Екатерина Шульман на "Эхе"Электоральные фальсификации и подбросы наркотиков. Похожи они тем, что и те и другие обнаружимы математическими методами. Вообще, наука может всё. Если вы думаете, что нужно изыскивать какие-то сложные инсайдерские источники, у кого-то чего-то выпытывать и таким образом секреты узнавать, то нет. Всё лежит на поверхности. Как говорил Оскар Уайльд: «Тайны мира не в невидимом, а в видимом». Главное — уметь анализировать.
Итак, существуют отрытые данные по каждому уголовному делу, связанному с наркотиками, с какой дозой был задержан осужденный. Если мы положим эти данные на график, то мы увидим следующую удивительную вещь — что люди, которых задерживают с героином или марихуаной, склонны иметь при себе чуть больше той дозы, которая является разрешенной, то есть ровно столько, сколько нужно — я того, чтобы завести на них уголовное дело. Не сильно больше (потому что "зачем же?"), но и не сильно меньше (потому что "как же?").
О чем это нам говорит? Это называется неестественное распределение. Точно также, как неестественным является распределение голосов, скажем, по хронологической шкале, если у вас вдруг внезапно пришли и вбросили чего-нибудь или целый день вбрасывали. Всё это довольно легко обнаружимо.
Институт проблем правоприменения попытался таким образом вычислить, сколько уголовных дел является сфальсифицированными, если смотреть на это неестественное распределение. У них пошли совершенно жуткие цифры. Они говорят, что «мы еще смотрим наиболее грубо, то есть многие дела выкидываем как сомнительные в смысле их сомнительности (может быть, и не сфальсицированные). У них получилось, за 10 лет не менее 40 тысяч уголовных дел только об одном героине.
То есть можете себе представить, какое количество людей сидят, в общем, ни за что. Может быть, кто-то из них и является наркопотребителем. У нас как-то на этом месте довольно часто всё общественное сочувствие заканчивается, потому что еще делать с этими наркоманами, как не сажать их?
Давайте вспомним, каким образом те страны, которым удалось побороть у себя наркотическую эпидемию, это сделали. Все рецепты, скажу я с некоторым даже сожалением, банальны до невозможности. И массовые посадки абсолютно в них не значатся.
Трудность в борьбе с наркотрафиком состоит в том, что это международная организованная преступность, при этом чрезвычайно богатая. Поэтому с ней бороться затруднительно. Она, действительно, склонна инфильтрировать властные структуры и правоохранительные органы. Поэтому правоохранительные органы, инфильтрированные таким образом, не ловят наркоторговцев, дилеров или крупных поставщиков. Вместо этого они ловят мелких либо просто непричастных людей, либо наркопотребителей.
Те выдающиеся совершенно нарушения, которые были продемонстрированы на самом раннем этапе следствия в деле Ивана Голунова, являются типичными для дел такого рода. Просто во всех остальных случаях никто не обращает внимания, потому что у пострадавших нет адвоката. У них появляется адвокат по назначению, государственный адвокат…
- Которого мы за адвоката не считаем, который дает одну единственную рекомендацию всегда всем вне зависимости от дела: «Признайтесь и идите на особый порядок». Особый порядок — это порядок, в котором рассматривается до 80% всех дел в наших судах. Это признание вины. В этом случае доказательства не исследуются в суде. Это, в общем, автоматическая штамповка. Людям рассказывают, что, таким образом, они получат меньше.
В значительном большинстве случаев, если бы они не признавались, не получили бы ничего. Но им об этом некому сказать, потому что адвокат им рассказывают, что «ты давай подпиши — и выйдешь ты на условный срок». После этого человек получает 7 лет. Сроки там очень большие. Вот еще раз скажу, что по той статье, по которой Ивану Голунову было предъявлено обвинение — от 10 до 20 лет.
М.Наки
- И по той статье, по которой будут проходить те, кто ему подбросил эти наркотики.
Е.Шульман
- С чем мы их всех и поздравляем. В интересах всех этих людей все-таки провести реформу антинаркотического законодательства. Если мы с вами в результате всего этого публичного шума и сдвига тектонических пластов сможем подобраться к статье УК 228, то мы сделаем великое дело. 228-я известна как «народная». Это, действительно, народная, самая массовая статья.
Что с ней надо делать. Во-первых, надо менять дозы. Если уж у нас не криминализовано потребление, то дозы, которые можно хранить у себя дома и не быть обвиненным в сбыте, должны быть увеличены.
Во-вторых, должен измениться процессуальный порядок, согласно которому доказывается, таким образом, вина. Суды должны внимательней относиться к представленным доказательствам и их допустимости. Есть такой термин юридический «допустимость». Если доказательства получены неправильным правовым способом, то они не должны приобщаться к делу.
Судам следует перестать до такой степени смотреть на мир исключительно глазами обвинения. В этом деле, кстати говоря, мы увидели первые проблески надежды, когда вдруг неожиданно по такой тяжкой статье вместо меры пресечения, которое просило и прокуратура и следствие, суд определил домашний арест. Тут стало ясно, что чего-то такое у нас сдвинулось.
Можно ли подобраться к 228-й? Ну, что я вам скажу: 282-ю убили, выпотрошили и на стенку повесили. Из 228-й чего-нибудь можно попробовать сделать, а также с 228-1. У нас с 2006 года антинаркотическое законодательство только ужесточается. Мы видим, что эта политика не работает, наркопотребление не снижается. При этом накачивается тюремное население. От 27% до 40% всех сидящих людей — это люди, которые сидят по этим статьям.
Если мы с этим чего-то сделаем, то у нас наша отрадная тенденция снижения числа сидящих, она еще будет продолжена, в чем мы с вами заинтересованы из-за этого сверхвысокого процента рецидивов. Мы — общество — не хотим за свои деньги воспитывать криминальные кадры. Мы хотим, чтобы люди были социализированы, чтобы наркопотребители лечились.
Еще раз повторю: меры по снижению наркотической нагрузки на общество, в общем, все известны. Существует такая вещь как заместительная терапия. Существуют разного рода медицинские методы. Существует легализация легких наркотиков, которые совершенно не являются, судя по мировой практике, воротами в какие-то тяжкие наркотики. В общем, есть разные методы.
Есть более радикальные в этом отношении страны вроде некоторых американских штатов или Нидерландов в Европе. Есть те, в которых законодательство построже. Великобритания, например, довольно суровая страна в этом отношении. На разный опыт можно ориентироваться.
Исключительно не хочется ориентироваться на опыт американский в целом. Может быть, на опыт некоторых американских штатов, потому что там очень по-разному законодательство устроено. Америка, вообще, единым правовым пространством кажется только из-за рубежа, а внутри она вся разная. Но и обобщенный опыт, на него, действительно, особенно не хочется смотреть.
Разговоры о том, что хорошо бы тут чего-нибудь поменять, в эти дни было слышно. Было их слышно, в частности, от Татьяны Москальковой, от омбудсмена по правам человека, которая встречалась с президентом. По-моему, это было как раз вчера. И об этом тоже говорила.
Какие-то в Думе тоже раздаются всхлипы. Еще раз повторю, инициатива была и от МВД. Она довольно техническая, она не революционная — та, что МВД предложил. Это еще на нашем любимом сайте regulation.gov.ru… Кстати, можно найти ссылку, поставить лайков, мы с вами это очень хорошо научились делать, прямо отлично получается. Если её — лиха беда начало — сначала поддержать, а потом расширить, это может вылиться в некоторую либерализацию.
Можно, если настолько признано уже руководством МВД, что у нас эти дела фальсифицируются, — можно говорить, например, о включении наркотических статей в следующую амнистию, чего у нас никогда не происходит, потому что эти статьи считаются тяжкими. Какие-то параметры этих статей должны быть вынесены из тяжких в средней тяжести или легкие. Именно с целью исключить первично попадающих и взятых с небольшой дозой.
Кроме того чрезвычайно расширенное представление о сбыте (хранил — значит, это уже практически сбыт) должно быть тоже законодательно гораздо более определенно прописано для того, чтобы сбыт всем подряд не шили.
https://wombatik.livejournal.com/7545844.html