла выбираться вручную воротами изнутри лодки и втягиваться а «клюзы» в форме воронок. Таким образом, для погружения одновременно с наполнением балластной цистерны экипаж буквально «втягивал» лодку под воду при дополнительной помощи этих гирь. Кроме того, на небольших глубинах такого рода якоря удерживали лодку в нужном положении. А это часто было очень необходимо, поскольку на ходу возникали большие проблемы. Ведь двигателем в то время служила только мускульная сила людей. Движение подводной лодки Шильдера осуществлялось четырьмя «гребками», выступавшими попарно из корпуса по бокам; каждый из них «качали» вручную два матроса, находившиеся внутри лодки. Двигавшиеся вперед-назад гребки сжимались и разжимались подобно утиной лапе, складываясь при холостом ходе, чем уменьшали сопротивление, и раскрываясь при самом гребке, что толкало лодку вперед. Такое решение, подсмотренное у водоплавающих птиц, было остроумным, однако для боевого корабля эта конструкция оказалась слишком хлипкой: даже на мирных испытаниях то одна, то другая «лапа» ломалась, оставляя субмарину практически без хода. А ведь даже при полноценном функционировании гребков скорость лодки была черепашьей: в лучшем случае она достигала 0,3 узла (около 0,6 км/ч). И «постановка на гири» давала возможность отдохнуть утомленному «физическими упражнениями» экипажу, не будучи при этом снесенными течением в сторону от курса.
04 рус ПЛ Шильдера (647x346, 110Kb)
Свинцовые гири-якоря помогали подводной лодке Шильдера удержаться на курсе

Другой проблемой подлодки была нехватка кислорода. Экипаж подводной лодки Шильдера состоял из 10 человек (8 матросов и 2 офицера). И через 5-6 часов нахождения внутри субмарины людям становилось нечем дышать - естественный обмен воздуха через торчавшие из воды вентиляционные трубки был слишком медленным. И Шильдеру пришлось разработать специальный центробежный вентилятор, позволявший за несколько минут полностью обновить воздух в лодке.
05 ПЛ Шильдера (651x259, 124Kb)

Для поражения вражеских кораблей лодка Шильдера оснащалась пудовой пороховой миной с гарпуном, закрепленной на двухметровом бушприте; подрываться мина должна была при помощи тока гальванической батареи – по проводам, присоединенным к вставленному в мину электрозапалу. При атаке бушприт нужно было с разгона вонзить в деревянный борт жертвы, чтобы гарпун прочно засел, и остался в нем. После этого командир отводил лодку на несколько метров и замыкал провода, взрывая мину. В дополнение к этому, довольно опасному и для самой субмарины оружию, лодка Шильдера оснащалась еще и шесть железных трубчатых направляющих для ракет – по три с каждого борта. Предусматривалась даже регулировка угла возвышения за счет перемещения передней стойки пакета из труб. Залп зажигательными ракетами был бы страшным для вражеских деревянных кораблей. Чтобы порох в ракетах не отсырел, направляющие трубы перед погружением приходилось закрывать герметичными резиновыми заглушками. Предполагалось, что ракеты будут запускать из полупогруженного состояния; хотя на испытаниях удался даже залп из подводного положения!
06 ПЛ Шильдера (649x360, 130Kb)
Модель подводной лодки Шильдера в экспозиции Центрального Военно-Морского музея

Понятно, что из-за быстро устающего «мускульного двигателя» дальность плавания подлодки Шильдера была невелика. Этот «недостаток мотора» лодки Шильдер собирался компенсировать «плавучей пристанью», которую он планировал буксировать быстроходным пароходом вместе с подлодкой в район нахождения противника. Эта первая в истории настоящая, пусть и примитивная плавбаза представляла собой плот с вырезом в задней части, куда, как в док. заходила субмарина. Плот вместе с «подводной угрозой» можно было отбуксировать как можно ближе к неприятелю, при этом лодка не страдала от волн, а ее долгая подготовка к погружению становилась более комфортной и эффективной. Интересно, что «плавбаза» и сама обладала огневой мощью: в носу «плавучей пристани» располагались три пусковых установки для ракет.
07 пристань для ПЛ Шильдера (647x535, 334Kb)

Первые испытания «секретного судна» проводились в присутствии самого императора Николая I на Неве, но в десятках километров от столицы - подальше от посторонних глаз. Лодка Шильдера совершила ряд удачных погружений и маневров, после чего испытания перенесли в Финский залив. И здесь выяснилось, что боевое применение потаенного корабля проблематично – как из-за черепашьей скорости, так и из-за невозможности определить направление движения лодки. В мутной воде Финского залива не помогали ни иллюминаторы в рубках, ни даже перископ, который был пока еще очень примитивным. В течение последующих семи лет детище Шильдера испытывалось на Кронштадтском рейде; некоторые из них были относительно успешны. Так, при испытаниях (правда, ценой великих усилий) лодке удалось прикрепить заряд к неподвижно стоящей на якоре «опытной цели» и взорвать ее. Успешными были и стрельбы ракетами – как в полупогруженном состоянии, так и в полностью подводном. И, тем не менее, лодка Шильдера так и не вышла из разряда экспериментальных. «Секретному судну» не хватало скорости даже для того, чтобы противостоять приливно-отливному течению залива; ее то и дело сносило с курса. Гребки постоянно ломались, после чего целенаправленное движение окончательно становилось невозможным. Не привели к успеху и попытки заменить сомнительные «утиные лапы» на прогрессивный водометный двигатель. Идея потерпела крах, поскольку в действие его приводили все те же мускулы команды, а из-за этого достичь сколько-нибудь приемлемой скорости и с таким двигателем не получилось. Да еще при стрельбе ракетами пусковые трубы тут же заполнялись водой, изменяя вес и баланс лодки, что грозило ее затоплением и гибелью экипажа. В результате казна перестала оплачивать переделки и в конечном итоге отказалась от подводной лодки.
Нельзя сказать, что шильдеровская субмарина являлась большим скачком вперед; но тем не менее определенной ступенькой в истории подводной техники она стала: впервые действующая лодка изготавливалась из металла и несла оригинальное ракетное вооружение. Кроме того, впервые на ней для наблюдения из подводного положения применялся перископ, пусть и довольно примитивный…

Видео «Подлодка Шильдера в действии»



В 1854 г поручик Инженерного корпуса Оттомар Герн (обрусевший немец) построил в Ревеле деревянную подлодку простейшей конструкции. Он просто повторил конструкцию скорлупы грецкого ореха: соединил две шлюпки, перевернув вверх дном ту, что пристроил наверху. Для снабжения экипажа воздухом изобретатель вывел из подлодки вверх две двухметровые вентиляционные трубы. Двигатель предусматривался традиционный для того времени: «мотор из матросских мускулов», но с применением маховика (переводившего мускульную энергию во вращение винта). Чтобы загнать свое изобретение на глубину, Герн обошелся без балластных цистерн: для погружения вода принималась непосредственно в трюм, а при всплытии откачивалась ручным насосом. Понятно, что столь примитивная подлодка неминуемо должна была просто утонуть; но Герн проявил поистине «гениальную» прозорливость: он закрепил на верху вентиляционных труб два поплавка, которые и удерживали «подлодку» на двухметровой глубине, не давая ей уйти на дно…
08 ПЛ Герна цвет (518x406, 77Kb)
Подводная лодка Герна. Вариант №1, 1854 г.

Это дешевое (обошедшееся всего-то в 1.000 рублей) порождение «сумрачного тевтоно-российского гения» прошло государственные испытания, которые показали то, чего и следовало ожидать. Лодка активно пропускала воду, не утонув только благодаря поплавкам, и почти не желала подчиняться управлению (из-за тех же поплавков). После этого, естественно, до обсуждения вида вооружения и способов его установки на лодке дело так и не дошло; а «шедевр подводного кораблестроения» из соображений сохранения секретности тут же разобрали…
Правда, настырный Герн на этом не успокоился и еще более 20 лет забрасывал Морское ведомство все новыми и новыми проектами подводных лодок, и все новыми и новыми вариантами их усовершенствования после очередного провала на испытаниях. Ведомство же каждый раз выделяло на строительство и реконструкцию опытных лодок денежные средства, пока адмиралам это не надоело, и в 1876 году они не закрыли проект окончательно. А ведь последний, 4-й проект Герна, после ряда усовершенствований стал относительно неплох. Его последняя лодка была уже не деревянной, а металлической, внутри делилась на три секции, имела балластные цистерны, вместо нелепых и опасных вентиляционных труб с поплавками получила выдвижную рубку с люком для выхода экипажа, и даже автомат управления горизонтальными рулями, позволявший держать заданную глубину. К тому же эта лодка снабжалась оружием – торпедой конструкции того же Герна. Проблемой, окончательно загубившей проект, как и у лодки Шильдера опять стал ее двигатель (правда, на этот раз уже механический). Многотопливный, он работал в надводном положении на угле или дровах, а в подводном – на жидком скипидаре; однако постоянно создавал различные трудности, а многолетняя его доводка Герном в конце концов и утомила адмиралов Морского ведомства, закрывших проект.
09 ПЛ Герна проект 4й (653x201, 101Kb)
Подводная лодка Герна. Вариант №4, 1867 г.


10 Герна проект 4й разрез (648x183, 123Kb)
Устройство 4-й подводной лодки Герна

Серия сообщений "Удар из-под воды. История подводной лодки":
Часть 1 - Удар из-под воды (01). Стремление в глубину
Часть 2 - Удар из-под воды (02). Подлодка пытается показать свои зубы
Часть 3 - Удар из-под воды (03). Русские подводные проекты

Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

Сим_Никин   обратиться по имени Суббота, 23 Октября 2021 г. 11:20 (ссылка)
Очень интересная информация! Спасибо)
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку