-Цитатник

Без заголовка - (0)

Шалом,Израиль!(Путешествие по Галилее ч.1)   Добрый  день ,мои ПЧ друзья! ...

Как опубликовать свой материал в Сообществе? - (0)

Как опубликовать свой материал в Сообществе?   Дорогие и Уважае...

Начинающим на ЛиРу - (0)

Начинающим на ЛиРу Зарегистрировать твой ник! Серия сообщений "Для ЛиРу": Часть...

Тег more или Как убрать текст под кат - (0)

Помощь новичкам: Тег more или Как убрать текст под кат По просьбам читателей - новичков, попроб...

ВЕЛИКИЙ ПРАЗДНИК ПАСХИ НА КАРТИНАХ ИЗВЕСТНЫХ ХУДОЖНИКОВ - (0)

ВЕЛИКИЙ ПРАЗДНИК ПАСХИ НА КАРТИНАХ ИЗВЕСТНЫХ ХУДОЖНИКОВ ВЕЛИКИЙ ПРАЗДНИК ПАСХИ НА КАРТИНАХ ИЗВЕ...

 -Рубрики

 -Я - фотограф

КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1854 - 1855 г.г.


 -Всегда под рукой

 -

Быстрый переход по страницам блога Краснофлотец:

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Краснофлотец

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.07.2009
Записей: 4010
Комментариев: 933
Написано: 6326


Бухта Голландия в Севастополе ,часть 2

Четверг, 04 Ноября 2010 г. 18:24 + в цитатник

*

В конце октября 1941 года враги прорвали нашу оборону и устремились в Крым. Немецкое командование рассчитывало взять город с ходу, не допустив отхода на Севастопольский плацдарм частей Приморской армии. Навстречу прорвавшимся немецким войскам были брошены части Севастопольского гарнизона, в том числе батальон Учебного отряда и батальон курсантов Военно-морского артиллерийского училища имени ЛКСМУ. Подразделения Электромеханической школы Учебного отряда заняли боевые позиции на подступах к Севастополю:

   Первый батальон (командир капитан Н.Жигачев) – Камышловский овраг – Дуванкой;

   Второй батальон (командир капитан К.Сонин) – район Мамашая.

 

 На занятых рубежах началась настоящая боевая жизнь: пристреливалась местность, корректировались стрелковые карточки, минировались вероятные подходы вражеских танков, накапливался боезапас, расставлялись истребители танков.

 

   10 ноября 1941 года Военный Совет Черноморского флота в связи со сложившейся обстановкой в Севастополе и уходом учеников школы Учебного отряда на фронт принял решение о перебазировании Учебного отряда ЧФ в г.Геленджик, а инструкторско-обучающий состав школ Учебного отряда ЧФ в количестве 137 человек, находящийся на позициях, снять и обеспечить подготовку молодых специалистов для Черноморского флота. Первое наступление немцев захлебнулось, и 11-12 ноября 1941 года основная часть кадрового состава была снята с линии обороны. Отряд погрузили на крейсер «Красный Крым», который 17 ноября доставил его на Кавказское побережье. При передислокации из Севастополя в Геленджик значительное количество материальной  части и учебных пособий сгорело или затонуло.


   В это же время К.Ф.Ольшанский, из инструкторско-преподавательского состава Электромеханической школы,  после окончания курсов младших лейтенантов  был переведен   в Одесскую военно-морскую базу.   Старший лейтенант Константин Федорович Ольшанский в ночь на 26 марта 1944 года  во главе десантного отряда численностью 68 человек, состоявшего из моряков-добровольцев, сапёров, связистов и проводника, высадился в тыл противника в порту г.Николаев.. Заняв несколько зданий порта, и приспособив их к обороне, отряд двое суток до подхода своих войск вёл бой, отбив 18 ожесточённых атак противника, уничтожил до 700 солдат противника. Немцы задействовали в боях против отряда 3 батальона пехоты, 2 средних танка, 4 артиллерийских орудия, огнемёты и другие виды оружия. Погиб в бою 27 марта 1944 года. Из всего десанта погибло 57 человек. Звание Героя Советского Союза присвоено 20 апреля 1945 года посмертно. Всем десантникам также были присвоены звания Героев Советского Союза.

 

17 декабря 1941 года немецкие войска начали второе наступление на Севастополь. В отражении этого штурма мужество и героизм проявили курсанты Электромеханической школы. Гарнизон ДЗОТов 1-й пулеметной роты под командованием лейтенанта М.Н.Садовникова и политрука В.И.Гусева располагался в Бельбекской и Камышловской долинах. ДЗОТы №-11, 12, 13, 14, 15, 16 вступили в бой в первые дни декабрьского наступления противника. Их небольшие гарнизоны стояли насмерть. Почти все их защитники погибли, но не отступили ни на шаг. Одним из первых 17 декабря вступил в бой ДЗОТ №-13 (командир старшина II статьи П.Романчук), который прикрывал подходы к Камышловскому железнодорожному мосту. Гарнизон ДЗОТа отбил несколько атак врага, поддерживаемого танками. Ценой больших потерь врагу удалось захватить ДЗОТ №-13, защитники которого почти все погибли. В живых остались курсанты Электромеханической школы П.Романчук, А.Деркач и А.Андерсон.

 

   Храбро сражался ДЗОТ №-14 под командованием старшины II статьи В.Пампухи. Только в первый день боев 17 декабря 1941 года на подступах к ДЗОТу было уничтожено более 50 фашистов. В живых из его защитников остался краснофлотец И.Коваленко.

 

   ДЗОТ №-16 (командир старшина II статьи И.Пузик) находился на переднем рубеже Дуванкойского перевала. Гарнизон отразил несколько атак немецких войск. Против защитников были брошены танки, которые были встречены связками гранат и огнем бронебойно-зажигательных пуль. При отражении первых атак погибли два краснофлотца. Навстречу танкам пополз И.Пузик и бросил под  танк связку гранат. Танк запылал. Герой был трижды ранен, го продолжал бой, подполз еще к одному танку и подорвал его. Тяжело раненный И.Пузик был доставлен в медсанбат.

 

   Славную боевую традицию в историю Великой Отечественной войны вписал гарнизон ДЗОТа №-11. Он находился в 100 метрах южнее деревни Камышлы. Гарнизон ДЗОТа состоял из курсантов Электромеханической школы С.Раенко (командир), А.Калюжного, Д.Погорелого, Г.Доли, В.Мудрика, В.Радченко и И.Четверткова. Утром 18 декабря 1941 года немцы атаковали ДЗОТ №-1. По нему стреляли одновременно несколько немецких батарей. Все вокруг заволокло дымом. Связь с КП была потеряна. Немцы предприняли атаку, но она была отбита защитниками ДЗОТа. Снова начался обстрел из тяжелых минометов.

 

   Был убит В.Мудрик, ранены С.Раенко и А.Калюжный. Фашисты начали новую атаку, большая группа немцев решила глубоко обойти ДЗОТ и внезапным ударом с горы захватить его. Замысел врага был разгадан и пулемет, установленный в зарослях кустов, открыл огонь по противнику. Немцы начали бомбить с воздуха. Девять вражеских бомбардировщиков сбрасывали бомбы на ДЗОТ. Фашисты предприняли третью атаку, но и она была отбита с помощью артиллерии полковника Богданова. Вечером к ДЗОТу пробрались два моряка-санитара для оказания медицинской помощи и эвакуации раненных С.Раенко и А.Калюжного, но оба краснофлотца отказались наотрез покинуть ДЗОТ. Ночью в тыл прорвались немцы и полностью окружили ДЗОТ. Несмотря на это в гарнизон ДЗОТа пробилось подкрепление в составе краснофлотцев М.Потапенко, П.Коржа и К.Короля. 19 декабря 1941 года враг захватил ДЗОТы у Симферопольского шоссе и Камышловского моста, бросил против сражавшихся защитников ДЗОТа №-11 батальон пехоты. Погибли Д.Погорелов и К.Король, от тяжелых ран умер С.Раенко. Оставшийся за командира М.Потапенко отправил Г.Долю за подкреплением, но оказать помощь гарнизону ДЗОТа уже было невозможно…  

 

   Когда враг был отброшен за Камышлы, в развалинах ДЗОТа нашли противогаз, в котором оказалась записка: «Родина моя! Земля русская! Я, сын Ленинского Комсомола, его воспитанник, дрался так, как подсказывало мне сердце… Истреблял гадов, пока в груди моей билось сердце. Я умираю, но знаю, что мы победим… Моряки-черноморцы! Деритесь крепче, уничтожайте фашистских бешенных собак. Клятву воина я сдержал… Калюжный». Эти слова стали известны всей стране. Они вошли в историю Великой Отечественной войны, как яркий пример и волнующий образец советского патриотизма. В 1950 году Приказом Министра Обороны СССР  курсант Электромеханической школы, краснофлотец Алексей Владимирович Калюжный был зачислен навечно в списки части Учебного отряда Черноморского флота.

 

   В 1945 году на месте легендарного ДЗОТа установлен обелиск из инкерманского камня, на котором запечатлены имена его защитников и текст клятвы А.Калюжного. В 1965 году останки героев перенесены в Севастополь, на Братское кладбище Великой Отечественной войны. Краснофлотцы С.Раенко, А.Калюжный, Д.Погорелов, В.Мудрик, И.Четвертков, В.Радченко, М.Потапенко, П.Корж и К.Король посмертно награждены орденами Красного Знамени и Отечественной войны I степени. 

 

   Из отважных защитников ДЗОТа №-11 в живых остались только двое – Г.Доля и И.Еремко. Краснофлотцы всех ДЗОТов проявили героизм и удивительную стойкость. Раненные не покидали ДЗОТов, сражаясь до тех пор, пока были в силах держать в руках оружие. В общей сложности на линии обороны, которую держали курсанты Электромеханической школы, противник был задержан на 7 суток и понес огромные потери.

 

   25 декабря 1941 года у станции Мекензиевы Горы после сильной артподготовки  к позициям, занятым курсантами Электромеханической школы, двинулись фашистские танки, за ними пошла пехота. Моряки батальона И.Жигачева открыли огонь из всех видов оружия и под прикрытием нашей артиллерии и танков предприняли несколько контратак. В одной из атак был сражен водитель танка. Разведчик-связист П.Шевцов (до войны работал трактористом) под ураганным огнем противника проник в танк, вывел его на удобную позицию, открыл огонь по противнику, давил гусеницами пехоту и огневые точки противника. Воодушевленные храбростью П.Шевцова моряки поднялись в атаку. В рукопашной схватке били прикладами, штыками, лопатами и даже касками. Враг был остановлен, высота удержана.

 

   Мужественно сражался командир батальона И.Жигачев. После службы на линкоре «Севастополь» и крейсере «Красный Кавказ» в 1933 году окончил Военно-политическую школу и продолжал службу на крейсере «Коминтерн». В 1936 году назначается командиром роты в Учебный отряд Черноморского флота, где позже командует учебными батальонами. С первых дней Великой Отечественной войны И.Жигачев руководит работами по созданию оборонительных рубежей вокруг Севастополя. Когда враг подошел к городу И.Жигачев назначается командиром Отдельного батальона Электромеханической школы и действует на боевом участке обороны города  в тесном взаимодействии с артиллеристами полковника Н.Богданова и 30-й Береговой Батареи обороны. Батальон И.Жигачева сыграл большую роль в обороне Севастополя. В начале 1942 года отдельный батальон И.Жигачева был преобразован в 4-й артдивизион, которому было придано восемь ДЗОТов и восемь батальонных минометов. За проявленные мужество и стойкость в обороне г.Севастополя батальон И.Жигарева получил дважды Благодарность от Военного Совета Черноморского флота и Приморской Армии и несколько десятков Почетных Грамот.

 

    В период третьего штурма Севастополя в мае-июне 1942 года немецкое командование, не считаясь с потерями, вводило все новые и новые части. 18 июня 1942 года фашисты вышли в район балки Голландия и к Северной бухте. Здание Морского кадетского корпуса, где располагалась Электромеханическая школа, оказалось отрезанным. В помещениях ЭШ находилась телефонная станция, на которой работала телефонист-матрос М.Максименко-Михайлюк и 12 матросов. Телефонную станцию окружили 60 немецких автоматчиков. В течение 9 часов 12 матросов и девушка удерживали телефонную станцию. Уничтожив нескольких фашистов, М.Максименко-Михайлюк вывела всех матросов в Сухарную балку, откуда они были отправлены на Корабельную сторону.  

 

   Батальон Электромеханической школы под командованием майора К.Сонина стоял насмерть, отбил шесть атак в течение одного дня 20 июня 1942 года, но под натиском врага отошел на резервные позиции.

 

   После оставления нашими войсками Севастополя многие его защитники, в том числе и краснофлотцы Электромеханической школы,  пробились в горы к партизанам и там продолжали борьбу.

 

    В ходе героической обороны Севастополя в 1941 – 1942 годах и его освобождения в 1944 году в результате многочисленных бомбардировок вражеской авиации и непрерывных артиллерийских обстрелов недостроенное здание Морского Кадетского Корпуса сильно пострадало. Большинство его помещений было совершенно разрушено. Во время фашисткой оккупации Севастополя в здании корпуса немцы разместили  различные мастерские военного назначения,  вспомогательные части и концлагерь советских военнослужащих. После освобождения города та же участь постигла пленных немцев. После Великой отечественной войны прошли организационно-штатные  мероприятия с сохранением морской авиации на Черноморском флоте. Основными аэродромами стали Херсонес, Кача, Донузлав.

 

    В августе 1951 года Советское правительство приняло решение о создании еще одного высшего военно-морского инженерного училища. На основании этого решения 15 декабря 1951 года Военно-морской Министр СССР  издал приказ о строительстве и формировании в г. Севастополе в бухте Голландия Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища на базе недостроенного и частично разрушенного в годы Великой Отечественной войны здания Морского Кадетского Корпуса Третьего Высшего Военно - Морского Инженерного Училища.

 

   В соответствии с приказом Военно-Морского Министра  в январе 1952 года начались работы по расчистке территории, проектированию, восстановлению и строительству здания для училища. Все проектные работы вела организация «Военморпроект». Строительно-восстановительные работы  осуществляла строительная организация «Севастопольвоенморстрой» Инженерного Управления Черноморского флота, которой командовал генерал – майор П.В. Кружилин, а затем инженер-полковник А.В.Геловани, впоследствии заместитель Министра Обороны СССР по строительству и расквартированию войск.

 

    За годы существования Севастопольского ВВМИУ было подготовлено более 11 000 специалистов, 70% специалистов кораблей с ядерной энергетической установкой, учреждений и организаций флотов являлись выпускниками училища.

 

    Севастопольское ВВМИУ было современным передовым высшим учебным заведением с сильным профессорско-преподавательским составом, укомплектованность которого учеными составляла 46% и превышала среднестатистические показатели по ВВМУЗам. Гордостью училища являлась уникальная материально – техническая база, в составе которой исследовательский реактор ИР-100 с широким спектром экспериментальных возможностей, натурный бортовой комплекс ядерной энергетической установки подводной лодки 2-го поколения, полномасштабные тренажеры, исследовательские стенды, мощный вычислительный центр.

 

Высокий уровень учебно-воспитательного процесса в училище сочетался с актуальными научными исследованиями, которые проводились на кафедрах и в ряде научно – исследовательских проблемных лабораториях.

 

   Высокий образовательный уровень, получаемый выпускниками Севастопольского ВВМИУ, а также хорошие перспективы их дальнейшей службы на флоте способствовали тому, что училище пользовалось заслуженной популярностью у молодежи. Конкурс при поступлении в училище всегда составлял 3-4 человека на место.

 

   28 июня 1992 года в Севастопольском ВВМИУ прошел 39-й выпуск молодых офицеров флота. Этот выпуск оказался последним в славной истории  Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища, готовившего высококвалифицированных специалистов для современного атомного флота страны и по сути в этот момент прекратившее свое существование.

 

   При постройке училищной лаборатории ИР-100 были произведены  расчеты и, оказалось, что при повреждении реактора радиоактивное заражение грозило всему училищу. Срочно потребовалось убежище, и была вскрыта старая штольня в окрестностях бухты Голландия площадью более 400 квадратных метров, где во время обороны Севастополя располагался подземный базовый лазарет, но на этом вся работа была закончена. В настоящее время  от этих штолен сохранились входы и вентиляционные отверстия, заваленные камнями и мусором.

 

   Подземный базовый лазарет, располагавшийся в этих штольнях и находившийся на косогоре над стрелковым тиром Севастопольского ВВМИУ, представлял собой выработку грунта по принципу минных галерей на 4-м Бастионе времен первой обороны Севастополя.

 

   Это подземное сооружение было создано методом выборки грунта (в данном случае – глины) между двумя слоями известняка. Вероятнее всего это остатки укреплений артиллерийской батареи  времен Крымской (Восточной) войны 1853-1856гг.  

 

   Для усиления позиций судов в глубине рейда во время Первой обороны Севастополя силами моряков кораблей «Париж», «Двенадцать апостолов» и «Святослав» были возведены западнее бухты Голландия и в Килен - балке три земляные батареи, вооруженные 59-ю орудиями. Они получили название создавших их экипажей. Позиции «Парижской» батареи  находились в районе поста СНиС бухты Голландия и столовой Севастопольского ВВМИУ, «Двенадцатиапостольная» батарея располагалась в районе 12-го причала ЧФ и «Святославская» -  в районе Килен-балки.  

 

   Внутри этого подземелья находятся тоннели, пересекающиеся квадратами тоннелей с нишами для кроватей. Предположительно, что здесь в начале Великой Отечественной войны находился подземный базовый лазарет 25-й стрелковой Чапаевской дивизии, штаб и радиостанция управления которой находились в Инкерманском монастыре, или лазарет принадлежал 103 Медсанбату 95 стрелковой дивизии Приморской армии.

 

    По всей территории подземного лазарета происходит обрушение потолков, очень большие завалы, сверху сочится вода, очень большая влажность воздуха. В дальней правой части сооружения в потолке имеется вентиляционная шахта, снизу виден металлический лист, на котором находится осыпавшийся вниз грунт. На территории лазарета попадаются спинки металлических кроватей, обломки железных конструкций, куски колючей проволоки, остатки электропроводки, полусгнившие гильзы. При обследовании подземного базового лазарета севастопольскими диггерами был найден чехол от набора медицинских инструментов. В районе подземного базового лазарета и на горе, в которой он находится, в настоящее время обилие оплывших окопных сообщений, пулеметных гнезд, наверху пулеметные дворики батареи морских зенитных автоматов.   

 

   В 1944 году, когда началось массовое изгнание оккупантов из Крыма, они, предвидя свое неизбежное поражение, заминировали всю территорию бухты Голландия и здание Морского Корпуса. На каждой лестничной площадке были размещены 250-килограмовые авиационные бомбы, а у каждого выступа здания – 500- и 1000-килограммовые  авиационные бомбы. По всей территории было заложено большое количество противопехотных и противотанковых мин.

 

Проводная система для взрыва была выведена к причалу катеров. Но стремительное наступление советских войск сорвало планы гитлеровцев. После освобождения Севастополя этот район был разминирован, и разместившиеся здесь две инженерные роты приступили к восстановительным работам.

 

   Учитывая пересеченный рельеф местности, наличие закрытых удобных бухт, важность города Севастополя как главной базы Черноморского флота Совет Министров СССР в 1952 году принял Постановление №-2716-1013, по которому целому ряду министерств и ведомств надлежало построить в 1953 – 1960 годах следующие подземные сооружения:

1.         Военно-воздушные силы: - 2 подземных склада с резервуарами для гидросамолетов, б. Советская и б. Голландия.

 

   Интенсивное строительство подземных сооружений велось в период 1953 – 1958гг. С 1959 года выделение капиталовложений было приостановлено, вследствие чего многие подземные сооружения оказались недостроенными и законсервированными. Отдельные из них в дальнейшем были приспособлены под различные склады или стали использоваться не по прямому предназначению. Вполне возможно, что сохранившиеся до нашего времени в Нижней Голландии постройки  овощехранилища Севастопольского ВВМИУ и были одним из недостроенных складов.

 

   На основании приказа министра обороны Украины от 25 июля 1992 года было создано многопрофильное образование – Военно-морской институт ВМС Украины – конгломерат из пяти факультетов, созданных на основе объединения  Севастопольского ВВМИУ, Черноморского ВВМУ им. П.С.Нахимова, Измаильского Центра и двух Севастопольских учебных отрядов ВМФ. 

 

   Севастопольское ВВМИУ влилось во вновь созданную структуру на правах факультета корабельной энергетики, призванного готовить офицерские кадры по следующим специальностям: дизельные энергетические установки надводных кораблей и подводных лодок; газотурбинные установки надводных кораблей; электроэнергетические системы надводных кораблей и подводных лодок; инженеры – водолазы по подводной технологии; инженеры – кораблестроители; атомные станции и установки.

 

   Училище, качественно готовившее специалистов по ядерной энергетике, не в состоянии было быстрыми темпами перестроиться на подготовку такого широкого круга специальностей, на который размахнулось руководство ВМС Украины. Чтобы не растерять  высококвалифицированные кадры педагогов – ядерщиков, профессорско-преподавательский состав стал добиваться создания в институте соответствующего специализированного факультета. С помощью Госкоматома и руководства украинскими АЭС удалось сформировать в структуре СВМИ факультет атомных электростанций и перевести 16 специальностей профилей обучения в СВВМИУ и ЧВВМУ им. П.С.Нахимова во ВМУЗы, расположенные на территории России. 

 

 

   2 августа 1996 года был создан Севастопольский Университет Ядерной Энергии и Промышленности   по инициативе пяти АЭС и Госкоматома Украины после ознакомления с существующей учебно-материальной базой и системой подготовки воспитания курсантов. Весной 2002 года Указом Президента Украины Университету предоставлен статус национального.  На сегодняшний день Севастопольский национальный университет ядерной энергии и промышленности - это базовый институт Министерства топлива и энергетики Украины, готовящий специалистов для атомной энергетики и промышленности, систем энергоснабжения, по охране окружающей среды и энергосберегающим технологиям.





Владимир Бойко
капитан I ранга запаса
Рубрики:  История
Голландия-СВВМИУ
Историческая летопись Севастополя
Метки:  

Процитировано 1 раз

Аноним   обратиться по имени Суббота, 18 Июня 2011 г. 23:46 (ссылка)
СПАСИБО за воспоминания... Василий Мудрик - это мой дедушка! Посещали Обелиск в Камышлах, были на Инкермане на ул.В.Мудрика, в Музее Черноморского Флота (недалеко от пл.Нахимова)...
Но из этих материалов впервые узнали о перезахоронении и награждении посмертно! Никто награды не передавал никаким родным!!! К кому нужно обратиться, скажите пожалуйста?! СПАСИБО!
Мой адрес:
natali-krivbas@mail.ru
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать ветку
Перейти к дневнику

Суббота, 18 Июня 2011 г. 23:49ссылка
Аноним
Подписываете "АНОНИМ",
но я - Мудрик НАТАЛИЯ!!!)))))))))))
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку