Yazyk обратиться по имени
Вторник, 18 Марта 2008 г. 11:23 (ссылка)
3. Право на неприкосновенность частной жизни
Свобода и неприкосновенность частной жизни в качестве одного из основных прав человека получили закрепление в первом поколении прав человека. К примеру, указанное право нашло свое юридическое воплощение в британском Habeas corpus Act 1679 г., во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., в американском Билле о правах 1791г., в других конституционных актах.
Право человека на неприкосновенность частной жизни является естественным правом человека, одним из основных конституционных прав, который принадлежит человеку от рождения и неотчуждаемо. Оно является одним из международных стандартов в области прав человека, который получил свое закрепление в ст. 12 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), и ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.) и ряде других международно-правовых актов.
Объектом права здесь выступает неприкосновенность частной жизни каждого гражданина, как реализация его личной свободы, которая включает в себя право на: свободу располагать собой (в т.ч. находиться без контроля с чьей-либо стороны), тайну частной жизни (в т.ч. личную тайн, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений), защиту личности (в т.ч. защиту своего имени; защиту своей чести, достоинства и деловой репутации, защиту своей национальной принадлежности; защиту права на пользование родным языком и свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества), на защиту жилища (неприкосновенность жилища), тайну голосования.
Почти каждое расследование, проводимое должностными лицами по поддержанию правопорядка для профилактики или раскрытия преступления, приводит к ситуации, при которой предпринимаемые действия ведут к вторжению в частную сферу отдельных лиц. В то время как очевидно, что в любой стране уголовно-процессуальный кодекс будет предусматривать полномочия и компетенцию должностных лиц по поддержанию правопорядка при проведении расследования, также очевидно, что существование соответствующих законов само по себе недостаточно для того, чтобы обеспечить должное уважение права на неприкосновенность частной жизни отдельного человека.
«Никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его (его) частную жизнь, семью, жилище или переписку либо незаконным нападкам на его (или ее) честь и репутацию» (МПГПП, Статья 17.1).
«Каждое лицо имеет право на защиту по закону от такого вмешательства или нападкам.» (МПГПП, Статья 17.2).
Второй параграф создает обязательство для государств, являющихся сторонами Пакта, в отношении принятия активных шагов по обеспечению такой защиты для всех лиц. В отношении уголовного расследования это означает, что те действия со стороны должностных лиц по поддержанию правопорядка, которые влекут (могут повлечь) нарушение права неприкосновенности частной жизни, должны быть допустимыми в соответствии с внутренним правом и что прибегание к таким действиям должно быть пропорциональным законной цели, которую надлежит достичь. Проникновение в чье-либо жилище в поисках свидетельства, а также перехват и контроль за перепиской и телефонными разговорами представляют собой серьезное вторжение в частную сферу соответствующих лиц. Следовательно, такие действия должны быть обоснованы существованием острой необходимости в таких действиях в целях законного поддержания правопорядка.
Во многих странах разрешение на перехват и контроль телефонных разговоров можно получить только через судью, который предоставит разрешение только в случаях, если очевидно, что подозреваемый (подозреваемые) будет участвовать в прослушиваемых разговорах и если нет другого разумного способа получения свидетельства против таких подозреваемых.
Практика поддержания правопорядка в данной конкретной области требует строгого контроля как внутреннего (со стороны должностных лиц, ответственных за дачу приказов и/или управление), так и внешнего (со стороны должностных лиц судебных и других органов). Следовательно, действия, предпринимаемые отдельными должностными лицами по поддержанию правопорядка, должны регистрироваться. Такая регистрация (запись) обеспечит возможность вынесения справедливого и беспристрастного решения относительно их законности и непроизвольности при передаче конкретного дела для судебного разбирательства.
В этой связи необходимо сделать ссылку на Статью 4 «Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка» (КПДЛПП), в которой говорится:
«Материалы конфиденциального характера, находящиеся в распоряжении должностных лиц по поддержанию правопорядка, должны оставаться конфиденциальными за исключением случая, когда исполнение обязанности или потребность правосудия настоятельно требует иное».
Из этой статьи ясно вытекает, что в ситуациях, когда имеет место законное и непроизвольное вмешательство в частную жизнь, семью, жилище или переписку, исполнительные должностные лица по поддержанию правопорядка обязаны уважать и защищать частную информацию, полученным таким образом. В то же время произвольное раскрытие информации, полученной через действие, которое само по себе является законным, может составлять незаконное вмешательство в частную жизнь лица.