Поющая_Брунгильда все записи автора
"Здесь есть какая-то загадка..."
Интервью с Мишелем Крету для журнала PLAY, повествующее о создании альбома "Voyageur."
- Михаэль, что заставило вас в своё время отвернуться от энергичного нью-вейва и прийти к "ландшафтам грёз" первого альбома Enigma?
- Первый альбом Enigma - это просто-напросто та музыка, которую я хотел слушать. Я придумывал её, годами воображал, какими были бы идеальные композиции, предназначенные в первую очередь именно для меня. Тогда на рынке не было подобных пластинок, поэтому мне пришлось сделать такую пластинку самому.
- Обилие подражателей и эпигонов не смущает?
- Да, многие группы копируют Enigma. Честно говоря, для меня это комплимент. Согласитесь, ведь если бы я не придумал ничего нового, никто меня бы не копировал. А раз копируют - значит моя идея была стоящей! (смеётся)
- Вы - профессиональный музыкант с хорошей классической подготовкой. Не собираетесь ли написать академическую вещь?
- Заниматься классической музыкой? Нет, сейчас мне совершенно не хочется обращаться к классической форме - соната, кантата, оратория, концерт…
Может быть, когда я буду старым, я этим займусь.
- Когда вы изучали музыку, композицию, кто из европейских композиторов повлиял на вас больше всего?
- Трудно говорить о влиянии… На Enigma, например, не повлиял ни один композитор. Если говорить о моих личных музыкальных пристрастиях, то мой любимейший композитор - безусловно Бах. Также мне всегда нравился Чайковский, не меньше - Стравинский. Кстати, я это говорю не потому, что вы из России… (смеётся)
- Кто-то назвал Enigma "Dead Can Dance для богатых"/ По-вашему, это справедливое определение?
- Совершенно дурацкое! Мне больше нравится другое определение, которое дал журнал Billboard - "Pink Floyd 90-x". А потом менеджер Pink Floyd по этому поводу высказался ещё лучше: "Первый альбом Enigma - это "Dark Side Of The Moon" 21-го века". Так он и сказал. Самое смешное, что я никогда не был Фаном "флоидов".
- Вы учились в Париже в 1968-м. Социальные события того времени как-то повлияли на вас?
- Я был слишком молод и просто не отдавал себе отчёта в том, что происходит. Ничего не понимал - как-то стороной прошла мимо меня эта студенческая революция. Да и проучился-то я во Франции всего год…
- Тем не менее, известная "галломания" в вашем творчестве присутствует - взять хотя бы франкоязычные строчки из "Sadeness", которые многие поклонники вашего творчества связывают с влиянием маркиза де Сада?
- Когда-то давно мне попалось что-то из текстов де Сада, которые меня шокировали. Потом, спустя много лет, я познакомился с одним профессором, который мне объяснил, что своими текстами маркиз как бы "наказывал", обличал общество. Он ведь был поначалу очень верующим человеком, католиком, А у католиков всегда существовало и существует противоречие: секс-церковь. Поэтому те строчки из "Sadeness" - отсылка не совсем к де Саду. Просто я хотел отразить вот этот вечный конфликт религии и секса.
- Альбом "MCMXC A.D." попал на первое место в хит-парадах 41 страны. Как вам кажется, это - высшее достижение, поворотный пункт вашей карьеры?
- Давайте я сначала закончу свою карьеру, а потом вам скажу, что было её высшей точкой. (смеётся)
- Я имею в виду, не мешало ли вам то, что первый же альбом проекта достиг популярности, которую впоследствии очень трудно было достичь опять?
- Совсем нет. Да, первый альбом Enigma продавался очень хорошо. Второй, конечно похуже, но тоже громадным тиражом. Последующие альбомы также немного сдали, но это в основном из-за общего спада рынка компакт-дисков.
Вообще у меня совершенно нет проблем с популярностью - все альбомы очень хорошо расходятся, люди знают их. Единственное, может быть, в чём есть небольшая загвоздка, - композиции не очень охотно крутят радиостанции. У меня мало радиосинглов.
- Новый альбом звучит мягче, чем предыдущий "The Screen Behind The Mirror"…
- Более подходящий эпитет - "светлее, гуманнее". Дело в том, что я хотел сделать именно песенный альбом, чтобы это были просто поп-песни, но - с концепцией, саундом и подачей Enigma. Это - безусловно поп-музыка, но такая… утончённо-изысканная.
- Ваша музыка всё время испытывает какие-то этнические влияния…
- "Voyageur" первый альбом Enigma, где нет никаких этнических влияний, никакой "Кармины Бураны" и григорианского хорала, никаких сэмплов и заимствованных мелодий. Это - альбом, созданный от начала до конца на ровном месте. Я всё написал, сыграл, я и Рут Энн пели, а Сандра была нарратором, "говорила слова".
- Сандра не поёт?
- На "Voyageur" она не поёт, он проговаривает отдельные строки. Дело в том, что как вокалистка Сандра не интересна для Enigma. Её голос просто не подходит к моёй музыке.
А как этакий проникновенный нарратор она, наоборот очень хороша.
- С бывшей вокалисткой Olive Рут Энн вы записываете уже второй альбом…
- Рут Энн - очень милая девушка, она прекрасный человек и очень хорошо работает. Когда я услышал тот хит Olive несколько лет назад ("You're Not Alone" с альбома "Extra Virgin" 1996 года. - прим.авт.), я был очарован этим голосом. Этот тембр до такой степени пленил меня… Она уже спела на двух альбомах Enigma и будет работать со мной дальше. У неё нет нормального продюсера, композитора - только одна песня. Она гений: всё умеет, но нигде никогда не училась! Я хочу, чтобы люди услышали её, и я обязательно помогу ей. Как минимум, сделаю её сольный альбом.
- Как вы представляете себе "идеального слушателя" альбома "Voyageur"?
- Спросите об этом людей на улицах! Я ведь не пишу музыку для людей, я пишу её для себя. Кто вообще "идеальный" слушатель Enigma? Да кто угодно - это совершенно доступная популярная музыка, её могут слушать всё люди, любого пола и возраста, от семи лет до семидесяти.
© журнал PLAY №9 (32) сентябрь 2003
Александр Беляев
[источник:
http://www.musicfan.ru]