Беж (Rafael_Nadal) все записи автора
Сильнейший (или обессиленный?)
CYNTHIA GORNEY
17 июня 2009 г.
http://www.nytimes.com/2009/06/21/magaz ... dal-t.html
Небо над теннисным стадионом безлунно, хотя уже за полночь. На трибунах всё еще полно народу. Рафаэль Надаль играет с аргентинцем Давидом Налбандяном. События трехмесячной давности в Индиан-Уэллс, штат Калифорния, в пустыне, на турнире, носящем название BNP Paribas Open. Зрители сняли кепки и соломенные шляпы – ночь тепла и безветренна. И хотя Надаль занимает первую строчку в мировом рейтинге, а Налбандян – в ту неделю – одиннадцатую, первый сет у Надаля складывается ужасно. Он пытается выполнить свой устрашающий драйв с форхэнда – взмах руки настолько хлесткий и быстрый, а движение кисти настолько резкое и текучее, что кажется, будто толстый хлыст со свистом рассекает воздух; при ударе ракеткой по мячу слышится привычный крик – пронзительный стон, который на какое-то мгновение остается единственным звуком на стадионе – и мяч шлепается прямо в стеку. Или же мяч летит по длинной траектории и, за счет вращения, вроде бы должен упасть ровно в пределах задней линии, но вместо этого приземляется чуть ли не в полуметровом ауте. Тысячи зрителей тут же вздрагивают. «Всё нормально Рафа, ну давай же!» Иногда болельщикам нравится подражать испанскому раскатистому «Р», особенно, когда они нараспев выкрикивают ему «РРРАфа, РРРАфа» - в этот же раз слышатся сдержанные, негромкие голоса, взывающие с трибун к Надалю, но он не поднимает глаз.
Так продолжается уже целый час. На этом турнире играются трехсетовые матчи, и вот он проиграл первый из них со счетом 3-6. Если проиграет второй, то для него всё будет закончено.
Он садится и пьет воду. Он снимает майку – в этот момент зрители начинают восторженно свистеть – и надевает свежую. Налбандян тоже меняет майку, но при этом никто не свистит от восторга. Судья на вышке объявляет начало второго сета.
Я говорю соседям по трибуне: «Думаю, Рафе не выиграть этот матч».
В ответ я получаю добродушный взгляд знатока, полный удивленного умиления. Женщина говорит: «Смотрите на него». И улыбается.
Надаль ставит первую бутылку с водой рядом со второй. Он берет вторую бутылку, отпивает из нее и ставит точно на место, где она стояла раньше. Готовясь к подаче, он одной рукой убирает вспотевшие волосы за уши – сначала за левое, потом за правое. Затем тянется за спину, чтобы поправить шорты. Испанцы, которые сопровождают его повсюду, называют его «причуды» на корте маниями (manias). Дома Надаль не отличается аккуратностью: когда он был подростком, на Майорке, его мама часто жаловалась на беспорядок в комнате сына. Но на соревнованиях его ритуалы – подобно ритуалам многих чемпионов спорта – соблюдаются с неукоснительной точностью. Фирме Nike, которая платит Надалю более 3 миллионов долларов в год, за то, чтобы он носил одежду её производства, так и не удалось создать пару шорт, которые Рафе перед подачей не пришлось бы постоянно поправлять сзади, чтобы сделать их посвободнее.
И вот он начинает играть. На соревнованиях девочки-подростки, едва завидев Надаля на теннисном корте, начинают кричать: они прямо-таки истошно визжат, вскакивают на ноги и хватаются друг за друга. Женщин старше, чем его мама, пробирает дрожь, и они толкают подруг локтями. Мужчины тут же извлекают фотоаппараты и видеокамеры. Мелькают вспышки, разворачиваются испанские флаги, по стадиону разносится гул и звук аплодисментов. Потом Надаль приветственно поднимает руку и улыбается болельщикам, от чего женщины на мгновение приходят в бурный восторг. (Как-то раз, зажатая между двумя леди среднего возраста, которые пробились в первые ряды толпы, из-за проволочной ограды наблюдавшей за тренировкой Надаля, я спросила у моей соседки слева, что именно привлекает её в Надале. «Ну, его стойкость, – ответила она. – «Его энергия. Его…». И тут дама справа произнесла, не отрывая глаз от Надаля: «Его темперамент и сексуальность. Если поточнее.».) Ему едва исполнилось 23, а о нем уже говорят, как о скачке в эволюции, как об одном из представителей новой формы жизни, которые каждые несколько поколений появляются в теннисе, приводя всех в восторг, заставляя спорить и состязаться в красноречии. Так, например, среди тех, кто серьезно наблюдает за теннисными событиями, не умолкают дебаты: была ли победа Надаля над Роджером Федерером в прошлогоднем финале Уимблодона величайшим в истории теннисным матчем или же она просто была названа величайшим в истории теннисным матчем, тогда как, на самом-то деле, победа Надаля над своим соотечественником Фернандо Вердаско в январском полуфинале Открытого чемпионата Австралии намного превосходит её по величию.
Оба матча продолжались более четырех с половиной часов. Оба были отчаянными, полными драматизма, и противники по нескольку раз оказывались то на грани победы, то на грани поражения. Оба окончились триумфальным падением Надаля на корт, а болельщики оставались без сил и в испарине. Если вы не любитель тенниса, думаю, вам будет сложно понять, как от наблюдения за двумя мужчинами, часами стучащими по мячу, ваше сердце иногда может забиться так сильно, что вам только и останется, что беспрестанно вскакивать, кричать и хвататься за голову. Хочу заметить лишь одно: если уж когда и понимать, почему, рассуждая о теннисных соревнованиях, многие вспоминают трагедии Шекспира, древних гладиаторов и тому подобное – то именно сейчас.
На Уимблдоне, который берет старт на этой неделе, Надаль будет заметной фигурой - вне зависимости от того, примет он участие в турнире или нет. Две недели назад ему был поставлен диагноз «тендинит левого и правого колена», после чего он объявил, что незамедлительно начнет прием противовоспалительных препаратов и восстановительную терапию, чтобы быть, по его словам, «на 100% готовым к игре». Это еще больше закрутило линию всем известного сюжета: Федерер, швейцарский чемпион, который, по мнению многих, является самым блестящим теннисистом в истории, вовлечен в непредсказуемую еженедельную многосерийную борьбу с испанцем, которого Андре Агасси недавно назвал «чудом природы» и который отнял у Федерера первенство в мировом теннисном рейтинге.
Да, три недели назад Надаль проиграл открытый чемпионат Франции. Проиграл шокирующе, неожиданно, не дойдя даже до четвертьфинала. Были ли тому причиной колени – неизвестно: Надаль отказался оправдывать свое поражение какими-нибудь травмами. Как бы то ни было, это его первый проигрыш на открытом чемпионате Франции, где он побеждал четыре раза подряд. Поскольку он выбыл на ранней стадии, до встречи на корте с Федерером, чемпионский титул швейцарца навсегда будет сопряжен с вопросом, который останется без ответа. Французский чемпионат был единственным из турниров Большого Шлема – крупнейших турниров – которые Федереру никак не удавалось выиграть. Надаль побеждал его здесь четыре года подряд. Более того, в финале прошлого года Надаль нанес ему такое сокрушительное поражение, что одна часть зрителей заворожённо уставилась на происходящее, а другая - отвела взгляд, как будто на их глазах только что произошла ужасающая автомобильная авария. В те несколько дней, которые мне довелось провести на турнире во Франции, поражение Надаля всколыхнуло всех больше, чем победа кого-либо еще, и я бы едва ли поняла, почему, не присутствуй я той мартовской ночью в Индиан-Уэллсе, наблюдая за лицом Надаля в ходе того самого второго сета в матче против Налбандяна, особенно в тот момент, когда Надаль начал двигаться всё быстрее и быстрее, скручивая корпус, а затем пружинисто распрямляясь, с силой отправляя мячи в дальние углы корта, промахиваясь, снова атакуя. Некоторое время спустя я осознала, что Надаль, между выкриками при ударе, стал издавать новые, еще более гортанные звуки – низкие, животные и растянутые между вдохами. Он рычал.
Послематчевые пресс-конференции Надаля всегда начинаются одинаково. Дверь рядом с трибуной открывается, он расслабленной походкой заходит в зал с растрепанными волосами, садится и вежливо произносит в микрофон: «Здравствуйте!». Он всё еще не в ладах с английским, поскольку в повседневной жизни говорит на испанском и майоркинском – диалекте каталонского, понять который еще сложнее, если только вы не выросли на Мальорке. Поэтому приветствие звучит как «ХХАлло», и он приступает к ответам на вопросы на английском. Я видела, как он делает это, держа в руке наполовину съеденное печенье с кусочками шоколада, улыбаясь и смахивая крошки с губ. Но после поединка с Налбандяном, он выглядел мрачно и раздраженно.
«Я недоволен», - сказал он. – «Я недоволен собой в первых двух сетах». Было почти 3 часа ночи. Надаль выиграл второй сет со счетом 7-6 на тайбрейке, а третий – со счетом 6-0, и к окончанию матча Налбандян выглядел так, как будто кто-то весь вечер колотил его метлой. «Я боялся его бэкхенда», - сказал Надаль. – «Думаю, что я вышел на матч, не имея четкого представления о том, как играть».
Он был небрит, хотя, на самом деле, он всегда выглядит небритым – в этом часть его шарма. А когда он доволен, он обычно улыбается краешком рта, как будто только-только начинает робко осознавать, насколько же ему хорошо. Он похож на молодого Харрисона Форда, но с невероятными бицепсами. А сочетающаяся в нем беспощадность на корте и скромность вне корта просто обезоружила тех, кто на протяжении нескольких десятилетий пристально следил за событиями в мире тенниса. «Думаю, что никогда не видел человека, который, будучи чемпионом, вел себя так же естественно, как Рафаэль Надаль», – сказал мне недавно французский писатель Филип Буэн. Вот уже тридцать лет Буэн пишет о теннисе в спортивной газете L’Équipe. В корреспондентских кругах турниров он считается мудрецом, и, когда я встретила его впервые, на турнире в Майами, он рассуждал о необыкновенных взаимоотношениях между Надалем и Федерером, каждый из которых считает другого самым восхитительным и опасным соперником из всех, с кем приходилось встречаться.
«Не стоит забывать», - мягко произнес Буэн по-английски с приятным акцентом, - «что в теннисе вам приходится уничтожать оппонента». Не просто играть лучше. Иногда тот, кто лучше играет, может проиграть. Это исключительно жестокий спорт, несмотря на весь присущий ему этикет и изощренные церемонии. Каждое победное очко приходит, когда один из игроков, на глазах у целого стадиона зрителей, смотрящих прямо на него, из-за действий своего оппонента совершает оплошность. Он пытается достать мяч, но промахивается, он запускает его в аут, он попадает в сетку, у него всё идет наперекосяк. Наблюдая за происходящим с трибун, иногда можно увидеть, как игроки сдаются не потому, что они не знают, как отбить сыплющиеся на них удары, но потому, что ими внезапно овладевает призрак нависшей угрозы совершить оплошность. Это происходит прямо у вас на глазах: будто что-то обрывается, и они начинают двигаться заторможено. Вы видите, как на их лицах и в их позе начинает читаться фраза: «Заберите меня отсюда!»
Когда он в ударе – то есть, в подавляющем большинстве случаев, но не всегда, что еще больше усиливает интригу – Надаль лучше чем кто бы то ни было умеет довести своих соперников до такого состояния. Если он примет участие в Уимблдоне, который будет проходить в ближайшие две недели и выиграет его, или воздержится от игры, восстановится, и, возможно, выиграет в сентябре U.S. Open, он заработает заслуженное место в рядах лучших в истории теннисистов – то есть не просто первых ракеток мира, но игроков, чьи имена входят в те самые списки величайших всех времен, которые постоянно обсуждаются и корректируются болельщиками. Лидирующие позиции в этих списках занимает Федерер и около десятка других теннисистов (Агасси, Пит Сампрас, Джон Макинрой, швед Бьорн Борг, австралиец Род Лэйвер и т.д.). Две из трех причин, по которым стоит подготовиться к рассмотрению кандидатуры Надаля на включение в их ряды – спорные, как большинство подобных суждений – просты:
1. Он одержал победу на всех трех покрытиях, на которых проводятся четыре крупнейших мировых теннисных турнира: на траве Уимблдона, где Надаль впервые одержал победу прошлым летом; на акриловом харде, который используется на открытом чемпионате Австралии, где Надаль выиграл в январе, и на открытом чемпионате США, который пока ему не покорился; а также на мягком красном грунте Ролан Гаррос, где Надалю и Боргу принадлежит рекорд в 4 победы подряд. (Более того, на грунте Надаль – лучший игрок из когда-либо живших. До проигрыша Федереру два года назад в Гамбурге Надаль провел беспроигрышную серию, насчитывающую 81 побед на грунте. Этот рекорд до такой степени зажил собственной жизнью, что окружение Надаля почувствовало некоторое облегчение, когда серия прервалась.) Стать чемпионом на всех трех покрытиях при таком уровне конкуренции трудно почти до невозможности, поскольку для этого требуется три разных вида передвижения, стратегии и удара по мячу. Это как если бы мировая звезда по бегу выиграла золото в стометровке, беге на милю и беге на 3000 м с препятствиями. Среди неоспоримо великих игроков есть такие – например, Сампрас, Макинрой и Джимми Коннорс – которым за всю их карьеру грунт Ролан Гаррос так и не покорился.
2. Он целых три года сохранял за собой вторую строчку мирового рейтинга, уступая первенство лишь Федереру, который в те годы был способен не только обыграть всех, но и, по мнению многих, возможно, был бы способен обыграть любого из когда либо живших. И, тем не менее, ему не удавалось выиграть у Надаля в Париже. Надаль был феноменальной второй ракеткой. Его второй номер был полон героизма и вдохновения, и он довольно радостно заявлял об этом на пресс конференциях: «Я не лучший, но я очень хороший второй номер в мире».
3. Он приводит людей в восторг. Федерер тоже приводит в восторг, но восторг, который вызывает Надаль, настолько отличаются от восторга, который вызывает Федерер, что изучение этих двух теннисистов похоже на превосходный экскурс в разновидности атлетических возможностей. Федерер – элегантный, плавный и интеллектуальный, поэтому создается видимость, что его лучший теннис совсем не требует усилий, даже когда он выполняет удары, кажущиеся физически невозможными. Надаль – мускулистый, взрывной и несгибаемый, поэтому его лучший теннис выглядит не даром небес, но продуктом неимоверной воли. Его победы, его перевязанные колени, годы, на протяжении которых он оставался очень хорошим вторым номером в мире – всё это складывается в общую картину, как будто идея о вознаграждении за личные труды воплотилась в одном человеке: если достаточно упорно и достаточно долго стремиться к намеченной цели, можно надорвать свое тело на пути к ней, но, может быть, цель всё-таки будет достигнута. Люди с интересом наблюдали за тем, как Надаль создает психологические сложности для Федерера. В мире тенниса на этот счет говорят, что Надаль сводит Федерера с ума, что постоянное нежелание Надаля сдаваться Федереру в Париже было той самой проблемой, которую Федереру – обладатель сверхъестественных телепатических способностей, обычно позволяющих ему предугадать планы противника на ближайшие три удара и понять, как их провалить – никак не удавалось разрешить.
Затем Надаль, в конце концов, одержал победу над Федерером и на Уимблдоне, а потом и в Австралии, где произошел знаменитый эпизод, когда Федерер взял свой трофей финалиста, окинул взглядом собравшихся репортеров и расплакался, и тогда Надаль обнял его – при этом молодой испанец сразу же приобрел почтительный и утешающий вид – и прошептал ему что-то лично на ухо. Надаль теперь способен обыгрывать Федерера на любых покрытиях, фирменный стиль игры первой ракетки мира – это не красивые балетные па на пути к победе, но несовершенное, выстраданное, дикое нежелание сдаваться, и именно поэтому он приводит людей в восторг. Поэтому и еще из-за бицепсов. «Каждый любитель тенниса хотел бы играть как Федерер», – сказал мне Филип Буэн. – «И каждый мужчина хочет быть Рафаэлем Надалем. А это уже нечто совсем иное».
С 11 лет Надаль играет в теннис левой рукой, но подписывает автографы, приветственно машет, играет в гольф, включает видеоигры и спонтанно реагирует почти на всё, требующее рук – правой. «Смотрите», - сказал он мне по-испански однажды этой весной, кивнув в сторону своего агента, Бенито Перес-Барбадильо, который отдыхал неподалеку. «Бенито! Кинь мне что-нибудь». Перес-Барбадильо бросил свой мобильный телефон. Правая рука Надаля взметнулась вверх и схватила телефон в воздухе, после чего он, пожав плечами, улыбнулся: «Там, где нужно чувство – я всё делаю правой рукой».
Он использовал слово «sensibilidad», которое означает чувство в широком понимании – чувство как таковое, восприятие и эмоции – и заявление Надаля о том, что он делает всё, требующее sensibilidad, правой рукой, показалось мне несколько абсурдным, учитывая то, что в теннисе требуется от руки, которая держит ракетку. Удар по теннисному мячу на элитных соревнованиях похож на гибрид удара боксера и бейсбольного питчера, он также сложен ситуационно, но выполняется на гораздо более высокой скорости, и при этом за долю секунды требуется произвести расчет гораздо большего количества переменных: сила; высота; угол головки ракетки; скорость ветра; покрытие; степень подкрутки мяча; вид подкрутки мяча (верхняя, боковая, обратная); точная цель удара на площади 39 футов длиной и 27 футов шириной; слабые стороны соперника, психологическое состояние, стойка и местоположение – причем не в данную секунду, но когда мяч перелетит через сетку, и т.п. Sensibilidad левой руки – размышляла я – ведь наверняка она есть у Надаля, когда он держит теннисную ракетку?
«Это единственное, что я делаю левой рукой», – сказал он. – «Правда, есть я могу и той и другой рукой одинаково. Но играть в теннис правой рукой – не могу. Я тогда просто беспомощен. Даже Бенито у меня бы выиграл».
Перес-Барбадильо скорчил ему рожу, а Надаль радостно плюхнулся в кресло, положив скрещенные у щиколоток длинные ноги на низкий столик перед собой. Мы находились в комнате отдыха игроков на турнире в Индиан-Уэллс, который не входит в число четырех турниров Большого Шлема, но является дебютной остановкой года в США, и на него съезжаются почти все ведущие игроки мира. Внушительного размера плакаты с изображением Надаля были развешаны по всему теннисному комплексу, как рекламные щиты на Таймс-Сквер – и с высоты он улыбался или строил убийственные гримасы над ярмарочными рядами типичной для теннисного турнира бойкой торговли: ларьки с холодной газировкой, ресторанные дворики, гигантские желтые мячи для коллекции автографов. Иногда Надаль проходит по дорожкам между кортами в компании грузных парней в темных очках. И хотя предельно ясно, почему они его сопровождают – родители пропихивают к Надалю своих детей, размахивающих мячами для автографов, через толпы взрослых, а однажды я слышала как какая-то девушка низким, зловещим голосом твердила: «Заметь меня, заметь меня», пытаясь поймать его взгляд – болельщики любят его отчасти и за то, как мило и приветливо он передвигается в их окружении.
Он ставит автографы на мячах, руках и футболках. Он треплет за волосы маленьких мальчиков. Он ждет, пока люди потеснее сгруппируются вокруг него, чтобы сделать снимок. Все истории о личности Надаля, ходящие среди турнирных болельщиков – это вариации на одну и ту же тему: этот молодой человек – educado, как говорят в Испании, то есть не столько образованный в формальном смысле (Надаль бросил общеобразовательную школу в 15 лет, когда стал профессионалом), но учтивый, уважительный, воспитанный в семье с правильной расстановкой приоритетов. На корте Надаль может напоминать киллера – в том, что касается оппонента по ту сторону сетки – но вы никогда не увидите, как этот чемпион во время матча швыряет ракетку.
Единственный главный тренер, который когда-либо был у Надаля – что очень редко случается в теннисе, где игроки зачастую меняют тренеров как перчатки в попытке пробиться в конкурентоспособные круги – его дядя по отцовской линии, Тони Надаль. Тони – это тот самый невозмутимый человек, обычно в темных очках и бейсболке, со скрещенными на груди руками, который периодически попадает в объектив телекамер во время матчей Надаля. Вот одна из многочисленных историй о Рафе и Тони, которую мне довелось услышать на трибунах: много лет назад Тони заявил, что, если он когда-нибудь увидит, что Рафа на корте потеряет самообладание (швыряние ракетки – это стандартный эмоциональный выплеск, но некоторые еще ругаются на судей, огрызаются и кричат на зрителей), то их теннисному сотрудничеству тут же придет конец. Или еще: Тони принципиально отказывается носить за Рафу его ракетки. Или же вот: они всегда будут летать коммерческими авиалиниями, поскольку Тони возмущает сама мысль о том, что звезда тенниса, хоть и с многомиллионным состоянием, может счесть себя достойным личного самолета.
Выясняется, что эти рассказы несколько преувеличены, но ненамного. «Нет, нет, я никогда не ставил перед ним ультиматумов», - разуверил меня Тони по-испански, когда я встретила его в марте в Майами. – «Он знает, что ракетки швырять нельзя. Просто знает. Что до меня, то я считаю неприличным, когда он заказывает блюдо и не доедает до кона. Понимаете? То же и с ракетками. Ракетки стоят денег».
Тони говорит, что он и вправду много лет назад научил Рафаэля аккуратно надевать теннисные кроссовки – не наступать на задники, сминая их, и не расхаживать в них как в шлепанцах. Правда и то, что Тони полагает, что Рафаэль сам должен носить свои ракетки; что Рафаэль играет левой рукой из-за чего-то, что Тони понял когда-то давно; и что несколько лет назад на одном из турниров, когда менеджер Рафаэля, Карлос Коста, попросил у Тони запретить Рафе есть круассаны с шоколадом, которые тот жадно поглощал перед матчем, Тони поднял брови, посмотрев на Косту, и сказал «нет». «Qué tenga dolor del estómago», - сказал Тони. Да пускай у него живот разболится. И завтра он поймет, что делать этого больше не следует.
«Речь об уважении», - сказал мне Тони. – «Этим парням может запросто прийти в голову, что мир вращается вокруг них. Я бы никогда не допустил, чтобы Рафаэль стал хорошим игроком, но плохим примером, как человек. Я недавно был на симпозиуме, и один тренер сказал мне: «Вот если спросить отца теннисиста-юниора, какой результат он хотел бы получить по окончании этого процесса – вежливого человека или чемпиона Ролан Гаррос – вы знаете, что он вам ответит». А я сказал: «Нет. Это не так. Потому что, если игрока растить воспитанным человеком, уважающим других, у него будет больше шансов стать чемпионом Ролан Гаррос, потому что ему будет проще выполнить всю тяжелую работу».
Тони и Рафаэль всё также живут на Мальорке, вместе с многочисленным семейством Надалей, в небольшом нетуристическом городке Манакор, примерно в 15-ти милях от пляжа. Четырехэтажное здание вот уже много лет служит неофициальным семейным оплотом – здесь живут родители Рафаэля, его младшая сестра, дедушка, бабушка и множество других родственников. У Рафаэля тут своя квартира, с тренажерами и приставкой PlayStation, которую он любит брать с собой в дорогу. И, по существующей на Мальорке традиции, у Надалей есть домики на пляже. Эта семья совсем не помешана на спорте: один из дедушек Рафаэля – дирижер оркестра на пенсии, а его отец, старший из пяти братьев – владелец риэлтерского и оконно-стекольного бизнеса в Манакоре. Но Тони, второй по старшинству, в детстве занимался теннисом на одном из немногих в те времена кортов Майорки; он входил в национальный рейтинг Испании, а затем стал преподавать теннис и открыл на острове собственный клуб. Мигель Анхель, самый младший из братьев, был футболистом-профессионалом, когда Рафа появился на свет.
На самом деле, в раннем детстве Рафы футбол занимал гораздо больше места, чем теннис. Мигель Анхель был принят в одну из лучших команд страны. Он играл за сборную Испании в трех Кубках мира. И некоторые из его собственных первых предчувствий по поводу Рафаэля пришли, когда он наблюдал, как мальчик играет против взрослых родственников в игру типа «а ну-ка отними» - участники, выстроившись в круг, передают мяч друг другу туда-сюда, стараясь, чтобы он не достался тому, кто находится в центре. Единственная возможность для центрального игрока выйти из круга и стать одним из передающих – перехватить передачу. «Он любил играть в центре», - рассказал мне Мигель Анхель. – «Мы все пускались на хитроумные маневры, чтобы не подпустить его к мячу. Любой из сотни малышей, когда с ними так поступают, начнет плакать. Но только не Рафа. Он продолжал бороться, пытаясь поймать мяч».
Домашние коридоры и местные улочки также служили для отработки навыков владения мячом, и вскоре Рафаэль стал лидером по забитым голам, даже в командах мальчиков старше его. «Я был страстно увлечен футболом», - сказал мне Рафаэль. – «Да и сейчас тоже. Хотя, странно – играя в футбол, я всегда переживал гораздо сильнее, чем играя в теннис. В те дни, когда мне предстоял футбольный матч, я в 6 утра был уже на ногах и весь на нервах. А вот когда приходило время теннисного матча, я всегда был спокоен. До сих пор не знаю, почему».
В теннисных кругах Надаля часто упоминают в одних сентенциях с Тайгером Вудсом, например: одни вещи можно объяснить воспитанием и тренировками, а другие – удачно-случайным сочетанием природных данных. (Когда Агасси использовал выражение «чудо природы», он спешно добавил, что это комплимент. Это произошло на открытом первенстве Франции, где Агасси во всеуслышание расхваливал Федерера, отметив при этом, что только чудо природы с Мальорки не позволило Федереру одержать к тому времени множество побед на Ролан Гаррос). Как и Вудс, Надаль начал заниматься спортом, который впоследствии стал его карьерой, едва научившись ходить. По воспоминаниям Тони, его племяннику было тогда не более трех лет. «Однажды он был в клубе, и я дал ему ракетку – у нас были маленькие ракетки – и кинул ему мячик», - сказал Тони как-то утром перед тренировкой в Майами. – «Когда он отбил мяч – двумя руками, потому что иначе у него не хватило бы сил – я сказал себе «Да, пожалуй, он не такой, как все». Я имел в виду его ноги, в частности, то, как он перемещался, чтобы занять удобное положение для удара, когда я накидывал ему мячи. Такое редко встретишь у детей».
Родители Рафаэля придерживаются правила отказа от интервью. Несомненно, они оказывают ему безмерную поддержку, но никогда не выставляют этого на показ. И, когда я спросила Тони, как семья справлялась с трудностями выбора предназначения – как помочь одаренному ребенку раскрыться, не давя на него и не испортив его, он кинул на меня насмешливый и жесткий взгляд: «Я не думаю, что у кого-то в жизни есть предназначение», - сказал он. Он убежденный противник религии – antireligioso, если использовать его собственный термин – и, похоже, с нескрываемым удовольствием отводит игре в теннис – «умению перебивать мяч через сетку туда и обратно», по услышанному мной как-то раз его собственному описанию – подобающее ей место во вселенной. (Однажды, когда я использовала слово «драма» в вопросе о Рафе и Федерере, Тони прервал меня на середине фразы. «Это не драма», - сказал он. – «Драма – это люди в Африке, которым нечего есть. Драма – это люди, которым за всю жизнь никто ни разу не улыбнулся. А здесь никакой драмы нет».). По словам Тони, первоочередная спортивная задача, которая ставилась, когда Рафа был маленький – сделать так, чтобы он получал удовольствие. А поскольку мальчик был первым внуком в семье, это было несложно.
«Он был любимой игрушкой в семье», - рассказал Тони. – «Мы все живем рядом. По сути, всё было своего рода спортивной тренировкой. Когда ему было 3 года, он нечасто появлялся в клубе – ему становилось скучно. Но, когда ему исполнилось 4, он стал приходить один-два раза в неделю, и я начал накидывать ему мячи посильнее. Он все еще любил футбол больше, чем теннис, и он был очень хорошим игроком. Бомбардир-левша. Я стал платить ему за забитые мячи – один евро за гол левой ногой, два евро за гол правой ногой».
Отчасти, эти платежи были из области юмора дяди Тони, по его же словам. Пока Рафа рос, между ними возникла целая серия дежурных шуток, в которых Тони одновременно подтрунивал над племянником, подначивал его и выставлял себя до комизма важной птицей. Он выдумал мифическую историю о том, что он тоже был знаменитым футболистом (futbalista), ушедшим из спорта, великолепно отыграв в профессиональной итальянской команде. Тони сообщил Рафе, что был известен под прозвищем El Gran Natali, и когда друзья-futbalista Мигеля Анхеля как-то раз пришли к ним в гости, Тони попросил их сердечно поприветствовать его, назвав этим именем, и рассказать Рафе несколько выдуманных историй о подвигах «Великого Натали» на футбольном поле. Однако в сделке «евро за голы» присутствовал и практический мотив: Тони оценивал реакцию Рафаэля. Он хотел проверить, насколько инстинктивно и с какой силой мальчик использует одну сторону по сравнению с другой. «Говорят, что я очень мудро поступил, сделав его левшой», - сказал мне Тони. – «Но это неправда. Рафаэль играл левой ногой в футбол – вот я и подумал, что он может оказаться левшой и в теннисе. Когда он начинал, он играл обеими руками – и бил сильнее слева». Рафаэль тоже помнит это: что бы он ни делал ежедневно правой рукой или ногой, его физическая сила, казалось, сконцентрировалась на другой стороне. Ко времени, когда ему исполнилось 11, он регулярно играл теннисные соревнования – да так успешно, что Тони уже тогда заявил Рафиному отцу: «Однажды этот мальчик станет национальным чемпионом Испании» - но он все еще держал ракетку двумя руками, как с форхенда, так и с бэкхенда.
«И тогда я спросил его: «Сколько игроков первой десятки играют двумя руками», - сказал Тони. – «И он ответил мне: «Ни одного». А я сказал: «Ты не будешь первым».
Руки Надаля – как правая, так и левая – годами служили источником вдохновения отдельной группы горячих поклонников, особенно когда он начал появляться на международных матчах в форме, которая стала его фирменным знаком: майка без рукавов, широкая повязка на непослушных волосах и знаменитые «пираты» – нестандартные шорты длиной по колено. В этой одежде он был похож на серфера, который в свободное время занимается поднятием тяжестей. Когда в начале этого года Nike поменяла весь ансамбль – по словам всех, кто имеет к этому отношение, в результате обоюдного решения фирмы и окружения Надаля (в попытке перейти к более взрослой форме одежды) – последовала короткая, но мощная волна протеста со стороны болельщиков. На Vamos Brigade, международном веб-сайте, посвященном Надалю, завсегдатаи которого, в основном – по уши влюбленные и экспансивные особы женского пола, была открыта специальная дискуссия о новых майках с коротким рукавом и более традиционных шортах Надаля под названием «Ветка официального траура». «Я обнаружила, что, если довольно долго смотреть только на его лицо, рукава для меня исчезают, и мысленно я вижу его без рукавов», - написала одна из участниц. Другая сокрушалась: «Я скучаю по рукам!!! Большим, мускулистым, загорелым рукам». Может, молодой человек созрел для перемен, предположил кто-то. На это последовал быстрый и резкий ответ: «Пожалуйста, дайте нам пострадать спокойно».
Руки также рассматривались и с более серьезными намерениями, вкупе с ногами – обозревателями – в попытке разложить на составляющие механику силы Надаля и оценить общий масштаб отрицательного воздействия, которое его стиль игры может оказывать на его тело. Тренер Роберт Лэнсдорп, который, в частности, работал с Питом Сампрасом и Марией Шараповой, пользуется неофициальным термином «обратный форхенд», говоря о самом характерном ударе Надаля – его разящем, закрученном, почти неберущемся драйве с форхенда. Толпы людей, собирающихся вокруг тренировочных кортов Надаля, любят смотреть изблизи, как он выполняет этот удар снова и снова. Кажется, что его ракетка врезается в верхнюю часть теннисного мяча, выстреливая его по направлению к сетке подобно вращающемуся снаряду, который не только ужасно быстро летит, но также дает ощущение тяжести и непредсказуемый отскок. «Обратная» часть происходит при окончании, которое иногда похоже не на традиционную проводку на уровне груди, но, скорее, на отчаянный рывок всей рукой вверх, как будто Надаль крутит лассо над головой или показывает неприличный итальянский жест – движение, почти противоположное, как отмечает Лэнсдорп, тому, которому теннисные тренеры обычно учат своих подопечных.
«Не то чтобы он был единственным, кто выполняет такой удар», - говорит Лэнсдорп. – «Просто Надаль доходит в нем до крайности, и он действительно сильно поднаторел в этом обратном форхэнде. Он может выполнить его из любой позиции, по любому мячу, и при этом чисто выиграть. Он может направить его кроссом, по линии – туда, куда ему надо. И, наверное, он делает так с десятилетнего возраста. Слава Богу, никто не исправил это и не сказал ему: «Нет, так форхенд не бьют».
Кстати, стремительность закрученного форхенда Надаля была измерена три года назад, когда теннисный аналитик по имени Джон Янделл при помощи высокоскоростной видеокамеры и специального программного обеспечения подсчитал среднее количество оборотов теннисного мяча после того, как Надаль ударяет по нему с полной силой. «Мы определили скорость вращения мяча при ударе с форхенда многих ведущих игроков – в том числе Надаля, Федерера, Сампраса и Андре Агасси», - рассказал мне Янделл, когда я посетила квартиру, откуда он ведет сайт он-лайн обучения, http://www.tennisplayer.net, на котором размещены видео и объяснения ударов многих знаменитых игроков. (Выполненный Янделлом краткий видеоанализ удара Надаля можно найти на сайте nytimes.com.) «Мы начали с Сампраса и Агасси. Их форхенды придавали мячу вращение в среднем со скоростью около 1800-1900 оборотов в минуту». Подачу Сампраса – самую убийственную в теннисе за пять лет его пребывания на первой строчке мирового рейтинга – было так сложно принять отчасти из-за сочетания очень высокой скорости с очень сильным вращением, полагает Янделл. «Один человек, который с ним играл, как-то раз сказал мне: «Джон, я могу принять подачу тех, кто подает быстрее, чем Пит. Но проблема с подачей Пита в том, что ты как будто пытаешься отбить шар для боулинга бадминтонной ракеткой».
Янделл усмехается. «Федерер ведь тоже бьет с удивительно быстрым вращением, правда? Две тысячи семьсот оборотов в минуту. Так вот: скорость вращения мяча после одного из форхендов Надаля, которую мы измеряли – 4900. Его средний показатель – 3200. Только задумайтесь. Даже подумать страшно. Время полета мяча между ракетками игроков – около секунды, так?» - Он взял калькулятор и набрал на нем цифры. «То есть, форхенд Надаля оборачивается более 80 раз за ту секунду, в которую долетает до ракетки Федерера. Не знаю, как вам, но мне это практически невозможно представить».
Игра левой рукой имеет собственные стратегические преимущества, как в теннисе, так и в бейсболе. У Надаля сильный двуручный бэкхенд, и при этом из-за геометрии теннисных кортов один из его самых тяжелых ударов – коварный закрученный форхенд – можно с легкостью направить под более слабый бэкхенд противников-правшей – таких, как Федерер. Этот удар не относится к неберущимся, какой часто казалась подача Сампараса – каждый из оппонентов, с которыми играет Надаль, иногда отбивает его обратно. Но такой удар, как правило, удерживает противников на задней линии, где им приходится использовать все имеющиеся у них возможности, чтобы выстоять в защите. И он никогда, никогда не ослабевает. Тренер Хосе Игейрас, который также родился в Испании, а теперь возглавляет элитную программу подготовки игроков для Ассоциации тенниса США, говорит, что впервые увидел, как Надаль играет, на Мальорке, когда мальчику было 14. К этому времени Рафаэлю поневоле пришлось бросить футбол, после того, как его тренер по футболу поставил его перед выбором – полностью посвятить себя либо одному либо другому виду спорта. На корте он подтверждал предсказания своего дяди: выиграл несколько национальных соревнований среди юниоров и первым три раза подряд одержал победу на международном турнире Nike Junior Tour. Сборная Испании взяла его на заметку – в 16 лет Надаль станет её участником, а два года спустя поможет испанской команде выиграть Кубок Дэвиса 2004 г. – и, по словам Игейраса, когда он наблюдал за этим подростком, его сразу же поразило то самое качество, которое так безотказно помогает Надалю одерживать верх над его нынешними оппонентами.
«Интенсивность, с которой он выполнял каждый удар в том возрасте, была невероятной», - говорит Игейрас. – «Наблюдать за его тренировками – захватывающее зрелище. Удар по каждому мячу выполняется с одинаковой интенсивностью и силой. Изо дня в день складывается такое впечатление, что это последняя тренировка в его жизни».
Juega cada punto como si fuera el último. На турнирах говорят, что именно эту фразу Тони Надаль до сих пор неустанно повторяет своему племяннику: играй каждое очко, как последнее – в гейме, в матче, в этом дне, в твоей жизни. «В этом состоит уважение к спорту», - ответил Тони на мой вопрос об этом. – «Если берешься за дело, делай его настолько хорошо, насколько можешь. Говорил ли я ему это когда-нибудь напрямую? Нет. В моей семье было много вещей, которые мой отец никогда не говорил мне. Но они были очевидны, наглядны – из его поведения. С самых детских лет Рафаэль, выигрывая первое очко в матче, которому никто никогда не придает особого значения, кричал «Vamos!» и сжимал кулак. Вперед! А ведь вы играете так же, как тренируетесь. Пока он рос, он привык тренироваться так, будто каждое очко было последним».
Когда Надаль стал профессионалом в 2001 г. в возрасте 15-ти лет, он не сразу ворвался в ряды ведущих игроков. Сперва он занял 1002-е место в рейтинге. В сотню лучших он вошел в 2003 г. Ему предстояло многому научиться. Он не умел «читать» игру так, как игроки наподобие Федерера, которым интуиция подсказывает, где именно в следующую секунду окажется мяч и соперник. Он с полной отдачей играл на задней линии, откуда постепенно изматывал противников своей стойкостью и упорными ударами с отскока, но пока не обладал ловкостью и искусностью у сетки. Его подача была на удивление слабой для игрока обладающего такой силой – правда, она и до сих пор иногда бывает такой, но её скорость и точность в последнее время возросли. Однажды в разговоре с Тони я открыто поинтересовалась, а не пожертвовали ли они оба, если оглянуться назад, некоторой sensibilidad, когда решили, что Надаль будет играть левой рукой – может, левая рука у него более сильная, тогда как правая – более точная и координированная? В вопросе я использовала слово problemas, вспоминая, как Рафа иногда критикует свою подачу, но тут же осеклась: стоп, ведь этот парень лучший в мире, тут, наверное, не совсем уместно говорить о проблемах. Тони понаблюдал за тем, как я путаюсь в словах, и расхохотался.
«Только посмотрите, к чему приводит первая строчка в рейтинге!», - поддразнил меня он. – «Видите, вы задумались. «Ой, надо бы поосторожнее подбирать слова». Да. Возможно, он подавал бы лучше, если бы играл правой рукой. Ему сложно выполнить идеальный подброс, и он не всегда ударяет по мячу на нужной высоте. Да и в целом подает не очень хорошо. Мы над этим работаем».
Взаимозависимость между техникой Надаля и его травмами преследует его годами, не столько потому, что есть специальные исследования, подтверждающие этот факт (если у вас самих никогда не было проблем с коленями, вам наверняка знакомы люди, не входящие в число элитных спортсменов, у которых такие проблемы есть), сколько потому, что смотреть на то, как он играет почти больно. Этот человек прилагает такие усилия, причем постоянно, причем на сумасшедшей скорости. И он делает это на соревнованиях, перед зрителями, с возраста, в котором некоторые дети только начинают играть в детский бейсбол. «Чем выше скорость, тем серьезнее проблемы», - сообщил мне доктор Надаля, Анхель Руиз-Которро, когда я побывала у него в Барселоне после проигрыша Надаля на Ролан Гаррос. – «За последние годы теннис сильно изменился. Раньше речь шла о проблемах с локтями, с плечами, с запястьями. Но в последние несколько лет, со сменой материалов, из которых делают инвентарь – в основном, ракетки, но и струны тоже – мы сталкиваемся с абсолютно новыми патологиями. Всё ускоряется. Удары по мячу становятся быстрее и сильнее, причем выполняются они из новых положений, что приводит к проблемам с позвоночником, с коленями и даже с бедрами».
Список заболеваний Надаля за все годы, честно говоря, не такой внушительный, как у многих профессиональных спортсменов: усталостный перелом левой ступни, ушиб локтя из-за падения за пределами корта, разнообразные боли в колене и суставах, тендинит. Многие думают, что хлесткий форхенд должен отразиться на плечах, однако, этого не случилось, по крайней мере, пока. «На протяжении многих лет мы применяем предупредительные меры – с использованием отягощений или резиновых амортизаторов, каждый раз перед началом и после окончания игры», - говорит Руиз-Которро. – «Но Рафа никогда не делал ничего особенного, чтобы у него были такие плечи, несмотря на то, что думают люди. Это у него от природы. Посмотрите на его семью – у всех такое же мощное телосложение». (И правда. Тони и Мигель Анхель в свои 40 лет фигурой напоминают игроков в американский футбол).
При этом жесткие покрытия, несомненно, более вредны для тела – суставов, связок, спины – чем трава или грунт. Чем больше усилий Рафа прилагает к тому, чтобы сохранить за собой первое место в рейтинге и попытаться взять карьерный Большой Шлем (выиграть все четыре главных турнира), тем больше ему необходимо превосходство не только на грунте, но и на более жестком покрытии, которое используется на кортах U.S. Open. Образ Надаля в поэтическом самоотречении, как блистательного атлета, решительно толкающего себя к собственной погибели, настолько завораживающий и пронзительный, что я слышала, как к нему прибегают и зрители, и тренеры, и бывшие участники соревнований, теперь руководящие турнирами, в которых участвует Рафа. По словам Руиз-Которро, у него самого иногда возникают такие ощущения, не только в отношении Надаля, но и в отношении многих игроков элиты, здоровье и готовность к игре которых ему приходится поддерживать по долгу службы. «Подобная воля к победе требует неимоверных усилий», - рассуждает он. – «Но чтобы достичь этого, надо использовать лучшее из того, что имеется у вас на вооружении».
Лечение? Руиз-Которро вздыхает. – «Тендинит трудно лечить», - говорит он. – «Прежде всего, необходимо снять воспаление и отдохнуть. Сейчас он отдыхает. Но для такого спортсмена слова «отдых» не существует».
Руиз-Которро отмечает, что еще со времен раннего периода выступлений в «пиратах», на всё, что происходило с Надалем на теннисном корте, смотрели как будто через увеличительное стекло. Когда я рассказала Надалю обо всех, кто открыто высказывал мне свое беспокойство по поводу того, как он эксплуатирует свое тело, - следует отметить, что это было в марте, когда он выигрывал все турниры подряд – он, рассмеявшись, беспомощно вскинул руки и на какое-то мгновение стал похож не столько на чемпиона мира по теннису, сколько на 22-летнего пацана с потрясающе рельефными мышцами, которому сказали, что он когда-нибудь расшибется, если и дальше будет так быстро кататься на сноуборде.
«Еще три года назад все говорили, что я долго не протяну», - ответил Надаль. – «И вот, четыре года спустя, я в лучшей форме, чем когда бы то ни было. Это действует мне на нервы, no? Я устал слышать, что я не могу продолжать так играть. В конце концов, именно за счет этого я выигрываю, проигрываю, делаю что бы то ни было. Я не могу контролировать то, как я играю. Я хочу совершенствоваться. И самое главное здесь – голова».
После того, как шведский теннисист Робин Содерлинг обыграл его в четвертом раунде открытого чемпионата Франции, Надаль провел одну неулыбчивую пресс-конференцию, а затем спешно уехал домой со своей командой поддержки, умоляя позволить ему побыть одному. Он отметил свой день рождения с девушкой и родственниками – впервые за пять лет, поскольку этот день приходится на период турнира, который он в некотором роде себе присвоил. В околотурнирных кругах послематчевые анализы охватывали широкий спектр физической и психологической проблематики, нося при этом умозрительный характер: Надаля беспокоят колени. Или: Надаль изможден графиком состязаний в режиме нон-стоп. Или: Надаль подавлен недавним проигрышем турнира в Мадриде – в финале, да еще и на грунте, да еще и Федереру. Или: уверенность Надаля удалось подорвать Содерлингу, который занимал лишь 23-ю строчку мирового рейтинга, но при этом у него сильные и плоские удары – то есть с минимальной подкруткой – так что Надаль, даже несмотря на то, что он всегда обыгрывал Содерлинга ранее, отбивает их с трудом.
На пресс-конференции репортеры не отставали от Надаля, задавая ему вопросы на английском и на испанском, в надежде на какое-нибудь откровение. По ходу матча он иногда становился похож на себя, но таких моментов было немного. В Содерлинга, имеющего репутацию человека, психологически ломающегося под давлением, казалось, вселилась какая-то космическая сила. (Мартина Навратилова, которая комментировала матч по телевидению, восхищенно воскликнула: «Содерлинг выдает просто сумасшедшую игру!») Ноги Надаля, казалось, налились свинцом, и он был сам не свой, начиная с первого сета и далее. А люди, знакомые с его стилем игры, всё больше и больше недоумевали в ожидании хорошо всем знакомой волны, которая смела Налбандяна в Индиан-Уэллс, а также десятки других оппонентов за всё прошедшее время. «До самого конца все твердили: «Сейчас что-то должно случиться, обязательно должно», – сказал мне Филипп Буэн, когда я встретила его в пресс-центре Ролан Гаррос. – «Мы видели этот фильм уже много раз. Джон Уэйн никогда не умирает в конце. Но на этот раз кавалерия не подоспела».
Сам же Надаль упорно – с нарастающим отчаянием – не покупался на сюжет из разряда «Загадочный провал супергероя». «Понимаете, ребята, я проиграл», - сказал он в какой-то момент с нетипичным для него раздражением в голосе. – «Я проиграл. Это всё, что я могу сказать. Сегодня я не играл в свой лучший теннис». Его близкие говорят, что они сразу это поняли – как на стадионе, так и на экране телевизора. Мигель Анхель Надаль, который смотрел матч в Манакоре, сказал мне, что, увидев начало игры, он просто знал, сам в прошлом будучи спортсменом, что в этот раз чемпиону предстоит тяжелая борьба. «Так бывает», - произнес Мигель Анхель, пожав плечами. – «Это как если бы вышли на улицу, посмотрели на облака и поняли: сегодня будет плохой день», - объяснил он.
Во время каждой пресс-конференции Рафаэля Надаля, на которой мне доводилось присутствовать, начиная с марта, кто-нибудь обязательно спрашивает его о давлении, которое оказывает на него пребывание на первой строчке рейтинга. Реакция всегда одинакова: на его лице мелькает особое выражение, как бы говорящее «ребята, давайте уже перестанем об этом», после чего следует фраза примерно следующего содержания: «Поверьте, я не встаю утром с мыслью, что я первая ракетка мира. Я встаю утром с мыслью о том, что у меня сегодня матч и нужно постараться играть как можно лучше». Эта версия ответа из серии «я об этом не задумываюсь» прозвучал по-испански, для репортеров на турнире в Индиан-Уэллс, но я слышала его и на английском, на котором Надаль говорит не так бегло – снова и снова: Со мной все в порядке, я не зацикливаюсь на этом, я просто хочу играть в свой лучший теннис.
Одна из самых располагающих черт Надаля с тех пор, как он стал звездой мирового тенниса – его открытое восхищение Федерером. Надаль всегда положительно отзывается о способностях своих соперников, даже если только что разгромил их в пух и прах, но говоря о Федерере, он похож на непомерно восторженного ученика. «Ты великий чемпион», - сказал Надаль Федереру по-английски перед лицом всей теннисной публики мира, на церемонии вручения призов Открытого чемпионата Австралии. – «Ты один из лучших в истории». Надаль, естественно, победил его, а несколькими месяцами ранее сместил Федерера с первой строчки мирового рейтинга. И даже много раз услышав, как он это отрицает, сложно не подумать о том, что очень хорошей второй ракетке, должно быть, непросто справляться с грузом долгожданного успеха – воплощения своих желаний, когда бороться надо уже не за то, чтобы занять место, но за то, чтобы оттеснить дышащих ему в спину голодных конкурентов, один из которых – сам мастер.
«Я не думаю, что у него внутри что-либо изменилось – он все еще считает Федерера лучшим», - сказал мне его менеджер Карлос Коста, когда я приехала в Барселону за день до финала Ролан Гаррос. Как и остальные члены команды Надаля, Коста говорил о проигрыше Содерлингу философски и не пытаясь оправдываться: чемпион сыграл паршивый матч, говорили они, и проиграл его очень хорошему игроку, игравшему матч своей жизни. «Я не говорил с Рафой об этом», - признался Коста. – «Но думаю, что некоторое напряжение могло присутствовать. «Я никогда здесь не проигрываю, и уже столько лет. Я никогда не проигрывал на центральном корте – статистика, рекорды, достижения». Но это только мои размышления. Я не собираюсь затрагивать этот вопрос сейчас. Может быть, позже».
Я вернулась в Париж на финальный матч Федерера против Содерлинга, который продолжал выдавать сумасшедшую игру в четвертьфинальном и полуфинальном матчах против игроков, занимающих гораздо более высокое место в рейтинге. Во время матча Надаль-Содерлинг французская публика не благоволила Надалю, шумно выражая ликование по мере того, как становилось всё более очевидно, что забирающий все трофеи испанец близок к поражению. Но они любят Федерера и теперь поддерживали его, в то время как он плавно скользил по корту, не проронив, казалось, ни капли пота, и проделывал с теннисным мячом вещи, противоречащие законам физики: например, мяч легко перелетал над сеткой по дуге и приземлялся на грунт в передней части корта, тут же останавливаясь, а Содерлинг со всех ног бросался к нему с задней линии в тщетной попытке его отбить. «О-ля-ля», - воскликнул мужчина, сидящий рядом со мной. Это был Жан-Поль Лот, французский теннисист-пенсионер, в течение 10-ти лет возглавлявший национальную сборную. Вмешательству комических сил пришел конец. Во втором сете было несколько напряженных моментов, но Федереру суждено было выиграть матч, не проиграв ни одного сета. Наблюдая, как игра Содерлинга сходит на нет, Лот качал головой. «В обычный день», – сказал он, – «играй Надаль как Надаль, а Содерлинг – как сейчас, испанец быстро обработал бы этого выскочку из Швеции». «А если бы Надалю удалось дойти до этого финала», - заметил Лот, - «Федерер ни за что бы не выиграл».
Самое главное – голова, сказал мне Надаль. Учебники по совершенствованию игры в теннис полны подобных наказов, как и все пособия, объясняющие, как сделать свою жизнь такой, как вам хочется. И когда Федерер от радости падал на колени, выиграв последнее очко, я задавалась вопросом, был ли сейчас Надаль у экрана телевизора в Манакоре или он провел день финала так, как предполагал Коста – на рыболовной яхте друга семьи в Средиземном море. Надаль любит рыбачить. Он соревнуется и на рыбалке – он ничего не может с этим поделать, ему нравится смотреть, у кого окажется самый большой улов. Однажды я спросила его, как он видит свою взрослую жизнь по окончании теннисной карьеры, и первое, что он сказал было: «Яхта».
Он будет всё так же жить на Мальорке, сказал он. Он и его мама учредили фонд помощи детям развивающихся стран. Он будет принимать участие в работе фонда и в спортивной жизни. «Если моя карьера продлится еще три года, значит, она продлится еще три года», - сказал он. – «Я всё еще хочу совершенствоваться в теннисе. Если это будет два года, то два. Если еще пять лет – прекрасно». А потом он купит яхту, сказал он, но небольшую. «Яхту обычного размера», - сказал Надаль. – «Чтобы рыбачить в море».
(перевод AstraM)
Перевод сделан участником форума и взят отсюда: http://www.atptour.ru/viewtopic.php?f=28&t=2063&start=510