- это брать ответственность на себя. Напротив, наше поколение попадало сразу на два конвейера, «скованных одной цепью»: ясли–детсад–школа–работа–пенсия - и параллельно: октябренок–пионер–комсомолец–коммунист. И этот безальтернативный эскалатор под общим названием "генеральная линия партии" протаскивал от роддома до крематория. Самому ничего делать было не надо. Всё уже было решено и спланировано. Оставалось лишь катиться по чужой колее из ниоткуда в никуда. Тех, кто рыпался, сажали за антисоветчину. Так что самостоятельность приходилось добирать на улице. Вот почему уже теперь часть своей жизни я положил на возрождение следопытского движения в России — чтобы у тех, кто придет после нас, была возможность проявить себя взрослыми в интересной игре, а не через поджоги подъездов и прочие каверзы, как это делали мы.
Считается, что советская школа, в отличие от нынешней, воспитывала, однако, в конечном счете всё сводилось к инъекциям марксизма-ленинизма. В 80-х годах, когда я учился, коммунистические идеи уже никого не вдохновляли; им просто никто не верил. А ничего другого не было. «Другое» мы находили в андеграунде, в русском и западном роке, в фантастике, а также в походах по подвалам-чердакам и заброшенным монастырям, пытаясь вынырнуть из трафаретной плоскости атеизма в ту глубину, что ныла в нас и, по слову Виктора Цоя, «ждала перемен».
Как школа может научить ответственности? Мне кажется, дело школы — это смысловая профилактика «скутоты», навеваемой рекламными роликами. Чтобы ребенку было интересно жить, необходим разговор с ним о самых главных «почему», «как» и «зачем», но не под диктат идеологии, а через призму смыслов. Необходимо, чтобы школьная программа раскрывала те горизонты, до которых нужно дойти самому. Чтобы дети не чувствовали себя средствами для воплощения родительских «мечт» или строительства очередного и всё более светлого будущего, а сами бы отвечали за собственную судьбу, за родных и друзей.
И еще хотелось бы, чтобы в школьной «географии смыслов» были такие, что могут подвести к встрече с Богом. Это не означает, что школа должна передавать учащимся опыт молитвы: это задача Церкви. Школа должна лишь сказать о том, что на карте жизни помимо всех автобанов современности всегда можно отыскать еще и такую тропиночку, которая привела и Александра Невского, и Александра Пушкина, и Александра Солженицына «в тот единственный дом, где с куполом синим не властно соперничать небо», как пел Александр Галич.
Текст опубликован в сентябрьском номере журнала "Фома". Это его переработанный вариант. Заглавный вопрос придуман редакцией журнала.
Иеромонах Димитрий (Першин).
PS Мне поручили протоптать такую вот тропиночку для школьных учителей - написать главу о православии в пособии для них.
Очень прошу Ваших молитв!
Не успеваю.