-Метки

Босх Харламов акварель алексеев федор англия антоний апокалипсис архитектура аскназий баженов беггров бенуа а.н. богаевский к.ф. брейгель верещагин василий витражи возрождение выставка германия гмии гоголь город городсклй пейзаж городской пейзаж готика графика дания дафнис и хлоя детсий портрет дюрер еда живопись замки зима иванов а.а. иконы иллюстрации импрессионизм интерьер исторический музей история италия казакова каргополь кауфман кекушев костел коты кравцов краков кремль литература маковский маковский константин малевич казимир малютин марина марк шагал матейко мацик юрий мельницв мифы модерн мозаика монастырь москва натюрморт невеста полоза нидерланды опекушин орлрвский в.дю. пейзаж открытки памятник париж паркес майкл пастернак пастернак б. пейзаж петербург плакат пляцковский поговорки польша портрет портреты поэзия праздник рейнольдс романтизм салонная живопись сахалин северное возрождение сезанн сказка сказки скульптура собор соборы современное искусство средневековье стихи суриков сутев сша тёрнер театр тород тьеполо доменик уистлер фаберже фото фотография франция фрески хивренко храм художник цветы и живопись чехов шехтель школа юмор юсуповский дворец явление христа народу яцек йерка яцек ковальский

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Наташа_Ходош

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 2243


Без заголовка

Четверг, 03 Марта 2011 г. 20:00 + в цитатник

 

Без преувеличения можно сказать, что именно в Древнем Риме мозаичное искусство достигло расцвета и заняло важное место среди других художественных искусств. Римские мастера не открывали мозаику, она была известна в Древней Греции, в Древнем Египте и даже в шумерских городских поселениях. Но именно в Римской империи мозаика стала неким стандартом оформления жилища и общественного здания, именно римляне создали основные техники выкладывания мозаик, которые с незначительными измениями фактически используются и сейчас. Именно благодаря римским мозаикам мы знаем, что история отмеряет столетия и тысячелетия, а мозаичные панно, полы, картины из камня и смальты остаются все такими же яркими, красочными и эффектными.

 (700x525, 152Kb)

Мозаика – символ искусства Древнего Рима, хотя зародилась она в эллинских городах-государствах. Эститека Римской империи складывалась во многом из сочетания эллинистических традиций геометрической пропориональности и визуальной сбалансированности произведений искусства и архитектуры с одной стороны, и имперских амбиций, диктующих пафосность, помпезность, роскошество как отражение глобальности римской политики и значимости римской аристократии. Роскошные частные виллы и общественные дворцы требовали интересного и вместе с тем практичного декора, сочетающего красочность и доступность.

 (500x291, 23Kb)

Повсеместная распространенность мозаики в античные времена, утраченная в более поздние периоды, связана со сравнительной дешевизной укладки мозаичных панно в обозреваемый исторический период. Древесина Аппенин и Греции не подходила по своим качествам для сколь-либо долговечной отделки (да и мало ее было). Керамика еще только начинала свое развитие. Изготовление плитки из монолитного камня было трудоемким и дорогим ручным процессом, подчас с неизвестным результатом. Времена мегалитических построек и технология их возведения уже ушли в прошлое.

 (691x699, 62Kb)

Римская мозаика использует различные материалы, но преимущество отдается мрамору и природным камням. Мозаика - привлекательна и позволяет создавать композиции на самые разные темы и сюжеты. Камень обладает хорошими прочностными характеристиками, водостойкостью и доступностью как материала. Напольные и настенные римские мозаики решали две важные задачи - красоты и функциональности - одинаково хорошо. Мозаичные покрытия Древнего Рима пережили века и даже тысячелетия, сохранив свою красоту, и зачастую оставшись единственным, что сохранилось от постройки вообще.

 (400x465, 422Kb)

  Гостеприимство Авраама 5 в Рим Санта-Мария Марджоре

 Предлагаю вашему вниманию статью известного исмкусствоведа Лазарева В.Н.

Лазарев В. Н. История византийской живописи
III. Позднеантичное искусство и истоки христианского спиритуализма (III.4. Римские мозаики)

Обращаясь к памятникам монументальной живописи Италии, следует сразу же подчеркнуть, что наряду с римской школой существовали школы с местными оттенками в Милане и Равенне, которые, как известно, являлись некоторое время столицами распадавшейся Римской империи. Свою школу мозаичистов имел, несомненно, еще один крупный италийский центр — Неаполь. Поэтому было бы легкомысленно истоки всех италийских школ возводить к Риму, как будто он один владел квалифицированными мастерами и как будто в нем одном изготовлялись новые образцы христианского искусства, в дальнейшем якобы становившиеся предметом бесчисленных подражаний. Риму никогда не принадлежало в истории раннехристианского искусства ... подавляюще видное место... Но, с другой стороны, было бы неверно отрицать за Римом вообще какое-либо историческое значение. Долгое время он оставался одной из крупнейших школ позднеантичного искусства, обладавшей старыми, отстоявшимися традициями и своими собственными кадрами мастеров. Поэтому и нет никаких оснований  ... отдавать большинство сохранившихся на его почве мозаик и фресок восточным мастерам. Если в этих памятниках восточные влияния подчас играют значительную роль, то данный факт не может еще служить причиной отнесения их к византийской школе.
По-видимому, Рим был одним из первых городов, который начал широко применять мозаику для украшения не только полов, но и стен, сводов и куполов новых христианских храмов. Мозаика пришла сюда из светских сооружений, где она должна была широко применяться в целях прославления императоров и их военных подвигов. К сожалению, эта позднеантичная светская живопись до нас не дошла, а она была весьма разветвленной, и ее тематика ... оказала сильнейшее воздействие на сложение христианской иконографии. Если культ императора и впитал в себя немало восточных элементов, то своих наиболее зрелых форм выражения он достиг в Риме — на почве столицы мировой империи. И когда новой столицей сделался Константинополь, его придворные круги не могли, естественно, отказаться от римской триумфальной тематики. Здесь вклад Рима в византийское искусство был особенно велик, и эти живые римские отголоски будут еще долго звучать в византийской живописи и скульптуре, где они во многом определили характер всей светской иконографии.
Когда христианство получило официальное государственное признание и вскоре сделалось господствующей религией, ему пришлось  использовать античную триумфальную тематику, поскольку перед победившей христианской церковью стояла задача окружить ореолом величия и блеска Христа — центральный образ всего христианского искусства. Так начали просачиваться в христианскую иконографию элементы триумфальной тематики. По-видимому, Рим был тем городом, где на первом этапе развития данный процесс протекал особенно интенсивно. Свое продолжение он получил в Константинополе с его разветвленным придворным церемониалом. В результате образ Христа-триумфатора, этого нового властителя мира и победителя смерти, стал сближаться с образом императора-триумфатора. Все чаще изображают Христа восседающим на троне. Сцена Передача закона (Traditio legis) трактуется как композиционный вариант сцены посвящения императором чиновника в сан, а Поклонение апостолов Христу и Деисус — как варианты античной сцены поклонения императору. Находящийся между апостолами Христос, символизирующий победу христианской церкви, невольно заставляет вспомнить об изображениях императоров, приветствуемых толпой. Сцена Поклонение волхвов навеяна сценой принесения варварами даров императору. В композиционном строе Входа в Иерусалим много общего с античными триумфальными шествиями императоров. Развившееся из объединения двух эпизодов (Победа над Гадесом и Изведение из ада Адама) Сошествие во ад восходит своими истоками к двум популярным в античном искусстве сюжетам: император, повергающий ниц противника, и император, освобождающий народ, город либо провинцию. Еще явственнее эта связь триумфальной тематики и христианской иконографии выступает в образе Христа, облаченного в доспехи римского воина и поражающего дракона или змия (во дворце Константина находилось изображение императора, поражавшего дракона). Наконец, символизирующий Христа Трон небесный находит себе прямой прототип в излюбленной римлянами эмблеме императорской власти: троне с короной31. Все эти факты ясно показывают, сколь многим христианская иконография была обязана античным сюжетам, которые сложились под воздействием культа обожествляемого монарха.
 

Памятники римской мозаической декорации IV–VI веков характеризуются несколько преувеличенной монументальностью, тягой к тяжелой пластической форме, обычно обладающей довольно четкими очертаниями и энергичной трактовкой лиц, в которой линейные акценты доминируют над живописными.

  (430x400, 43Kb)

Мозаика. Церковь Санта Костанца. Рим. IV в. общий вид

 

 (492x374, 405Kb)

Мозаика. Церковь Санта Костанца. Рим. IV в. 

  (537x699, 278Kb)

Мозаика. Церковь Санта Костанца. Рим. IV в. фрагмент

 (699x493, 242Kb)

Мозаика. Церковь Санта Костанца. Рим. IV в. Фрагмент

 

 

Это мозаики двух боковых апсид в Санта Костанца   (конец IV века), мозаика в Санта Пуденциана, изображающая Христа среди апостолов  , мозаика в Санта Сабина, на которой представлены олицетворения Церкви, уходящей от Синагоги, и Церкви, уходящей от Язычества

 

 (700x525, 122Kb)

Санта Сабина 

 (700x525, 117Kb)

Санта Сабина

 

Это и сильно реставрированная мозаика в Санти Косьма и Дамиано, оформленная в виде торжественной композиции с Христом в центре и фигурами святых и заказчика по сторонам (526–530).

  (700x644, 360Kb)

 Санти Косьма и Дамиано

Все эти мозаики, несмотря на то, что они отделены друг от друга довольно значительным промежутком времени, несут на себе какую-то общую печать, позволяющую их рассматривать как типичные произведения римской школы. Совсем особое место занимают мозаики Санта Мария Маджоре, о которых пойдет речь ниже. Их подчеркнуто живописный стиль обнаруживает лишь слабые точки соприкосновения с группой чисто римских мозаик, что заставляет искать истоки этого стиля вне пределов римской школы.

 

 (639x424, 130Kb)

 

 (639x424, 138Kb)

 

  (503x698, 251Kb)

Мозаики ц. Санта-Мария-Маджоре вРиме. V в. 

 

 Много свободнее по своим композиционным построениям и по своей живописной трактовке мозаики Милана и Неаполя, несомненно обладавших собственными школами. В двух небольших апсидах, которые находятся в октогоне Сант Аквилино, примыкающем к церкви Сан Лоренцо в Милане, сохранились две мозаики: Поучение Христа апостолам и незначительные фрагменты сцены Взятия Илии на небо (конец IV — начало V века). В атриуме октогона Сант Аквилино открыты фрагменты фигур патриархов и пророков, которые датируются 374–397 годами34. Эти мозаики недвусмысленно говорят о том, что в Милане живопись развивалась в менее жестких рамках, чем в Риме, где она находилась под строгим присмотром церкви. Такое же более свежее впечатление производят и мозаики Неаполя (баптистерий Сан Джованни ин Фонте, конец IV века)35. Хотя иконография некоторых представленных здесь евангельских сцен восходит к сирийским источникам36, стиль еще целиком связан с местными, западными традициями, на что, в частности, указывает декоративное членение купола на восемь трапециевидных отрезков, в которые вставлены небольшие фигурные композиции.

 

 

 (353x500, 44Kb)

San Lorenzo Maggiore in Milano. Базилика св Лавренития

San Lorenzo Maggiore in Milano (500x340, 67 Kb)

 

 (600x400, 78Kb)

 

 (279x421, 32Kb)

San Lorenzo Maggiore in Milano. Поцелуй Иуды

 

  Миланские и неаполитанские мозаики лишний раз показывают как много локальных оттенков имелось в монументальной живописи Италии уже в IV веке, когда начала складываться своя школа и в Равенне, самые ранние памятники которой до нас не дошли. То, что сохранилось на почве Равенны от живописи V века, обнаруживает большее сходство с памятниками Милана и Неаполя, чем с памятниками Рима. По-видимому, и Милан, и Неаполь, и особенно Равенна были на этом раннем этапе развития более восприимчивы к восточному искусству, нежели Рим, твердо придерживавшийся своей линии.
 

 Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, V век 

 (443x600, 130Kb)

5в -Meister_des_Musoleums_der_Galla_Placidia_in_Ravenna_001 

 

 (699x444, 130Kb)

5в Святой Лаврентий, идущий на костёр LawrenceRavenna

 

 (400x311, 238Kb)

 (699x492, 219Kb)


Характерной особенностью мозаик мавзолея Галлы является контраст двух люнетов. Сцена с Добрым пастырем исполнена в духе античной пасторали с намеренной умилительностью образов. Сцена с образом св. Лаврентия демонстрирует рождение нового художественного языка. Композиция ясна, отличается простой симметрией крупных форм. Изображение намеренно выведено на передний план. Начатки обратной перспективы создают иллюзию «опрокидывающегося» на зрителя пространства.

 (700x525, 118Kb)

 

 (700x476, 71Kb)

Олень, пьющий из источника 5 в Мавзолей Галлы в Плацидии  Deer_(Galla_Placidia_Mausoleum)

 

 (699x501, 299Kb)

Голуби  Mausoleums_der_Galla_Placidia_in_Ravenna_

Баптистерий Православных в Равенне, V век

 

 (500x500, 109Kb)

Крещение юного Христа, слева - Иордан  Мозаика купола баптистерия в Равенне. Конец 5 века


Мозаичная живопись купола весьма эффектна. Фигуры апостолов показаны в движении. Крупность их шага подчеркивается широко расставленными ногами и изгибом бедер. Иллюзия пространства еще присутствует: поверхность, по которой ступают апостолы, выглядит более светлой, чем таинственный и бездонный синий фон основного изображения. Тяжелые и пышные одежды напоминают великолепие римских патрицианских одеяний. В апостольских хитонах варьируются только два цвета — белый, олицетворяющий свет, и золото — свет небесный.

 

 (600x469, 101Kb)

Базилика Санг-Аполлинаре в Равенне. Апсида 6 в

 

  (500x400, 80Kb)

 

 (500x400, 75Kb)

 Мозаики базилики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. VI в. Фрагменты

  (http://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=29&chap=4&ch_l2=4)

 

 

 

 

 

 

Мозаики из коллекции археологического музея Суса - Гадрумета (Тунис)

Музей в Сусе уступает знаменитому Бардо по количеству представленных мозаик, но если Бардо вобрал в себя мозаики разных времен и мест, то в Сусе собраны в основном мозаики античного Гадрумета.

Римская мозаика из музея Суса. Горгона
В центре мозаики - голова медузы Горгоны.
Впечатляющий пример древней оптической иллюзии - и в мозаике!
Если смотреть на голову в центре, возникает эффект затягивания внутрь мозаики.
150-200 гг. н.э.

Римская мозаика из музея Суса
Раннехристианская мозаика

Римская мозаика из музея Суса
Раннехристианская мозаика

Римская мозаика из музея Суса. Времена года
Времена года. В квадратах мозаики изображены религиозные или светские сцены,
характеризующие каждый месяц. III век н.э.

Римская мозаика из музея Суса. Август
Времена года. Август

Римская мозаика из музея Суса. Сентябрь
Времена года. Сентябрь

Римская мозаика из музея Суса. Октябрь
Времена года. Октябрь

Римская мозаика из музея Суса. Ноябрь
Времена года. Ноябрь

Римская мозаика из музея Суса. Ганимед
Ганимед. Мозаика найдена в конце XIX века в Сусе, в триклиниуме дома в Арсенале.
Размер всей композиции - 9.5 х 7.5 метров. Мифологическая сцена показывает, как Юпитер,
превратившийся в орла, уносит красивого юношу на Олимп. Красная шапочка на голове
у Ганимеда указывает на его происхождение из Фригии (в Малой Азии), а пурпурная накидка -
на знатное происхождение. В восьми медальонах вокруг центральной сцены - различные животные.

Римская мозаика из музея Суса. Нептун
Нептун. Мозаика найдена в Сусе в 1904 году. Начало III века н.э.

Римская мозаика из музея Суса. Афина и Посейдон
Афина и Посейдон. Сцена из классической афинской мифологии -
спор о владычестве над Африкой.

Римская мозаика из музея Суса. Игры
Игры. Мозаика из Амфитеатра в Смирате. Изображает различные
моменты игр (скорее сражений с различными дикими животными)
в амфитеатре, надписи поясняют организацию игр.

Римская мозаика из музея Суса. Скачки
Скачки. Четыре команды - четыре лошади - четыре цвета. Начало III века н.э.

Римская мозаика из музея Суса. Театр
Театр. Мозаика найдена в Гадрумете в 1962 году. Датируется III веком н.э.
Сюжет представляет актера с маской, вероятно примеряющего ее, и
человека с коробкой свитков - возможно, режиссера или автора пьесы.

 (600x337, 68Kb)

 

Музей мозаики в Зугме, Газиантип (Турция)

Музей мозаики в Газиантипе открылся сравнительно недавно, но успел завоевать признание специалистов и посетителей. Город Зугма находился на берегу реки Евфрат, соединявшей Анатолию и Месопотамию, был известен как военная база для легионов Римской империи и один из торговых центров Шелкового пути. В музее собраны образцы римской мозаики от небольших камерных изображений до больших панно.

Римская мозаика из Газиантипа. Ахиллес
Ахиллес

Римская мозаика из Газиантипа. Дедал и Икар
Дедал и Икар

Римская мозаика из Газиантипа. Дельфин и Эрос
Дельфин и Эрос

Римская мозаика из Газиантипа. Океан и Тетис
Океан и Тетис

Римская мозаика из Газиантипа. Персей и Андромеда
Персей и Андромеда

Римская мозаика из Газиантипа. Посейдон, Океан, Тетис
Посейдон, Океан, Тетис

Римская мозаика из Газиантипа. Сатир и Антиопа
Сатир и Антиопа

Римская мозаика из Газиантипа. Цыганочка (Менада)
Цыганочка (Менада)

Фотографии с сайта: http://www.chakmaks.ru/section9.php

 

 

 

Мозаики музея Бардо (Тунис)http://www.russiancity.ru/tunis/tunis2b.htm

Дворец Бардо - загородная резиденция Султанов и беев Туниса на протяжении нескольких веков. В конце XIX века часть помещений была передана под музей, основу коллекции мозаик которого заложило собрание министра Хазандара. Археологические находки полутора столетий значительно расширили коллекцию музея. Сегодня это самый большой в мире музей римской мозаики.

 (358x450, 35Kb)

III в. Мозаика Буллы Региа, Музей Бардо в Тунисе. third_century_mosaic

 

 

Римская мозаика из музея Бардо. Венера
Венера на колеснице, в которую запряжены купидоны.

Римская мозаика из музея Бардо. Улисс
 

 (698x285, 79Kb)

 

Улисс и Сирены. III век н.э.

Римская мозаика из музея Бардо. Вергилий
Поэт Вергилий сидит на троне между двумя музами:
музой истории Клио и музой трагедии Мельпоменой.
На свитке можно прочитать: " Musa mihi causas
memora quo numine laeso, quidve..." Это строки Энеиды.
Мозаика найдена в Сусе в 1896 году. I (или III) век н.э.

Римская мозаика из музея Бардо. Виктор
Раннехристианская мозаика. Могильная плита ребенка, которого звали Виктор

Римская мозаика из музея Бардо. Охота
Охота

Римская мозаика из музея Бардо. Лев
Лев

 

 

 (397x520, 76Kb)

 (444x551, 75Kb)

Музей Бардо в Тунисе

 

 (591x476, 77Kb)

 (648x369, 78Kb)

Музей Бардо в Тунисе

 

 (522x698, 76Kb)

Музей Бардо в Тунисе

 (649x424, 77Kb)

Музей Бардо в Тунисе

 

 

 (588x387, 121Kb)

Музей Бардо в Тунисе

 

 (590x386, 51Kb)

Музей Бардо в Тунисе

 


 bardo13 (589x384, 61 Kb)

Музей Бардо в Тунисе  

Фотографии с сайта: http://www.russiancity.ru/tunis/

http://humanities.institute.sfu-kras.ru/foto?cols=3&rootcat=10788&album=823

 

Находки в Израиле 

  (675x439, 317Kb)

 (333x589, 297Kb)

 (333x500, 245Kb)

 

 (500x333, 231Kb)

 

 

 (500x333, 234Kb)

http://www.epochtimes.com.ua/ru/articles/view/2/13402.html



Еще  римские и визаньтийские мозаики

 (700x525, 122Kb)

Помпеи.

 

http://www.varvar.ru/arhiv/gallery/mozaika/index.html#3

 

 

 

Рубрики:  Декоративно-прикладное искусство
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку