.
... Все эти художники Возрождения быстро освоив технологию пяток и торсов,
заполонили ими стены – и бедное человечество, китайцы, немцы, датчане, англичане…
стоят в музее Флоренции смотреть на это торжество поз. Даже у самого вразумительного
из них, Боттичелли, ангел, вероятно сообщающий весть о будущем рождении бога-сына,
извивается в грациозных позах и женщина (будущая богоматерь) отвечает ему тем же,
очень сложными движениями торса, линией ног и рук, словно это сцена не информирования
о важнейшем событии на Земле, а сцена может быть соблазнения и туманного кокетства.
Зрители испытывают непонятный им и безусловный восторг, не имеющий отношения
никакого к христианству, жизни и поэзии – а это всего лишь одни туманно эротические намеки.
При этом на одеждах ангелов такое количество надутых складок, будто сзади дует ветер
– и понятно, что это за ветер, ненасытное желание получить много денег.
Другое дело эта же сцена у Леонардо, он как будто нарочно решил показать
кто есть кто в искусстве, кто торговец складками и позами – и кто возвышенный художник,
композиции которого не имеют цены.
У Леонардо ни малейшей суеты показать что-нибудь лишнее, все подчинено высокому духу
красоты земной и неземной, от одного лица ангела уже захватывает дух, а его движение рук
и фигуры, полны сдержанности и чистоты, преклонения и возвышенности
– вот уж поистине торжество духа, ума и веры.
Короче говоря, глаз отдохнул от фальшивых поз лишь на считанных картинах.
Рембрандта – преклоняющегося перед красотой обыденных мгновений жизни,
Гойи – замирающего от красоты тайн, таящихся за любым мгновением,
Шардена - влюблено глядящего на все в этом мире, и на лежащую книгу,
и на мальчика строящего карточный падающий забор … (десять имен может
и не удастся набрать) … Леонардо - зачарованного исследователя, поэзия души
которого охватила все формы человеческого познания (искусства, науки,
изобретательства и инженерного дела), Эль Греко – странного (сумасшедшего
может быть) искреннего и возвышенного в своей вере, пятерых упомянул,
пятерых мог и не заметить в толпе картин с пятками, локтями, плечами и носами …
ах да шестого упомяну, великого Джотто – скупого минималиста, открывателя
реализма с его полутенями, незыблемо верующего Христу в праздник земной жизни
и в праздник неземного существования…
Не проще ли было бы всех искренних и честных художников-гениев поместить
на одном этаже, а торговцев ремеслом рисовать ракурсы, пятки и локти на другом?
И этот вопрос надо задать музеям всего мира. И в России и в Париже, и в Лондоне и т.д.
И в одни залы ходить за высоким духовным искусством, а в другие залы,
как в кунсткамеру с отклонениями от человеческой природы, когда за деньги
рисуют задрапированные торсы не обозначающие ничего кроме наивного
мошенничества, т.е. залы, где художники вводят в заблуждение и зрителя и самих себя.
Можно сказать и менее обидно: в одних залах предлагается искусство, искренность,
поэзия для разглядывания, а во-вторых - представлены только технологии искусства...
--------------------------------------
"Итальянская тетрадь"
http://www.muzeum-1.narod.ru/SAYTI_PARALELI/Prose/ITALIANO_TETRADIO.htm
.