Solitary-Angel (Города-призраки) все записи автора
Нефтегорск – уютный российский городок с населением около 3200 человек. Изначально городок задумывался как вахтовый поселок нефтяников, но, как это случается практически со всеми городами и поселками, временщики пустили на сахалинской земле корни. Нет, нефтегорцы не считали себя временщиками – хорошие зарплаты, хорошее жилье – стоит ли уезжать из пусть по провинциальному скромного, но любимого и ухоженного города, в котором уже выросли дети? В Нефтегорске было четыре детских сада и одна общеобразовательная школа, в 1995 года готовившая проводить во взрослую жизнь 26 выпускников, для которых 25 мая прозвенел последний школьный звонок.
Они собрались отметить это событие в местном кафе. Играла веселая музыка, дымились сигареты и звенели бокалы. Одна парочка убежала из кафе целоваться. Они тогда даже не подозревали, от чего спасаются - через несколько минут потолок кафе обрушился на бывших школьников. Из 26-и выпускников выжили лишь 9.
Вместе с 17-ю выпускниками в эту ночь погибло почти 2247 нефтегорцев.
28 мая в 1 час 4 минуты в Нефтегорске произошло землетрясение силой 7,5 балов.
1995 год был годом небывалой сейсмической активности на Тихом океане.
Российские сейсмологи ожидали толчки и на Дальнем Востоке, на Камчатке, но землетрясения в Нефтегорске не ожидал никто, отчасти и потому, что север Сахалина традиционно считали зоной меньшей сейсмоактивности, чем южная часть острова или Курилы. Да и обширная сеть сахалинских сейсмостанций, построенная в советские времена, к 1995 году практически развалилась.
Землетрясение оказалось неожиданным и страшным. Толчки силой от пяти до семи баллов ощущались в городе Оха, поселках Сабо, Москальво, Некрасовка, Эхаби, Ноглики, Тунгор, Восточный, Колендо. Самый мощный толчок пришелся на Нефтегорск, который был расположен в 30 километрах от эпицентра землетрясения. Впоследствии писали, что с вертолетов была видна многокилометровая трещина, такая глубокая, что казалось – лопнула земля.
Стихия длилась не долго. Один толчок и Нефтегорск был разрушен практически до основания. В нем было всего 22 дома, причем 17 из них — пятиподъездные панельные пятиэтажки, построенные в 1969—1970-х годах. Два дома горели, но потушить их было нечем, они сгорели дотла. Уцелели три новеньких двухэтажных дома из кирпича — стены пошли трещинами, однако здания устояли. Еще осталось несколько одноэтажных строений, здание школы было частично разрушено, сохранился единственный магазин, который впоследствии местное население разграбило, но винить кого-то в чем-то рука не поднимается — нужна была еда.
Очевидцы рассказывали, что не все дома рухнули сразу, и некоторые горожане даже спросонья сумели сориентироваться и выпрыгнуть из окон, но падающие бетонные плиты накрывали их уже на земле.
Большинство нефтегорцев погибло в собственных кроватях, ведь толчки настигли их в час ночи с субботы на воскресенье.
Для кого-то смерть наступила так неожиданно, что они не успели осознать происшедшее.
Но настоящая человеческая трагедия наступила уже после землетрясения. Те, кто выжил после толчка, оказались заживо погребенными под руинами, в кромешной темноте, неподвижности, один на один с мыслями о страшной судьбе близких, с осознанием неизбежности конца. Чудом уцелевшие метались по останкам города, пытаясь найти своих родных под завалами. Паника продолжалась около 12-и часов, до тех пор, пока не прибыли спасатели. Ведь никто не подозревал о том, что Нефтегорск разрушен до основания. Об этом узнали случайно — завалы заметили пилоты вертолета, который вез рабочих на вахту.
Инфраструктура города была полностью разрушена — не было связи, не было пищи, не было медицинской помощи. Появление спасателей было своевременным. Прилетели специалисты Центроспаса, подразделения с Сахалина, Дальнего Востока, ближневойсковые части. Но все же неразбериха продолжалась около суток: прибывали люди, техника, все нужно было распределить... К разгребанию завалов приступили только в 15:00.
Нужно сказать, что после землетрясения Россия официально отказалась от помощи иностранных спасателей, за что подверглась критике и внутри страны и за рубежом. Тогда этот шаг казался безумием, но в Нефтегорске спасатели служб МЧС России на самом деле спасли всех, кого можно было спасти.
В спасательной операции было задействовано около 1500 человек и 300 единиц техники.
Начальник Ангарского поисково-спасательного отряда Юрий Мухтаров
Местное население находилось в подавленном состоянии. Кто-то сидел на земле, кто-то плакал, кто-то тут же пил водку. Через несколько дней некоторые стали вести себя очень агрессивно — они заставляли спасателей подгонять технику к разрушенным домам своих родных, детей, матерей, братьев, умоляли, кричали, чтобы разбирали именно в этом месте. Несколько раз доходило до драк.
Надо признаться, что работа спасателя подходит отнюдь не каждому человеку: вытаскивать из завалов изуродованные тела погибших может далеко не каждый. Несколько человек так и не смогли переступить через себя. Один сказал: "Давайте, я вот здесь буду канаву рыть день и ночь, но только чтобы не видеть трупы!" А один из спасателей, наоборот, получил орден Мужества именно за свое хладнокровие — он совершенно спокойно выполнял свою работу. Несколько местных помогали спасателям, не уходили с завалов ни днем, ни ночью, но другие вели довольно странно — они не дотрагивались до тел, даже если это были тела их близких родственников. Отговаривались какими-то табу, просили нас вытащить и похоронить тела.
Нефтегорск находится почти на самом севере Сахалина, и перепад температур достигал почти тридцати градусов — по ночам было минус 10—15, а днем доходило до плюс 20. Поэтому самое главное, что мы начали делать, это спасать тех, кто уцелел. Работа велась круглые сутки. В первые дни живыми находили до 15—20 человек. На нашем объекте мы обнаружили 168 трупов и 20 человек достали из завалов живыми. Увы, не все выжили, некоторые потом скончались в больнице. Из-за перепада температур тела стали быстро разлагаться. Местность приходилось обеззараживать дезраствором. К этому времени на место катастрофы доставили рефрижераторы, в которые складывали тела. Были сложности с опознанием — местные не могли в изуродованных лицах узнать земляков, не выдерживали нервы, про некоторых вообще говорили, что это не местные. Мы нашли в подъезде тела двух девочек, как оказалось, приезжих.
А представляете, что такое сбить и доставить на место больше двух тысяч гробов? А как хоронить людей без родственников? А сколько протоколов для этого нужно написать? Надо сказать, что все время, пока шли спасательные работы, толчки продолжались, из-за этого даже погибло несколько человек, которые уцелели под завалами во время землетрясения — обрушивались плиты.
Шестого октября 1995 года Нефтегорск перестал существовать официально -- сейчас его нет ни на одной географической карте.
P.S. В разных источниках очень сильно расходятся данные. Где-то говорят, что выжило 7 выпускников, где-то, что 9.
Также официальные данные утверждают о том, что до Нефтегорска дошли толчки с силой 7,5 баллов, на некоторых форумах говорят уже о 9-11. В любом случае такие значительные потери были из-за полного отсутствия антисейсмической защиты.
Подборка информации
Solitary-Angel