BRATYA (uucyc) все записи автора
ОРТ Православная программа "Слово пастыря" 20.04.06 Митрополит Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл /выдержки/: … интеллигенция наша особенно
в середине 18 века стала постепенно подпадать под различного рода западные влияния. Что было естественно, потому что страна развернулась лицом к Западной Европе. Начался очень интенсивный обмен (то, что мы сейчас бы назвали обменом идей, людей)…
в 19 веке, особенно после Отечественной войны, после возвращения нашей армии из Европы, эти настроения
усилились и приобрели достаточно ярко выраженной антихристианский и антицерковный характер… во Франции это было объяснимо потому, что Католическая церковь, обладая реальной политической властью, воспринималась значительной частью общества как политический конкурент, с которым нужно бороться. И собственно говоря, французская революция была не только против монархии, но также и против Католической церкви, имевшей реальные рычаги политической власти… антицерковные так называемые эти антикриликальные настроения проникли вглубь Западно-Европейского образованного общества… Соблазнилась наша интеллигенция вот этими органичными для запада и совершенно не органичными и для России идеями, и произошел постепенный развод.
Отделилась вот эта политически ангажированная, политически активная часть интеллигенции от церкви, видя в церкви некую опасность для самих себя и для устройства общества…
церковь со времен Петра 1 была полностью подчинена государственной власти. Петр полностью ликвидировал патриаршество. Во главе церкви была поставлена коллегия, именуемая синодом. Но возглавлял синод не иерарх, как должно было бы быть, а
светский чиновник обер-прокурор святейшего правительствующего синода, который исполнял как бы представительские от Государя функции в синоде. И все, что принималось синодом, и все те решения, которые синод формулировал, это были решения светской власти… Во главе правительства стоял государь-император.
Поэтому точка зрения синода не могла отличаться от точки зрения императора… нужно изменить положение церкви в России, что дальше так нельзя, потому что
церковь теряет свое влияние на умы людей. И началось предсоборное движение … после революции 1905 года начинается медленный, но верный
разворот интеллигенции в сторону церкви. Уж больно обожгла и напугала всех революция 1905 года. И наиболее мыслящие люди пытались найти ответы на вопрос: что с нами произошло? И пытаясь ответить на этот вопрос,
обращались к церкви, к преданию Православному, к мудрости, которая всегда содержалась в церковном учении. Ну, а потом революция, гражданская война. Интеллигенция была уничтожена либо выслана за рубеж. Тоже самое произошло с духовенством. И только после Великой Отечественной войны началось некоторое возрождение Православия в нашей стране. Не так быстро как хотелось бы, потому что долгие годы
церковь находилась еще под контролем власти. Но, тем не менее,
особенно начиная с 60-х годов, стало ощущаться некое тяготение уже советской интеллигенции к христианским ценностям… Сегодня народ пришел в церковь: люди разного звания и разного положения. И сегодня Русская Православная церковь опирается на свой народ. Потому что народ это и есть церковь…
Читать далее...