-Метки

* film muzeum rondizm tv * muzeum rondizm tv * главные новости германии * кино на выходные * куросава исцеление * кино на выходные * бортко тарас бульба * кино на выходные * косаговский возвращение * русские не европейцы * тв музей рондизма cinema literature music muzeum rondizm tv painting science tot imenno tot verhniy ЖЗЛ авторское кино авторское кино косаговский авторское чтение акварель алиса косаговская авторское кино алтай артефакты археология архитектура аудио книга аудио-книга аукцион как пропали деньги аукцион морозов и щукин покупали сердцем борьба с нацизмом на украине ван-гог матисс вламинк дерен косаговский вена вечерние стихи * урок старухи видео-книга власть портит слабых восприятие врубель рембрандт матисс косаговский высший свет глубина образа мастера у м. булгакова глубина образа онегина к пушкина гомосексуальность и раздражение к миру гонимые гении врубель коровин горно-алтайск город городской пейзаж горы греция день единения деньги портят слабых дети диалог косаговский-радзинский диалоги * капитализм и социализм дизайн дом древность екатерина ii стихи женский образ женский портрет женское женщина женщины живопись животные животный мир здоровье знаменитости импровизация в рисунке.ю импровизация фильм импровизация стихов индия интересное интерьер искусство истории история история россии история создания как чтобы деньги не пропали камни картины ки кино кипр китай классический балет книги комитеты защиты творца от арт бизнеса косаговский моя любезная одесса косаговский - менталитет россиян косаговский авторское чтение косаговский михеев о россии косаговский о екатерине ii косаговский роль россии в мире кошки креатив куклы легенды летнее настроение лето лиза рей * на буханке к морю лингвистика литература любовь мальта мобилизация в россии мода море москва музыка музыка импровиз юрий косаговсий музыкальная открытка нарву венок из одуванов народности натюрморты наука необычное нереальное о войне с гитлеризмом -=- стихи о моих учителях видео трек . общественное устройство общество довело ван-гога до депрессии общество довело врубеля до депрессии оперные певцы губят шедевры отношения парк пасха блок бунин косаговский окуджава пасха цветаева хомяков пейзажи полеводка полезное португалия поэзия поэзия в науке прикладное искусство природа психология птицы пустыня после шаляпина собинова каллас пушкин о екатерине ii разное растения религия репин серов жилинский . ретро рисунки косаговский роман мастер и маргарита романовы россия россия исторически спасает мир русские художники русь с победой над нацистским фашизмом самоцветы сгорел дворец киркорова сгорел конозавод киркорова сказки скотт риттер - что же будет и почему скульптура старуха с красным флагом и бандеровец стихи стихи и рисунки стихи на прогулке косаговский стокгольм танцы и пение косаговский тверская улица традиции трек и видео косаговкий * убытки на полмиллиарда киркорова уголки мира умные мысли урок от старухи бандеровцам лихим * стихи урок от старухи бандеровцу косаговский физика и философия . философия фильмы -=- о войне с гитлеризмом фильмы на ютуб фовизм? нет не дикость а - поэзия фото фотоискусство хирургическая операция с нацизмом на украине художник художники цветы человек черногория читает косаговский шаман швейцария швеция шпионы гомосексуалисты продуктивны? эстетика фаюма косаговский ювелирное искусство ювелирные изделия юрий косаговский авторское кино юрий курносов * анахорет * роман

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Арт_Калейдоскоп

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.06.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 58600


История коллекции самоцветов И. И. Воронцова-Дашкова

Четверг, 06 Июля 2017 г. 17:26 + в цитатник
Отрада все записи автора Самоцветы всегда ценились в России и считались национальным достоянием. Их природная красота намного превосходила классическое однообразие драгоценных камней. Минералы одного и того же вида были совершенно не похожи друг на друга, а их цвет и рисунок неповторимы. О фамильных драгоценностях русских дворян из уст в уста передавали мистические истории и романтические происшествия, легенды и явные мифы. Иван Илларионович Воронцов-Дашков, обер-церемониймейстер при дворе Николая I, потомок двух древнейших родов, был убежденным поклонником самоцветов и обладал достойной коллекцией уральских камней.


Иван Илларионович Воронцов-Дашков

Собирать ее он начал в достаточно зрелом возрасте, когда ему было 36 лет. Многие знали, что Иван Илларионович неравнодушен к минералам, и часто привозили ему камни с уральских рудников и дарили их по поводу и без оного. Чаще, конечно, он покупал их сам, и когда коллекция разрослась до того, что ей понадобилось отдельное место, заказал для нее специальные витрины, а сами камни приказал взять в оправы-чаши с лапками-подставками, на каждой из которых стояло клеймо — герб Воронцовых-Дашковых. Камни в коллекции были высокого качества и вида: здесь можно было увидеть переливающийся золотистыми полосами тигровый глаз, праздничный родонит, бархатный малахит, многоликую яшму, дымчатый раухтопаз, картинный агат, нежный сердолик.

Иван Илларионович много времени посвящал изучению своей уникальной коллекции, он знал историю всех экспонатов, едва ли не все существовавшие легенды, и, самое главное, ему было хорошо известно о положительном воздействии самоцветов на человека. Супруга не во всем разделяла увлечение Ивана Илларионовича, дети тоже были далеки от его геологических изысканий. Только внучка Мария часто заходила в кабинет с камнями, и часами могла сидеть, слушая удивительные истории Воронцова.

Иван Илларионович утверждал, что его любовь к камням не была односторонней, самоцветы тоже поддерживали и помогали ему в трудные моменты жизни. Часто приводил в пример случай на Ладоге. В конце недавней зимы довелось Ивану Илларионовичу ехать через Ладожское озеро. Оно еще было покрыто толстым слоем льда, который казался надежным, и многие пересекали его на санях. Однако карету Воронцова лед не выдержал, лошади угодили в образовавшуюся трещину и стали тонуть. Тяжелый экипаж наполовину погрузился в ледяную воду, животные отчаянно бились, пытаясь выбраться, и еще больше затягивали его под крошившийся лед. Лакей Воронцова Тимофей и кучер Агафон бросились на помощь Ивану Илларионовичу, замурованному дверью. Дальше Воронцов ничего не помнит, пришел в себя в чужих санях уже в Петербурге. Люди и лошади утонули. У самого Воронцова не случилось даже насморка. Иван Илларионович был уверен в том, что спас его кусок ледяного кварца, который он накануне купил у одного коллекционера, и спрятал во внутренний карман костюма. До конца своих дней оберцеремоний-мейстер Воронцов-Дашков любил рассказывать разные «самоцветные истории».


...Когда грянула революция, небольшая часть Воронцовской коллекции вроде бы выехала с родственниками в Париж, часть исчезла в дыму гражданской войны, а остальное унесли люмпены-революционеры под видом экспроприации. Им красивые камешки были без надобности, ценности их они не понимали, но ощущение собственной безнаказанности, прикрытое красивыми лозунгами, и индульгенцией на грабежи, выданной новыми властями, позволяли тащить все, что только приглянулось глазу.

Выехать за границу дочь Марии Воронцовой-Дашковой не успела — в 1918 тиф оставил ее в России навсегда. В страшное смутное и голодное время, когда человеческая жизнь ровным счетом ничего не стоила, о коллекции Ивана Илларионовича, разумеется, никто не вспоминал. И только много лет спустя, незадолго до начала Второй мировой войны, внучка Марии Воронцовой-Дашковой Ольга стала искать коллекцию своих предков. Ольге с огромным трудом удалось найти бумажные следы фамильного собрания в Париже. О российской части самоцветов ничего не было известно — большевики тщательно уничтожали доказательства мародерств. Она отправилась в Париж, где на одной из выставок познакомилась с известным художником и коллекционером Франсуа Лефлером. Франсуа любил русских, часто устраивал в своем огромном доме музыкальные вечера для эмигрантской элиты. Парижские родственники Ивана Илларионовича Воронцова, как и российские, жили бедно, и самоцветы обер-церемониймейстера были давным-давно заложены в ломбарды и проданы. Но девушка нашла гораздо больше, чем фамильные драгоценности: красивый и веселый француз влюбился в Ольгу и сделал ей предложение, а через год у них родился сын, которого упрямая русская жена назовет Иваном.

В мае 1940 года фашисты вошли в Париж, а весной 41-го Ольга с мужем и сыном бежали из захваченной немцами Франции, уверенные, что только так смогут спасти сына, себя и картины Франсуа, большую часть, которых он привез с собой в СССР. Они приехали в Ленинград к Ольгиной тетке, и вырваться оттуда, конечно, уже не смогли.

Перед самой войной художник Франсуа Лефлер усп выставить в галерее свои картины, а когда отправил продлевать визу своей семье, его арестовали и расстреляли, как немецкого шпиона. Ольгу продержали в тюрьме больше полугода, ее выпустили с тяжелой формой малярии, она умрла на Ванькиных руках, не застав блокады. Престарелая тетка отдала семилетнего мальчишку дворничихе Анне, обитавшей с пятилетней дочкой в цокольном этаже их дома, рядом с входом в бомбоубежище. Добрая Анна и ее дочка Танька вместе пытались выжить в страшные блокадные месяцы. На Ваньку нет карточек и пайка, он сын шпиона, и дворничиха сказала всем, что это ее старший сынишка, чьи документы потеряны. Так, Лефлер станет Смоляковым.

Однажды, бродя с Танькой по длинным лабиринтам питерских подвалов в поисках деревяшек для печки, они нашли маленький тряпичный узелок со всякой белибердой: там были старые медные монетки, бусинки из отполированного цветного стекла, засушенная бабочка в прозрачной коробке и ярко-зеленый камень в оправе из металла.


Внимательный и умный сын замечательного художника Лефлера увидел очень знакомый символ. Дома мальчик сказал удивленным Анне и Танюшке, что это фамильный герб Воронцовых-Дашковых. Тот самый, который его предок Иван Илларионович ставил на свои дорогие самоцветные изделия.

Камень действительно оказался редкой красоты малахитом из коллекции прадеда Ивана Илларионовича Воронцова-Дашкова. Об этом Анне, которая отправилась на черный рынок за продуктами, рассказал тот, кто купил у нее малахит. Он оказался знающим и порядочным человеком — заплатил за редкой красоты минерал почти его настоящую цену. На эти деньги они смогли продержаться до конца блокады. Танюшка, Ванечка и Анна были спасены.

... Иван Смоляков-Лефлер сумел вернуть себе часть настоящей фамилии только после смерти Андропова, во время перестройки Горбачева. Тогда же были реабилитированы его родители Ольга Лефлер-Воронцова и Франсуа Лефлер. Профессор-океанолог, художник и коллекционер Иван Лефлер сейчас живет в Париже, написал две книги о своей семье и самоцветах. Тем, кто приходит к нему в гости, открывается чудное зрелище: на столе в кабинете стоит копия одного из камней его предка обер-церемониймейстера при дворе Николая I Ивана Воронцова-Дашкова — зеленый полосчатый малахит на фигурных лапках, в металлической оправе-чаше, на серебристом боку которой можно увидеть древний герб российских дворян.

Источник
0_d6fed_6c865faa_L (450x140, 58Kb)
Рубрики:  искусство
история
Россия забытая и неизвестная
фамильные ценности
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку